Тема: Молитва Господня. «Отче Наш»




Скачать 82.81 Kb.
НазваниеТема: Молитва Господня. «Отче Наш»
Дата публикации16.10.2013
Размер82.81 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Забродина А.И., г. Бийск Алтайский край

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш»

Цель:

  1. показать нравственную силу и эстетическую красоту Молитвы Господней, ее жанровые особенности;

  2. отметить влияние религиозных мотивов на русскую поэзию XIX века на примере стихов известных русских поэтов;

  3. побудить детей прикоснуться к великим святыням русской культуры.

На доске портреты: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Хомякова, П.А. Вяземского, великого князя Константина Романова и другие.

Ход урока

I. Оргмомент.

II.Сообщение темы и целей урока.

Ребята, мы завершаем изучение лирики в этом учебном году необычным, очень ярким и сильным произведением - Молитвой Господней или другое ее название «Отче Наш».

  • Как вы думаете: почему авторы учебника поставили ее в конце раздела, посвященного лирическим и лироэпическим произведениям? (Пусть учитель выслушает мнение ребят, это вовлечет их в активную мыслительную деятельность. Не обязательно рассчитывать на исчерпывающий однозначный ответ).

  • Сегодня на уроке мы будем читать это произведение духовной литературы, вслушиваться в великую силу слов его, улавливать красоту звучания каждого слова, как это делали в свое время великие русские поэты, которые сегодня вместе с нами. Мы выясним, что это за жанр такой — молитва, в чем его специфические особенности, для чего создавался этот жанр, а в конце урока почитаем стихи русских поэтов, чтобы убедиться, что этот духовный жанр нашел продолжение в произведениях светской литературы. А чтобы вам было все понятно, на столе у вас словарики незнакомых вам слов, (словарь!)

III. Работа над Молитвой.

  1. этап — подготовительный.

  • Что о духовной литературе вы знаете с 5 класса? Какие произведения читали? Какое впечатление они на вас произвели? (Учащиеся должны вспомнить, что духовная литература – религиозная литература, и учит она нравственности).

  • Знаете ли вы, что такое молитва? Подберите однокоренные слова (молить, умолять, молящий и т.д.). Синоним к слову молить – просить. Просить кого и о чем? Что такое молитва? Какие молитвы знаете? Кто попробует прочитать наизусть и прокомментировать, как понимает смысл этой


Забродина А.И., г. Бийск Алтайский край
молитвы?

  • А теперь давайте запишем в тетради определение: Молитва - обращение верующего к Богу; канонизированный текст обращения.

Что значит канонизированный? Смотрите в учебнике сноску.

2 этап выразительное чтение учителем «Отче Наш»

(Учащиеся следят по тексту учебника. В учебнике молитва дается от Луки, на листах у детей - от Матфея).

3 этап — осмысление прочитанного.

На этом этапе вначале учитель должен дать слово учащимся, что они поняли и что чувствовали, когда слушали это произведение (Обращение к словарю). В чьем изложении (от Луки или от Матфея) вам больше понравилось? Почему? А затем учитель дает комментарий. Слово учителя (материал из книги Первые шаги в православном храме. ГИПП Алтай, 1993)

Однажды святые апостолы сказали Господу Иисусу Христу: "Господи, научи нас молиться" (Лк II.I). Тогда Господь дал им молитву «Отче наш», которая поэтому и называется молитвой Господней. Чтобы удобнее рассмотреть молитву Господню, можно разделить ее на призывание, семь прошений и славословий.

Отче наш, сущий на небесах. Так читается призывание молитвы Господней. Мы называем Бога отцом, потому что Он есть Творец всех людей и Хранитель рода человеческого. Он любит нас, как отец любит своих детей, и готов во всем помочь нам. Поэтому и мы, как дети отцу, должны открывать Богу наши нужды со всею искренностью и сердечной простотою, любить его всей душой и сердцем, повиноваться Ему и исполнять Его заповеди. Молящийся наедине тоже должен говорить "Отче "наш", потому что Бог есть общий всем нам Отец и желает, чтобы все мы любили друг друга, как братья, и чего просим в молитве себе, того просили бы и другим. Бог везде присутствует, но небо есть место особенного присутствия Божия, там Богоматерь, ангелы и святые угодники Божьи служат Богу, поклоняются и прославляют Его. Поэтому и мы, произнося слова молитвы: «сущий на небесах», должны оставить все земные Мысли и заботы и направить ум свой и сердце к пребывающему на небесах Богу.

  1. Да святится имя Твое. Вот первое прошение наше. Имя Божие само в себе есть святейшее. Оно может святиться и в нас, когда мы, с глубочайшим благоговением воспоминая о Боге и зная, что Он находится везде и все знает, остерегаемся даже мысленно оскорбить Его; святится в наших словах, когда мы удерживаемся от злых речей, лжи и клеветы; святится во всех делах наших, когда мы живем по заповедям Божиим, - одним словом, когда мы исполняем завет Господа: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф 5.48).

  2. Да приидет царствие Твое.

Бог царствует в мире с самого создания мира, Он сохраняет мир и все направляет к добру. Поэтому и мы должны просить Бога, чтобы Он

Забродина А.И., г. Бийск Алтайский край
царствовал в нас, т. е. чтобы управлял нашими душевными силами и внушал нам жить свято, чтобы удостоиться царства небесного. Вполне же откроется царство Божие после второго пришествия Господа Иисуса Христа на земле.

3. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

Этими словами мы просим Бога, чтобы Он помог нам исполнить волю так же свято и беспрекословно, как она исполняется святыми ангелами на небе. Воля же Господня требует, чтобы мы удалились от худых дел и во всем следовали заповедям Божиим. Этими же словами мы показываем полную покорность Богу и выражаем готовность принять от Него все, что Ему угодно дать нам.

4. Хлеб наш насущный дай нам на сей день.

Первыми тремя прошениями молитвы Господней мы обращаемся к Богу с молением о том, что относится прямо к славе Его, именно о том, чтобы нам мыслями и делами прославлять Бога, чтобы удостоиться царствия Небесного, чтобы во всем поступать по Его воле.

В дальнейших прошениях мы молим Его о собственных наших нуждах телесных и душевных. Нужды телесные разнообразны: нам необходимы здоровье, пища; одежда, жилище и проч. Но пища всего нужнее для человека, и без нее он обойтись не может. Поэтому всех благ телесных должно просить у Бога, а преимущественно же хлеба, но притом хлеба только насущного, т. е. необходимого для существования, для жизни, а не излишнего.

Должно просить у Бога столько пищи, чтобы поддержать жизнь, и это не будет мало для того, кто привык довольствоваться малым. Словами днесь, т. е. на сей день, Господь внушает, чтобы мы не заботились чрезмерно о будущем, а также чтобы мы не приступали к пище, не испросив наперед каждый раз у Бога благословения на то; ибо как бы ни были мы богаты средствами жизни, они все-таки не наша собственность, а Божия, которою грешно располагать самовольно, без всякой мысли о нашей зависимости от Бога. Но, если хлеб есть собственность Божия, то почему мы называем его "наш"? По отношению к Богу мы не имеем права полученный от Него хлеб называть нашим, но можем называть его так по отношению к ближним, выражая этими словами желание, чтобы Господь дал нам такой хлеб, который мы могли бы вкушать с чистой совестью, как законную нашу собственность, честно и безобидно для других приобретённую. Под именем "хлеба насущного" мы просим у Бога хлеба, необходимого не только для тела, но и для души. Для души необходимы: слово Божие, Тело и Кровь Христовы.

5. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Долгами мы называем наши грехи: мы должны исполнять заповеди Божьи, а если не исполняем, то, следовательно, остаемся в долгу у Бога. Мы должны поступать с людьми по заповедям Божиим, а они с нами. Если же не поступаем так, то грешим друг против друга и, следовательно, остаемся в долгу. Господь только - тем прощает грехи, кто кается в них и кто сам

Забродина А.И., г. Бийск Алтайский край
прощает другим (Мф 6.14-5).

6. И не введи нас в искушение.

В этом прошении мы молим Бога отвратить от нас такие обстоятельства жизни, такие несчастья (нужда, беда) и такие стечения обстоятельств, которые склоняют нас ко греху, соблазняют нас. Часто у нас недостает сил удержаться от греха в этих случаях, а потому мы должны молить Бога, чтобы Он удалил от нас эти искушения или помог нам победить их и устоять в добре.

7. Но избавь нас от лукавого.

Под словом лукавого мы должны прежде всего разуметь такое зло, которое кроется внутри человека - в душе его. Затем диавол старается развращать людей и удалить их от Бога, поселяет в нас худые мысли и желания; но он делает нам зло только тогда, когда мы поддаемся ему сами. Наконец, в мире вообще много всяких несчастий и скорбей. От всех зол, в нас самих или вне нас лежащих, мы и просим избавить нас.

Ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

Свои прошения мы оканчиваем славословием Богу, выражая свою благодарность Ему и надежду на то, что Он подаст Нам, чего мы просим: ибо Ему принадлежит царство над миром, у Него есть сила исполнить паши прошения и ему принадлежит вечная слава.

Обобщение: Так о чем же эта молитва? (ответы детей).

4 этап - выводы

Учитель. Послушав детей, сделает примерное заключение: «Отче Наш» - небольшое по объему произведение, но очень сильно по воздействию на душу, ум человека. Здесь важно каждое слово, каждое выражение, так как содержит в себе огромный смысл, великую силу влияния на человека. Молитва очищает душу, снимает с нее тяжесть, побуждает на хорошие поступки. Прочитав такую молитву, человек захочет сделать что -то светлое, прекрасное для себя, для близких, для окружающих. Такие молитвы подвигли русских писателей на создание стихов, которые иначе, как шедеврами русской классики, не назовешь. Давайте почитаем их стихи и постараемся уловить и созвучие и разницу звучания. Сделаем вывод: почему так происходит в поэзии?

5 этап - чтение стихов.А.С. Пушкин «Отец людей, Отец Небесный…», А.С. Хомяков «К детям», П.А. Вяземский «Молитва Ангелу-хранителю», К.Р. «Молитва».

Направляющий материал учебника с. 165, 168 поможет выстроить беседу с учащимися. Не нужен глубокий анализ стихов, главное, чтобы дети уловили тот эмоциональный настрой, который присутствует в каждом из прочитанных стихов и тот факт, что духовная литература оказала влияние на творчество русских поэтов.

В результате работы учащиеся придут к выводу, что стихи похожи на молитву, что они чистые, светлые, пронзительно добрые. Только вера в Бога помогла написать поэтам такие произведения. А разница в том, что в этих

Забродина А.И., г. Бийск Алтайский край
стихах выразилось личностное отношение русских поэтов к Отцу Небесному.

  1. этап — заключительный.

Общие выводы.

  • Что же мы сегодня на уроке узнали? Чем обогатили свой ум, а главное душу? (слово учащимся).

  • Теперь понятно, почему мы завершаем учение лирики именно этим произведением? (Духовная поэзия очень лирична, она подвигает поэтов на создание своих стихов).

В старших классах вас ждет встреча с выдающимися произведениями русской классической литературы: Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова и других писателей. Они не смогли бы, наверное, написать эти произведения, если бы не верили в людей, в истинные ценности: доброту, справедливость, милосердие. Но они верили, и эту веру черпали в произведениях духовной литературы. Возможно, что у вас такие произведения оставят след в душе, и вы вырастите хорошими людьми. Иначе быть не может.

IV. Домашнее задание.

Выучить наизусть или приготовить выразительное чтение стихотворения, помещенного в хрестоматии, или найти другое, более понравившееся и приготовить его.

Словарь.

Отче наш - Отец наш

Иже - который

Еси - есть

Святится - остается святым

Яко — так как, чтобы, как

Даждь - дать

Днесь — сегодня

Якоже - как и

Искушение - соблазн

Лукавый - неверный, соблазнитель, нечистый, обманщик, бес

Аминь - истинно, так

Молитва «Отче Наш» от Матфея. (Новый завет).

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет царствие твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущий дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам'нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и слава во веки. Аминь (Мф с.9-14)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш» iconО молитве молитва нескончаемое творчество молитва путь к познанию молитва преодолевает трагизм
Твою, но дни мои истекают в безвыходных противоречиях Страшусь потерять Тебя за те злые мысли, что в сердце моем; и страх этот распинает...

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш» iconТребник
Благословен Бог наш: Трисвятое по «Отче наш:»; затем в Господский или Богородичный праздник – тропарь и кондак его, в прочие же дни...

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш» iconУрок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока:...
Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня»

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш» iconК какому типу лирики относится стихотворение «Молитва»?
Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и выполните задания

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш» iconНа малой вечерни
Отче наш Кирилле богомудре, / от юности Божественному учению прилежал еси, / и плоды достойны Христу Царю принесл еси, / Темже преукрашен...

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш» iconТема: М. Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм...
Тема: М. Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики. "Молитва"

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш» iconТема: «Да исправится молитва моя…»
Г. В. Свиридов музыка к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» хоровая фреска «Любовь святая»

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш» iconВечерняя молитва маарив вводные молитвы
Вечерняя молитва — Маарив или Арвнт — состоит в основном из молитвы Шема с двумя берахот до нее и двумя после нее; затем следует...

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш» iconИ верой вашей уцелею: молитва на войне. Тематический вечер (сценарий)
И верой вашей уцелею: молитва на войне. Тематический вечер (сценарий)/ Сост. О. Н. Капсомун, заведующая филиалом / Зиминский сельский...

Тема: Молитва Господня. «Отче Наш» iconТема урока Тип урока
Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад». Слушаем музыку П. Чайковского «Утренняя...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница