Скачать 335.54 Kb.
|
Содержание Николай Герасимович ПомяловскийВасилий Алексеевич Слепцов Николай Васильевич Успенский Федор Михайлович Решетников Всеволод Михайлович Гаршин |
МИНИСТАРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М.БЕРБЕКОВА» РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА(вторая половина)Методические указания для студентов ЗФО Нальчик 2008УДК 821.161. (075) ББК 83 Зря 73Рецензент: доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и риторики Пятигорского государственного лингвистического университета Л.В.Витковская Составитель: Мусукаева А.Х. Русская литература XIX века (2-ая половина): Методические разработки. – Нальчик: Каб-Балк. ун-т, 2008. Издание содержит материалы к курсу «История русской литературы». Предназначено для студентов заочной формы обучения отделения русского языка и литературы. Рекомендовано РИСом университета УДК 821.161 (075) ББК 83 ЗРя 73 Кабардино-Балкарский государственный университет, 2008 ВВЕДЕНИЕ Предлагаемые методические разработки предназначены для студентов заочной формы обучения отделения русского языка и литературы; они имеют строго научную основу и выверенную концепцию. История русской литературы XIX века делится, как правило, на две половины. В первой половине XIX века получают свое развитие различные романтические течения, к этому же периоду относятся и 40-е годы, когда утверждается значительное реалистическое направление. В творчестве А.Грибоедова и особенно А.Пушкина формируется метод критического реализма, наиболее значительным становится появление реалистической прозы, которая получила свою оценку в труде В.Г.Белинского «О русской повести и повестях Гоголя» (1835). В русской литературе первой половины XIX века реализм характеризуется по-разному, в зависимости от основоположника: реализм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. У А.С.Пушкина художественная концепция мира, истории, личности связана с нравственными общечеловеческими ценностями, с исторической ролью русского дворянства и русского народа. М.Ю.Лермонтов в своих реалистических произведениях всячески отстаивает личность, ее права на свободу и независимость, борется с несправедливыми законами общества, с лицемерием, ханжеством, ложью. Реализм Гоголя обнажает всю российскую действительность: отсутствие законов, пошлая повседневность, забытые понятия чести, благородства, достоинства и т.д. Творчество Пушкина, Лермонтова и Гоголя может быть охарактеризовано как первый период в развитии критического реализма в русской литературе. Особое место в русской литературе первой половины XIX века занимает «натуральная школа» 40-х годов — общество молодых писателей А.Герцена, И.Гончарова, И.Тургенева, А.Писемского и других, где реализм одерживает окончательную победу. Но следует отметить, что в литературе «натуральной школы» были различные течения, направления, стилевые особенности. Во второй половине XIX века реалистический метод становится ведущим, причем характеризуется он как критический и социально-обличительный. Реализм второй половины XIX века распадается на ряд видов, из которых можно выделить тематическую, а также жанровую классификацию: реализм, отражающий формы самой жизни (И.Тургенев, И.Гончаров, Н.Некрасов), гуманистический критический реализм (А.Герцен), сатирический, гротескный реализм (Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин), философско-психологический реализм (Л.Толстой, Ф.Достоевский, В.Гаршин). В период 80-90-х годов реализм продолжает оставаться господствующим направлением в русской классической литературе, но он видоизменяется, обретает новые черты, наполняется высокой философской проблематикой: «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» Л.Н.Толстого. Именно в этом периоде исследователи отмечают еще две особенности в русском литературном процессе: «фактографическое, натуралистическое изображение действительности и изображение ее при помощи символов» (В.Кулешов). Особую роль начинает играть импрессионистическая обрисовка характеров, что наиболее ярко проявилось в творчестве А.П.Чехова, в частности в драматургии. Изменения общественно-политического характера в России рубежа XIX-XX веков формируют новые представления о культуре и литературе, основным лейтмотивом в которых становится резкая контрастность. В это же время в литературе наблюдается и своеобразное сочетание символики с бытовизмом, поэтичности с натурализмом. XIX век завершается творчеством А.П.Чехова, самого сложного и в то же время самого «доступного» и «открытого» читательскому сознанию. Творчество А.П.Чехова «ведет» в XX век, в котором его очерки, рассказы, повести будут рассматриваться как романы, именно в XX веке мы станем свидетелями признания Чехова во всем мире. Все указанные литературные течения и направления русской литературы конца XIX века не только боролись, но и взаимодействовали, обогащая друг друга. Основное место в ней занимал реализм, который значительно изменился, углубил свою аналитичность и художественную выразительность. Лекционный курс истории русской литературы XIX века является важнейшим в процессе подготовки специалистов-филологов. Методические разработки дают представления о периодах развития истории русской литературы XIX века, о творчестве отдельных художников слова, знакомят с учебной и специальной научной литературой. Практические занятия развивают самостоятельную аналитическую работу студентов с текстами художественных произведений, вырабатывают свой взгляд и свою позицию на спорные вопросы литературного процесса классического периода. Как правило, на практических занятиях решаются определенные задачи: повторяется и закрепляется лекционный материал, анализируется и углубляется тема благодаря дополнительному материалу, используемому студентами при подготовке к практическому занятию. На практических занятиях создаются дополнительные условия для углубления литературоведческих знаний, эстетического развития студентов в целом. При проведении практических занятий используется несколько видов работы: опрос по рекомендованному плану занятий, анализ трудов русских критиков, реферирование монографий и статей ведущих современных литературоведов. В связи с ограниченным количеством часов лекционных и практических занятий на заочной форме обучения, особое внимание в методических разработках уделяется самостоятельной работе студентов. Задача самостоятельной работы студентов состоит в том, чтобы научить студента внимательно читать, анализировать художественный текст, уметь определить его художественное своеобразие, роль и место в истории русской литературы. Таким образом, конкретные наблюдения над текстом художественного произведения должны быть осмыслены и обобщены в историко-литературном плане, соотнесены с известными выводами литературной критики XIX века, с особенностями развития определенного этапа культурного развития России. Что включает в себя самостоятельная работа по русской классической литературе? За основу берется текст художественного произведения, и очень важно представлять себе последовательность, этапность работы над конкретным, прозаическим или поэтическим, текстом. Драматургическое произведение, как известно, требует особого подхода. Студентам необходимо избегать шаблонов и стереотипов при анализе произведения, разделяя его на «идейно-тематическое содержание» и «художественно-поэтические особенности». С другой стороны, необходимо видеть объективную роль произведения, не подменять его личными впечатлениями, оценками типа «понравилось - не понравилось». Личностное восприятие, разумеется, сохраняется, но оно должно быть подкреплено знаниями, умением анализировать, делать верные выводы. Как известно, универсальной методики анализа художественного текста нет, но есть общие и необходимые требования, которым нужно следовать. Любое произведение русской классической литературы, как и вообще любое произведение искусства,- это целостный и единый организм, от которого ничего отнять и к которому ничего добавить нельзя. В нем, сквозь призму частной проблемы, решаются значительные проблемы эпохи, народа. Анализируя конкретное произведение, необходимо показать и доказать единство его художественного целого, ибо произведение искусства – это не тождество с жизнью, а совершенно самостоятельное явление этой жизни, в котором слились и сама действительность, и художественный метод, и взгляды автора, его собственное художественное «я». При подготовке к зачетно-экзаменационной сессии по истории русской литературы XIX века студенты могут использовать следующие издания:
Тезисы лекций (12 часов) Литературное движение 1860-1870-х годов Кризис крепостнической системы в России. Литературные течения, направления, школы периода 60-х годов. Литературно-общественная борьба в эпоху подготовки реформы. Раскол в редакции «Современника» и превращение журнала в орган революционной демократии. Особенности реалистического направления в русской литературе. Типологические разновидности реализма, их проявление в творчестве И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, Н.Г.Чернышевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Основные идейные и стилевые течения в русской литературе 60-х годов. Особенности формирования и развития жанровой системы. Эпическая основа русского романа, место и значение жанра романа. Судьбы русской поэзии периода 60-х годов: А.Фет, Я.Полонский, А.Григорьев, А.Майков, Н.Некрасов и другие. Жанровое многообразие творчества А.К.Толстого: поэзия, проза, драматургия. Сочинения Козьмы Пруткова. Русская драматургия середины XIX века. Национальный театр и творчество А.Островского. Драматургия А.Потехина, А.Писемского. Литературно-критическая деятельность Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. «Очерки гоголевского периода русской литературы» и «Эстетические отношения искусства к действительности» Н.Г.Чернышевского как теоретическая основа новой демократической литературы, новых принципов изображения народа. Роль идейно-эстетических традиций 1860-х годов в русской литературе периода 70-80-х годов. «Отечественные записки»: Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин. Литературное движение эпохи и периодические издания: «Русский вестник» М.Каткова, «Дело» Г.Благосветова и Н.Шелгунова, «Вестник Европы» М.Стасюлевича. Особенности развития прозы: Расцвет жанра романа (Л.Толстой, Ф.Достоевский, М.Салтыков-Щедрин). Углубление реализма, психологизма, сатирического начала. Роль творчества А.Островского, И.Гончарова, И.Тургенева в литературе 70-х годов. Народное движение. Г.Плеханов о литературном народничестве. Литература
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Творческий путь художника. Ранний период творчества: Тургенев как поэт-лирик. Сближение Тургенева с «натуральной школой», с В.Г.Белинским. Антикрепостническая направленность «Записок охотника». Своеобразие композиции, лиризм, искусство пейзажа произведения. Драматургия И.С.Тургенева. Художественное своеобразие пьесы «Месяц в деревне». Повести И.С.Тургенева 50-х годов: своеобразие конфликтов, художественные особенности («Дневник лишнего человека», «Ася», «Фауст» и другие). Романы И.С.Тургенева 50-х годов. «Рудин»: художественное решение темы «лишнего человека», противоречивость оценки романа в русской критике. Тургенев как «летописец русской интеллигенции». Роман «Дворянское гнездо». Проблематика, основная сюжетная линия, духовные искания героев в романе. Оценка романа Н.Добролюбовым и А.Григорьевым. Роман «Накануне». Инсаров как герой нового времени. Идейный смысл образов Инсарова и Стаховой. Статья Н.Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», разрыв И.С.Тургенева с «Современником». Роман «Отцы и дети». Евгений Базаров как герой новой эпохи. Идеологическая позиция Базарова. Своеобразие композиции «Отцов и детей». Образы дворян-либералов в романе. Оценка романа в русской критике (Антонович, Герцен, Катков, Писарев). Изображение русской политической эмиграции в романе «Дым». Д.Писарев о романе. Отражение общественной жизни России 70-х годов в романе «Новь»: дворянский либерализм, народничество, демократические идеи. Последний период жизни И.С.Тургенева: фантастические повести, «Стихотворения в прозе». Русский критический реализм и творчество И.С.Тургенева. Особенности романной прозы, лиризм повествования, сюжетно-композиционное своеобразие романов и повестей. Роль пейзажа в произведениях И.С.Тургенева. Роль и место И.С.Тургенева в русской и западно-европейской литературах (Ж.Санд, Золя, Мопассан, Флобер и другие). Литература
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Ранний период творчества. Тема нравственного самоусовершенствования личности в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Проблемы реализма и народности в «Севастопольских рассказах». Образ молодого помещика в повестях 50-60-х годов: «Рубка леса», «Утро помещика», «Поликушка», «Казаки» и другие. Н.Г.Чернышевский о психологизме творчества Л.Н.Толстого. Педагогическая деятельность Толстого, его детские произведения. Журнал «Ясная Поляна». «Война и мир» как героическая эпопея. Творческая история романа, жанровое своеобразие. Война как философская проблема. Образ народа в романе. Принцип художественной антитезы. Образная система романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и другие. Проблемы патриотизма, связи с народом, героизма. История и исторические деятели в романе. Образ автора в романе. Роль философских отступлений в структуре повествования. «Анна Каренина»: «мысль семейная» в идейной структуре романа. Проблемы семьи, брака и любви в романе. Трагедия Анны Карениной, смысл ее конфликта с обществом. Образ Константина Левина как воплощение духовных исканий Толстого. Образы русских дворян (Вронский, Каренин, Облонский). Жанрово-композиционные особенности романа. Период 80-х годов в творчестве Л.Толстого: кризис мировоззрения, религиозно-философские взгляды («Исповедь», «Так что же нам делать?», «В чем моя вера?). Проблематика народных рассказов 80-х годов. Проблемы реализма и психологизма повестей «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого. «Воскресение»: критика государственных и общественных принципов России. Образная система романа: Дмитрий Нехлюдов как центральный герой. Смысл заглавия романа, особенности композиционного построения, публицистическое начало в романе. «Хаджи-Мурат»: художественное изображение национального движения горцев Кавказа. Повести и рассказы 1890-1900-х годов: «Отец Сергий», «После бала». Взгляды Л.Н.Толстого на искусство. Русский реализм и творчество Л.Н.Толстого. Основные этапы развития толстовского реализма. Проблема психологического анализа в произведениях Толстого. Особенности стиля художника. Роль и место Л.Н.Толстого как художника и мыслителя в истории русской и мировой культуры. Литература
16. Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. – Л., 1974. 17. Курляндская Т.Б. Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой: К проблеме религиозно-нравственных исканий // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997. 18. Николаева Е.В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе, 1997, №5. 19. Сушков Б.Ф. Религия совести // Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула, 1989. Федор Михайлович Достотоевский (1821-1881) Проблема периодизации творчества Ф.М.Достоевского. Ранний период творчества. «Бедные люди», оценка романа В.Г.Белинским. Романы и повести конца 50 – начала 60-х годов: «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные». «Преступление и наказание». Идейная структура романа. Образная система романа. Идейные и психологические мотивы поступков героев. Родион Раскольников как герой-индивидуалист. Проблема «двойничества» в романе. Смысл финала романа. «Идиот». Князь Мышкин как идейный центр романа. Образы «гордых людей». Проблема «положительно прекрасного человека». Религиозные мотивы в романной прозе Ф.М.Достоевского. «Бесы» как роман-предупреждение. История создания романа, жанровая специфика. Проблематика, поэтика, образная система романа. «Братья Карамазовы»: моральная, философская, социальная проблематика романа. Художественное решение противоречий общества и семьи. Образная система романа. Тема Бога и человека. Единство художественного и публицистического в «Дневнике писателя». Русский критический реализм и своеобразие реализма Ф.М.Достоевского. Нравственно-психологические проблемы романной прозы Ф.М.Достоевского. Особенности сюжетно-композиционного построения произведений, образ рассказчика, своеобразие стиля. Роль и место Ф.М.Достоевского в русской и мировой литературе. Развитие важнейших концепций творчества Достоевского в культуре XX века (Розанов, Мережковский, Сартр и другие). Литература
22. Кожинов В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три шедевра русской классики. – М., 1971. 23. Розанов В. Легенда о великом инквизиторе Достоевского. // Мысли о литературе, М., 1989.
Антон Павлович Чехов (1860-1904) «Чеховский этап» в истории русского критического реализма. Периодизация творчества Чехова. Новеллы Чехова 80-х годов: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник». Сатирическая направленность новелл «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев». Жанр повести в творчестве А.П.Чехова периода 80-х годов: «Тоска», «Счастье», «Враги», «Степь», «Припадок» и другие. Художественное решение важнейших проблем эпохи в произведениях «Скучная история», «Палата №6», «Моя жизнь», «Дом с мезонином» и другие. Принципы художественной объективности в прозе Чехова. Проблемы нравственности в произведениях «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». Художественное своеобразие произведениях 1890-1900-х годов, отражение в них социальных, нравственно-этических проблем эпохи: «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста» и другие. Драматургия А.П.Чехова: проблемы традиций и новаторство. Драматургическое новаторство А.П.Чехова в пьесах «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад». Характер конфликта, жанровое своеобразие, особенности лирического «подводного течения» в пьесах А.П.Чехова. Связь прозы и драматургии А.П.Чехова. Особенности реализма Чехова; «повседневность» как художественная реальность: психологизм, символизм, комическое и трагическое, юмор и гротеск. Мировое значение творчества А.П.Чехова. Литература 1. Чехов А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Злоумышленник. Унтер Пришибеев. Тоска. Счастье. Степь. Спать хочется. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Палата №6. Дом с мезонином. Человек в футляре. Крыжовник. Ноныч. Дама с собачкой. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад. (любое издание). 2. Бялый Г. Чехов и русский реализм. – Л., 1981. 3. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1979. 4. Громов М.П. Книга о Чехова. – М., 1980. 5. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989. 6. Лакшин В.Я. Лев Толстой и А.П.Чехов. – М., 1975. 7. Линков В.Я. Художественные мир прозы Чехов. – М., 1982. 8. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехов. – М., 1995. 9. Паперный З.С. «Вопреки всем правилам...»: Пьесы и водевили Чехова. – М., 1982. 10.Паперный З.С. Записные книжки Чехова. – М., 1976. 11.Полоцкая Э. А.П.Чехов: Движение художественной мысли. – Л., 1979. 12. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л., 1987. 13. Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 80-х – начале 1890-х годов. – М., 1994. 14. Чехов и его время: Сб. ст., М, 1977. 15. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971. 16. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М., 1986. 17. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин. Достоевский. Чехов. СПб., 1998. 18. Есин А.Б. О чеховской системе ценностей // Русская словесность. 1994, №6. 19. Катаев В.Б. Эволюция и чудо в мире Чехова: повесть «Дуэль» // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997. 20. Сухих И.Н. Будущее у Чехова // Нева, 1996, № 2. Литературное движение 1880-1900-х годов Общественно-политическая эпоха и развитие литературы. Формирование русской религиозно-философской мысли ХХ века: В.Розанов, Д.Мережковский, Н.Федоров. Новые направления религиозной мысли в трудах Л.Толстого, Вл.Соловьева, К.Леонтьева и др. Периодическая печать: ведущие журналы – «Русское богатство», «Русская мысль», «Вестник Европы». Общественная и литературная роль газеты: «Неделя», «Новое время», «Русские ведомости». Жанровое обогащение русской литературы: очерки Г.Устинского, Г.Наумова, П.Засодимского, Ф.Нефедова; повести С.Степняка-Кравчинского, П.Мельникова-Печерского. Поэзия: А.Фет, А.Апухтин, К.Фофанов, К.Случевский. Реализм как основное литературное направление. Особенности русского критического реализма 1880-1900-х годов. Изображение действительности в «формах самой жизни». Натурализм, неоромантизм, предсимволизм. Неоромантические тенденции в творчестве поэтов-символистов: И.Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый. Русский символизм как противоречивое явление. Этические и эстетические позиции декадетов. Практические занятия (4 часа) Л.Н.Толстой «Война и мир» 1. Творческая история романа. 2. «Война и мир» как героическая, патриотическая эпопея. 3. Война как философская проблема в романе: Народ - главный герой романа, человек на войне. 4. Духовные искания главных героев и образ мира в романе. 5. Женские образы в романе «Война и мир». 6. Исторические события и государственные деятели в романе. 7. Принцип художественной антитезы, сюжетно-композиционные особенности романа, структура повествования. Роль автора в романе. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 1. История создания романа. 2. Идейно-художественная структура романа. 3. Образ Родиона Раскольникова как сложное единство противоположностей. 4. Соня Мармеладова как тип. 5. Тема «маленького человека» и ее художественное решение. 6. «Преступление и наказание» как «идеологический», социально-психологический роман. Темы, выносимые на самостоятельное изучение Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Ранний период творчества (повести). Роман «Обыкновенная история»: мир патриархальной усадьбы. Александр и Петр Адуевы – своеобразие взглядов. Авторская позиция в романе. Романтические и реалистические тенденции в романе. Программное значение произведения. «Обломов» как «знамение времени». Обломов и «обломовщина» в романе. Проблемы традиций и новаторства. Философское, социальное, национальное в образе И.Обломова. Сюжетно-композиционные особенности романа, способы типизации. Оценка романа в русской критике (Добролюбов, Дружинин). Роман «Обрыв»: история создания, проблематика, образная система, поэтика. Символические образы в художественной системе романа: заглавие романа, фольклорная символика, библейские символы и др. Русский критический реализм и романная проза И.А.Гончарова. Внутренняя связь и художественное своеобразие романов Гончарова. Особенности стиля писателя. Роль и место произведений И.А.Гончарова в истории русской литературы. Литература
Александр Николаевич Островский (1923-1886) Творчество А.Н.Островского и русский реалистический театр. Ранний период творчества, сотрудничество с журналом «Москвитянин». Творчество А.Н.Островского 1855-1861 годов. Островский и журнал «Современник». «Доходное место»: критика общественных порядков. «Гроза»: патриархальный мир в драме, особенности сюжетостроения, своеобразие композиции. Образная система драмы. Проблема героя: сопоставительный анализ - Катерина-Варвара, Тихон-Борис. Образ «темного царства» в драме. Оценка драмы «Гроза» русской критикой (Н.Добролюбов, Д.Писарев, А.Григорьев). Драмы и комедии А.Н.Островского 1860-1880-х годов: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Снегурочка», исторические драмы. Проблемы жанра. Связь творчества Островского с фольклором. Мастерство А.Н.Островского. Островский и Малый театр. Островский-создатель русской национальной драмы, жанровые особенности его драматургии. Литература
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) Ранний период творчества поэта («Мечты и звуки»). Н.А.Некрасов –редактор и издатель журналов «Современник» и «Отечественные записки», альманахов «Физиология Петербурга». Изображение социальных противоречий в лирике Некрасова 40-х годов. Некрасов и «натуральная школа». Крестьянская тема как основная в лирике 50-60-х годов: «В дороге», «Огородник», «Псовая охота» и другие. Образы выдающихся современников в поэзии Н.А.Некрасова (В.Белинский, Н.Добролюбов, Т.Шевченко, Д.Писарев). Образ Петербурга в поэзии Некрасова. Любовная лирика. Демократические идеалы Некрасова: «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час». Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос». «Кому на Руси жить хорошо»: критика крепостничества, образы борцов, образ женщины-крестьянки. Образ народного заступника Гриши Добросклонова. Художественные особенности поэм «Русские женщины», «Дедушка». Русский критический реализм и творчество Н.А.Некрасова. Русский народ как главный герой поэзии Некрасова. Жанровый состав и стилевое своеобразие поэзии Н.А.Некрасова, ее связь с русским устным народным творчеством. Роль и место поэзии Н.А.Некрасова в русской поэзии. Проблемы традиций и новаторства. Литература 1. Н.А.Некрасов. Стихотворения. Коробейники. Мороз, Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо. (любое издание). 2. Аникин В. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1973. 3. Бойко М. Лирика Некрасова. – М., 1977. 4. Бухштаб Б. Н.А.Некрасов: Проблемы творчества. – Л., 1989. 5. Захаркин А. Русские поэты второй половины XIX века. – М., 1985. 6. Корман Б. Лирика Н.А.Некрасова. – Воронеж, 1984. 7. Розанова Л. О творчестве Некрасова. – М., 1988. 8. СкатовН. Некрасов: Современники и продолжатели. – М., 1986. 9. Скатов Н. Я лиру посвятил народу своему. – М., 1985. 10. Чуковский К. Мастерство Некрасова. – М., 1971. Писатели-демократы 60-х годов XIX века Общая характеристика демократического течения в русской литературе 60-х годов. Материалистическая эстетика Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Связь писателей-демократов с журналом «Современник». Особенность художественного решения темы народа в творчестве писателей-демократов. Своеобразие стиля. ^ (1835-1963) Помяловский-романист («Мещанское счастье», «Молотов»), тургеневские традиции в романной прозе писателя, новаторство. «Очерки бурсы», Д.Писарев о произведении. «Подлиповцы» - жанровые особенности, эпическое начало в повести. Замысел романа «Брат и сестра»: поиск новых жанровых и художественных форм. Произведения Н.Г.Помяловского как своеобразное «предупреждение». ^ (1836-1878) Идейная и художественная направленность творчества. «Трудное время» - попытка решения классического вопроса «что делать?». «Владимирка и Клязьма», «Письма об Осташкове», «Питомка» - проблемы традиций и новаторства в творчестве В.А.Слепцова. Особенности стиля Слепцова. ^ (1837-1889) Художественное решение крестьянской темы в рассказах и очерках Н.Успенского: «Очерки народного быта». Сотрудничество с журналом «Современник», публикации рассказов «Хорошее житье», «Грушка», «Змей», «Вечер», «Обоз», «Деревенская газета» и другие. Н.Г.Чернышевский о творчестве Н.В.Успенского: «Не начало ли перемены?». Роль и место Н.В.Успенского в русской демократической литературе. ^ (1841-1871) «Подлиповцы» - документальная основа и художественно-эпическое начало в повести. Сотрудничество с редакциями журналов «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки». Тема народа в творчестве. Вклад Ф.М.Решетникова в становление беллетристики 60-х годов: «народный реализм в литературе». Литература
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) Ранний период творчества: повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Принципы реализма в «Губернских очерках». Н.Чернышевский и Н.Добролюбов о «Губернских очерках». Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 60-х годах. М.Е.Салтыков-Щедрин и революционеры-демократы. «Письма из провинции», «Помпадуры и помпадурши» - художественное решение проблемы народа и бюрократии. «История одного города» - особенности сатирического реализма. Проблема народа и власти. Стилистические особенности, природа гротеска. «Господа Головлевы» как общественный, социально-психологический роман. Образная система романа. Иудушка Головлев как тип, Иудушка и Тартюф. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 80-е годы. Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина: «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Медведь на воеводстве» - проблемы бюрократии, либерализма, обличение царского самодержавия. Своеобразие жанра литературной сказки. Художественное решение проблемы народной жизни в сказке: «Хозяйственный мужичок», «Коняга», «Путем-дорогой» и др. «Пошехонская старина» - проблематика, образная система, поэтика. Актуальность романа в период 80-х годов. Русский критический реализм и сатирическая проза М.Е.Салтыкова-Щедрина. Специфика сатирических жанров. Сатирическая гипербола и фантастическое начало прозы. Связь с фольклором. Особенности стиля. Литература
Николай Семенович Лесков (1831-1895) Литературное движение второй половины XIX века и творчество Н.С.Лескова. Демократические тенденции творчества Н.С.Лескова 60-х годов: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда». Проблемы нигилизма в романах Леского «Некуда», «На ножах». Особенности мировоззрения Лескова периода 70-90-х годов, сатирическая направленность произведений: «Железная воля», «Заячий ремиз» и другие. Проблемы положительного героя в творчестве Н.С.Лескова. Произведения о «праведниках»: «Соборяне», «Человек на часах». Тема талантливости и героизма русского человека: «Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник». Духовные поиски героев, тема добра и красоты. Русская реалистическая проза второй половины XIX века и творчество Н.С.Лескова. Жанровое своеобразие произведений, структура повествования. Фольклорные мотивы в творчестве Лескова, специфика лесковского сказа. Язык произведений Лескова. Роль и место Н.С.Лескова в русской литературе XIX и XX веков. Литература
Владимир Галантионович Короленко (1853-1921) Русская классическая литература 60-х годов и творчество Короленко. Гражданская тема как основная в творчестве писателя: «История моего современника». Образ народа в прозе Короленко: «Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит», «Слепой музыкант». Образы «правдоискателей» и «мечтателей». Сочетание реалистичных и романтичных тенденций в творчестве В.Г.Короленко. Лиризм, символика, аллегоризм, пейзажная живопись. Художественные особенности публицистической прозы писателя. ^ (1855-1888) Антивоенные рассказы: «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова». «Гаршинский тип» рассказчика. Тема «падшей женщины» в творчестве: «Происшествие», «Надежда Николаевна». Философский реализм В.М.Гаршина. Тема борьбы с общественным злом, проблемы «чистого» и гражданского искусства: «Встреча», «Художники». В.Гаршин и Ф.Достоевский. Гаршин и Л.Толстой. Русский критический реализм и особенности реалистического метода В.Гаршина. Роль реалистической символики в прозе В.Гаршина. Литература
|
![]() | Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур | ![]() | Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... |
![]() | Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | ![]() | Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся... |
![]() | Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур | ![]() | Описание цора: Электронный учебный модуль «Контрольный тест по лирике А. С. Пушкина» предназначен для использования в образовательных... |
![]() | Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века | ![]() | Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века |