Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка»




Скачать 125.96 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка»
Дата публикации16.10.2013
Размер125.96 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» для 1-8 классов, разработанной авторским коллективом на основе программы Д.Кабалевского(Москва, Просвещение,2004) и Примерной программы общего образования по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.Сергеевой, Е. Критской, рекомендованной Минобрнауки РФ ( М.Просвещение, 2011).

Цель программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского.

^ Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 5 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 ч. в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей ( «Литература», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная литература».

Изучение музыки как вида искусства в 5 классе направлено на достижение цели: формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

^ Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством.

Тема 1 полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснения общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2 полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

^ Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся .

Приоритетным направлением остается русская музыкальная культура.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое , ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование музыкально –ритмические движения; различного орда импровизации, инсценирование песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке. В художественных импровизациях, самостоятельной индивидуальной и коллктивной исследовательской ( проектной) деятельности.

Изучение музыки в 5 классе способствует решению следующих целей и задач:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание интереса и любви к музыке, нравственных чувств: любви к Родине, близким, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- освоение музыкальных произведений и знаний омузыке;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

^ Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия ( в т. ч. виртуальная), путешествие, выставка.

^ Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.

Форма контроля:

- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины.

^ Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса

Знать/понимать:

- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

- стилистические особенности музыкального языка русских и зарубежных композиторов;

Уметь:

- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной музыки;

- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- оценивать эмоциональный характер музыки;

- определять характер и настроение музыки;

- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности;

^ Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Литература

Методические пособия для учителей

Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 кл.( метод.пособие с электронным приложением) М. Глобус, 2008.

Затямина , Т.А. Современный урок музыки М.Глобус, 2008.

Музыка 4 -7 классах, пособие для учителя под редакцией Абдуллина. М.Просвещение, 1998.

Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. М. Флинта, Наука, 1998

Алиев,Ю.Б. Настольная книга учителя.Владос, 2002

^ Средства обучения

Печатные пособия: комплект портретов композиторов, демо материал «Музыкальные инструменты».

Информационно – коммуникационные средства: Антология русской и зарубежной музыки, Энциклопедии в том числе и мультимедийные.

Интернет ресурсы: Википедия, музыкальные сайты, ЦОР.

^ Технические средства обучения: компьютер, принтер, Интерактивная доска, музыкальный центр.

Тематическое планирование 5 класс

1 полугодие «Музыка и литература» - 16 часов



№ по порядку

№ в теме

Тема урока

Элементы содержания и музыкального материала урока

1

1

Взаимодействие музыки и литературы. Песня. Вокализ.

Слово и музыка – два великих начала. Общность сюжетов, тем.

Рахманинов «Концерт №3» Фрагмент 1 части.

Рахманинов «Вокализ».

Вокально-хоровая работа: «Гимн России», «Гимн Москвы»- работа над текстом, интонацией.

Презентация по теме урока.


2

2

Народная песня и композиторская.

Народные песни хороводные, плясовые и др. по выбору.

Черты народной музыки в творчестве композиторов.

Глинка - Балакирев «Жаворонок»

Вокально – хоровая работа: русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени» - работа над чистотой интонирования.

Презентация по теме урока.


3

3

Превращение песенной музыки в инструментальную.

Чайковский «Симфония№4» финал ( русская народная песня «Во поле берёза стояла»)

Чайковский «Первый Концерт для фортепиано с оркестром» Финал («Веснянка»)

Вокально –хоровая работа: Крылатов «Колокола» - работа над интонацией, звукоизвлечением.

Презентация по теме урока.


4

4

Вокальная музыка: песня и романс.

Песня –самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества.

Романс – лирический стих, положенный на музыку.

Глинка – Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

Глинка - Кукольник «Попутная песня»

Вокально-хоровая работа: Таривердиев «Маленький принц» - работа над звукоизвлечением.

Презентация по теме урока.


5

5

Песня без слов.

Чайковский «Грустная песенка»

Шостакович « Романс» ( музыка к кинофильму «Овод»).

Вокально –хоровая работа: разучивание песни»Учителя, вы в нашем детстве навсегда». Работа над чистотой интонирования.

Презентация по теме урока.


6

6

Музыка и поэзия осени.

Чайковский цикл «Времена года».

Вивальди «Времена года» Концерт «Осень».

Стихи русских поэтов на тему осени.

Вокально-хоровая работа: импровизации на тему осени.

Презентация по теме урока.


7

7

Хоровая музыка в храме.

Хоровая музыка : церковная и светская.

Гимн «Достойно есть»

Бортнянский «Многолетие»

Церковные песнопения.

Презентация по теме урока.


8

8

Музыка и литература в оперном жанре.

Связь музыки и литературы в оперном жанре.

Глинка опера «Руслан и Людмила» видеофрагменты, анализ музыкальных фрагментов.

Из истории оперы.

Глюк опера «Орфей и Эвридика»-фрагменты.

Презентация по теме урока.


9

9

Балет - синтез искусств.

Литература – источник балетной музыки.

Чайковский «Щелкунчик» -фрагменты балета.

Прокофьев Золушка» - фрагменты балета.

Презентация по теме урока.


10

10

Музыка – главное действующее лицо литературных произведений.

«У Лукоморья» - близость песни(музыки) и сказки (литературы).

Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Григ «Пер Гюнт» ( фрагменты).

Вокально – хоровая работа: норвежская народная песня «Волшебный смычок» - работа над чистотой интонирования.

Презентация по теме урока.

11

11

Музыка – главное действующее лицо басни.

Басни Крылова. Басня «Квартет» - инсценирование.

Бородин «Второй концерт для фортепиано с оркестром»

(Ноктюрн)

12

12

Музыка – действующее лицо сказки.

«Музыкант – чародей»- белорусская сказка.

Прокофьев балет «Золушка» - фрагменты

Чайковский балет «Спящая красавица» фрагменты

Презентация по теме урока.

13

13

Музыка – главное действующее лицо рассказов.

Паустовский рассказ «Старый повар».

Моцарт «Турецкий марш».

Моцарт «Симфония № 41» фрагменты.

Вокально-хоровая работа: Крылов «Зимний вечер» - работа над вокально-хоровыми навыками.

Презентация по теме урока.


14

14

Духовные песнопения.

Музыка – часть церковного обряда.

Бортнянский – «Херувимская» №7.

Бах Месса си минор.

Вокально-хоровая работа: песенный новогодний репертуар, работа над вокально - хоровыми навыками.

Презентация по теме урока.


15

15

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Дунаевский музыка из кинофильма «Дети капитана Гранта»

Вокально-хоровая работа: Новогодний песенный репертуар- работа над звуком.

Презентация по теме урока.


16

16

Музыка – действующее лицо мюзикла.

Роджерс «Звуки музыки»- мюзикл. Просмотр фильма – мюзикла.

Вокально-хоровая работа: работа над песенным новогодним репертуаром.

^ 2 полугодие:» Музыка и изобразительное искусство» - 18 часов

№ по порядку

№ в теме



Тема урока



Элементы содержания и музыкального материала урока

17

1

Музыка вызывает в нашем воображении зрительные (живописные) образы.

Мир сказки Васнецова и Врубеля.

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Стр. творчества Врубеля и Васнецова.

Римский –Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» (фрагменты).

Вокально-хоровая работа: Рождественские песни народов мира - работа над звукоизвлечением.

Презентация по теме урока.


18

2

«Богатырская тема» в искусстве.

Васнецов и Бородин.

Васнецов и Бородин ( художник и композитор) – место «Богатырской темы» в их творчестве , общие черты в художественных и музыкальных образах.

Бородин «Симфония №2» фрагменты

Бетховен Увертюра «Кориолан»

Вокально-хоровая работа: Минков «Дорога добра» - работа над вокальными навыками.

Презентация по теме урока.


19

3

Продолжение темы:

«Богатырская тема» в русском искусстве»

Бородин опера «Князь Игорь» - музыкальные средства выразительности. Видеофрагменты.

Презентация по теме урока.

Вокально-хоровая работа: Минков «Дорога добра» - работа над вокалом.


20

4

«Звать через прошлое в настоящее»

Защитники земли русской.

Образ Александра Невского в живописи и в музыке.

Сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Прокофьев Кантата «Александр Невский» - фрагменты.

Вокально – хоровая работа: Френкель «Погоня» - работа над вокально – хоровыми навыками.

Презентация по теме урока.


21

5

Духовные образы и их воплощение в живописи ( иконописи) и в музыке.

Духовная культура в искусстве ( музыке и живописи).

Иконопись . Основные каноны.

Церковные песнопения и светская духовная музыка.

Чайковский «Богородице Дево, радуйся».

Вокально –хоровая работа: духовные песнопения ( разучивание фрагментов) .

Презентация по теме урока.


22

6

Жанр портрета в музыке и в живописи.

Мусоргский и Репин.

«Могучая кучка»

Мусоргский опера «Борис Годунов» фрагмент «Песня Варлаама» и картина Репина «Протодьякон» - самостоятельные образы , запечатлевшие схожие типы старой России. Средства выразительности музыки и живописи.

Вокально – хоровая работа: Никитин «Песня о маленьком трубаче» работа над вокальными навыками.

Презентация по теме урока.

23

7

«Картинки с выставки»

Эмоционально – образный строй музыки и живописи.

Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки».

Выставка Гартмана. Образный мир произведений Мусоргского.

Презентация по теме урока.

24

8

«Небесное и земное» в звуках и красках

«Искусство и природа»

Музыка, вызывающая в нашем представлении картины природы.

Отношение композиторов и художников к родной природе.

Чайковский «Времена года»

Вивальди «Времена года»( фрагменты)

Вокально – хоровая работа:

импровизации на тему стиха Есенина « Белая береза».

25

9

«Искусство и природа»

Русские художники- пейзажисты.

Искусство и природа неотделимы друг от друга.

Творчество И. Левитана.

Чайковский «Времена года»

Рахманинов .Прелюдия соль мажор для фортепиано.

Вокально – хоровая работа: импровизации на стихи о весне русских поэтов 19 века.

Презентация по теме урока.


26

10

Образ Москвы в образах героев.

Глинка опера «Иван Сусанин» - фрагменты

Прокофьев опера «Война и мир» (Ария Кутузова).

Вокально-хоровая работа : Эшпай «Москвичи» - работа над вокалом , дикцией, звукоизвлечением.

Презентация по теме урока.


27

11

Музыкальная живопись

Общие мотивы Масленицы в произведениях композиторов и художников

Традиции. Обычаи и праздники Руси. Масленица.

Художник Кустодиев. Тема Масленицы в его творчестве.

Вокально-хоровая работа: разучивание обрядовых масленичных песен.

Презентация по теме урока.


28

12

От зрительного образа к музыкальному

Суриков - Мусоргский

Историческая живопись Сурикова.

Мусоргский опера «Хованщина» вступление к опере «Рассвет на Москве – реке».

Вокально-хоровая работа: Мусоргский «Вечерняя песня» - работа над хоровыми навыками.

Презентация по теме урока.


29

13

«Наша древняя столица»

Сказание о земле московской.

Москва в русской живописи ив музыке.

Айвазовский «Вид на Москву с Воробьевых гор» .

Пименов «Новая Москва».

Глинка опера «Иван Сусанин» (финал хор «Славься!»).

Мусоргский опера «Борис Годунов» ( фрагменты).

Чайковский кантата Москва» (фрагмент).

Вокально – хоровая работа: повторение песен о Москве.

Презентация по теме урока.


30

14

Поющие картины.

Левитан «Вечерний звон».


От зрительного образа к музыкальному.

Музыкальная живопись И.Левитана.

Колокольные звоны монастырей и храмов.

Рахманинов «Второй Концерт для фортепиано с оркестром» вступление

Рахманинов Музыкальная поэма «Колокола» -фрагмент.

Русская народная песня «Вечерний звон»

Вокально-хоровая работа: Кошмина «Благовест» - работа над вокалом.

Презентация по теме урока.


31

15

Поющее море на полотнах импрессионистов

( импрессионизм в музыке и в живописи)


Особенности импрессионизма как художественного стиля.

Художник Клод Моне на тему «Море».

Композитор – импрессионист Клод Дебюсси на тему «Море№

Симфоническая поэма «Море» ( фрагменты).

Презентация по теме урока.

32

16

Образы « Мадонны - матери» в живописи и в музыке.

Сопоставление изобразительного искусства и эмоционально – образного строя музыки.


«Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

Шуберт «Аве, Мария» и Бах-Гуно «Аве, Мария»

Чайковский «Детский альбом» ( пьеса «Мама»)

Вокально хоровая работа: Каччини «Аве, Мария» -работа над звукоизвлечением.

Презентация по теме урока.

33

17

Музыка на мольберте

«Живопись – это музыка, это мелодия»

Чюрлёнис – художник и композитор.


Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.Чюрлёниса.

Чюрлёнис Сюита «Соната моря»

Вокально-хоровая работа: «Звездная река» песенка Гека из мюзикла «Том Сойер и другие»

Презентация по теме урока.

34

18

Итоговый урок года.

Мир композитора. С веком наравне.

«Творчество и воображение»


Повторение и обобщение полученных знаний.

Музыкальная викторина ( в интерактивном формате).

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка»
«Музыка» для 1-8 классов, разработанной авторским коллективом на основе программы Д. Кабалевского(Москва, Просвещение,2004) и Примерной...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по музыке для 2 класса разработана на основе Примерной...
Примерной программы по учебному предмету «Музыка» (Москва «Просвещение» 2011г.), Федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса базовый...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной. Музыка. Рабочие программы....

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе программы «Музыка» Программы для общеобразовательных учреждений: 5-7 кл. Е. Д. Крицкая,...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)» 5 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Составлена на основе примерной программы по музыке для образовательных учреждений 1-7 классы – Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т....

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconПояснительная записка Нормативно правовые документы
Рабочая программа учебного предмета Музыка для 5-9-х классов составлена на основе примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету "Литература"
Настоящая программа разработана на основе примерной программы Министерства образования РФ для 10- 11 классов общеобразовательных...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка и изо) для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству 8-9 классы (авторы программы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница