Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка»




Скачать 143.22 Kb.
НазваниеУрок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка»
Дата публикации19.10.2013
Размер143.22 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» (8 класс).
ФИО, должность, место работы автора:

Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 г.Ноябрьск, ЯНАО, Тюменской области

Электронный адрес: veroni_8975@mail.ru
Цели:

- расширить и углубить общие сведения о русском языке, его истории и развитии, месте русского языка среди языков народов мира;

- способствовать развитию у обучающихся навыков исследования, построения монологической речи, умений выразительно читать наизусть, работать индивидуально и в группах;

- воспитывать у обучающихся чувства уважения, гордости и любви к русскому языку посредством изучения его истории развития, места и значимости среди других языков мира.

^ Материалы и оборудование: эпиграф, портрет И.С. Тургенева, таблица «Сходство слов русского и других индоевропейских языков», высказывания о русском языке, стихотворения о русском языке.
^ Форма проведения: урок-исследование.

Ход урока:

Нам дан во владение

самый богатый, меткий,

могучий и поистине

волшебный русский язык

К.Г. Паустовский

^ Слово учителя:

В мире очень много вещей, созданных человеком, однако самое удивительное, мудрое и ценное, что создало человечество,- это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, а задача у всех языков одна – помочь людям понимать друг друга при общении, в общей работе.

Эпиграфом к нашему уроку взяты слова известного русского писателя Константина Паустовского (учитель зачитывает эпиграф).

?Как вы понимаете смысл и значение данного высказывания?

Без языка невозможна жизнь человека, невозможно развитие науки и техники, искусства. Нам, россиянам, выпала великая честь говорить на великом русском языке. Мы все прекрасно понимаем, что изучение русского языка помогает лучше говорить, грамотно писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»,- сказал Максим Горький. Мы должны беречь и любить русское слово, ведь с него начинается наш родной русский язык, который помогает нам выжить в трудную минуту.
^ Слово учителя (учитель обращает внимание обучающихся на портрет И.С. Тургенева):

Это было в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровцы хозяйничали в оккупированном ими юроде Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее И.С. Тургенева. Наступили тяжелые дни оккупации. Люди с ненавистью смотрели на фашистов, старались поменьше попадаться им на глаза. Из дома-музея неслись пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу-ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру.

- Я учительница, - сказала она, - и хочу работать на благо великой армии. Вы находитесь в Доме-музее известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то окажете этим огромную услугу.

Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаги всем известные слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Голодные, измученные, полные тяжелых раздумий о судьбе Родины, понуря голову, люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой в душе... (Из книги «Тайны родного языка», авторы В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха)
^ Выразительное чтение стихотворений о русском языке учениками с небольшими комментариями:

1 ученик. Поэт Александр Яшин не боится признаться в своей любви к родному языку:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех.
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик.
Как держава наша могуч.
2 ученик. Михаил Дудин свои строки писал с гордостью за русский народ и его речь. Для поэта язык - это сама история народа, воплощение его характера, силы и воли.      
Ты - тверд и гибок, нежен и силен,
Ты - соловей на ветке бересклета.
Ты - сталь и пепел, колокол и лен, ;
Загадка тьмы и откровенье света.
Из тьмы времен ты выбился на свет,
Сквозь стены отчужденья прорастая.
И обрела в твоей судьбе привет
И почву жизни истина простая.
3 ученик. Были годы, когда в России пытались навязать французскую речь. А гувернерами к детям приглашали немцев. Что из этого получилось? В стихотворении «Язык России» ответил на этот вопрос Алексей Марков.     
О, как французским усмиряли
Вольнолюбивый мой язык!
Сперва к салонам примеряли,
Но он к салонам не привык.
Пропахший порохом и потом,
Был на конюшню сослан он.
Протестовал там, но работал
Его кузнечный добрый звон...

Его монголы укрощали,
Плетьми стегали на бегу.
А он, без жалоб и печали.
Богаче стал назло врагу.
Язык мой немцы сокращали.
В учителя пробравшись к нам.
От слов мужицких очищали:
Зачем России лишний хлам

Но так заботилась о русском
Не потому ль ученых рать.
Что слишком тяжкая нагрузка
Язык как следует узнать?

Да мало ль кто удобной ванной
Хотел бы сделать океан?
А он, безмерный, разливанный.
Народу во владенье дан!
Ты никогда не станешь тусклым,
Не охладеешь ни на миг.
Я кланяюсь тебе по-русски,
Язык прапрадедов моих!
4 ученик. Русская литература... классика... И сразу представляем Толстого и Тургенева, Гоголя и Достоевского, Карамзина и Лескова... Всех и не перечислить. И поневоле вспоминаются слова великого И.С. Тургенева:«.. .нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

В век темноты самодержавия
Тургенев к Родине приник
И взял, как меч, против бесправия.
Наш златокованый язык.
Он чужеземцев знал обличье.
И наше прошлое он знал:
Народу русскому величье
По языку он предсказал.
И слово вещее мы ценим.
И слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим,
И святотатцев заклеймим.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!
С. Сергеев-Ценский
5 ученик. Не обошли своим вниманием русский язык и национальные и зарубежные поэты.
Киргизский поэт Кубаныч Акаев писал о русском языке так:
Полон ты любви и красоты,
Ты - язык победы и мечты.
Я, владея русским языком.
Вижу мир с прекрасной высоты.

 

6 ученик. Узбекский поэт Джуманияз Джаббаров:
Ты подарил мне мудрый свет прозренья.
Минуты истинного торжества,
Слова любви, призыва, ободренья.
Присяги сокровенные слова.
Я счастлив тем, что у тебя учился,
Что был с тобою с малых лет знаком,
Что навсегда в груди моей сроднился
Язык узбекский с русским языком.

 

7 ученик. Татарский поэт Ахмед Ерикеев:
Мне, нерусскому, близок и дорог
Замечательный русский язык,
Я постиг его строй в разговорах
И к нему, как к родному, привык.
Как же может быть речь не родною,
Если с ней я богаче стократ! –
Пушкин, Герцен, Некрасов со мною
На одном языке говорят.
Песнетворчества русского гений
Окрылил мой неопытный стих.
В дом вошли и Толстой, и Тургенев –
Много в жизни узнал я от них...

О Россия! Нет песни чудесней.
Чем твоя, величавая мать.
Свои самые первые песни
Я старался по-русски слагать.
Мне открыла сокровище мира.
Все, что я буду вечно беречь,
Вдохновенная русская лира,
Многозвучная русская речь.

Поэты в своих произведениях рассуждают о национально-историческом своеобразии русского языка.
^ Слово учителя:

Обобщить сказанное выше хочется словами президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. «Русский - это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта, поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного русского мира, который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому как общее достояние многих народов русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или национализма", - отметил Владимир Владимирович Путин.
Великое значение русского языка отмечают и русские пословицы.

^ Какие русские пословицы, прославляющие русский язык вы знаете?

(Языком кружева плетёт. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. От доброго слова язык не усохнет. Без языка и колокол нем. Живое слово дороже мёртвой буквы.)
^ Слово учителя: Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, один из 6 официальных языков ООН.
Сообщение №1 ученика «Место русского языка среди других языков мира».

Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорят около 250 миллионов человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нем говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн.), хинди и урду (320 млн.) и испанскому (300 млн.). Язык - это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества.
^ Сообщение №2 ученика «Место русского языка среди других языков мира».

Официальными мировыми языками ООН признает английский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI - XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и другие. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и другие.

Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
^ Работа в группах

Задание было дано группам заранее. Обучающиеся обсуждают подготовленный материал, выбирают основное, выставляют в оценочные листы отметки каждому ученику за его вклад в работу группы, выдвигают одного выступающего.

Задания группам:

  1. Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают? Что учитывается при отнесении языка к числу мировых?

  2. Каково место русского языка среди других языков мира? Раскройте смысл сочетания слов - Язык русского народа.

  3. Каково место русского языка среди других языков мира? Раскройте смысл сочетания слов - Государственный язык Российской Федерации.

  4. Каково место русского языка среди других языков мира? Раскройте смысл сочетания слов – язык межнационального общения.

  5. Чем обусловлена популярность русского языка в мире? (богатство языка и созданной на нем художественной литературы; язык науки, источник общечеловеческих знаний; один из родственных славянских языков

  6. Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире.

Выводы: ^ Давайте обобщим сказанное выше и сделаем вывод о месте русского языка среди других языков мира.

Интересна история развития русского языка.

Сообщение ученика «Об истории развития русского языка».

Вместе с украинским и белорусским языками русский принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Можно обнаружить сходство слов русского и других индоевропейских языков в представленной Таблице (данные таблицы спроектированы на доске):

Русск. – ночь,

Белор . – ноч ,

Укр . – нiч,

Болг . – нощ

Польск. – nос

Чешск . – nос

Словацк . – nос

Лит. – naktis

Лат. – nox

Итал . – notte

Фр. – nuite

Англ. – night

Нем . – Nacht

В своём историческом развитии русский язык прошёл несколько этапов. Первый этап формирования будущего русского языка связан с Киевской Русью, феодальным государством восточнославянских племён, диалекты которых легли в основу древнерусского языка. После принятия христианства (988-989гг) на Руси стали распространяться церковные книги, которые присылались из Болгарии и были написаны на старославянском языке, возникшем в результате переводов Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южнославянский солунский диалект (863 г). Этот язык был первым письменным языком славян в IX - XI вв.

Принятие христианства на Руси способствовало продвижению старославянского языка как языка церкви на восток, где он испытывал влияние живых диалектов исконно восточнославянского языка, что приводило к возникновению его местных разновидностей. Продолжением старославянского языка является церковнославянский язык, который использовался в церкви, научной литературе и оказывал влияние на развитие русского литературного языка.

Формирование языка великорусской народности (а в дальнейшем и национального языка), связано с возвышением Москвы, ставшей в XIV веке центром Великого княжества Московского, а со второй половины XV века – столицей единого Российского государства. В это время начинают формироваться и закрепляться нормы устной и письменной московской речи. Московский говор – основа русского языка, образование которого тесно связано с перерастанием русской народности в нацию и относится ко второй половине XVII в. Этот язык подвергается обработке и нормализации, обогащается творчеством писателей и становится высшей формой русского национального языка.
Работа в группах. Приведите свои примеры, указывающие на сходство и родство языков (на примере одного-двух слов), принадлежащих восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков.

Задание было дано группам заранее. Обучающиеся обсуждают подготовленный материал, выбирают наиболее интересный материал, выставляют в оценочные листы отметки каждому ученику за его вклад в работу группы, выдвигают одного выступающего.
Выводы: В чём же сходство языков, принадлежащих восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков?
^ Слово учителя:

Термин «современный русский язык» употребляется в широком и узком понимании: как язык от Пушкина до наших дней и как язык последних десятилетий. Современный русский язык - это национальный язык великого русского народа, форма русской национальной культуры. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык.
^ Сообщение ученика «Современный русский литературный язык».
На разных исторических этапах развития общенародного языка - от языка народности к национальному - в связи с изменением и расширением общественных функций литературного языка изменялось содержание понятия «литературный язык».
Современный русский литературный язык - это язык нормированный, обслуживающий культурные потребности русского народа, это язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, художественной литературы.

«Деление языка на литературный и народный, - писал М.А. Горький, - значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».
Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нем регламентирован, значение и употребление слов, произношение, правописание и образование грамматических форм слов подчиняются общепринятому образцу.

Современный литературный язык, не без влияния средств массовой информации, заметно меняет свой статус: норма становится менее жесткой, допускающей вариантность. Она ориентируется не на незыблемость и всеобщность, а скорее на коммуникативную целесообразность. Поэтому норма сегодня - это часто не столько запрет на что-то, сколько возможность выбора. Граница нормативности и ненормативности иногда бывает стертой, и некоторые разговорные и просторечные языковые факты становятся вариантами нормы.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается от устного прежде всего большей сложностью синтаксиса и наличием большого количества абстрактной лексики, а также лексики терминологической, в частности интернациональной. Письменный литературный язык имеет стилевые разновидности: стили научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

С 1945 г. Уставом ООН русский язык признан одним из официальных языков мира. Известны многочисленные высказывания великих русских писателей и общественных деятелей, а также многих прогрессивных зарубежных писателей о силе, богатстве и художественной выразительности русского языка. Восторженно отзывались о русском языке Державин и Карамзин, Пушкин и Гоголь, Белинский и Чернышевский, Тургенев и Толстой.
^ Работа в группах.

Русский язык — один из богатейших языков мира. Кому, как не классикам нашей литературы, об этом знать! По этому поводу ими высказано и написано немало размышлений. В цитатах, предложенных ниже, наша подборка высказываний известных людей о ценности, самодостаточности и богатстве русского языка.

^ Раскройте смысл высказываний о русском языке, представленных вашему вниманию.

  1. «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением
    от нечего делать, а насущной необходимостью».
    Александр Иванович Куприн, писатель.

  2. «Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова».
    Михаил Васильевич Ломоносов - ученый, литератор, историк, художник.

  3. «Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве
    усвоить и язык иностранный, но не прежде».

Федор Михайлович Достоевский – писатель, мыслитель.

  1. «Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Николай Васильевич Гоголь - прозаик, драматург, поэт, критик, публицист.

  1. «Что русский язык — один из богатейших языков в мире,
    в этом нет никакого сомнения».

Виссарион Григорьевич Белинский - литературный критик, публицист.

  1. «Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы».
    Проспер Мериме - французский романист и новеллист.

  2. «Надо любить и хранить те образцы русского языка,
    которые унаследовали мы от первоклассных мастеров».
    Дмитрий Андреевич Фурманов – писатель.

  3. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,—
    для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Константин Георгиевич Паустовский – писатель.

Ученикам, поработавшим в группах, предлагается высказать своё мнение о понимании ими цитат о русском языке.
^ Слово учителя:

Закончить наш плодотворный урок мне хотелось бы словами российского учёного, литератора, историка и художника великого русского слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, так как нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка».

Мы живём в великой неповторимой стране, говорим на самом многообразном и многозначном языке, познаём все его прелести и красоты. Мы просто должны полностью осознавать, что русский язык велик и могуч и, по словам великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, «с русским языком можно творить чудеса!» Нужно просто его изучать, исследовать и знать!

Домашнее задание: обучающимся предлагается написать эссе по одному понравившемуся высказыванию о русском языке (на выбор).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» iconУрок русского языка во 2-м классе по теме: "Зимой. Шипящие согласные"
...

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» iconМетодика преподавания русского языка (дпп. 02) 1
Образовательно-воспитательную значимость знаний и практических умений, которыми овладевают младшие школьники на уроках русского языка,...

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «имя числительное. Обобщение»
Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т е соблюдать орфографические и орфоэпические нормы...

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» iconУрок русского языка в 4 классе по теме «Обращение»
Оборудование: карточки словарных слов, таблица с языковым материалом, учебник русского языка для 4 класса, толковый словарь Ожегова,...

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина...
Место выполнения работы: моу шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» iconПрограмма методического семинара для преподавателей русского языка Болгарии
В. А. Степаненко Современное состояние русского языка в аспекте преподавания русского языка как иностранного

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» iconПрограммы учебных дисциплин для мп кафедры русского языка мп «Фундаментальное...
Закономерности развития лексической системы русского языка и методы её исследования 6

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» iconМой учитель русского языка
У меня сразу мелькнула мысль: «Вот бы меня учила!» Прозвенел первый звонок в новом учебном году, и вошла она – учитель русского языка....

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» iconУрок русского языка (с презентацией) в 6 классе учителя русского...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница