Скачать 143.22 Kb.
|
Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка» (8 класс). ФИО, должность, место работы автора: Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 г.Ноябрьск, ЯНАО, Тюменской области Электронный адрес: veroni_8975@mail.ru Цели: - расширить и углубить общие сведения о русском языке, его истории и развитии, месте русского языка среди языков народов мира; - способствовать развитию у обучающихся навыков исследования, построения монологической речи, умений выразительно читать наизусть, работать индивидуально и в группах; - воспитывать у обучающихся чувства уважения, гордости и любви к русскому языку посредством изучения его истории развития, места и значимости среди других языков мира. ^ эпиграф, портрет И.С. Тургенева, таблица «Сходство слов русского и других индоевропейских языков», высказывания о русском языке, стихотворения о русском языке. ^ урок-исследование. Ход урока: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык К.Г. Паустовский ^ В мире очень много вещей, созданных человеком, однако самое удивительное, мудрое и ценное, что создало человечество,- это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, а задача у всех языков одна – помочь людям понимать друг друга при общении, в общей работе. Эпиграфом к нашему уроку взяты слова известного русского писателя Константина Паустовского (учитель зачитывает эпиграф). ?Как вы понимаете смысл и значение данного высказывания? Без языка невозможна жизнь человека, невозможно развитие науки и техники, искусства. Нам, россиянам, выпала великая честь говорить на великом русском языке. Мы все прекрасно понимаем, что изучение русского языка помогает лучше говорить, грамотно писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»,- сказал Максим Горький. Мы должны беречь и любить русское слово, ведь с него начинается наш родной русский язык, который помогает нам выжить в трудную минуту. ^ (учитель обращает внимание обучающихся на портрет И.С. Тургенева): Это было в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровцы хозяйничали в оккупированном ими юроде Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее И.С. Тургенева. Наступили тяжелые дни оккупации. Люди с ненавистью смотрели на фашистов, старались поменьше попадаться им на глаза. Из дома-музея неслись пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу-ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру. - Я учительница, - сказала она, - и хочу работать на благо великой армии. Вы находитесь в Доме-музее известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то окажете этим огромную услугу. Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаги всем известные слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Голодные, измученные, полные тяжелых раздумий о судьбе Родины, понуря голову, люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой в душе... (Из книги «Тайны родного языка», авторы В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха) ^ 1 ученик. Поэт Александр Яшин не боится признаться в своей любви к родному языку: Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех. Он певуч. Он, как русский народ, многолик. Как держава наша могуч. 2 ученик. Михаил Дудин свои строки писал с гордостью за русский народ и его речь. Для поэта язык - это сама история народа, воплощение его характера, силы и воли. Ты - тверд и гибок, нежен и силен, Ты - соловей на ветке бересклета. Ты - сталь и пепел, колокол и лен, ; Загадка тьмы и откровенье света. Из тьмы времен ты выбился на свет, Сквозь стены отчужденья прорастая. И обрела в твоей судьбе привет И почву жизни истина простая. 3 ученик. Были годы, когда в России пытались навязать французскую речь. А гувернерами к детям приглашали немцев. Что из этого получилось? В стихотворении «Язык России» ответил на этот вопрос Алексей Марков. О, как французским усмиряли Вольнолюбивый мой язык! Сперва к салонам примеряли, Но он к салонам не привык. Пропахший порохом и потом, Был на конюшню сослан он. Протестовал там, но работал Его кузнечный добрый звон... Его монголы укрощали, Плетьми стегали на бегу. А он, без жалоб и печали. Богаче стал назло врагу. Язык мой немцы сокращали. В учителя пробравшись к нам. От слов мужицких очищали: Зачем России лишний хлам Но так заботилась о русском Не потому ль ученых рать. Что слишком тяжкая нагрузка Язык как следует узнать? Да мало ль кто удобной ванной Хотел бы сделать океан? А он, безмерный, разливанный. Народу во владенье дан! Ты никогда не станешь тусклым, Не охладеешь ни на миг. Я кланяюсь тебе по-русски, Язык прапрадедов моих! 4 ученик. Русская литература... классика... И сразу представляем Толстого и Тургенева, Гоголя и Достоевского, Карамзина и Лескова... Всех и не перечислить. И поневоле вспоминаются слова великого И.С. Тургенева:«.. .нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» В век темноты самодержавия Тургенев к Родине приник И взял, как меч, против бесправия. Наш златокованый язык. Он чужеземцев знал обличье. И наше прошлое он знал: Народу русскому величье По языку он предсказал. И слово вещее мы ценим. И слово русское мы чтим, И силе слова не изменим, И святотатцев заклеймим. Как стража драгоценной чаши, Должны мы дар веков сберечь И новым блеском жизни нашей Обогатить родную речь! С. Сергеев-Ценский 5 ученик. Не обошли своим вниманием русский язык и национальные и зарубежные поэты. Киргизский поэт Кубаныч Акаев писал о русском языке так: Полон ты любви и красоты, Ты - язык победы и мечты. Я, владея русским языком. Вижу мир с прекрасной высоты. 6 ученик. Узбекский поэт Джуманияз Джаббаров: Ты подарил мне мудрый свет прозренья. Минуты истинного торжества, Слова любви, призыва, ободренья. Присяги сокровенные слова. Я счастлив тем, что у тебя учился, Что был с тобою с малых лет знаком, Что навсегда в груди моей сроднился Язык узбекский с русским языком. 7 ученик. Татарский поэт Ахмед Ерикеев: Мне, нерусскому, близок и дорог Замечательный русский язык, Я постиг его строй в разговорах И к нему, как к родному, привык. Как же может быть речь не родною, Если с ней я богаче стократ! – Пушкин, Герцен, Некрасов со мною На одном языке говорят. Песнетворчества русского гений Окрылил мой неопытный стих. В дом вошли и Толстой, и Тургенев – Много в жизни узнал я от них... О Россия! Нет песни чудесней. Чем твоя, величавая мать. Свои самые первые песни Я старался по-русски слагать. Мне открыла сокровище мира. Все, что я буду вечно беречь, Вдохновенная русская лира, Многозвучная русская речь. Поэты в своих произведениях рассуждают о национально-историческом своеобразии русского языка. ^ Обобщить сказанное выше хочется словами президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. «Русский - это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта, поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного русского мира, который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому как общее достояние многих народов русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или национализма", - отметил Владимир Владимирович Путин. Великое значение русского языка отмечают и русские пословицы. ^ (Языком кружева плетёт. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. От доброго слова язык не усохнет. Без языка и колокол нем. Живое слово дороже мёртвой буквы.) ^ Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, один из 6 официальных языков ООН. Сообщение №1 ученика «Место русского языка среди других языков мира». Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорят около 250 миллионов человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нем говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн.), хинди и урду (320 млн.) и испанскому (300 млн.). Язык - это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества. ^ Официальными мировыми языками ООН признает английский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках. Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI - XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и другие. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и другие. Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку. ^ Задание было дано группам заранее. Обучающиеся обсуждают подготовленный материал, выбирают основное, выставляют в оценочные листы отметки каждому ученику за его вклад в работу группы, выдвигают одного выступающего. Задания группам:
Выводы: ^ Интересна история развития русского языка. Сообщение ученика «Об истории развития русского языка». Вместе с украинским и белорусским языками русский принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Можно обнаружить сходство слов русского и других индоевропейских языков в представленной Таблице (данные таблицы спроектированы на доске): Русск. – ночь, Белор . – ноч , Укр . – нiч, Болг . – нощ Польск. – nос Чешск . – nос Словацк . – nос Лит. – naktis Лат. – nox Итал . – notte Фр. – nuite Англ. – night Нем . – Nacht В своём историческом развитии русский язык прошёл несколько этапов. Первый этап формирования будущего русского языка связан с Киевской Русью, феодальным государством восточнославянских племён, диалекты которых легли в основу древнерусского языка. После принятия христианства (988-989гг) на Руси стали распространяться церковные книги, которые присылались из Болгарии и были написаны на старославянском языке, возникшем в результате переводов Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южнославянский солунский диалект (863 г). Этот язык был первым письменным языком славян в IX - XI вв. Принятие христианства на Руси способствовало продвижению старославянского языка как языка церкви на восток, где он испытывал влияние живых диалектов исконно восточнославянского языка, что приводило к возникновению его местных разновидностей. Продолжением старославянского языка является церковнославянский язык, который использовался в церкви, научной литературе и оказывал влияние на развитие русского литературного языка. Формирование языка великорусской народности (а в дальнейшем и национального языка), связано с возвышением Москвы, ставшей в XIV веке центром Великого княжества Московского, а со второй половины XV века – столицей единого Российского государства. В это время начинают формироваться и закрепляться нормы устной и письменной московской речи. Московский говор – основа русского языка, образование которого тесно связано с перерастанием русской народности в нацию и относится ко второй половине XVII в. Этот язык подвергается обработке и нормализации, обогащается творчеством писателей и становится высшей формой русского национального языка. Работа в группах. Приведите свои примеры, указывающие на сходство и родство языков (на примере одного-двух слов), принадлежащих восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Задание было дано группам заранее. Обучающиеся обсуждают подготовленный материал, выбирают наиболее интересный материал, выставляют в оценочные листы отметки каждому ученику за его вклад в работу группы, выдвигают одного выступающего. Выводы: В чём же сходство языков, принадлежащих восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков? ^ Термин «современный русский язык» употребляется в широком и узком понимании: как язык от Пушкина до наших дней и как язык последних десятилетий. Современный русский язык - это национальный язык великого русского народа, форма русской национальной культуры. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык. ^ На разных исторических этапах развития общенародного языка - от языка народности к национальному - в связи с изменением и расширением общественных функций литературного языка изменялось содержание понятия «литературный язык». Современный русский литературный язык - это язык нормированный, обслуживающий культурные потребности русского народа, это язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, художественной литературы. «Деление языка на литературный и народный, - писал М.А. Горький, - значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами». Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нем регламентирован, значение и употребление слов, произношение, правописание и образование грамматических форм слов подчиняются общепринятому образцу. Современный литературный язык, не без влияния средств массовой информации, заметно меняет свой статус: норма становится менее жесткой, допускающей вариантность. Она ориентируется не на незыблемость и всеобщность, а скорее на коммуникативную целесообразность. Поэтому норма сегодня - это часто не столько запрет на что-то, сколько возможность выбора. Граница нормативности и ненормативности иногда бывает стертой, и некоторые разговорные и просторечные языковые факты становятся вариантами нормы. Литературный язык имеет две формы: устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается от устного прежде всего большей сложностью синтаксиса и наличием большого количества абстрактной лексики, а также лексики терминологической, в частности интернациональной. Письменный литературный язык имеет стилевые разновидности: стили научный, официально-деловой, публицистический, художественный. С 1945 г. Уставом ООН русский язык признан одним из официальных языков мира. Известны многочисленные высказывания великих русских писателей и общественных деятелей, а также многих прогрессивных зарубежных писателей о силе, богатстве и художественной выразительности русского языка. Восторженно отзывались о русском языке Державин и Карамзин, Пушкин и Гоголь, Белинский и Чернышевский, Тургенев и Толстой. ^ Русский язык — один из богатейших языков мира. Кому, как не классикам нашей литературы, об этом знать! По этому поводу ими высказано и написано немало размышлений. В цитатах, предложенных ниже, наша подборка высказываний известных людей о ценности, самодостаточности и богатстве русского языка. ^
Федор Михайлович Достоевский – писатель, мыслитель.
Николай Васильевич Гоголь - прозаик, драматург, поэт, критик, публицист.
Виссарион Григорьевич Белинский - литературный критик, публицист.
Ученикам, поработавшим в группах, предлагается высказать своё мнение о понимании ими цитат о русском языке. ^ Закончить наш плодотворный урок мне хотелось бы словами российского учёного, литератора, историка и художника великого русского слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, так как нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка». Мы живём в великой неповторимой стране, говорим на самом многообразном и многозначном языке, познаём все его прелести и красоты. Мы просто должны полностью осознавать, что русский язык велик и могуч и, по словам великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, «с русским языком можно творить чудеса!» Нужно просто его изучать, исследовать и знать! Домашнее задание: обучающимся предлагается написать эссе по одному понравившемуся высказыванию о русском языке (на выбор). |
![]() | Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка» | ![]() | ... |
![]() | Образовательно-воспитательную значимость знаний и практических умений, которыми овладевают младшие школьники на уроках русского языка,... | ![]() | Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т е соблюдать орфографические и орфоэпические нормы... |
![]() | Оборудование: карточки словарных слов, таблица с языковым материалом, учебник русского языка для 4 класса, толковый словарь Ожегова,... | ![]() | Место выполнения работы: моу шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области |
![]() | В. А. Степаненко Современное состояние русского языка в аспекте преподавания русского языка как иностранного | ![]() | Закономерности развития лексической системы русского языка и методы её исследования 6 |
![]() | У меня сразу мелькнула мысль: «Вот бы меня учила!» Прозвенел первый звонок в новом учебном году, и вошла она – учитель русского языка.... | ![]() |