Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века»




Скачать 49.31 Kb.
НазваниеУрок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века»
Дата публикации19.10.2013
Размер49.31 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок-практикум в 7 классе

Тема: «Родная природа в изображении русских

поэтов 19 века»
Цели: раскрыть красоту родной природы; подчеркнуть глубокую любовь писателей и поэтов к своей родной земле, природе, к своей родине, к своему народу; воспитывать у учащихся любовь к родной земле, своему народу.

Оборудование урока: портреты писателей и поэтов, репродукции пейзажей русских живописцев, рисунки учащихся.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о целях, задачах урока. Урок-практикум предполагает овладение навыками практического анализа стихотворения. План анализа записан на доске. (Учитель знакомит учащихся с планом анализа стихотворения, учащиеся записывают его в тетрадь.)

План анализа:

  1. Какова тема стихотворения?

  2. Как тема развивается в стихотворении?

  3. Какие художественные образы создаёт поэт?

  4. Какие художественно-выразительные средства использует поэт в стихотворении?

  5. Какова ведущая интонация стиха?

  6. Какое чувство передаёт поэт?

  7. Какие рифмы и способы рифмовки в стихотворении?

  8. Каким размером написано стихотворение?

  9. Какое впечатление оставило у вас стихотворение?

2.Словарная работа.

Благовест- колокольный звон перед началом службы.

Благостный- приятный, умиротворяющий.

Каяться- сожалеть, признавать свою ошибку.

  1. Сообщения учащихся о русской пейзажной лирике 19-го века (3 человека готовят сообщения по материалам учебника литературы для 7 класса и дополнительной литературе

  2. ^ Чтение и анализ стихотворений. (Выразительное чтение стихотворений предварительно готовят отдельные ученики.)

И.А. Бунин. Родина.

1) Какое время года рисует поэт?

2) Какая тема звучит в стихотворении?

3) Как развивается тема? Художественные детали.

4) Запишите цветовые эпитеты. С чем связано нагнетание мрачных тонов?

5) Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности? (Сравнение тумана с кроткой печалью, введение живого человеческого начала.)

6) Почему стихотворение названо «Родина»? (Типичная русская зимняя картина: огромные просторы, леса, снега, деревеньки, разбросанные на большом расстоянии.) Учащиеся записывают в тетради выводы.)

7) Какие чувства вызывает стихотворение?

8) Какая репродукция картины соответствует настроению стихотворения?

Учитель. Весна- говоря поэтическим языком- есть утро года. Весна- пробуждение жизни. Об этом стихотворение В.А.Жуковского «Приход весны». Чтение наизусть и анализ стихотворения.

  1. Какие приметы весны называет поэт?

  2. Что такое олицетворение? (Найти в тексте.)

  3. Какие ещё поэтические фигуры употреблены в стихотворении?

  4. Объясните слово лепет.

  5. Какие картины художников подходят для этого стихотворения? (Ф.А.Васильев «Мокрый луг»

6)Опишите, что вы видите на картине. (Устное словесное рисование.)

Чтение наизусть и анализ ст. А.К.Толстого «Край ты мой…2

  1. Какова тема стихотворения? (Любовь к родине, прославление родной земли.)

  2. Какой ведущий мотив стихотворения? (Простор, сила, могущество.)

  3. Какие слова-образы в стихотворении ассоциируются со словом «воля»? Выпишите их. (Тучи, бег коней, орлиные стаи, поле, ветер, степь.)

  4. Какие тропы использует поэт? (Эпитеты, лексические повторы, анафору, восклицательные предложения.)

  5. Назовите виды рифм, способы рифмовки, размер.

  6. Как вы думаете, какая из репродукций картин по настроению созвучна ст. Толстого? (А.К.Саврасов. Просёлок.)

Чтение наизусть и анализ ст. А.К.Толстого «Благовест».

  1. Словарная работа (см. на доске): благовест, каяться, отрекаюсь.

  2. Какое чувство, настроение пронизывает всё стихотворение? (Светлая грусть, печаль, тоска по родине.)

  3. Какова тема, основная мысль стихотворения?

  4. Какие художественные образы выстраиваются в произведении? (Дубрава, храм пятиглавый, звон призывный, могилы, край родимый.)

  5. Чем является звон колоколов для лирического героя? (Напоминанием о крае родимом. При звоне колоколов возникает чудесное чувство освобождения от земных тягот, очищения души.) Стихотворение отражает высоту духовного подъёма, прилива жизненных сил- полёт, пространство, мечта чудесная.) (Запись в тетрадях.)

  6. Какие образно-поэтические средства использует автор? Выписать самостоятельно эпитеты, метафоры.

  7. Определить рифмы, способы рифмовки, размер.

Чтение и анализ ст. А.К.Толстого «Замолкнул гром».

  1. Какова тема стихотворения?

  2. Какие художественные образы создаёт поэт в стихотворении?

  3. Какое состояние природы рисует поэт?

  4. Как поэту удаётся передать это состояние? (Небеса светлеют, меж чёрных туч -полоска лазури.)

  5. К чему призывает поэт? ( Увидеть красоту и не разрушать её случайным прикосновением.)

  6. Какая репродукция картины соответствует настроению стихотворения? (Ф.А.Васильев. Мокрый луг.)

^ 4.Выставка рисунков учащихся к произведениям. Краткий комментарий, обсуждение, рецензии учеников.

5.Обобщение учителя. Итог урока. Записи в тетради. Пейзажная лирика поэтов 19 века передаёт чувство любви к родной земле, родному краю. Родная природа в своей неброской скромной красоте полна величия, раздолья, спокойствия. Лирический герой стихотворения слит с природой, душа его отзывается на малейшие изменения в природе.

^ 6.Литературная викторина по пейзажной лирике.

1) Угадайте, чьи это строчки?

1. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

(Лермонтов)

2. Под голубыми небесами

Великолепными коврами..

(продолжить и назвать автора)

(Пушкин)

3.Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу…

(Есенин)
4.Звезда полей во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью…

(Рубцов)

5.Тучки небесные, вечные странники,

Степью лазурною, цепью жемчужною…

(Лермонтов)

6.Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана…

(Лермонтов)

7.Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля…

( Тютчев)

8.Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

(Фет)

9.Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит…

(Некрасов)

10.Мчатся тучи, вьются тучи…

Невидимкою луна…

(Пушкин)

11.Кубань- земля такая:

От края и до края

Две Франции войдёт…

(Обойщиков)

7.Итог урока. Выставление оценок.

8.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение и краткий анализ стихотворения кубанского поэта о родной природе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века» iconУрок-концерт Тема: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика
Вступительное слово учителя (мп с. 293, стих. Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…») Слайд 1

Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века» iconЛитература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских...
Тема урока: Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли»

Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века» iconУрок литературы в 6-м классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»
Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово

Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века» iconУрок литературы в 6 классе Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»
Цели: вызвать интерес к творчеству Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого; научить детей чувствовать с помощью трепетного...

Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века» iconУрок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная...
Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского

Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века» iconТема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века».
Создание положительного настроя, поощрение индивидуального творчества учеников, раскрытие их личностного восприятия русской лирической...

Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века» iconУрок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века
Цель урока: Сформировать представление о способах создания образа природы в стихотворениях русских поэтов XIX века на примере стихотворений...

Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века» iconТема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и...
Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века» iconУрок (литература и английский язык) по теме «Природа в стихотворениях...
Цели: познакомить уч-ся со стихотворениями о природе русских и английских поэтов 19 в

Урок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века» iconУрок литературы в 5-м классе Тема урока: Связь веков. Стихи поэтов...
Познакомить с творчеством поэтов “серебряного века” Иваном Алексеевичем Буниным, Анной Андреевной Ахматовой, Всеволодом Александровичем...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница