Учебно – тематическое планирование по литературе
Класс – 6
Учитель – Т.В. Чумичёва
Количество часов:
Всего – 70 ч., в неделю – 2 ч.
Плановых сочинений – 6 ч.
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы.
Учебник – Литература 6 класс в 2-х частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Издательство: Москва «Просвещение», 2009
Дополнительная литература:
Поурочные разработки по литературе. 6 класс/ авт. Н.В. Егорова.
Москва «Вако» 2003 Авторы: И.В. Золоторева, Н.В. Егорова
Москва «Вако» 2006
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| 1.
| Писатели – создатели, хранители и любители книги.
| 1
| 2.
| Устное народное творчество.
| 3
| 3.
| Древнерусская литература.
| 2
|
| Произведения русских писателей 18 века
|
| 4.
| Русская басня. И.И. Дмитриев.
| 1
| 5.
| И.А. Крылов.
| 2
| 6.
| А.С. Пушкин.
| 10
| 7.
| М.Ю. Лермонтов.
| 4
| 8.
| И.С. Тургенев.
| 2
| 9.
| Ф.И. Тютчев.
| 1
| 10.
| А.А. Фет.
| 1
| 11.
| Н.А. Некрасов.
| 3
| 12.
| Н.С. Лесков.
| 3
|
| Писатели улыбаются.
|
| 13.
| А.П. Чехов.
| 2
| 14.
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
| 1
|
| Произведения русских писателей 20 века.
|
| 15.
| А.С. Грин.
| 1
| 16.
| А.П. Платонов.
| 2
| 17.
| М.М. Пришвин.
| 6
|
| Произведения о Великой Отечественной войне.
|
| 18.
| К.М. Симонов, Д.С. Самойлов.
| 2
| 19.
| В.П. Астафьев.
| 2
| 20.
| В.Г. Распутин.
| 3
| 21.
| В.М. Шукшин.
| 1
| 22.
| Ф.А. Искандер.
| 1
| 23.
| Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.
| 2
| 24.
| Из литературы народов России.
| 2
| 25.
| Мифы Древней Греции.
| 2
|
| Произведения зарубежных писателей.
|
| 26.
| Гомер.
| 1
| 27.
| М.де Сервантес Сааведра.
| 1
| 28.
| И.Ф. Шиллер.
| 1
| 29.
| П. Мериме.
| 1
| 30.
| М. Твен.
| 1
| 31.
| А. де Сент-Экзюпери.
| 2
|
| Резервные уроки.
| 3
|
| Итого
| 70
|
^
№
| Календарные сроки
| Тема урока
| Основные цели,
ЗУН.
| Повторение
| Теория, словарная работа, Р. Р.
| Для заметок
| 1
| 03.09
| Введение. Автор и герои произведения
| Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета
| Сюжет и его элементы
| Герой
|
| 2
| 05.09
| Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
| Организовать работу по изучению колядок, масленичных, весенних, осенних песен. Эстетическое значение обрядового фольклора.
| Сказки, баллады, загадки.
| Колядки, веснянки, масленичные песни
|
| 3
| 09.09
| Пословицы и поговорки
| Актуализировать знания учащихся о пословицах и поговорках. Организовать работу по изучению малого жанра устного народного творчества. Краткость и простота. Выражение народной мечты.
| Афоризм
Метафора
|
|
| 4
| 10.09
| Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
| Написание сочинения
|
|
|
| 5-6
| 17.09-23.09
| Отражение истории человечества в "Повести временных лет"
«Сказание о Белгородском киселе»
| Герои летописей. Поэтическое слово в летописи
| Герои сказок
| Летопись, летописец, Нестор
|
| 7
| 24.09
| Русская басня. Дмитриев. «Муха».
| Актуализировать знания детей о басне. Организовать работу по изучению ст. «Русская басня», анализу басни Дмитриева «Муху».
| Басня, мораль,
| Аллегория, олицетворение
|
| 8-9
| 30.09-01.10
| Басни Крылова и их поучительный смысл. Осел и соловей. Листы и корни. Ларчик
| Помочь понять учащимся смысл басен, увидеть мастерство Крылова-баснописца Школа жизни подростка в баснях Крылова. Рассуждения об искусстве. Осуждение невежества.. Осуждение несправедливости.
| Басня
| Мораль, эгоизм, невежда, невежество, иносказание.
|
| 10
| 07.10
| А. С. Пушкин. Детские и юношеские годы поэта. Тема дружбы в стихотворениях "К Пущину", "К сестре" и др.
| Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и легкость формы стиха.
| Ритм, рифма.
| Гимн, оптимизм
|
| 11
12
| 08.10-
14.10
| Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. "Узник" Зимнее утро, Зимняя дорога.
| Организовать работу по изучению рифмы, ритма. Знать размеры стиха, уметь их определять
| Строфа
| Ямб, хорей, стопа
|
|
|
|
|
|
| 13
| 21.10
| Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян Гл 3 -6
| Организовать работу по изучению 3 – 6 глав. Вопросы к гл 34, комментированное чтение 5,6 гл.
|
| Композиция
|
| 14
|
22.10
| "Забавы русского барина".
| Осуждение в повести произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
| Композиция изложения. Стили речи.
| Элемент сочинения-рассуждения.
|
| 16
| 28.10
| История любви в повести "Дубровский". Герой и героиня.
| Показать особенности изображения героев. Красота и сила чувств в повести . Автор и герои.
| План к характеристике героя
| Портрет, композиция, сюжет. Ирония. Благородство.
|
| 17
| 29.10
| Подготовка к сочинению-рассуждению
| Организовать обсуждение последних глав повести.
|
| Благородство души низость души, романтический герой
|
| 18-19
| 11.11-12.11
| Сочинение. Каким я увидел Дубровского в одноименной повести Пушкина? Повести Белкина.
| Сочинение-ответ на вопросы. Проверить ЗУН по теме.
| Составление текста при ответе на вопросы.
| Интерьер, персонаж.
|
| 20
| 18.11
| М. Ю. Лермонтов. Основной мотив в творчестве поэта и в стихотворениях "Тучи", "Листок".на севере диком
| Тема одиночества в поэзии Лермонтова. Понятие о герое стихотворения. Знать и уметь определять ритм, рифму, размер.
| Дактиль, амфибрахий, анапест
| Мотив, трехсложный размер стиха: дактиль амфибрахий анапест
|
| 21
| 19.11
| Нравственные вопросы в ст. "Утес", "Три пальмы"
| Развитие понятия о герое стихотворения. Решение вопроса об эгоизме. Организовать работу по обсуждению понятий любовь, родина. Знать и уметь определять ритм, рифму, размер.
| Дактиль, амфибрахий, анапест
| Эпиграмма, трехсложный размер стиха, инверсия.
|
| 22
| 25.11
| Подготовка к сочинению по творчеству М. Лермонтова.
| Особенности сочинения по поэтическому произведению. Теория стиха. План к сочинению-анализу стихотворения.
| Размеры стиха. Отличие стихотворной речи от прозы.
| Дактиль амфибрахий, анапест. Герой стихотворения
|
| 23
|
26.11
| Сочинение Мое любимое стихотворение М. Лермонтова
| План к сочинению.
| Теория стихосложения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 24
| 02.12
| И. С. Тургенев. "Бежин луг" – рассказ о крестьянских мальчиках.
| Герои и рассказчик. Портреты и характеры героев. Пейзаж как средство характеристики героев
| Портрет. План к характеристике героев. Пейзаж.
| Особенности тургеневского пейзажа
|
| 25
| 03.12
| Речевая харак-теристика героев в рассказе "Бежин луг".
| Умение находить различие в речи разных героев.
|
| Речевая характеристика
|
| 26
27
| 09.12-10.12
| Ф.И. Тютчев. Неохотно и несмело. С поляны коршун поднялся. Листья.
А. Фет. Ель рукавом мне тропинку завесила. Ещё майская ночь. Учись у них – у дуба, у березы.
| Организовать работу по анализу стихотворений. Выражение собственных переживаний в стихотворениях о природе.
| Ритм, рифма, строфа,
| Композиция стихотворения
|
| 28
29-30
| 16.12-17.12-23.12
| Историческая поэма «Дедушка» Анализ стихотворения Н. Н Некрасова "Железная дорога".
| Организовать работу по анализу стихотворения. Осуждение крепостного права и прославление народа-труженика.
| Размеры стиха
| Сюжет в лирическом произведении Композиция. Роль пейзажа. Диалог-спор. Риторический вопрос в стихотворении Трехсложные размеры стиха
|
| 31
| 24.12
| Сюжет и герои сказа Н. С, Лескова «Левша»
| Герои: Левша, Платов, цари и чиновники. Особенности сюжета. Пафос творческого труда как основной мотив произведения.
| Элементы сюжета. Речевая характеристика. Герой, персонаж.
| Сказ, трудолюбие, талант
|
|
32-
33
| 30.12-13.01
| Особенности стиля прозы Лескова, Подготовка к дом. сочинению
| Сказ как жанр эпоса. Повествователь в сказе. Серьезное , комическое и сатирическое в сказе. Элементы народного языка в сказе. Словарь Лескова.
| Фольклор и его жанры.
| патриотизм и патриотическое чувство автора
народная этимология, комический эффект
|
| 34-35
| 14.01-20.01
| А.П. Чехов. Слово о писателе.
Рассказы А.П.Чехова.
| Сравнительная характеристика героев произведения. Смысл заглавия рассказа.
| Юмор и сатира. Портрет. Речевая характеристика.
| Герой юмористического произведения. Деталь
|
| 36
| 21.01
| Родная природа в стихотворениях
русских поэтов 19 века
| Организовать работу по изучению стихотворений Баратынского, Полонского, А.К. Толстого. Выражение собственных переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе
| Размеры стиха
| Метафора, олицетворение, сравнение.
|
|
37-
38
| 27.01-28.01
| А. Платонов. Слово о писателе.
Неизвестный цветок.
| Организовать деятельность учащихся по осмыслению основной идеи рассказа, осознанию труда как нравственного содержания жизни. Помочь определить положительного героя рассказа.
| Сюжет, композиция, положительный герой.
| Доброта, взаимопонимание, жизнь для других
|
| 39
| 03.02
| А.С.Грин. Алые паруса..
|
|
|
|
| 40
| 04.02
| Знакомство с героями повести М. Пришвина "Кладовая солнца"
| Настя и Митраша –основные герои повести. Портрет героев. Авторское отношение и его выражение
| Портрет
|
|
| 41
| 10.02
| Природа и человек в повести М. Пришвина "Кладовая солнца
| Пейзаж и его роль в повести. Человек и окружающая его природа.
| Пейзаж
| Олицетворение, метафора.
|
| 42
| 11.02
| Какую правду пересказал Антипыч Травке.
| Тема любви ко всему живому в повести
| Аллегория
| Метафора, символ
|
| 43
| 17.02
| История спасения Насти и Митраши.
| Нравственные, этические, философские и экологические вопросы в повести.
| Устное выборочное изложение
| Сравнение, аллегория
|
| 44
| 18.02
| Подготовка к сочинению по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"
| Сопоставительная характеристика Насти и Митраши .Роль пейзажа в повести . Авторское отношение к героям.
| План к сочинению. Сочинение и его тема. Отбор материала
| Последовательность изложения мыслей. Стиль сочинения. Тип текста.
|
| 45
|
24.02
| Сочинение по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"
| Проверить ЗУН написания сочинения по заданной теме
| Тема и содержание сочинения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 46
| 25.02
| Произведения о Великой Отечественной войне. Симонов. Орлов. Самойлов.
| Организовать деятельность учащихся по анализу стихотворений. Любовь к родине в годы испытаний. Что такое патриотизм?
| Стихосложение
| Патриотизм, патриот, роковой
|
| 47
| 02.03
| Ульяновский поэт Николай Дворянсков.
| Актуализировать личностное отношение к теме войны и поэзии Н. Дворянскова. Формировать нравственные понятия у учащихся
| Симбирск
|
|
| 48-
49
| 03.03-09.03
| Время и герои в рассказе В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
| Герой-рассказчик. Санька и рассказчик. Сравнительная характеристика героев. Нравственные проблемы в рассказе. Доброта как действенная сила, формирующая характер.
| Портрет и герой. Поступок и герой. Бытовые сцены.
Юмор в рассказе.
| Действие. Речевая характеристика. Авторская позиция. Жизненные уроки. Ответственность и безответственность. Школа жизни
|
| 50
51
| 10.03-16.03
| Уроки доброты в рассказе В. Распутина "Уроки французского"
| Время и герой в рассказе. Образ учительницы. Смысл посвящения рассказа. Образы мальчишек. Нравственные проблемы в рассказе.
| Сопоставительная характеристика героев.
| Понятие духовности. духовного богатства. Духовного опыта. Душевная щедрость
|
| 52
|
06.04
| Сочинение "Добрые дела окружающих меня людей"
| Выявить степень усвоения ЗУН по написанию сочинения.
| Композиция сочинения
|
|
| 53
| 07.04
| Ф. Искандер. Тринадцатый подвиг Геракла.
| Организовать работу по определению главной мысли рассказа и особенностей художественной манеры писателя. Влияние взрослых на формирование детского характера.
| Мифы. Подвиги Геракла.
| Особенности юмора Искандера
|
| 54
55
| 13.04-14.04
| Родная природа в стихах русских поэтов. Н.М.Рубцов .Слово о поэте. Тема Родины в поэзии Н.Рубцова.
| Поэтический образ природы в стихотворениях Блока, Ахматовой, Рубцова, Есенина. Опыт сравнительного анализа.
| Метафора , эпитет, олицетворение, сравнение, ритм, рифма.
| Тема и идея стихотворений. Сопоставление выразительно-изобразительных средств для раскрытия одной темы. Лирический герой в стихотворении.
|
| 56
| 20.04
| В.М.Шукшин. «Срезал»
Критики.
Особенности героев Шукшина.
|
|
|
|
| 57
58
| 21.04-27.04
| Г.Тукай. Слово о татарском поэте. Поэзия Тукая.
Поэзия К.Кулиева.
|
|
|
|
| 59
60
| 28.04-04.05
| Мифы Древней Греции
Легенда об Арионе.
| понятие "герой" в древнегреческой мифологии
|
|
|
| 61
62
| 05.05-11.05
| Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.
М.Сервантес. Дон.-Кихот.
| неповторимость, богатство и красота поэмы.
Образ Дон-Кихота
|
|
|
| 63
64
|
12.05-18.05
| Ф.Шиллер. «Перчатка»
П.Мериме. «Маттео Фальконе.»
|
|
|
|
| 65
| 19.05
| М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
| обаяние образов героев М.Твена
|
|
|
| 66 -68
69-70
| 25.05-26.05
| А.С.Экзюпери. «Маленький принц».
Задания для летнего чтения
|
|
|
|
|
Всего 70 часов |