Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям»




Скачать 140.96 Kb.
НазваниеКонкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям»
Дата публикации20.10.2013
Размер140.96 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Литература > Конкурс
Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам

«Учимся вместе: ученики - учителям»

Номинация «У р о к к р а е в е д е н и я»

Мои знаменитые земляки
По следам поэта Алексея Михайловича Жемчужникова
Литературно-краеведческое исследование

в жанре письма-путешествия о пребывании на Тамбовской земле

поэта А.М.Жемчужникова
Работу выполнил ученик 11 б класса МОУ СОШ №33

города Тамбова

Казанков Дмитрий
Руководитель: учитель русского языка и литературы

МАУ СОШ №33 г.Тамбова

Полянских Н.Н.
Методическое обоснование использования краеведческого

и с с л е д о в а н и я

Любое явление культурной, исторической, литературной жизни нашей страны должно представлять интерес для ученого - исследователя, будь он профессиональный знаток конкретного культурно- исторического явления или увлеченный любитель. Предмет исследования моего ученика - конкретное культурно-историческое явление, точнее, знаменитая личность – один из самых загадочных и таинственных поэтов Х1Х века, волей судеб оказавшийся на склоне лет своих на Тамбовской земле.

Главная цель исследования – стремление ученика - исследователя уяснить для себя, в первую очередь, что в культуре нашего Отечества не может и не должно быть ни одного «белого» пятна. Во-вторых, убедиться в мысли, что край наш богат талантами, осенен именами великих ученых, писателей, поэтов. А.М.Жемчужников – в их ряду.

Монографических исследований об этом самобытном поэте практически нет, есть лишь обобщающие работы, рассматривающие творчество Жемчужникова в ряду его друзей по литературным пародиям, а в исследованиях тамбовских литературоведов и краеведов немало субъективных оценок пребывания этого поэта в нашем крае.

Какой метод и какие приемы для своего исследования избрал школьник?

Возможно, уважаемое жюри, оно вам тоже покажется небесспорным, а может быть, и опять-таки, весьма субъективным. Но у исследователя было страстное желание представить этого поэта как человека необычной судьбы (а она действительно была необычной!) пройти дорогами и тропками, где когда-то ступала его нога, прикоснуться к его вещам в тишине музейных залов, с пристрастием рассмотреть его портреты и немногочисленные фотографии, да и просто посмеяться над меткими словечками этого поистине виртуоза русского слова. Эти мысли привели ученика к решению избрать необычную форму подачи материала - жанр письма – путешествия. Почему, спросите вы? Да потому ,что «сухим» языком говорить о ПОЭТЕ, как нам кажется, не совсем честно. Пришлось долго искал этот жанр, потому что мысли и знания

о большом поэте требовали ЧУВСТВ, просили дружеского участия в маленьких находках, дорогих для исследователя еще и оттого, что добыты были в процессе долгих размышлений, в часы уединенных прогулок по старинным улицам нашего родного Тамбова, во время волнующей поездки в Кирсанов, где в музее поэта не может не охватить настоящий трепет перед личностью прекрасного поэта, тончайшего литератора - публициста, ироничного пародиста, человека широчайшего кругозора и глубочайшего ума.

В Астрахани живет хороший друг нашего исследователя, который грезит журналистской стезей (он, как и Дмитрий, тоже одиннадцатиклассник), ребята переписываются , перезваниваются, делятся литературными находками. Это настоящая литературная переписка двух старшеклассников в лучших традициях русского эпистолярного жанра. В последнем письме своему другу Дима и рассказал о своих краеведческих « изысканиях» Виталию. В нашей школе Дмитрия Казанкова считают поэтом, участником и призером многих творческих и филологических конкурсов, человеком неравнодушной гражданской позиции. Его интересные доклады, эссе, выполненные в рамках элективного курса «Литературное краеведение», можно назвать первыми шагами в мир больших исследований родного края. Жанр путешествия также отвечает особенностям юной души – узнать новое, стремиться поделиться своими находками с друзьями, одноклассниками и учителями. Данная конкурсная работы была представлена учеником в качестве зачетного проекта на спецкурсе по литературному краеведению, введена в школьный сайт и заслужила самую высокую оценку у старшеклассников и учителей нашей школы. В практике учителя литературы материалы исследования ученика используются в профильном социально - гуманитарном классе в качестве самостоятельного методического приема –заочная экскурсия – так и фрагментарно, в материалах к обзорным темам по литературе второй половины 19 века. Материал, собранный Д.Казанковым, я, как учитель литературы и классный руководитель 6 класса, использовала для классного часа на тему «Мои знаменитые земляки».
«Урок письма – Мои знаменитые земляки».

Всегда за человечные начала

Он честно вел упорную борьбу;

Постыдных сделок жизнь его не знала...

А.М.Жемчужников
Самый горячий привет из Тамбова!

Здравствуй, Виталий! Как твое здоровье? Как учеба? Как поживают твои родители? Передай им привет и мои самые сердечные поздравления с годовщиной серебряной свадьбы. Пусть они живут долго - долго и счастливо. Твое последнее письмо было очень интересным – это и понятно: ты, как и я, увлечён филологией и поэзией в особенности.

В твоей Астрахани такие давние культурные и литературные традиции – один Алексей Максимович Горький чего стоит! Знаешь, Виталий, я порадовался за тебя и даже слегка по-доброму позавидовал тебе. Ты молодец! Восхищает твоя погруженность в литературу. Ты

п

ишешь, что собираешься поступать на факультет журналистики. Я же собрался на филологический. Не хочу хвастать, но ты поймешь меня, ведь сам, как и я «грешишь» сочинительством. В этом году на городской олимпиаде по русскому языку у меня третье призовое место – сейчас готовлюсь на областную олимпиаду. Волнуюсь страшно! А в прошлом году был награжден грамотой за победу в областном конкурсе в рамках Года русского языка.



Виталий, ты так увлекательно описал мне пребывание писателя Александра Дюма-старшего в Астрахани, что«заразил»меня желанием поведать тебе что-то такое же равноценное. Ведь Тамбов наш–город прочных культурных традиций, на скромные тротуары которого ступала нога и поэта-романтика В.А.Жуковского, и Е.А.Баратынского, и А.П.Платонова. Почти два года на Тамбовщине находился архив А.С.Пушкина – старший сын великого поэта служил в Козлове (Мичуринске). А тамбовские корни бабушки Пушкина Марии Алексеевны? А «Тамбовская казначейша» Лермонтова? А «властелин словесных тайн» Н.С.Сергеев-Ценский? Впрочем, дорогой друг, простое перечисление знаменитостей прошлого заняло бы эдак писем десять, поэтому расскажу тебе о поэте, жизнью и поэзией которого я сейчас просто захвачен: не один день провел в наших городских библиотеках, «заразил» своих родителей, друзей и знакомых этим увлечением. Это поэт Х1Х – ХХ века Алексей Михайлович Жемчужников, который восемнадцать последних своих лет жизни прожил в Тамбове. Родился он в местечке Почеп Черниговской губернии в старинной дворянской семье. Представь себе белоснежную пену вишневых садов, окружающих белого кирпича дом под черепичной крышей – небольшая господская усадьба Жемчужниковых. Жизнь будущего поэта в небольшом местечке окраинной России привычна для мелкопоместного дворянина той поры: домашнее воспитание и образование. А потом блистательный Петербург с не совсем блистательными обыденными заботами молодого провинциала, жаждущего непременной славы. Ах, эта извечная, вожделенная мечта самонадеянной юной души! Эта неудержимая тяга к возвышенному и прекрасному! На литературном олимпе еще блистают Тургенев, Тютчев, молодой Толстой удивляет читающую публику «Севастопольскими рассказами», возвращается с каторги Достоевский, а в изысканных гостиных и террасах загородных дач звучат романсы на стихи А.Фета.

Молодой Жемчужников заканчивает Петербургское училище правоведения,

служит чиновником в Сенате в канцелярии Государственного Совета. Работа рутинная и, поверь мне, совершенно уж если не поэтическая, то от литературы весьма далекая. И поэзия берет верх. В 1858 году Алексей Михайлович выходит в отставку и посвящает себя целиком литературной деятельности. В 1900 году, уже живя в Тамбове, поэт получает звание Почетного академика Петербургской Академии Наук. «Зри в корень»; «Хочешь быть счастливым – будь им».Вспомнил? Все верно: неповторимый и незабвенный Козьма Прутков! Алексей Михайлович Жемчужников – один из создателей этой блистательной мистификации, своего рода обобщенный литературный псевдоним, под которым выступали Алексей Константинович Толстой, Алексей Михайлович Жемчужников и его братья Владимир и Александр Жемчужниковы.



Ты никогда не задумывался, мой друг, почему мы до сих пор охотно читаем и цитируем этого Козьму Пруткова? Лично в моем сознании «имя славное Пруткова, имя громкое Козьмы» живет как реальное лицо. Прутков - директор пробирной палатки, чиновный бюрократ и политический мракобес, который в часы досуга занимался ... «чистой поэзией». Вот так – ни больше и ни меньше! Чиновник-ретроград и поэт «чистого искусства» - совсем не слабое сочетание! Ведь не случайно имя Пруткова появляется на страницах журнала «Современник» в 1851 году, а потом в «Свистке» и «Искре» печатаются последующие произведения «великого» поэта. Чего только стоит его блестящий политический памфлет «Проект о введении единомыслия в России»! Представляешь, Прутков советует создать печатный правительственный орган, так как очевиден «вред различия во взглядах и убеждениях». Нетрудно догадаться, кто может быть редактором этого органа. Конечно же, он, несравненный Козьма Прутков! А какие он писал пародии на поэтов «чистого искусства». Не пощадил даже Фета. Во как! Вот послушай , Виталий, эту пародию на Фета:

^ Все стою на камне;

Дай-ка брошусь в море...

Что сулит судьба мне:

Радость или горе?
Может, озадачит?

Может, не обидит?

Ведь кузнечик скачет,

А куда – не видит.




Бессмертный Козьма Прутков и сегодня учит нас : «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе»; «Не все стриги, что растет»; «Нельзя объять необъятное»; «Вытапливай воск, но сохраняй мед»...

Когда Алексей Михайлович приехал в Тамбов, он поселился на улице Козловской (ныне Мичуринской) , а потом часто гостил в Кирсанове и в Ильиновке, где было имение его старшей дочери Ольги Алексеевны Баратынской...

Знаешь, Виталий, великий человек велик и интересен во всем - даже в самом малом своем проявлении. Ты никогда не задумывался над тем, почему нам так дороги какие-либо вещи, связанные с великими людьми? Я помню, как ты в одном из писем живописал мне о соломенной шляпе М. Горького, хранящейся в одном из музеев твоего города. К сожалению, в нашем городе не сохранились в музеях личные вещи этого поэта, но я знаю, что в Кирсанове есть музей Жемчужникова, и через неделю я собираюсь поехать туда и посетить этот музей. А пока... О, ты и представить себе не можешь, о чем я собираюсь тебе сейчас рассказать, а вернее... представить. Ты не поверишь, но я, перевернув в библиотеках горы книг и справочников о Жемчужникове, решил провести собственный поиск ... следов поэта в нашем городе. И поиск этот будет не простой, а лирико-экскурсионный (да простят меня маститые литературоведы за такое терминологическое «изобретение».) Свое путешествие я назвал так: «Прощальные песни» на старинной Козловской». Итак, в дорогу, мой верный друг, в дорогу!..

... Я на Мичуринской. Грохот тяжелых машин и наглых легковушек раздражает и не дает сосредоточиться на главном. Где-то здесь, в глубине обветшалого деревянного двора с прогнившей аркой и обвалившейся кирпичной стеной, затеряны следы одного из самых загадочных и веселых поэтов второй половины Х1Х века. Напрягаю свое «воссоздающее» воображение, как любит говорить моя учительница литературы, и представляю скромную Козловскую улочку провинциального Тамбова той далекой поры. Именно здесь доживал свои последние годы Алексей Михайлович Жемчужников, один из авторов образа Козьмы Пруткова, «сердцееда» и остряка, чьи шутки и вирши не знает разве что самый бездельный человек...

Спрашиваю у торопливо бегущего мужчины : «Подскажите, пожалуйста, где здесь дом Жемчужникова?»

-Какого? - недоуменно на ходу прищурился красноносый дядька.

-Простите за беспокойство…

Останавливаю пожилую женщину в каракулевой шубке.

-Жемчужников? Что-то слышала, но не могу вспомнить, - пролепетала старушка.

-Девушка, - обращаюсь к модно одетой девице, - о Жемчужникове что-нибудь слыхали?

-А чё, тебе он зачем? - обдав меня мятным запахом «орбита», проговорила дива...



Да, Дмитрий, видно, не судьба взять интервью у случайных прохожих. Впрочем, что там Жемчужников! Поди, отчества своих бабушек мало кто из молодежи припомнит, а уж о прабабушках и не спрашивай!

^ Дом А.М.Жемчужникова

О, как хотелось найти этот деревянный домик под коричневой жестью, утопающий по весне в буйной сирени, а зимой в пушистых сугробах до самой трубы! Увы, увы. Ощупываю под курткой хрупкий стебелек алой гвоздики. Куда положить этот цветок? Стареющий поэт именно в нашем городе пропел свои «Песни старости» и «Прощальные песни»... Его прах сейчас покоится на Новодевичьем кладбище в Москве, а душа его, тонкая и трепетная, растворилась где-то здесь у развалин старого дома, у обломков вековых лип, доживающих свой век в соседстве с несуразным железобетонным сооружением какой-то фирмы. Кладу наугад гвоздику на незатоптанный снег у кирпичных развалин и бреду на автобусную остановку, а в голове роятся, как медоносные пчелы, чарующие в своей искренней простоте чудесные строки поэта о липах как символе покоя и уюта нашего милого Тамбова

^ Нет мне сегодня приюта милее,

Чем этих лип благовонный приют!

Всею нарядной семьею в аллее

Липы цветут.

Чувствуешь, друг, как повеяло ароматом цветущих лип! Да и невозможно

оставаться равнодушным к таким прекрасным строкам!

^ Добрые липы, конечно, полезны;

Я же в них больше ценю красоту,

И особливо мне летом любезны

Липы в цвету.

Если бы, Виталий, меня попросили назвать три главные приметы нашего

города, я бы назвал: деревянные домики с резными наличниками окон, волнующую мелодию Агапкина «Прощание Славянки» в День Победы и... цветущие липы на улицах и в парках моего родного города.

^ Ежели скоро умру я, неужто

Летом друзья обо мне не вздохнут:

«Жалко, что нет его здесь, потому что

Липы цветут»...

Ну, что ж, надеюсь, ты получил истинное удовольствие от этих милых строк

нашего великого земляка. Ведь так? Ты можешь возразить: патриотизм заключается в ...липах? Да, и в липах тоже, особенно в цветущих! Впрочем, живя в Тамбове, Жемчужников не был чужд того, чтобы лира его исторгала гневные звуки резкого протеста против социальной несправедливости, рабства крепостного права. Его голос приобретает особый звон, музыка стиха наполняется нотами протеста и негодования. Страстно любя родину, А.М.Жемчужников обращался к поколению молодых служить народу. В стихотворении с красноречивым названием «На Родине» поэт пишет:

^ О край ты мой! Что ж это значит,

Что никакой другой народ

Так не тоскует и не плачет,

Так дара жизни не клянет!

Тамбовщину сотрясали голодные бунты – вымирали целые деревни от болезней и голода, трудолюбивый и талантливый народ влачил жалкое существование:

^ Рабочий люд едва не весь

На нашей родине – без хлеба!

Не думай, Виталий, что поэт всегда говорил полным голосом, порой его сатира была приглушена , он не решается выступить против правительственной верхушки, как это делал, например, Салтыков - Щедрин, и даже признается своему читателю :

^ Мне скажут: «Что же лиру

Ты держишь под мышкой?

Ну гаркни сатиру

С гражданской вспышкой!»

Сатира, сатира -

Великое дело!

Но сильных бы лира

Моя не задела...

В пылу вдохновенья

Попробуй-ка, ухни, -

Сейчас на съеденье

В цензурные кухни...


Ох, Виталий, боюсь даже спросить тебя: правдивого поэта нынче могут ли отправить «на съеденье в цензурные кухни»? Свят, свят. Чур меня!

Знаешь ли, мне как-то больше по душе Жемчужников-лирик. Я представляю его в волшебную пору снежной тамбовской зимы в меховом пальто, в английском картузе с большим козырьком. В полутора верстах от города простирались леса. В пору ранней осени с ружьем на плече бродил поэт в густом сосновом бору, меньше охотился и больше наблюдал природу, вдыхая аромат прелой грибной листвы и поздних осенних цветов: поэт ( а он был истинным поэтом!) искал уединения и тишины. О, эта трогательная тишина русской провинции!

^ Опять ищу уединенья

В глубоком милом мне лесу,

Куда обдумывать несу

Дней пережитых впечатленья, -
пишет поэт в стихотворении «Родная природа».

В последние годы жизни Жемчужников особенно чувствует грусть, его пугают «революционные брожения», а в 1908 году он пишет свое последнее стихотворение «Льву Николаевичу Толстому». Через две с половиной недели 25 марта поэт скончался в Тамбове, в квартире на Араповской (ныне улица М.Горького). Ходил я и на эту улицу, отыскивая «следы» поэта, но не нашел. Поистине, что имеем – не храним... В 80-е года ХХ столетия в эпоху строительного бума дом №25 был снесен...




Д о р о г а к м у з е ю

Съездил я и в Кирсанов, побывал в музее, где хранятся личные вещи и книги Жемчужникова, фотографии, полированное кресло поэта, обтянутое голубым крепом (кстати, ты не поверишь, но кресло это принадлежало известной ... революционерке Софье Перовской), купленной дочерью поэта задешево на каком-то аукционе. Рядом с креслом в Кирсановском музее на тумбочке стоит гипсовый бюст Козьмы Пруткова, созданный по известной литографии Л.М.Жемчужникова, А.Е.Бейдемана , Л.Ф.Пагорио. Бюст этот подарен музею старожилом Кирсанова фельдшером А.Б.Рязановым, знакомым с родными А.М. Жемчужникова. Низкий поклон этому подвижнику отечественной культуры! Не скрою, хотел бы послать тебе фото из Кирсановского музея, но, к сожалению, сотрудники его не позволили сделать мне снимки фотоаппаратом – нужно разрешение. Интересно, Виталий, у вас в Астрахани в музеях такие же порядки? Только вот не знаю, у кого бы это разрешение спросить. Завершаю свое письмо. Я поделился с тобой моими маленькими находками, точнее, своими думами и сомнениями. Ведь ты, как никто другой, лучше всех понимаешь меня. Ведь не будешь же ты спорить, что свои родные места надо не только любить, но видеть и прекрасное, и негативное. Помнишь знаменитую поэтическую строку: «Люби Россию в непогоду». Мой великий земляк поэт Жемчужников именно такой и любил свою родину. А я люблю родные свои места в любое время года и постараюсь в будущей своей жизни сделать для них много доброго и полезного. А пока посвящаю моему милому Тамбову свои поэтические вирши. Не суди их строго, мой преданный друг, ведь они от души, от большой любви к своему родному «гнезду».

^ Люблю родимый город мой

За древнюю и новую красу

И за просторы парков и садов,

И ранним утром на траве росу.
Люблю я тихих улочек покой,

И голосов детей, и птичье пенье,

И Цны разливы раннею весной,

Восходов алых зыбкое рожденье.

Люблю тебя, родная сторона!

На глобусе ты маленькая точка,

Но как до боли дорога она,

До деревца, травинки, до листочка.
Люблю тебя весною и зимой,

Люблю мечтать под старою калиной.

И слушать в тихий летний зной

Твой монотонный гул пчелиный.

Смотрю с любовью на тебя, Тамбов!

Ты краше и богаче год от года.

Пусть светлый звон твоих колоколов

Не заслонят печали и невзгоды...




Да скорого свидания, Виталий, на провинциальных просторах моего Тамбова. Приезжай на весенние или на летние каникулы. А пока пиши - очередь твоя. И пришли мне свои стихи, только не отпирайся – уж я-то знаю – ты поэт хоть куда. Всего доброго. Привет твоей Астрахани, полноводной Волге и всем твоим родным и близким.

P. S. Как поживает спасенная тобой на реке твоя кошка Муська?

Твой тамбовский друг Дмитрий.

20 апреля 2012 года

Тамбов

Список использованной литературы

1.Бахтин М. Проблемы поэтики русских писателей. - М.:Худож. литература. - 1988.

2.Ермилов В.Н. Поэты некрасовской поры. - М.: Просвещение. - 1989.

3.Жуков Д. Козьма Прутков и его друзья. М., 1989.

4.Илешин Б. Река золотых зорь. Воронеж, 1984.

5.Капитонова Н. Завет добра и света. О поэзии А.М.Жемчужникова. Пособие для учителя. М., 2005.

6.Новиков В. Книга о пародии. М., 1989.

7.Путинцев В. Поэты сатирической плеяды. - М.: Айрис. - 2000.

8.Турков А.М.Поэтические мистификации русской поэзии.- М.:Айрис. -2003

9.Топоров А.А. Братья Жемчужниковы. Литературовед. очерк. - М.: Искусство. - 1999.

10.Уфимцев А.Б.Поэтическими тропами русской литературы.- Воронеж, 1988.

11. Хорошилова Н.А. Из литературных изысканий по истории русской поэтической школы. - Изд.Воронежского государственного университета, 2004.

12.Шаронов И.И.Русская поэтическая традиция и искусство сатиры.- М.,1987.

13.Яковенко А.Е.Поэты «чистого искусства». Критический этюд.- М: Айрис, 2000..

14.Яковлов П.Ю. Сатирическая поэзия Х1Х века. - М., 2000.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям» iconОбластной конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным,...
Нижнего Новгорода и области. На областной конкурс предоставляются самостоятельно выполненные законченные научно-исследовательские...

Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Название работы: Консультация для матерей (младшая группа) «учимся вместе с детьми»

Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям» icon5 октября в нашей школе прошёл праздник, посвящённый Дню учителя....
Дню учителя. Ученики в честь праздника показали учителям праздничный концерт. Дети пели песни, читали стихи, показывали сценки. Нашим...

Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям» icon5 октября в школе проходил праздник, посвящённый Дню Учителя. На...
Дню Учителя. На праздник были приглашены учителя ветераны. Дети приготовили учителям праздничное поздравление с разными шуточными...

Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям» iconРебята! У нас будет новая рубрика: Хочу поздравить, передать привет!...
Прошлогодний состав редакции газеты в полном составе ушел из школы, ребята поступили в институты, у них теперь студенческая жизнь:...

Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям» iconУченики – учителям. Всегда мы благодарны вам
С разных сторон на сцену выходят двое ведущих. Они встречаются в середине сцены

Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям» iconКак начать работать с программным обеспечением WizTeach для участия...

Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям» iconКлассный час. «Учимся жить вместе»
М. А. Михайлова, учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №5», г. Чернушка

Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям» iconКонкурс чтецов «Здравствуй, осень золотая!» 2 класс
Учитель: Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые взрослые. На пороге ноябрь, заканчивается 1 четверть, и мы собрались с вами вместе:...

Конкурс по социально-гуманитарным дисциплинам «Учимся вместе: ученики учителям» iconРедакция журнала «Социально-гуманитарный вестник Юга России»
России предлагает всем желающим аспирантам, докторантам, соискателям, молодым специалистам, преподавателям, научным работникам опубликовать...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница