Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого




Скачать 73.41 Kb.
НазваниеУрок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого
Дата публикации20.10.2013
Размер73.41 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок в 9 классе. Лирика Н.А. Заболоцкого.

«Художественная картина мира Николая Заболоцкого»


Я на земле моей впервые мыслить стал,

Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,

Когда впервые капля дождевая

Упала на него, в лучах изнемогая.

(«Завещание» Заболоцкий)

Тип урока: закрепление изученного.
Предметные цели урока: провести исследовательскую работу по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Дождь».

Учащиеся должны понять художественную картину мира Н. А. Заболоцкого, выучить одно стихотворение наизусть;

уметь понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;

уметь воспринимать, выразительно читать и анализировать стихотворения: определять тему и идею, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль;

владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; давать собственную интерпретацию изученных литературных произведений;
понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;

самостоятельно составить связный текст, сделать выводы из проведённой работы.
^ Метапредметные цели урока: учащиеся должны научиться

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

самостоятельно организовывать собственную деятельность;
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
^ Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация, представляющая художественную картину мира Н.А. Заболоцкого, электронные версии текстов стихотворений Николая Заболоцкого, аудиозапись с шумом дождя, таблицы, включающие стихотворение и план анализа лирического произведения.
^ Организационный момент.

1. Проверка домашнего задания в форме беседы. (Стороны личности поэта, тематика его произведений; чтение наизусть 3-4 учащимися стихотворений Н.А. Заболоцкого.)

^ 2. Лекция учителя с показом презентации.

Мировоззренческое кредо Н. Заболоцкого состоит в утверждении поэтом эволюционистского единства с миром. Он писал: «Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всем их многообразии - эта трава, эти цветы, эти деревья - могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своею, и воздухом, - все они живут рядом со мною. Разве я могу отказаться от родства с ними?… Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рев зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нем?.. Я - человек, часть мира, его произведение…»

К эволюционистскому мировоззрению Н.А.Заболоцкий шел вполне сознательно. Первый толчок к нему, по его собственному признанию, он получил от «Диалектики природы» Ф.Энгельса. Для становления его эволюционизма также большое значение имело его знакомство с трудами К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. Заметное влияние на него оказала также натурфилософия В.Хлебникова - поэта, у которого он учился писать свои собственные стихи.

^ В чем же состоит своеобразие художественного мировидения у Н.А.Заболоцкого? В чем оно выразилось? Какие основные признаки его художественной картины мира? Мы можем выделить шесть таких признаков:

1. Синтетизм научности и художественности.

В научной картине мира Н.А.Заболоцкий находил объективную основу для своей поэзии. К «Диалектике природы» Ф.Энгельса отнесся творчески, мечтая о будущем единстве человека с миром.

В начале 30-х годов Н.А.Заболоцкий знакомится с космогоническими идеями К.Э.Циолковского, изложенными в работах «Растение будущего», «Животное космоса», «Самозарождение», «Будущее Земли», и вступает с ним в переписку. В январе 1933 г. поэт писал основателю космонавтики: «Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они близки мне».

Н.А.Заболоцкий мечтал о синтезе науки и искусства .

2. Экологический футурологизм (переходящий в утопизм)

Особенность художественной картины мира, характеризующаяся эволюционным предвидением будущего, в котором возможна гармония между человеком и природой. Эта особенность художественного мира Н.А.Заболоцкого наиболее ярко представлена в его ранних поэмах: «Торжество земледелия», «Безумный волк», «Деревья», «Птицы» и «Школа Жуков». Мы ощущаем здесь явную идеализацию живой природы, преувеличение гармонии в ней. Все дело только в том, чтобы эту гармонию не разрушал человек. Вот почему поэма «Птицы» заканчивается словами, выражающими надежду на гармонические отношения человека с природой. Он должен стать «не насильником, а умным хозяином», и в этом случае:

…Какой неистленно прекрасной

Станет природа! И мысль, возвращенная сердцу, -

Мысль человека каким торжеством загорится!

3. Гиперрационализм (одухотворенность).

Н. Заболоцкий наделяет в своих произведениях человеческим разумом не только животных, но и растения и даже неорганические предметы. В поэме «Деревья» мы слышим такие голоса:

- Я листьев солнечная сила,

- Желудок я цветка.

- Я пестик паникадило.

- Я тонкий стебелек смиренного левкоя…

- Я облака большое очертанье.

- Я ветра колыханье.

- Я пар, поднявшийся из тела человека.

- Я капелька воды не более ореха.

- Я дым, сорвавшийся из труб…

Одухотворение предметов дает возможность Н.А.Заболоцкому создать иллюзию его полного единства с миром, с природой. Вот почему он свободно обращается в своих стихах к дроздам, кузнечикам, березам, рябинам и тому подобным не говорящим в реальности предметам. В гиперрациональности есть своя эволюционная подоплека: все, что в эволюции предшествовало появлению человеческого разума, все-таки принимало участие в нем, поскольку человек с его разумом - венец природы; все же, что было создано человеком, благодаря его разуму, несет на себе его отпечаток.
4.Метаморфизм заключается в переходе одного явления - в другое. Метаморфизм сродни буддийской реинкарнации, но у Н.А.Заболоцкого речь идет не только о переселении душ, но и о материальных превращениях. Так, с одной стороны, в буддийском духе он писал:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, -

На самом деле то, что именуют мной, -

Не я один. Нас много. Я - живой.

Чтоб кровь моя остынуть не успела,

Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел

Я отделил от собственного тела!

(Метаморфозы, 1937)

Но, с другой стороны, в этом же стихотворении изображаются и другие, более неожиданные превращения:

Как все меняется! Что было раньше птицей,

Теперь лежит написанной страницей;

Мысль некогда была простым цветком,

Поэма шествовала медленным быком;

А то, что было мною, то, быть может,

Опять растет и мир растений множит.

Эволюционная подоплека метаморфоз очевидна. Все дело только в том, что переход цветка в мысль или быка в поэму опосредован в действительной эволюции целой серией внутренних метаморфоз, тогда как расстояние от мертвого тела до растений, которые растут на его могиле, более короткое.

5. Культурологический антропоморфизм.

Человек как творец культуры занимает центральное место в образе мироздания, созданном Н.А.Заболоцким. Он прославляет его в стихотворении «Венчание плодами», «Седов», «Север», «Бетховен», «Город в степи», «Творцы дорог» и мн. др. В «Венчании плодами» (1932) поэт рисует эволюционную историю мичуринских яблок:

Когда землей невежественно правил

Животному подобный человек,

Напоминали вы уродцев и калек…

Теперь…

Чтоб, дивно увеличиваясь в теле,

Не знали вы в развитии преград,

Чтоб наша жизнь была сплошной плодовый сад, -

Скажите мне, какой чудесный клад

Несете вы поведать человеку?…

Когда плоды Мичурин создавал,

Преобразуя древний круг растений,

Он был Адам, который сознавал

Себя отцом грядущих поколений…

6. Эстетизм.

Как художник, Н.А.Заболоцкий, естественно, не мог пройти мимо красоты. Если ранний Н.А.Заболоцкий идеализировал природу, то поздний пишет стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» (1947), поскольку в самой по себе природе господствует «дикая свобода, где от добра неотделимо зло». Но отсюда не следует, что поздний Н.А.Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы. Свою любовь к природе он выразил во множестве стихов - «Поэма весны» (1956), «Вечер на Оке» (1957), «Гомборский лес» (1957) и др.

По поводу русского пейзажа Н.А.Заболоцкий предупреждал:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

(«Вечер на Оке»)

Но для тех, кому эта радость открыта, русский пейзаж может открыться яркими красками:

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя множество диковин

В его живых черта распознаешь.

(«Вечер на Оке»)
^ 3. Работа с эпиграфом.

4. Задание: рассказать о видении картины мира поэтом на примере стихотворения «Завещание».

5. - Стиховедческая наука утверждает, что нет универсального ключа к любому стихотворению. Сегодня каждый из вас найдёт свой ключ к стихотворению Н. Заболоцкого «Дождь». (Анализ стихотворения, данные записываются в таблицу. Коллективная работа.)

6. Записать в тетради или на распечатанных листах текст, составленный по таблице.

Домашнее задание: письменно редактировать работу, выполненную в классе;

написать эссе «Моё открытие поэзии Н. Заболоцкого».
Учитель Кабоскина И.К.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого iconМетодическая разработка урока Лирика Н. А. Заболоцкого
Н. Заболоцкого. Анализ содержания стихов поэта осуществляется в связи с анализом изобразительно-выразительных средств. На уроке использованы...

Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого iconКонспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек...
Данный урок впервые знакомит учащихся с творчеством Н. А. Заболоцкого, поэтому школьники получают самое общее первое представление...

Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого iconПлан-конспект урока поэтическая мастерская по теме: «Образ ласточки в русской поэзии»
Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 9-м классе

Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого iconПлан-конспект урока поэтическая мастерская по теме: «Образ ласточки в русской поэзии»
Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 9-м классе

Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого iconФилософская лирика Н. Заболоцкого. Человек и природа. (8 класс)
Стихотворение звучит на фоне меняющихся слайдов на мультимедиа экране с изображением картин родной природы

Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого iconВ поисках аргументов
Н. А. Заболоцкого, знакомство со стихотворением Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка», определение проблематики стихотворения

Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого iconУрок литературного чтения в 4 классе. Тема: Н. Заболоцкий «Весна в лесу»
Цель: познакомить учащихся с лирикой Н. Заболоцкого, оформить коллективную презентацию стихотворения «Весна в лесу»

Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого iconСценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного 110-летию...
Алексеевича Заболоцкого. В настоящее время Заболоцкий известен и как прекрасный поэт, и как прекрасный переводчик. Многие зарубежные...

Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого iconСписок литературы 9 класс
Тютчев Ф. И. Лирика Фет А. А. Лирика Некрасов Н. А. Лирика Достоевский Ф. М. «Бедные люди»

Урок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого iconУрок литературы в 10 классе по теме: «Любовная лирика Н. А. Некрасова»
Цели: внести дополнительные сведения в представление обучающихся о личности Н. А. Некрасова



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница