Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа




Скачать 286.85 Kb.
НазваниеПрограмма предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа
страница1/3
Дата публикации20.10.2013
Размер286.85 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3


бюст пушкина.jpg

Программа предпрофильной подготовки
Александр Сергеевич Пушкин в искусстве.

Возраст учащихся, на которых рассчитана программа – 8-9 класс.
Срок реализации программы – 17 недель (1 час в неделю).
ФИО, должность автора(ов) программы – Литвинова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 42
Название города, населенного пункта, в котором разработана программа – г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Год разработки программы – 2006 г. Доработана в 2011 г.

Пояснительная записка
1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа предпрофильной подготовки «Александр Сергеевич Пушкин в искусстве» разработана в связи с

  • невысоким уровнем интереса к литературе в школе;

  • с ориентацией на гуманитарный профиль обучения в старшей школе.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

  1. поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению литературы

  2. ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов.

Содержание программы предпрофильной подготовки позволяет углубить представление обучающихся о личности А.С.Пушкина, познакомить с интерпретацией его художественных произведений в различных видах искусства. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.

Рассматривая особенности художественного мира писателя, воплощение авторского замысла и переосмысление его в произведениях других поэтов и писателей, в живописи, скульптуре, музыке, театральных постановках, учащиеся получают новые знания, не содержащиеся в базовых программах по литературе, музыке, изобразительному искусству. Эти знания, вызывая познавательный интерес, позволяют учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности для обоснованного выбора гуманитарного профиля обучения.

Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение в школе таких предметов, как литература, музыка, изобразительное искусство содействует формированию разносторонне развитой, компетентной личности, воспитанию гражданина. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение с произведениями искусства необходимо для приобретения опыты коммуникации, диалога с писателями, художниками, скульпторами, композиторами (как современниками, так и представителями совсем другой эпохи), для приобщения не только к духовному наследию русского народа, но и к общечеловеческим ценностям бытия.

2. Цель программы:

Обеспечить условия для успешного освоения учащимися художественных произведений А.С.Пушкина, получивших интерпретацию в различных видах искусства, для формирования информационной, коммуникативной компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:

  1. Осмысление учащимися лирических, эпических и драматических произведений А.С.Пушкина, их интерпретацией в различных видах искусства, опирающейся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;

  2. Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать произведение искусства;

  3. Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов заложенных в художественном тексте, в произведениях изобразительного искусства и скульптуры, музыки, в театральных постановках и представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного, увиденного, услышанного;

  4. Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирование цели деятельности, ее планирование, осуществление библиографического поиска, нахождение и обработка необходимой информации из различных источников, включая Интернет и др.);

  5. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием;

  6. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  7. Использование опыта общения с произведениями искусства в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


3. Возраст школьников, на развитие которых направлена программа.

Программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов. Она расширяет базовый курс по литературе УМК (авторы Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В, А. Чалмаев), изобразительному искусству, музыке, является межпредметной и даёт учащимся возможность взглянуть на творчество А.С.Пушкина иначе, не хрестоматийно. Вопросы, рассматриваемые в программе, выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу по указанным выше учебным дисциплинам. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по литературе, музыке, изобразительному искусству, поможет оценить свои возможности и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
5. Сроки реализации программы.

Объем курса предпрофильной подготовки - 17 часов.

Количество часов в неделю – 1 час.
6. Формы, виды занятий.

Важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени направлены на самостоятельность учащихся, поисково-исследовательский характер их познавательной работы, коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены лекционные, практические и семинарские занятия.
7. Методы обучения.

  1. Объяснительно-иллюстративный;

  2. Частично-поисковый, исследовательский;

  3. Словесно-наглядно практический;

  4. Самостоятельная работа учащихся с информацией.


8. Средства обучения.

Предметные: произведения художественной литературы, музыки, скульптуры и изобразительного искусства.

Практические: составление и заполнение таблиц, схем, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.
9. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.

После изучения курса учащиеся должны знать

  1. как развиваются пушкинские мотивы, темы в произведениях поэтов серебряного века и современных поэтов;

  2. особенности психологизма трагедий «Борис Годунов» и «Моцарт и Сальери»;

  3. объем иконографии А.С.Пушкина;

  4. особенности взаимообогащения и пересечения литературы и музыки в романсах русских композиторов 19-20 века, в операх П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»;

и уметь:

  1. комментировать, анализировать и интерпретировать произведение литературы, живописи, скульптуры, музыки, исходя из целевых установок.

  2. представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного, увиденного, услышанного;

  3. планировать собственную деятельность, формулировать цели и задачи, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.;

  4. применять опыт общения с произведениями искусства в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

  5. осознанно выбрать гуманитарный профиль, успешно обучаться в нём.

Способом определения достижения ожидаемых результатов станет учет участия учащихся в практических, семинарских занятиях, проверочные тестовые работы после изучения материала каждого из разделов (кроме раздела «Пушкин и театр»), а также наблюдение учителя за тем, как идет духовный рост, самореализация учащегося в последующие годы обучения.
10. Формы подведения итогов реализации программы.

По окончании курса учащиеся представляют (презентуют) на выбор собственный проект или творческую работу по темам, указанным в разделе «Методическое обеспечение программы».

Учебно-тематический план.




Перечень

разделов /темы раздела


Виды занятий

лекции

практикум

семинар

1

Введение. (1 ч)

1

«Пушкин – наше все…» (А.Григорьев)

1







2

^ Пушкинская тема в творчестве русских поэтов и писателей. (4 ч)

1

Художественный мир А.С.Пушкина.

1







2

Стихотворения поэтов серебряного века о Пушкине.

1







3

«Царскосельская статуя» А.С.Пушкина и А.А.Ахматовой.




1




4

Пушкинский текст в стихотворениях современных поэтов Д.Самойлова, Ю.Левитанского, Б.Ахмадуллиной, Д.А. Пригова.

1







3

^ А.С.Пушкин и театр. (2 ч)

1

Психологизм пушкинской драматургии в трагедии «Борис Годунов».

1







2

«Моцарт и Сальери» на сцене.







1

4

^ А.С.Пушкин в живописи и скульптуре. (5 ч)

1

Портреты А.С.Пушкина.

1







2

А.С.Пушкин в малых и больших скульптурных формах.

1







3

Первые публикации и первые издания произведений А.С.Пушкина.

1







4

Рисунки А.С.Пушкина к роману «Евгений Онегин».




1







5

Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина.







1

5

^ А.С.Пушкин в музыке. (4 ч)

1

Музыка в жизни А.С.Пушкина.

1







2

Любовная и пейзажная лирика А.С.Пушкина в романсах русских композиторов 19-20 века.

1







3

Музыкальная интерпретация романа «Евгений Онегин». Либретто к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин».







1

4

Свобода обращения П.И.Чайковского с литературным материалом в опере «Пиковая дама».




1




6

1

Представление (презентация) учащимися проекта или творческой работы.

1




Итого – 17 ч 1

9

3

4



Содержание программы.
1 раздел. Введение. «Пушкин – наше все…» (А.Григорьев). (1 ч)

Принимая краткосрочность курса предпрофильной подготовки, представляется целесообразным на первом занятии кроме разговора о роли А.С.Пушкина в русской и мировой культуре выделить время на ознакомление учащихся с общей структурой курса, его содержанием, формами занятий, планируемым объемом и темами итоговых работ.

2 раздел.^ Пушкинская тема в творчестве русских поэтов и писателей. (5 ч).

В рамках содержания тем второго раздела учащиеся получат знания о художественном мире А.С.Пушкина, узнают о пушкинских темах и мотивах в творчестве русских поэтов и писателей. На лекциях учащиеся получат основы теоретических знаний и необходимый фактический материал для дальнейшей работы на практикуме. На занятии, посвященном стихотворениям поэтов серебряного века о Пушкине, учащиеся познакомятся с произведениями А.Блока, В.Маяковского, М.Цветаевой, С. Есенина. На практическом занятии «Царскосельская статуя" С.А.Пушкина и А.А.Ахматовой» дадут сопоставительную характеристику стихотворений Пушкина и Ахматовой. На заключительном уроке учащиеся увидят трансформацию пушкинского текста в стихотворениях современных поэтов, Д.Самойлова, Ю.Левитанского, Б.Ахмадуллиной. Д.А.Пригова. В качестве контроля достижения результатов проводится тестовая работа.

3 раздел. ^ А.С.Пушкин и театр. (2 ч).

В рамках этого раздела учащиеся познакомятся с особенностями драматургии А.С.Пушкина на примере трагедии «Борис Годунов». Семинарское занятие предполагает работу учащихся с художественным текстом трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», с телеспектаклем режиссеров А.Доусона, Л.Пчелкина 1971 г. и телефильмом М.Швейцера «Моцарт и Сальери».

4 раздел. ^ А.С.Пушкин в живописи и скульптуре. (4 ч).

Четвертый раздел знакомит учащихся с иконографией писателя. Работа с портретами, скульптурами, барельефами А.С.Пушкина, его рисунками, иллюстрациями к произведениям, сделанными художниками, носит познавательно-воспитательный характер. Содержание тем раздела распределено таким образом, чтобы учащиеся могли представить себе весь иконографический объем А.С.Пушкина: от популярных портретов, памятников, первых публикаций и первых изданий произведений, иллюстраций к ним до рисунков самого писателя к роману «Евгений Онегин». По окончании изучения тем раздела проводится тестовая работа.

5 раздел. ^ А.С.Пушкин в музыке. (4 ч). При изучении материала пятого раздела учащиеся получат представление об особенностях взаимообогащения и пересечения таких видов искусства, как литература и музыка. Они расширят художественное пространство произведений А.С.Пушкина через романсы русских композиторов 19-20 века (М.И. Глинки, А. Алябьева, Г.Свиридова), постигнут систему ценностей писателя через сопоставление пушкинского текста с либретто к операм П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».

6 раздел. ^ Представление (презентация) учащимися проекта или творческой работы.

Результат своей работы учащийся может представить в виде презентации, ролика, устного выступления и т.д.

^ Методическое обеспечение программы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа iconАлександр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила «Александр Сергеевич...
Хочешь примерить шапку-невидимку или встретиться с настоящей колдуньей, а победить Чародея сможешь? Тогда нам пора в сказку, которую...

Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа iconПрограммы
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: от 8 до 11 лет (2 4 классы)

Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа iconБиография пушкин александр Сергеевич (1799 1837)
Пушкин александр Сергеевич (1799 — 1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель...

Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...

Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа iconПрограмма подготовки юных корреспондентов
Программа ориентирована на учащихся 5 – 11 классов и рассчитана на 3 года. Целью становится формирование учащегося-юнкора, способного...

Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа iconАлександр Сергеевич Пушкин Евгений Онегин

Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа iconЛитература 11 класса. Александр Сергеевич Пушкин

Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа iconАлександр Сергеевич Пушкин Дубровский
В «Дубровском» Пушкин с присущим ему реализмом отразил широкую картину жизни русского провинциального дворянства и общественную ситуацию,...

Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа iconУрока чтения по теме «А. С. Пушкин. «Зимний вечер»
Александр Сергеевич Пушкин в 8 лет уже сочинял стихи. И первые стихи написал на французском языке

Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа iconАлександр Сергеевич Пушкин (1799-1837) 1799
Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал) родился сын Александр



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница