Скачать 286.85 Kb.
|
![]() Программа предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в искусстве. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа – 8-9 класс. Срок реализации программы – 17 недель (1 час в неделю). ФИО, должность автора(ов) программы – Литвинова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 42 Название города, населенного пункта, в котором разработана программа – г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края Год разработки программы – 2006 г. Доработана в 2011 г. Пояснительная записка 1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы. Программа предпрофильной подготовки «Александр Сергеевич Пушкин в искусстве» разработана в связи с
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
Содержание программы предпрофильной подготовки позволяет углубить представление обучающихся о личности А.С.Пушкина, познакомить с интерпретацией его художественных произведений в различных видах искусства. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих. Рассматривая особенности художественного мира писателя, воплощение авторского замысла и переосмысление его в произведениях других поэтов и писателей, в живописи, скульптуре, музыке, театральных постановках, учащиеся получают новые знания, не содержащиеся в базовых программах по литературе, музыке, изобразительному искусству. Эти знания, вызывая познавательный интерес, позволяют учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности для обоснованного выбора гуманитарного профиля обучения. Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение в школе таких предметов, как литература, музыка, изобразительное искусство содействует формированию разносторонне развитой, компетентной личности, воспитанию гражданина. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение с произведениями искусства необходимо для приобретения опыты коммуникации, диалога с писателями, художниками, скульпторами, композиторами (как современниками, так и представителями совсем другой эпохи), для приобщения не только к духовному наследию русского народа, но и к общечеловеческим ценностям бытия. 2. Цель программы: Обеспечить условия для успешного освоения учащимися художественных произведений А.С.Пушкина, получивших интерпретацию в различных видах искусства, для формирования информационной, коммуникативной компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков. Задачи:
3. Возраст школьников, на развитие которых направлена программа. Программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов. Она расширяет базовый курс по литературе УМК (авторы Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В, А. Чалмаев), изобразительному искусству, музыке, является межпредметной и даёт учащимся возможность взглянуть на творчество А.С.Пушкина иначе, не хрестоматийно. Вопросы, рассматриваемые в программе, выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу по указанным выше учебным дисциплинам. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по литературе, музыке, изобразительному искусству, поможет оценить свои возможности и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. 5. Сроки реализации программы. Объем курса предпрофильной подготовки - 17 часов. Количество часов в неделю – 1 час. 6. Формы, виды занятий. Важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени направлены на самостоятельность учащихся, поисково-исследовательский характер их познавательной работы, коммуникативную активность, творческую деятельность. На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся. Программой предусмотрены лекционные, практические и семинарские занятия. 7. Методы обучения.
8. Средства обучения. Предметные: произведения художественной литературы, музыки, скульптуры и изобразительного искусства. Практические: составление и заполнение таблиц, схем, тестирование. Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение. Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР. 9. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения. После изучения курса учащиеся должны знать
и уметь:
Способом определения достижения ожидаемых результатов станет учет участия учащихся в практических, семинарских занятиях, проверочные тестовые работы после изучения материала каждого из разделов (кроме раздела «Пушкин и театр»), а также наблюдение учителя за тем, как идет духовный рост, самореализация учащегося в последующие годы обучения. 10. Формы подведения итогов реализации программы. По окончании курса учащиеся представляют (презентуют) на выбор собственный проект или творческую работу по темам, указанным в разделе «Методическое обеспечение программы». Учебно-тематический план.
Содержание программы. 1 раздел. Введение. «Пушкин – наше все…» (А.Григорьев). (1 ч) Принимая краткосрочность курса предпрофильной подготовки, представляется целесообразным на первом занятии кроме разговора о роли А.С.Пушкина в русской и мировой культуре выделить время на ознакомление учащихся с общей структурой курса, его содержанием, формами занятий, планируемым объемом и темами итоговых работ. 2 раздел.^ . В рамках содержания тем второго раздела учащиеся получат знания о художественном мире А.С.Пушкина, узнают о пушкинских темах и мотивах в творчестве русских поэтов и писателей. На лекциях учащиеся получат основы теоретических знаний и необходимый фактический материал для дальнейшей работы на практикуме. На занятии, посвященном стихотворениям поэтов серебряного века о Пушкине, учащиеся познакомятся с произведениями А.Блока, В.Маяковского, М.Цветаевой, С. Есенина. На практическом занятии «Царскосельская статуя" С.А.Пушкина и А.А.Ахматовой» дадут сопоставительную характеристику стихотворений Пушкина и Ахматовой. На заключительном уроке учащиеся увидят трансформацию пушкинского текста в стихотворениях современных поэтов, Д.Самойлова, Ю.Левитанского, Б.Ахмадуллиной. Д.А.Пригова. В качестве контроля достижения результатов проводится тестовая работа. 3 раздел. ^ В рамках этого раздела учащиеся познакомятся с особенностями драматургии А.С.Пушкина на примере трагедии «Борис Годунов». Семинарское занятие предполагает работу учащихся с художественным текстом трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», с телеспектаклем режиссеров А.Доусона, Л.Пчелкина 1971 г. и телефильмом М.Швейцера «Моцарт и Сальери». 4 раздел. ^ Четвертый раздел знакомит учащихся с иконографией писателя. Работа с портретами, скульптурами, барельефами А.С.Пушкина, его рисунками, иллюстрациями к произведениям, сделанными художниками, носит познавательно-воспитательный характер. Содержание тем раздела распределено таким образом, чтобы учащиеся могли представить себе весь иконографический объем А.С.Пушкина: от популярных портретов, памятников, первых публикаций и первых изданий произведений, иллюстраций к ним до рисунков самого писателя к роману «Евгений Онегин». По окончании изучения тем раздела проводится тестовая работа. 5 раздел. ^ При изучении материала пятого раздела учащиеся получат представление об особенностях взаимообогащения и пересечения таких видов искусства, как литература и музыка. Они расширят художественное пространство произведений А.С.Пушкина через романсы русских композиторов 19-20 века (М.И. Глинки, А. Алябьева, Г.Свиридова), постигнут систему ценностей писателя через сопоставление пушкинского текста с либретто к операм П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». 6 раздел. ^ Результат своей работы учащийся может представить в виде презентации, ролика, устного выступления и т.д. ^ |
![]() | Хочешь примерить шапку-невидимку или встретиться с настоящей колдуньей, а победить Чародея сможешь? Тогда нам пора в сказку, которую... | ![]() | Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: от 8 до 11 лет (2 4 классы) |
![]() | Пушкин александр Сергеевич (1799 — 1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель... | ![]() | Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... |
![]() | Программа ориентирована на учащихся 5 – 11 классов и рассчитана на 3 года. Целью становится формирование учащегося-юнкора, способного... | ![]() | |
![]() | ![]() | В «Дубровском» Пушкин с присущим ему реализмом отразил широкую картину жизни русского провинциального дворянства и общественную ситуацию,... | |
![]() | Александр Сергеевич Пушкин в 8 лет уже сочинял стихи. И первые стихи написал на французском языке | ![]() | Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал) родился сын Александр |