Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год




Скачать 211.73 Kb.
НазваниеАнализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год
Дата публикации21.10.2013
Размер211.73 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Лингвистический анализ текста


Выполнила:

учитель русского

языка и литературы

1 категории МОУ

«Судская основная школа №2»

2012 год Бобкова Татьяна Алексеевна

Лингвистический анализ текста (ЛАТ) – одна из форм работы по развитию речи, максимально способствующая сближению уроков русского языка и литературы, позволяющая реализовать установку на целостное изучение текста как комплексного филологического явления.

По определению М.Львова, ЛАТ – это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-худо-

жественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». Иначе говоря, на уроках ЛАТ решаются следующие задачи:

1) помочь учащимся осмыслить тему, идею, сюжет произведения;

2) показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели;

3) обратить внимание на особенности языка конкретного поэта, писателя и , наконец, учить видеть, ценить и понимать красоту слова. Ведь язык – «властитель наших дум»(Л.Щерба).

ЛАТ проводится на лучших образцах литературы, что позволяет глубже постичь эмоционально-образный мир писателя, поэта, позволяет вести разговор об особенностях художественного мастерства и стиля писателя, о неповторимых чертах его художественного мира.

Такие уроки в современной методике называют по-разному: ЛАТ, уроки лингвосмыслового анализа, уроки словесности, интегрированные уроки – но в основе всех их лежит мысль о единстве формы и содержания художественного произведения. Эти уроки помогают привить вкус к русскому слову, без которого нельзя в полной мере воспринять глубину содержания и красоту формы литературного произведения. ЛАТ развивает чувство языка, речевую интуицию, делает работу учителя и ученика интересной, творческой.

^ Основные этапы ЛАТ

1.Восприятие художественного текста, выразительное чтение его.

На этом этапе важно создать особый настрой, ввести детей в систему

художественных образов. Восприятие текста организуется с помощью вопросов типа:

- Какое настроение передает текст?

- О чем он? Как вы понимаете заглавие?

- Какие картины возникают при чтении? и т. д.

2-ой этап – осмысление лингвистических средств текста.

Это самый важный и трудный этап в работе с художественным текстом: обучающиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности различных языковых явлений того или другого текста:

- фонетические;

- лексические;

- синтаксические;

- морфологические;

- словообразовательные и т. д.

3-ий этап – отработка навыков выразительного чтения. Учеников нужно постепенно знакомить с новыми элементами интонации: темп чтения, тембр голоса, тон, понижение – повышение голоса, логическое ударение, пауза.

4-ый этап – заучивание текста наизусть и подготовка к письму по памяти.

Выполнение этого требования желательно, так как именно в этом случае происходит интенсивное обогащение словарного запаса. Красивые обороты речи, фразы, крылатые выражения надолго остаются в памяти. Выучивание текста способствует также развитию грамотности детей. Учитель должен регулировать эту работу, определять ее объем.

Такая планомерно и постоянно проводимая работа развивает чувство языка, речевую интуицию, помогает реализовывать связи уроков русского языка и литературы.

Далее предлагаются уроки и фрагменты уроков с использованием ЛАТ.

^ Тема урока: Лингвистический анализ стихотворения Н.Рыленкова «Все в тающей дымке». 6 класс.

Цель урока: 1) закрепить понятия «тема», «главная мысль» произведения;

2) проанализировать, как различные языковые средства(фонетические, синтаксические, лексические, морфологические) помогают поэту раскрыть тему, идею произведения;

3) воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, ее природе;

4) подготовить к выразительному чтению стихотворения.

Оборудование: выставка репродукций картин художников-пейзажистов, рисунков учащихся, тексты стихотворения «Все в тающей дымке».

Эпиграф: Скрылся день в туманы росяные,

Отпылали облаков края,

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя.

Николай Рыленков

Ход урока:

^ 1. Краткий рассказ о поэте.

Николай Иванович Рыленков родился 2 февраля 1909 года в деревне Алексеевка Рославльского уезда Смоленской области. Здесь прошло его детство, здесь он приобрел опыт трудовой крестьянской жизни, здесь деревенскому мальчику впервые открывается волшебная власть поэтического слова.

В 1930 году Н. Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт, начинает печататься в областных журналах, знакомится с Михаилом Исаковским и Александром Твардовским.

В 1933 году выходит первая книга поэта «Мои герои». Начались напряженные поиски своего стиля, самобытной манеры письма. Поэт шел к успеху долгой и нелегкой дорогой.

Предвоенные и военные годы Рыленкова – годы зрелости. Поэт овладел трудным искусством соединять в одном «небесное» и «земное».

С особой силой талант Рыленкова раскрылся в пейзажной лирике. Он воспел природу средней России, родной ему Смоленщины с удивительным лиризмом.

Умер Николай Иванович 23 июня 1969 года, похоронен в Смоленске.

Вот названия лишь некоторых сборников его стихов: «Корни и листья», «Жажда», «Рябиновый свет», «Пятое время года», «Снежница».

^ 2. Лингвистическая разминка.

- Закончите записанные на доске предложения:

1) То, о чем говорится в стихотворении, - это его (тема).

2) То, для чего рассказывается об этом, - это (главная мысль произведения, его идея).

3) Обратный, непривычный порядок слов в предложении – это (инверсия).

4) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы – это (олицетворение).

5) Художественное определение, придающее выражению образность, эмоциональность, - это (эпитет).

- Сегодня на уроке мы будем делать лингвосмысловой анализ стихотворения Н.И.Рыленкова «Все в тающей дымке». Расшифруйте смысл поставленной задачи.

(Мы будем наблюдать, как, при помощи каких языковых средств автор раскрывает содержание стихотворения).

^ 3. Чтение стихотворения учителем.

4. Анализ восприятия текста, работа с темой, главной мыслью произведения.

- О чем стихотворение?

(О природе средней полосы России, о ее неяркой, неброской красоте).

Это тема стихотворения.

- Какие картины рисует поэт?

(Стихотворение посвящено трогательным и милым сердцу русского человека картинам природы).

Средняя полоса России – это место, где жил поэт, его малая родина.

- Но только ли о ней хочет сказать поэт?

(Нет, и обо всей России тоже. Ее образ незримо присутствует в стихах, к ней поэт обращается с самыми трепетными, самыми нежными словами).

- Определите главную мысль стихотворения, то есть, для чего поэт рассказывает все это?

(Он говорит о любви к своему краю, к России, к ее застенчивой красоте; учит видеть эту красоту за внешней неяркостью, неброскостью).

- А теперь постараемся увидеть, как поэту удается создать такой волнующий, трепетный образ России. Заглянем в творческую лабораторию поэта, проведем несколько опытов, но не обычных, а лингвистических.

^ 5. Анализ фонетических особенностей стихотворения.

- Прочитайте стихотворение (ученик читает вслух).

- Проанализируем 1-2 четверостишия, выполнив следующие задания:

а) сколько гласных в каждой строчке?

(в каждой по 6, кроме двух последних);

б) охарактеризуйте слова по количеству слогов

(односложные – 12, двусложные – 19, четырехсложные – всего 7).

в) на какие слоги в большинстве слов падает ударение?

(Как правило, ударение на первом и втором слоге, только в четырех словах на третьем слоге: перелески, ускользает, исчезает, отразили).

Вывод: автор как бы удерживает внимание на этих длинных словах.

г) - Чем определяется звучность текста?

(количеством гласных и звонких согласных звуков).

- Посчитайте, сколько гласных, звонких согласных и глухих звуков в каждой строке?

Вывод: звонких звуков в каждой строке больше, чем глухих, кроме строки «Всю прелесть застенчивой русской природы».

д) - Посчитайте, сколько слогов в каждой строчке?

( количество слогов в каждой строке строго выдержано – по 6, исключая последние).

е) – Найдите самые звонкие слоги, буквосочетания ( ре, ле, ны, ми, мя, ме, ра, мы, ль и др.)

ж) – Открытые или закрытые слоги наиболее часты в стихотворении?

(Слоги преимущественно открытые).

- Сделаем вывод: Как звучит стихотворение? Что делает его таким?

(Стихотворение очень музыкально, красиво, звучно, похоже на изящное кружево).

^ 6. Работа с синтаксисом стихов.

а) – Из каких предложений состоит стихотворений?

(сочетание простых и сложных).

- Как они расположены? Почему так?

(Сначала простые распространенные предложения – 2 четверостишия, а затем сложные, сложноподчиненные с придаточным причины – автору необходимо объяснить, почему нужно всмотреться, вслушаться.

б) – Определите порядок слов в стихотворении.

( в основном порядок слов прямой: в тающей дымке, краски не ярки, звуки не резки, все ускользает, созвучья нахлынули…

Но есть и обратный порядок: медленны реки, туманны озера, наполнилось сердце, отразили воды…)

Вывод: это разрушает однообразие звучания, меняет определенные смысловые акценты. На это нужно обращать внимание при чтении.

в) –Найдите предложения с одним главным членом – сказуемым (безличные).

( мало увидеть, нужно всмотреться, мало услышать, вслушаться нужно).

- Почему автор употребляет именно такие ( безличные) предложения?

(Для поэта важно само действие, а не действующее лицо).

^ 7. Анализ лексических средств.

а) Назовите олицетворения в стихотворении. ( Вспомним, что мы называем олицетворением). Какова их роль в данном стихотворении?

(Автор говорит о реках, озерах как о живых существах. Природа – застенчивая. О ком можно так сказать? (О человеке, о скромной девушке).

Вывод: олицетворения помогают оживить картины природы, наделить ее качествами живого существа, одушевляют природу.

б) Прочитайте эпитеты. (Что относится к эпитетам?) Определите их значение?

(Эпитетов немного, но они ярки, образны: в тающей дымке, беглый взор, ясная любовь…)

в) – Найдите в тексте однокоренные, повторяющиеся слова.

(Здесь, мало, нужно, чтоб; услышать – вслушаться и т. д.)

Таких слов здесь много.

- Какова их роль?

(Повторы усиливают эмоциональное воздействие, с их помощью поэт подчеркивает важность описываемых событий).

г) – Какими словами поэт изображает краски и звуки?

(Краски не ярки, звуки не резки).

Как будто нет больше ни цвета, ни звука. Но это не так: туман, дымка, прозрачность вод - это все светлые тона, которые рисуют раннее летнее

утро, тишину. Поэтому звуки не резки, реки медленны, все ускользает , то есть тихо исчезает. Вот почему автор призывает вслушаться и всмотреться, чтобы открыть тайны и прелесть этого прекрасного утра.

- Прочитайте краткие прилагательные. Какой признак (постоянный или временный) обозначают они?

(Краткие прилагательные в тексте не случайны, они обозначают временные, непостоянные признаки. Наступит день – все изменится).

- Зачитайте глаголы. Какова их роль в стихотворении?

( В тексте 8 глаголов, но каждый из них важен: они несут основную смысловую нагрузку).

- В каком смысловом соотношении находятся эти глаголы:

увидеть – всмотреться,

услышать – вслушаться?

(Вообще это синонимы, но здесь они имеют если не противоположный, то сопоставительный смысл).

- В чем разница в значении этих глаголов?

(Увидеть – обычное, нейтральное слово; всмотреться – значит напрячь зрение и внимание, то есть только всмотревшись в неяркие краски русской природы, можно понять ее, почувствовать любовь к родному краю, к родной земле).

Природа – это не только мир красок, но и мир звуков. Их мало услышать – воспринять, запечатлеть; в них нужно вслушаться, чтобы почувствовать их прелесть, чтоб «в душу созвучья нахлынули дружно».

- Объясните значение глаголов: наполнилось, нахлынуло, ускользает.

(Нахлынуло – набежало, стремительно возникло. Так и случилось в стихах:волнующие душу чувства всецело захватили поэта;

наполнило – сделало полным, насыщенным до предела. Так и увиденные автором картины нежным чувством наполнили сердце.

Ускользает – быстро исчезает, остается незамеченным при беглом, поверхностном, невнимательном взгляде).

- Почему не лес, не лесок – а перелески?

(Перелески – редкий, небольшой лес, который был наполнен туманом и слегка освещен еще не взошедшим солнцем, поэтому неповторимо красив).

- Почему не звуки, а созвучья?

(Созвучье – это сочетание нескольких звуков, обычно гармоничное, красивое и приятное).

Поэту важно было показать не только гармонию звуков, но и гармонию человека и природы, отсюда – созвучья.

- Почему не дым, а дымка?

(Дымка – это легкая, как дым, пелена, застилающая что-либо. Это слово здесь очень уместно, в сочетании «в тающей дымке» создает таинственный, влекущий к себе образ).

^ 8. Подведение итогов.

- Итак, работая со стихотворением, мы наблюдали, как различные языковые средства – лексические, фонетические, синтаксические – помогают поэту создать яркую, неповторимую картину; раскрыть главную мысль стихотворения о любви к родному краю, а значит – о любви к Родине.

^ 9. Выразительное чтение стихотворения.

- Постарайтесь в чтении выразить те чувства, которые хотел передать поэт.

10. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, приготовиться к письму по памяти.

Лингвосмысловой анализ фрагментов 1 главы «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя. 6-7 кл.

Цель: 1) определить роль 1 главы в композиции повести;

2) познакомить с функцией портрета-характеристики персонажей в художественном произведении;

3) познакомить с некоторыми стилистическими особенностями прозы Н.В.Гоголя;

4) создать установку для самостоятельного прочтения «Повести…»

^ Ход урока:

Анализ 1главы.

- Прочитайте 1абзац.

- Какая синтаксическая особенность обращает на себя внимание при чтении 1абзаца?

(Обилие восклицательных предложений. Восклицательные знаки стоят нелько в конце, но даже и в середине предложений).

- Почему же Гоголь ставит такое множество восклицательных предложений, пренебрегая даже правилами пунктуации? Что вызывает столь бурный восторг?

(Всего лишь бекеша, верхнее мужское платье на меху, в талию).

Нечего сказать, достойный предмет для восхищения!

- Но искренен ли Гоголь в своем восторге? Какие слова и выражения помогают читателю понять позицию автора?

(Конечно же, Гоголь иронизирует, именно поэтому и обилие восклицательных знаков, и превосходная степень имени прилагательного («отличнейшая»), и частое поминание Бога в явно неуместной ситуации («Взгляните, ради Бога… Господи Боже мой! Николай Чудотворец, угодник Божий! Отчего же у меня нет такой бекеши!», и, наконец, упоминание об Агафии Федосеевне, знаменитой тем, что ездила в Киев и что «откусила ухо у заседателя», не имеющей никакого отношения к героям повести).

Вывод: таким образом, уже 1-й абзац «Повести…» настраивает читателя на иронический лад.

- Первая глава называется «Иван Иванович и Иван Никифорович». Почему же глава, посвященная главным героям повести, начинается с описания бекеши? Может быть, автор намекает на то, что самое значительное и примечательное в его герое бекеша? – Тогда каков же сам герой?

- Обратим внимание на начало большинства абзацев в первой части 1-й главы. Почти все они начинаются с восклицательных предложений, причем трижды повторяется предложение: «Прекрасный человек Иван Иванович!»

Можно ли согласиться с этим утверждением?

(Гоголь продолжает иронизировать, он отмечает не высокие человеческие качества своего героя, как следовало бы, а его никчемность, ничтожность).

- Найдите примеры из текста в подтверждение этого.

(Автор уделяет огромное внимание перечислению достоинств его имущества: какой у него дом…, навес…, везде скамейки…, яблони и груши…, сливы, вишни…, даже гумно и кузница. О человеческих же качествах героя не сказано ни слова).

- Важную роль в характеристике играют и его любимые занятия, описанные весьма подробно: «Иван Иванович, когда сделается…жарко, скинет с себя и бекешу, и исподнее, …укажет, когда и в чьем присутствии съедена сия дыня»

-Выделите в описании любимых занятий Ивана Ивановича глаголы.

- Подумайте, случайно ли Н.В.Гоголь так скурпулезен в указании всех действий, совершаемых героем? Какую роль глаголы играют в его характеристике?

(Глаголы, показывающие все детали и подробности действий, которые совершает Иван Иванович, придают этим обыденным, бессмысленным действиям особую значимость, возводят их до уровня события, чего-то большого, великого, подчеркивая тем самым пустоту и никчемность существования человека, главное место в жизни которого занимают еда и отдых). Вывод: Гоголь к герою относится с иронией.

Но вот наконец появляется и второй герой.

- Как представляет его Гоголь? Как он помогает читателю с первых же слов предположить, что это за человек?

(Знакомя нас с Иваном Никифоровичем, Гоголь пишет: «Очень хороший также человек Иван Никифорович». Используя союз также, автор уравнивает своих героев: с «высокими» человеческими достоинствами Ивана Ивановича мы уже знакомы.

Вывод: значит, можно предположить, что Гоголь относится к обоим героям с иронией.

- Правильно ли это предположение?

- Найдите в тексте примеры, подтверждающие или опровергающие его. Какие языковые средства позволяют Гоголю передать свое отношение к героям?

(Гоголь, безусловно, ироничен в отношении к героям. Он говорит, что «эти редкие друзья не совсем были сходны между собой».

- Но в чем же их различие?

Один «худощав и высокого роста», другой «немного ниже, но зато распространяется в толщину», у одного голова похожа «на редьку хвостом вверх», а «нос в виде спелой сливы»; один «только после обеда лежит в одной рубашке под навесом», другой «лежит весь день на крыльце»; один бреет бороду в неделю 2 раза, а другой – только 1раз и так далее.

Гоголь смеется над Иванами, показывая бессмысленность ихпраздной жизни, заполняемой лишь ленью и обжорством. Внешность их описывается с гастрономическим уклоном, и даже дом одного из них «походит на тарелку, наполненную блинами»).

«Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно». Его друг «больше молчит, но зато, если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы».

- С чем сравнивает Гоголь красноречие Ивана Ивановича?

(«Это ощущение можно сравнить только с тем, когда у вас ищут в голове или же потихонечку проводят пальцем по вашей пятке», оно так же приятно, «как сон после купания»).

- Уместны ли подобные сравнения? Какого эффекта добивается Гоголь, сопоставляя несопоставимые понятия?

(Сопоставление несопоставимых понятий – это прием создания комического эффекта, которым широко пользуется Гоголь).

Ирония проявляется в выборе объектов сопоставления: красноречие – поиск паразитов или щекотка, голова – редька и т.п.

- Найдите примеры использования этого приема в тексте.

(«Иван Иванович несколько боязливого характера. – У Ивана Никифоровича, напротив, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строениями». Или: «Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни».

Что же объединяет этих «редких друзей»? – «Оба очень не любят блох».

Гоголь уже не иронизирует, он откровенно смеется над героями, жизнь которых пуста и никчемна, лишена каких бы то ни было осмысленных интересов. Заключительным аккордом главы звучит привычный рефрен: «как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди».

- Подведем итог 1-й главы.

- Из-за чего же могут поссориться такие люди? Серьезен ли предмет их ссоры?

Домашнее задание: прочитать повесть до конца.


^ Лингвосмысловой анализ сонета №66 Шекспира. 8-9 кл.

Оборудование: портрет Шекспира, тексты сонетов Шекспира, репродукции картин художников эпохи Возрождения.

^ Ход урока:

- Что включает в себя это понятие – лингвосмысловой анализ лирического произведения? С какой целью он проводится?

(Цель анализа в том, чтобы

1) помочь осмыслить идею произведения;

2) найти художественные средства, которые использует автор для достижения поставленной цели;

3) обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.

Учитель: известно, что любое художественное произведение, в том числе и лирическое, - это своего рода диалог писателя и читателя, а чтение произведения – это общение с автором, его героями. Успех общения во многом зависит от того, каков читатель, умеет ли он чувствовать слово, есть ли у него «чувство языка», одарен ли он способностью понимать и ценить произведение как явление искусства.

Еще И.С.Тургенев писал, что «фиалка своим запахом не разит на 20 шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать ее благовоние».

Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, как употребляются в нем языковые средства: фонетические, лексические, грамматические – словом, надо заглянуть в творческую лабораторию автора.

Сегодня мы сделаем такую попытку, рассмотрев сонет №66 великого английского драматурга, актера, поэта эпохи Возрождения У. Шекспира(1564 – 1616).

Краткое сообщение ученика об эпохе Возрождения, искусстве этого периода (в первую очередь, живописи)

Сообщение ученика о сонете. ( Какое лирическое произведение мы называем сонетом?)

Слово «сонет» произошло от итальянского «сонетто», что значит звучать, звенеть. Первоначально в итальянской поэзии оно называло стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший и двух трехстиший, написанных пятистопным ямбом. Рифмы в сонете должны были быть звучными, звонкими, оправдывающими название жанра. Эта поэтическая форма требует от автора большой изобретательности и мастерства. В английской литературе, благодаря Шекспиру, сонет обрел иную форму: 3 четверостишия и заключительное двустишие.

Традиционная тема сонета – любовь и все связанные с ней чувства: ожидание, тоска, страдание, радость, ревность. В форме сонета объяснялись в любви, обращались к городу и миру, к Богу и человеку.

Шекспир расширил содержание этого жанра, придав ему философское звучание. (Философский – значит связанный с серьезными размышлениями о жизни, о природе, о судьбах мира и человечества).

На русский язык сонеты Шекспира переводили поэты 19 и 20 веков. Среди них Владимир Бенедиктов, Борис Пастернак, С.Я. Маршак.

Учитель: Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета… - писал Пушкин.

Творец Макбета – Шекспир. Из пушкинской строки о Шекспире ясно: не сонеты были главным в его творчестве. Главное – драмы, сонеты как бы любимая игра. Но когда речь идет о Шекспире, к слову «игра» отношение особенное: играет-то Бог. Сонеты – ключ, которым он отпирает свое сердце.

Шекспир – автор 154 сонетов, написанных между 1592 -1598 годами, когда популярность сонета в Англии затмила другие формы лирической поэзии. Отдельным изданием сонеты вышли в 1609 году. Правда чувств – вот главный принцип Шекспира. Сонеты – по мнению многих исследователей – своеобразный лирический дневник, в котором поэт делится пережитым, размышляет о жизни, любви, страдает и мучается. Не все сонеты равноценны, хотя в целом их считают вершиной английской лирики эпохи Возрождения. Некоторые продиктованы не столько живым чувством, сколько данью традиции.

Не таков знаменитый 66-ой сонет. Мы слышим голос человека, который переживает самую горькую минуту.

Чтение учителем сонета №66 (перевод Пастернака).

Работа над содержательной стороной сонета.

- О чем сонет (какова его тема)?

1-е предложение – умереть хочу.

2-е предложение – почему он так решил?

(Не по личным причинам. По невозможности жить в мире, где царят несправедливость, произвол, социальное неравенство, где обмануто доверие, унижена женщина; талант, дар лишен поприща; нет свободы слова («мысли заткнут рот»); оскорблены прямодушие, прямота – то есть, все, выхода нет. Особенно страшно, что это исходит не от 1-2 человек или небольшой группы людей, - по таким законам живет общество. Это тема сонета).

- Почему же лирический герой вначале хочет умереть, а затем решает жить? Что-либо изменилось? Или появилась надежда на изменение?

(Нет. В третьем предложении герой объясняет свое решение жить тем, что с его уходом «другу трудно будет».

- Сделайте вывод из содержания: какова идея (главная мысль) сонета?

( 1. Расстаться с жизнью, даже самой ужасной, человеку непросто. Нужно жить даже тогда, когда жизнь кажется невыносимой.

2. Наверное, самое важное – то, что наша жизнь принадлежит не только нам, она нужна тем, кто рядом с нами, кто нас любит. Живите, говорит великий поэт, потому что ваша жизнь нужна вашим близким).

Об этом же размышляет Гамлет в знаменитом монологе «Быть или не быть». Замыслившего умереть, как считает Гамлет, останавливает неизвестность за гробом:

А то кто снес бы ложное величье

Правителей, невежество вельмож,

Всеобщее притворство, невозможность

Излить себя, несчастную любовь

И призрачность заслуг в глазах

ничтожеств…?

Может быть, 66-ой сонет – тоже монолог Гамлета, только не вошедший в трагедию?

Кроме перевода Б.Пастернака, есть и другие, например, перевод С.Я.Маршака. (Можно прочитать и сравнить их).

Но все другие уступают Пастернаку. Именно его отличает близость к оригиналу, раскованность и особое родство душ, сближающее 2 эпохи, двух великих поэтов.

Борис Пастернак сделал перевод сонета в начале 1938 года. Что это было за время, сегодня известно всем. И для Пастернака это тоже было особое время. Летом 1937 года он отказался поставить подпись под требованием расстрела командарма Тухачевского и Якира. В августе этого же года он узнал о самоубийстве своего друга – грузинского поэта Паоло Яшвили и писал его вдове: «Существование мое обесценено». Вскоре Пастернак стал переводить «Гамлета», заглушая «нестерпимый стыд и горе» от того, что совершалось вокруг.

Так, через века, перекликнулись два поэта – английский и русский.

- А теперь перейдем к анализу художественных особенностей сонета №66.

- Прочитайте выразительно сонет.

- Работаем над синтаксическим своеобразием его.

- Сколько здесь предложений? Каковы они? Как построены?

( Первое – очень короткое, тяжелое, как камень: «Измучась всем, я умереть хочу». Акцент сделан на действие: из 5 слов – 3 со значением действия

( 2глагола и деепричастие). Так может говорить очень уставший, измученный человек.

Второе предложение – очень большое, сложное по построению, сложноподчиненное с множеством придаточных. Это ответ на вопрос – почему?

- Почему автор все содержание вложил в одно предложение? Как оно читается?

(Таким образом он усиливает, как бы нагнетает переполняющие его чувства негодования, безысходности. Все надо выговорить на одном дыхании. Одна строка словно набегает на другую. Отсюда – напряженность, взволнованность в передаче чувств: нет больше сил переносить все это, безысходность доведена до трагизма.)

- Найдите анафору(единоначатие). Каков ее смысл?

(И в начале каждой строки – это стилистический прием, усиливающий выразительность, подчеркивающий трагизм положения; автор словно нанизывает одно обвинение на другое).

- Обратите внимание на то, как построены простые предложения в составе сложного. (Однотипно. Это прием синтаксического параллелизма).

- Почему автор использует этот прием? Чего он этим добивается?

(Это действует угнетающе. Сейчас важно не то, как разнообразить речь, важно другое: быть или не быть. Вот в чем вопрос).

- А отсюда – полное отсутствие эпитетов, сравнений, метафор и прочих «украшательств».

Говоря о стихах, мы стремимся найти в них что-то красивое. Это и понятно. Ведь о природе, любви, красоте и говорят красиво, говорят стихами.

Но здесь, в сонете №66, Шекспира, похоже, мало заботит красивость слога. И это понятно. Все просто и обнажено до предела. Нет середины. Или – или. Отсюда – преобладание глухих звуков, большое количество шипящих, свистящих звуков.

Анализ лексических особенностей сонета.

- Какие слова использует автор, чтобы противопоставить несовершенство мира идеалу поэта (Какой должна быть жизнь? Что должно торжествовать, цениться)?

(Очень много антонимов, создающих противопоставления. Противопоставления – излюбленный прием Шекспира?)

- Какова их роль?

(Они делят мир на черное и белое. Они помогают увидеть несовершенство мира, рисуют мрачные, темные стороны жизни, создают контрасты: «мается бедняк и как легко живется богачу» и др.)

Иногда мы не наблюдаем прямого противопоставления, но само отрицание лирическим героем существующих общественных законов уже означает противопоставленность, неприятие этого мира. Невозможно смириться с тем, что «мысли заткнут рот», что «честь девичья катится ко дну»…

- Почему сонет при всей бедности лексических, других поэтических средств считается одним из лучших произведений Шекспира?

(Так велика содержательная сторона сонета, напряженность чувств, заключенных в нем. Создается впечатление, что за строкой осталось не высказано больше, чем сказано. Содержание требует определенной формы).

Вывод: анализ текста сонета убеждает, что в художественном произведении

содержание и языковые средства находятся в единстве. Поэтому нужно учиться умению видеть: в чем оно, совершенство художественного произведения?

Домашнее задание:

1) выучить один из сонетов Шекспира;

2) проанализировать сонет №25, выполнив следующие задания:

- определите тему и главную мысль сонета;

- найдите текстовые антонимы; определите их роль;

- найдите эпитеты, повторы, инверсии, переносы; определите их роль.

Литература к теме:

1.С.И.Львова «Уроки словесности». Москва. «Дрофа». 2005.

2.Т.П.Лозинская «Лингвистический анализ на уроках русского языка 5-6 класс». Москва:«Московский Лицей», Брянск:«Курсив».1997.

3. Журнал «Пионер». №11, 1990, стр.41.

4. Т.А.Злобина, А.А.Малиновский «Читаем стихи. Учимся чувствовать, понимать, анализировать». Москва. «Вербум-М», 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год iconАнализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ...
Руководитель мо: Харитонова Н. С. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год iconПлан работы кафедры учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год
Куляндина Е. В. учитель русского языка и литературы высшей категории

Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год iconУроков по теории литературы Пояснительная записка
Досова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Черногорска...

Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина...
Место выполнения работы: моу шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области

Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год iconЛингвостилистический анализ как один из факторов формирования филологической компетентности
Васинькова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу «Лицей №1» г. Березники

Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год iconЛитературное образование сегодня
Зубарёва Н. П., учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, руководитель районного методического...

Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год iconРабочая программа Учителя русского языка и литературы второй квалификационной...
Учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории моу «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год iconАнализ работы мо учителей русского языка, литературы и иностранного...
В 2011-2012 учебном году работа школьного мо учителей русского языка и литературы, иностранного языка проводилась в соответствии...

Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год iconОпыта: «Использование здоровьесберегающих технологии в образовательном пространстве»
Автор: Хамтаева Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 класса моу «Загустайская средняя...

Анализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу «Судская основная школа №2» 2012 год iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы высшей квалификационной...
Я, Хазиева Залия Манафовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального образовательного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница