Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.




Скачать 331.76 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Дата публикации21.10.2013
Размер331.76 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Учебник: Литература 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2012

Рабочие программы: Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной . 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2011

^ Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом само

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

В рабочей программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература XIX в.
5. Русская литература XX в.
6. Литература народов России.
7.  Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1—8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
совершенствовании.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературыа в V классе – 68 часа (из расчета 2 раз в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Результаты изучения предмета «Литература»

  • Образную природу словесного искусства;

  • Содержание изученных литературных произведений;

  • Изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • Воспринимать и анализировать художественный текст;

  • Выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

  • Определять род и жанр литературного произведения;

  • Выделять и формулировать тему, основную мысль, давать характеристику героев;

  • Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • Выявлять авторскую позицию;

  • Выражать свое отношение к прочитанному;

  • Выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • Владеть различными видами пересказа;

  • Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • Писать отзыв о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом соблюдения норм русского литературного языка, определения своего круга чтения и оценки литературного произведения, поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение ресурсы Интернета).


Содержание учебного предмета курса:

^ Название раздела, темы

Количество часов

Раздел 1. К читателям

1 час

Раздел 2. Устное народное творчество

8 часов

Раздел 3. Из древнерусской литературы

1 часа

Раздел 4. Из литературы 18 века

1 часа

Раздел 5. Из литературы 19 века

27 часов

Тема 1. И.А.Крылов Басни

3 часа

Тема 2. В.А.Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»

2 часа

Тема 3. А.С.Пушкин Лирика «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

3 часа

Тема 4. Русская литературная сказка

2 часа

Тема 5. М.Ю.Лермонтов «Бородино»

2 часа

Тема 6. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

2 часа

Тема 7. Н.А.Некрасов Лирика

2 часа

Тема 8. И.С.Тургенев «Муму»

4 часа

Тема 9. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет Лирика

1 час

Тема 10. Русские поэты 19 века о Родине и родной природе

1 час

Тема 11. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

3 часа

Тема 12. А.П.Чехов «Хирургия»

2 час

Раздел 6. Из литературы ХХ века

19 часов

Тема 1. Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. И.А.Бунин Лирика

2 часа

Тема 2. В.Г.Короленко «В дурном обществе»

4 часа

Тема 3. С.А.Есенин Лирика

1 час

Тема 4. П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

2 часа

Тема 5. К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

2 часа

Тема 6. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

1 час

Тема 7. А.П.Платонов «Никита»

1 час

Тема 8. Саша Черный «Кавказский пленник»

1 час

Тема 9. В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

3 часа

Тема 10. Дети и война. Лирика

2 часа

Раздел 7. Из зарубежной литературы

10 часов

Тема 1. Р.Стивенсон «вересковый мед»

1 час

Тема 2. Д.Дефо. «Робинзон Крузо»

2 часа

Тема 3. Х.К.Андерсен «Снежная королева»

3 часа

Тема 4.Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1 час

Тема 5. Д.Лондон. «Сказание о Кише»

1 час

Тема 6. Жорж Санд «О чем говорят цветы»

1 час

Тема 7. Эдгар По «Лягушонок»

1 час

Урок итогового контроля

1 час

Всего

68 часов



Примечание:

Условные сокращения:

К. – коммуникативная компетенция

И.-К. – информационно-коммуникативная компетенция

Я. –языковедческая компетенция

КУЛЬТ. - культуроведческая компетенция

Р. – рефлексивная компетенция

Б. –базовый уровень

Пр. – продвинутый уровень

Угл. – углубленный уровень

Тематическое планирование

№п\п

Тема урока

Цель

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства, форма

Вид деятельности учащихся

Планируемый результат и уровень освоения

1

Введение. Роль книги в жизни человека и общества. Учебник литературы и работа с ним.

Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника; дать понятие о вымысле и художественном тв-ве, о писателе и авторе, литературных жанрах

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, опорные записи

Групповая: вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.

Индивидуальная: написать рассказ по пословице


Б.: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника

(И.-К.).

Пр.: создание связного текста на необходимую тему (Я.)

2-3

УНТ. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные, частушки, загадки, считалки, скороговорки, заклички)

Обобщить знания о жанрах фольклора, показать жанровые особенности загадок и считалок

Репродук тивная

Выставка книг по фольклору, рассказ с элементами беседы

Индивидуальная: сочинить частушку, загадку, колыбельную песенку (на выбор)

Б.: знать малые жанры фольклора, их особенности (К.)

Пр.: уметь создавать письменные оригинальные произведения (Я., Р., И.-К.)

4-6

Сказки как вид народной прозы. Сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки.

Расширить представление о мире сказок, сказочных жанрах и элементах; показать способы построения народной сказки

Поисковая

Проблемные задания, иллюстрации

Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию

Б.: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).

Пр.: знать схему построения волшебной сказки, уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.)

7-8

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Образ главного героя и его моральные качества.

Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки; совершенствовать навыки пересказа и речи

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки

Б.: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).

Пр.: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., КУЛЬТ.)

9

р\р

Сочинение-описание картины В.Васнецова «Аленушка»

Познакомить с творчеством В.Васнецова; научить создавать сочинение-описание по картине

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Коллективная: устно описать картину по плану.

Индивидуальная: написать сочинение по картине

Б.: знать картины Васнецова; владеть навыками устного описания по плану, письменного сочинения-описания по картине (КУЛЬТ., Я.)

10

Др\р лит-ра. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича. Черты русских летописей.

Познакомить с жанрами др\р лит-ры, с чертами русских летописей; показать нравственные аспекты летописи

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками ИЗО, истории

Групповая: составить план, словарик устаревших слов

Б.: знать жанры др\р лит-ры, уметь характеризовать стиль произведения др\р лит-ры (И.-К.)

Пр.: знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений (Р., Я.)

11

Из лит-ры 18 века. М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»

Познакомить с уч-ся с личностью Ломоносова и основными событиями его жизни; рассмотреть содержание и художественные особенности произведения; обучить навыкам выразительного чтения и анализа произведения

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Беседа

Групповая: творческое чтение, задания.

Индивидуальная: сообщение о Ломоносове

Б.: иметь представление о месте Ломоносова в истории русской культуры и науки; знать особенности поэтического произведения.

Пр.: первоначальные знания о лингвистическом анализе текста

12

Басня. Жанровые особенности басни.

Познакомить с истоками басенного жанра; дать понятие о басне

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, презентация

Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций с цитатами-комментариями

Б.: познакомить с русскими и зарубежными баснями; знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль (К., И.-К.).

Пр.: знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена (И.-К.)

13-14

И.А.Крылов. О писателе. Обличение человеческих пороков в баснях

Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, презентация

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

Б.: знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль ( И.-К.).

Пр.: владеть навыком объяснения смысла морали (Я., Р.).

Угл.: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях (КУЛЬТ.)

15

В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка

Познакомить с творчеством писателя, понятием «литературная сказка»

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой, иллюстрации

Индивидуальная: выразительное чтение сказки

Б.: знать отличие литературной сказки от народной (К.).

Пр.: знать и уметь приводить примеры антитезы (И.-К., Я.)

16

В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость ее героев. Особенности жанра баллады.

Познакомить с жанром баллады

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, беседа, проблемные задания

Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций

Б.: знать особенности жанра баллады (К.).

Пр.: уметь определять роль пейзажа в балладе (Я.).

Угл.: уметь определять жанр баллады как лироэпический, сравнивать фольклорные баллады с литературными (И.-К.)

17

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Пополнить, уточнить знания о биографии писателя; совершенствовать навыки выразительного чтения

Репродук тивная

Работа с книгой, тренинг, просмотр фильма

Групповая: сообщение о детских и лицейских годах Пушкина.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть пролога

Б.: знать моменты биографии Пушкина; знать поэтические средства худ. выразительности, уметь определять роль пролога в поэме (И.-К.).

Пр.: знать содержание и понимать идею поэмы (Я.)

18-19

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Познакомить с историей сюжета, центральными образами сказки

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

Коллективная: работа над терминами «ритм», «стихотворная и прозаическая речь».

Индивидуальная: сравнить сказку Пушкина со сказкой Жуковского в виде сравнительной таблицы и сказкой «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм

Б.: знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм (И.-К., Я.).

Пр.: уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и братьев Гримм, понимать и находить бродячие сюжеты (КУЛЬТ.)

20

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

Расширить читательский кругозор уч-ся; формировать умение анализировать художественный текст

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение

Б.: уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям.

Пр.: знать особенности художественного мира Погорельского

21

В.М.Гаршин. Сказка «Attalea princeps»

Познакомить с тв-вом Гаршина, ввести в худ. мир писателя; помочь понять нравственные проблемы сказки; формировать нравственные ориентиры

Исследовательская

Работа с текстом, беседа, комментированное чтение

Групповая: анализ выбранных эпизодов.

Индивидуальная: творческ4ая работа

Б.: знать содержание сказки; уметь характеризовать центральные образы. (И.-К.)

Пр.: уметь находить аналогии между темой, образами данной сказки и другими произведениями (Я., Р.)

22-23

М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения

Познакомить со средствами худ. выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа, связь с историей, иллюстрации

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть

Б.: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, сравнения, олицетворения; определять композицию, давать характеристику героев (К.)

Пр.: понимать патриотический пафос произведения, мастерство Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.)

24-25

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни. Реальность и фантастика в повестях

Познакомить с биографией и тв-вом писателя; наблюдать за языком и фантастическим сюжетом повести

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, чтение текста, комментирование

Групповая: работа с текстом, сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

Б.: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь характеризовать повествовательную манеру писателя (К.).

Пр.: уметь доказывать, что эта повесть одновременно фантастическая, комическая, бытовая, приводить примеры из текста (Я.)

26-27

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»

Познакомить с тв-вом поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, связь с уроками истории, проблемные задания

Коллективная: работа с текстом, частичный анализ.

Индивидуальная: выразительная чтения наизусть

Б.: уметь характеризовать особенность поэтики Некрасова, знать и уметь находить эпитеты, сравнения (И.-К.0.

Пр.: учить сопоставлять стихотворение Некрасова «На Волге» с картиной Репина «Бурлаки на Волге»; объяснить смысл названия поэмы «Мороз, Красный нос», его символическое значение (КУЛЬТ., Я.)

28-30

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления

Познакомить с основными этапами жизни писателя; с героями повести; работать над пониманием отношений Герасима и дворни, истории Татьяны, любви Герасима к Татьяне, Герасима и Муму; раскрыть темы:

-Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

-Друзья и враги Герасима.

-В чем вина и беда барыни?

Объяснительно-иллюстративная, проблемное изложение

Работа с текстом, беседа, проблемные задания

Коллективная: составление цитатного плана рассказа.

Групповая: выразительное чтение диалогов по лицам.

Индивидуальная: сообщения по биографии Тургенева (детство, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея – прообраза Герасима, «аннибалова клятва»). Пересказ основных эпизодов.

Б.: знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет» (И.-К.)

Пр.: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, уметь характеризовать лит. Героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа (Я.,Р.)

31

р\р

Сочинение-отзыв о прочитанном произведении Тургенева «Муму»

Дать понятие об отзыве; познакомить с планом отзыва; развивать связную письменную речь

Объяснительно-иллюстративная, творческая

Рассказ, беседа, письменное высказывание

Индивидуальная: сочинение-отзыв

Б.: знать жанровые особенности отзыва (Р.).

Пр.: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я., Р.).

32

Ф.И.Тютчев и А.А.Фет. Картины русской природы в изображении поэтов.

Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия «лирический герой»; учить выразительному чтению стихов

Исследовательская

Проведение анализа-исследования, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями

Коллективная: комментированное чтение отдельных стихов с элементами исследования.

Групповая: анализ-исследование стихов с опорой на схему, презентация.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, сравнение стихов Тютчева и Фета

Б.: знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения (И.-К.)

Пр.: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов (Я., Р.)

33

Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе

Формировать навыки анализа поэтического произведения поэтов Х!Х века

Урок-концерт

Диалог, выразительное чтение стихов, работа со словарями

Групповая: подготовить сообщения о жизни и тв-ве поэтов Х!Х века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, анализ стихов

Б.: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического текста (определять тему, идею, значение названия, находить средства худ. выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму,, определять настроение произведения) (И.-К, Я.)

34-36

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Тема дружбы и предательства

Познакомить с жизнью и тв-вом писателя; сообщить историю создания произведения; объяснить смысл жанрового определения «быль»; учить составлять сравнительные характеристики героев на основе их поступков; развивать речь уч-ся и умение аргументировано излагать свою точку зрения

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая, исследовательская

Рассказ учителя, беседа, комментированное чтение, составление цитатного плана, творческий пересказ

Коллективная: составление цитатного плана рассказа.

Групповая: выразительное чтение эпизодов, составление характеристик выбранных героев.

Индивидуальная: создание творческих работ

Б.: знать этапы жизни Толстого, содержание рассказа, иметь представление о теме и идее. (И.К)

ПР.: уметь давать сравнительную характеристику лит. Героев, аргументировано представлять свою позицию, формировать свои оценки в устной и письменной форме (Я., Р.)

37

А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации

Познакомить с понятием «юмор», отличием юмора от сатиры

Объяснительно-иллюстративная

Работа с текстом, беседа, рассказ

Групповая: инсценирование или чтение по ролям рассказа «Хирургия»

Б.: знать отличительные признаки юмора и сатиры, владеть навыком показывать роль предметной детали (КУЛЬТ., Я.)

38

Вн\чт

Читаем Чехова

Расширить читательские представления уч-ся; развивать навыки анализа текста худ. произведения

Частично поисковая, творческая

Рассказ уч-ся, презентация творческих работ

Групповая: создание рекламы рассказа. Индивидуальная: презентация

Б.: знать особенности худ. мира Чехова (КУЛЬТ.).

Пр.: уметь выбирать произведение для чтения, аргументировано защищать свою позицию (КУЛЬТ,. Я.)

39

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. И.А.Бунин

Познакомить с тв-вом поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

Исследовательская

Проведение анализа-исследования произведения

Групповая: подготовить сообщения о жизни и тв-ве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, анализ стихов

Б.: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического текста (определять тему, идею, значение названия, находить средства худ. выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму,, определять настроение произведения) (И.-К, Я.)

40

Человек и природа. И.А.Бунин «Косцы»

Познакомить с особенностями худ. мира Бунина; воспитывать патриотические чувства

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Работа с текстом, беседа, рассказ учителя

Коллективная: беседа

Индивидуальная: выразительное чтение отрывков

Б.: воспринимать и осмысливать особый мир произведений Бунина. (К., Р.)

Пр.: уметь сопоставлять пейзажные зарисовки разных писателей (Я., Р.)

41-44

В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе» Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

Познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

Объяснительно-иллюстративная

Работа с главами повести, беседа, письменные ответы на вопросы по повести

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам .

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбурция.

Индивидуальная: выразительное чтение заключительной сцены повести, письменные ответы

Б.: уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.(Я.)

Пр.: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений, знать композицию повести; дать письменный ответ по выбору:

-Каким вы представляете себе Васю (др.)?

_Какой эпизод повести вам больше всего запомнился и почему?

-Как вы понимаете слова Тыбурция «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

(И.-К., Р.)

45

С.А.Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

Ввести уч-ся в худ. мир поэта; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

Беседа, выразительное чтение, исследование текста

Групповая: подготовка сообщений, представление исследовательских работ.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, анализ стихов

Б.: владеть навыками анализа стихов. (Р., Я.)

Пр.: уметь сопоставлять стихи разных поэтов, знать особенности худ. мира Есенина (И.-К., КУЛЬТ.)

46-47

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»

Познакомить с жизнью и тв-вом писателя; ввести уч-ся в уникальный мир сказов Бажова; совершенствовать навыки выразительного чтения

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

Беседа, выразительное чтение, исследование текста, рассказ учителя

Коллективная: беседа по вопросам, комментированное чтение.

Групповая: составление характеристики героя.

Индивидуальная: исследование текста по проблеме: диалектизмы в речи героев сказа.

Б.: знать особенности прозы Бажова, жанровые особенности сказа; уметь составлять характеристику героя. (И.-К., Л)

Пр.: владеть первичными навыками лингвистического анализа текста (Р., Я.)

48-49

К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения.

Познакомить с тв-вом писателя; раскрыть нравственное содержание сказки, душевные качества героя; показать романтическую настроенность произведений писателя

Объяснительно-иллюстративная

Работа с текстом, беседа, рассказ, иллюстрации

Коллективная: чтение сказки, беседа по вопросам.

Групповая: инсценирование отрывков.

Индивидуальная: сообщение о жизни и тв-ве Паустовского, о романтизме, словесное рисование

Б.: знать содержание сказки, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. (И.-К., Р.)

Пр.: знать и уметь находить черты худ. мира Паустовского в его произведениях (Р., КУЛЬТ.)

50

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

Рассказать о писателе; познакомить с жанром пьесы-сказки; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения от конкретных обстоятельств

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Беседа, выразительное чтение, рассказ учителя, устные монологические высказывания, просмотр фильма

Коллективная: обсуждение прочитанного,.

Групповая: составление цитатного плана, характеристики героя

Б.: знать особенности пьесы-сказки; уметь анализировать произведение (И.-К., Р., Я.).

Пр.: уметь давать оценку действий героев, аргументировать собственное мнение (Р., Я.)

51

А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир героя. Его отношения с природой.

Познакомить с особым миром платоновских героев – былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира

Репродуктивная

Работа с текстом, тренинг

Коллективная: беседа по вопросам. Индивидуальная: рассказ о главном герое, письменный ответ «Каким предстает мир перед главным героем рассказа?»


Б.: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев (К.)

Пр.: уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики прозы Платонова (Я., КУЛЬТ.)

52

С.Черный. «Кавказский пленник»

Познакомить с понятием «эмиграция» и с писателем – представителем 1-й волны эмиграции; актуализировать знание о юморе; развивать умение анализировать худ. произведение

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Беседа, выразительное чтение, рассказ учителя

Коллективная: беседа по вопросам.

Групповая: исследование эпизодов с целью отбора приемов создания юмористического эффекта

Б.: знать содержание рассказа; уметь анализировать произведение (И.-К., Р., Я.).

Пр.: уметь находить литературные аналоги и сравнивать различные литературные источники (КУЛЬТ., Р.)

53-55

В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера

Познакомить с личностью писателя и своеобразием его тв-ва; показать значение картин природы в рассказе; совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки

Объяснительно-иллюстративная

Работа с текстом, беседа

Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

Групповая: чтение по ролям эпизодов.

Индивидуальная: пересказ эпизода, сообщение о начале лит. Деятельности писателя

Б.: знать своеобразие тв-ва Астафьева (К.)

Пр.: знать об автобиографических произведениях Астафьева; уметь определять значение картин природы в рассказе; уметь характеризовать героя; объяснить смысл названия рассказа (И.-К., Я.)

56

Дети и война. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете»

Познакомить с поэтом; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать патриотизм

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Исследование худ. текста, анализ произведения выразительное чтение,

Индивидуальная: сообщение о жизни и тв-ве поэта, выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения

Б.: владеть навыками анализа стихов. (Р., Я.) .

Пр.: уметь давать характеристику лирического героя на основании лингвистического анализа текста (Я., Р.)


57

Дети и война. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

Познакомить с поэтом; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать патриотизм

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Исследование худ. текста, анализ произведения, выразительное чтение, беседа

Индивидуальная: сообщение о жизни и тв-ве поэта, выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения

Б.: владеть навыками анализа стихов. (Р., Я.)

Пр.: уметь сопоставлять стихи разных поэтов, (И.-К., КУЛЬТ.)



58

Р.Стивенсон. «Вересковый мед»

Углубить знания о балладе; помочь почувствовать драматический характер баллады

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа, выразительное чтение, рассказ учителя, работа с термином «баллада»

Групповая: выразительное чтение по ролям, анализ поэтического произведения

Б.: владеть навыками анализа стихов. (Р., Я.)

Пр.: уметь сопоставлять разные по жанру, но близкие по тематике произведения (И.-К., КУЛЬТ.)

59-60

Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Познакомить с тв-вом писателя; рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, беседа, просмотр фильма

Индивидуальная: сообщения

-Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

-Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

-Как вы объясните слова Робинзона о том, что он охотно согласился бы не возвращаться в Англию? Сообщение по биографии Дефо

Б.: знать биографические сведения О Дефо; уметь характеризовать поведение и характер главного героя, его нравственные качества; уметь доказывать, что роман Дефо – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста; уметь пересказывать эпизоды (И.-К.)

Пр.: знать, что обозначают слова «робинзон» и «робинзонада» сейчас, уметь объяснять их, приводя примеры из разных произведений (Р.)

61-62

Х.-К.Андерсен. «Снежная королева»: соотношение реального и фантастического в сказке. Кай и Герда. Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом

Познакомить с биографией Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника; пополнить знания по сказкам Андерсена; совершенствовать навыки создания характеристики героев, худ. пересказа; совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, беседа, творческий пересказ

Коллективная: ответы на вопросы, дискуссия.

Индивидуальная: портретная сравнительная характеристика героев

Б.: знать своеобразие Андерсена-сказочника; владеть навыками создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки (И.-К.).

Пр. уметь сравнивать сказки Андерсена; объяснять смысл слов из Евангелия (Я.,Р.)

63

Вн\чт

Х.-К.Андерсен. По страницам любимых сказок

Расширить читательские представления уч-ся; развивать навыки анализа текста худ. произведения

Частично поисковая, творческая

Беседа, создание кроссвордов

Индивидуальная: презентация

Б.: знать своеобразие Андерсена- сказочника. (К.)

Пр. уметь сравнивать сказки Андерсена (Я.,Р.)

64

М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Неприятие героем фальши взрослого мира. Радость игры

Познакомить с биографией и тв-вом писателя; совершенствовать умение словесного рисования

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, беседа

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: словесный портрет героев (словесное рисование)

Б.: иметь представление о личности и творческой деятельности Твена; уметь составлять словесный портрет героя (Я., Р.)

Пр.: оценивать и анализировать поступки героев (И.-К.)

65

Д.Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

Познакомить с биографией и тв-вом писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа; обратить внимание на специфику жанра «сказание»

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, беседа

Коллективная: составление цитатного плана, беседа по вопросам.

Групповая: краткий пересказ, пересказ от лица героя, пересказ эпизода.

Индивидуальная: сообщение о жизни и тв-ве Лондона

Б.: знать биографию Лондона; особенность его произведения; уметь объяснять смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра «сказание»; уметь охарактеризовать образ героя. (И.-К.)

Пр.: понимать и доказывать, что реальность и миф сочетаются в сказании (И.-К, Р.)

66

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Расширить представления уч-ся о зарубежной литературе; развивать умения анализа худ. произведения; формировать стремление к прекрасному

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ учителя, работа с книгой, аналитическая беседа

Коллективная: работа с учебником, чтение сказки, беседа по вопросам.

Индивидуальная: составление цитатного плана характеристики героев сказки

Б.: знать содержание, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию сказки, выделять проблемы (И.-К.).

Пр.: уметь сопоставлять различные произведения, сходные по теме (Я.)

67

Э.По Лягушонок

Расширить представления уч-ся о зарубежной литературе;

развивать навыки анализа текста худ. произведения

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ учителя, работа с книгой, аналитическая беседа

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения

Б.: знать биографию По; особенность его произведения; уметь объяснять смысл рассказа; уметь охарактеризовать образ героя. (И.-К.)

68

Итоговый урок. Подведение итогов года. Рекомендации книг для летнего чтения.

150-154 стихи

Выявить уровень лит. развития уч-ся по вопросам:

-Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему?

-Любимые лит. Герои и их нравственные качества

Личностно-ориентированная педагогическая ситуация

Вхождение в контекст проблем ученика, диалог, аналитическая беседа

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения

Б.: знать и уметь определять роды и жанры произведений, владеть теоретико-литературными понятиями из программы; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям (Р.)


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях \ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2010.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2009 год.

  3. Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.

  4. И.И.Аркин Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

  5. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные викторины, ребусы. 5-11 классы \ авт.-сост. Н.Ю.Калашникова, Л.М.Савина. – Волгоград: Учитель, 2009.

  6. Э.И.Иванова, С.А.Николаева Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

  7. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В2 ч. Под ред. П.А.Николаева. М.: Просвещение, 1990.

  8. Литературный энциклопедический словарь. Под общей ред. В.М.Крожевникова, П.А.Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.

  9. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся. Ред. –сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. М.: Просвещение, 1985.



Медиаресурсы

  1. . Видеофильмы

  1. В мире русской литературы. Выпуск 1. (17 эпизодов)

  2. В мире русской литературы. Выпуск 2. (4 эпизода)

  3. Биографии писателей. Фильм 1. (Фонвизин, Карамзин, Жуковский)

  4. Биографии писателей. Фильм 2. (Грибоедов, Лермонтов, Гоголь)

  5. Пушкин. Лицейские годы.

  6. Классики русской литературы (6 эпизодов)

  7. Писатели России (7 эпизодов)




  1. СD – диски

  1. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. Фрагменты фильмов.

  2. Мифы Древней Греции

  3. Русская поэзия 17-20 веков

  4. Библиотека русской классики. Выпуск 1. (4 эпизода)

  5. Библиотека русской классики. Выпуск 2.(4 эпизода)

  6. Библиотека русской классики. Выпуск 3.(4 эпизода)

  7. Древнерусская культура. Литература и искусство.

  8. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  9. Английская и американская литература ( на англ.)

  10. Русский язык. Литература. Элективные курсы. Профильное обучение.

  11. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс». – М: Аудиошкола: Просвещение, 2010 год




  1. Аудиокниги

  1. Толстой Л.Н. Басни и рассказы для детей

  2. Чехов А.П. «Ионыч» и другие рассказы

  3. Классическая литература. 3000 произведений мировой литературы.

  4. Выдающиеся мысли человечества. Том 1. Знаменитые фразы великих людей.

  5. Выдающиеся мысли человечества. Том 2. Государственные деятели о войне и мире, о власти и свободе.




  1. Раздаточный материал с электронным приложением

  1. Н.В.Гоголь

  2. Ф.М.Достоевский

  3. М.Ю.Лермонтов

  4. Л.Н.Толстой


Ресурсы Интернет

Художественные фильмы по программным произведениям

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. iconПояснительная записка рабочая программа основного общего образования...
К результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. iconРабочая программа по литературе II ступень обучения (6 класс)
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. iconУчебному курсу «Литература» 5 класс Составитель Донцова Ольга Валерьевна...
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. iconРабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе...
Требований к результатам основного общего образования, представленных в государственном образовательном стандарте. Примерное тематическое...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. iconПримерная программа по русскому языку для основной школы составлена...
Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. iconПрограмма по предмету «Литература»
Фундаментального ядра содержания общего образования, раздел «Литература», требований к результатам основного общего образования,...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. iconРабочая программа учебного предмета «английский язык»
Федерального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленным в федеральном...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. iconРабочая программа по литературе составлена на основе Фундаментально...
Программа учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования, Литература» ( Москва, «Просвещение», 2010, 2011...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. iconПрограмма по литературе для 5 класса основной школы составлена на...
«Литература» на ступени основного общего образования; Программы развития универсальных учебных действий и Программы духовно-нравственного...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. iconПрограмма по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального...
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница