Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса




Скачать 49.53 Kb.
НазваниеТихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса
Дата публикации23.10.2013
Размер49.53 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы


Тихомирова Е.А.
Литературное и лингвистическое краеведение

как одна из составляющих

национально-регионального компонента ФГОСа
Гуманизация и гуманитаризация современного образования, ориентация на развитие личности щкольника предполагает, наряду с федеральным, освоение и национально-регионального компонента ФГОСа.

По направлению «Филология» на региональный компонент выделяется до 15 % времени, поэтому литературное и лингвистическое краеведение должно стать действенным помощником учителя по воспитанию у учащихся любви к своей малой родине, должно развивать интерес щкольников к изучению ее истории, традиций, нашедших отражение в местных говорах и фольклоре, в произведениях древнерусской литературы и письменных памятниках своего региона.

Литературное краеведение в школе имеет образовательные и воспитательные задачи:

- открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе, традициях и обычаях родного края;

- расширить и углубить знания учащихся о писателях и поэтах, чья жизнь и творчество были связаны с данным регионом;

- познакомить с особенностями местного фольклора, с произведениями писателей-земляков.

Включение литературного краеведения в школьную программу будет способствовать не только углублению общеобразовательной подготовки учащихся, но и расширению их культурного кругозора, формированию нравственно-эстетических ориентиров. Знакомство учащихся с биографическими данными писателей-земляков и писателей, так или иначе связанных с тверским краем, чтение и обсуждение литературных произведений может являться стимулом к творческой деятельности, к выработке активной жизненной позиции. Еще Д.С.Лихачев отмечал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, на зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной».

Формы и методы проведения литературной краеведческой работы в школе могут быть различными:

- тематические вечера;

- читательские конференции (если возможно, с приглашением писателей-авторов);

- конкурсы на лучшую творческую работу;

- издание литературного журнала;

- организация литературных выставок, презентаций;

- составление литературных карт и схем;

- научные исследования;

- экскурсии и экспедиции по сбору фольклорного материала и т.п.

Национально-региональный компонент ФГОСа по русскому языку включает два аспекта: национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и должен обеспечить приобщение учащихся в общекультурным и национальным ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия русского языка; и региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона.

Под региональным компонентом школьного лингвистического курса понимается «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала». Причем лингвокраеведческая работа предполагает не только использование местного языкового материала на уроках русского языка, но и во внеклассной работе.

Содержание регионального компонента «русский язык» включает, во-первых, языковой материал, тематически ориентированный на материальную и духовную культуру родного края, а во-вторых, языковой материал, составляющий специфику региона: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей этой местности, историческую ономастику, микротопонимику региона, живую речь и фольклор, профессиональную лексику местных промыслов, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов и т.п.

Включение местного языкового материала в школьный курс русского языка позволит:

- повысить интерес учащихся к русскому языку;

- познакомить со структурными и функциональными особенностями русского языка в определенном регионе;

- обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;

- расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей.

Использование местного языкового материала на уроках русского языка позволяет варьировать виды уроков: интегрированные, ролевые, творческие, уроки-экскурсии и уроки-путешествия и т.д.

Лингвокраеведческая работа как особый вид исследовательской деятельности школьников с успехом может быть реализована в рамках кружка или элективного курса по диалектологии или ономастике.

Успех проведения работы по литературному и лингвистическому краеведению в школе во многом зависит от подготовленности и заинтересованности учителя, а для этого необходима соответствующая учебная и методическая литература. Среди последних изданий по литературному краеведению привлекают внимание книга Е.А.Конявской «Очерки по истории тверской литературы Х1У-ХУ вв.» (М.,2007), в которой исследуются памятники, созданные тверскими книжниками в период независимости Тверского княжества: Жития Софьи Ярославны, Михаила Ярославича, Арсения Тверского, летописные повести и др. Учебное пособие под редакцией А.М.Бойникова «Литературное краеведение ХХ века» (Тверь: Тверской госуниверситет, 2008), в котором представлены литературно-краеведческие очерки, «раскрывающие роль и место Тверского края в жизни и творчестве наиболее выдающихся русских прозаиков, поэтов и публицистов, которые либо родились в Верхневолжье, либо отобразили его в своих произведениях» Здесь же предлагаются темы для самостоятельных научных изысканий учащихся: Гумилевы и Кузьмины-Караваевы, В.Маяковский и литературная жизнь Твери 1920-х годов и др.

Учебное пособие, рекомендованное в качестве учебника по тверскому литературному краеведению для учащихся средних учебных заведений «Русские писатели и Тверской край»/Ред.М.В.Строганов, И.А.Трифаженкова (Тверь,2009), в котором авторы «стремились показать место Тверского края в творчестве известных русских писателей и поэтов, связь с краем менее известных, но очень интересных авторов и значение отдельных произведений для понимания жизни Тверского края»(с.2). Пособие дополнено литературными картами Твери и Тверской области, фотографиями и репродукциями, списками литературы под рубрикой «Советуем прочитать», а также текстами, «которые практически недоступны современному читателю»(с.7) с сохранением старинного написания и произношения. Приложением к этому учебному пособию является сборник статей «Н.В.Гоголь и Тверской край» (Тверь,2009), который тоже может быть использован в работе по литературному краеведению.

Среди работ по лингвистическому краеведению следует обратить внимание на учебное пособие «Лингвистическое краеведение» /Сост. Н.М.Сергеева (Тверь, 2010), в котором представлены дидактические материалы для использования в школьной практике изучения русского языка, конспекты уроков, тексты для изложений, задания по лексике, морфемике и словообразованию, морфологии и синтаксису, а также вопросы и задания для викторин.

В школах Тверской области давно и успешно ведется работа по литературному и лингвистическому краеведению, накоплен определенный опыт, который может быть использован другими учителями при работе по данным направлениям. С этой целью и создана рубрика «Копилка опыта».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса iconРеализация национально-регионального компонента
Содержание национально-регионального компонента в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса iconРеализация национально-регионального компонента
Содержание национально-регионального компонента в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса iconОписание опыта работы Волковой Ольги Евгеньевны, разработки уроков,...
Литературное и лингвистическое краеведение как основа воспитания ценностного отношения к миру

Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса icon«Литературное краеведение»
«Об образовании», отражает обязательный минимум содержания по литературному краеведению, разработанной на основе регионального компонента...

Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса iconАналитическая
Государственного образовательного стандарта и национально регионального компонента Свердловской области

Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса iconРабочая программа предназначена для изучения предмета «Литературное чтение»
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом...

Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение»
Программа «Литературное краеведение» имеет художественно-эстетическую направленность

Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса iconРабочая программа по бурятскому языку составлена на основе Регионального...
Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномова Б. Д. г. Улан-Удэ, 2010г., программы «Тоонто нютаг» национально регионального компонента по русской...

Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса iconРабочая программа курса «Краеведение»
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в системе географического образования является внедрение регионального компонента...

Тихомирова Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента фгоса iconМетодические рекомендации по реализации национально-регионального...
«Национальное искусство это дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница