2. Исследование произведений




Скачать 205.22 Kb.
Название2. Исследование произведений
Дата публикации01.12.2013
Размер205.22 Kb.
ТипИсследование
lit-yaz.ru > Литература > Исследование
Поэтический мир самодеятельного автора Хмелева Г.Я

Автор: Хамтаева  Светлана  Георгиевна

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Селенгинское управление образования

МОУ «Загустайская средняя общеобразовательная школа»

Поэтический мир самодеятельного автора

Геннадия Яковлевича Хмелева

Автор работы: Метешов Анатолий Иванович

Место выполнения работы: МОУ Загустайская СОШ, 9 «б» класс, Республика Бурятия, Селенгинский район, с.Тохой

Научный руководитель: Хамтаева Светлана Георгиевна,

учитель русского языка и литературы первой

квалификационной категории МОУ «Загустайская СОШ»

2012

Оглавление

1. Введение

1. Актуальность проблемы

2. Цель и задачи исследования

3. Методы исследования

4. Объект исследования

5.Предмет исследования

6.Новизна работы

7. Практическая значимость работы

2. Основная часть:

1.Творческая биография Геннадия Яковлевича Хмелева

2. Исследование произведений автора:

а) основные мотивы и темы лирических произведений

б) анализ стихотворений о родном крае, о любви, о жизни и смерти

3. Заключение

4. Литература

5. Приложение

6. Фотоальбом

1. Введение

Актуальность проблемы:

В последнее время внимание исследователей сосредоточено в основном на классической поэзии.

Современная же поэзия самодеятельных авторов, любителей сочинять стихотворения изучается гораздо реже. Трудно говорить о современнике, тем более о земляке, но это как раз и актуально. Автор ведь очень сильно чувствует то, что происходит вокруг, и все это отражается в его произведениях.

Учитывая вышесказанное, мною были поставлены следующие цели и задачи работы.

Цель исследования: изучение поэтических произведений самодеятельного автора, нашего земляка Геннадия Яковлевича Хмелёва

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

• ознакомление с произведениями автора

• изучение поэтического творчества автора

• исследование лирических произведений

Методы исследования: изучение литературы по теории написания стихов, анализ и систематизация материала, были организованы встречи и беседы с автором Геннадием Яковлевичем Хмелевым.

Объект исследования: авторские лирические произведения

Предмет исследования: стихотворения о любви, о природе, о родном крае, о жизни и смерти

Новизна работы: мне хотелось написать работу именно о нашем современнике, потому что мы живем с ним в одно время, в одном селе и интересно узнать взгляды творческого человека на нашу с вами действительность.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования во внеурочной деятельности, в конкурсах художественного слова, в программах элективных курсов, в рабочих программах учителей русского языка и литературы с использованием национально-регионального компонента.

2. Основная часть

Творческая биография автора

Мне посчастливилось познакомиться с интереснейшим человеком, моим земляком, который удивил и восхитил меня своей неутомимой энергией, работоспособностью, мастерством. Это удивительная разносторонняя личность. И я решил изучить его самодеятельное поэтическое творчество

Хмелев Геннадий Яковлевич родился 08.07.1948 года. После окончания средней школы получил высшее экономическое образование. Долгие годы работал директором профтехучилища №26 в селе Тохой. (фото)

Геннадий Яковлевич занимается живописью, резьбой по дереву, скульптурой, пишет стихи, поэмы, басни.

Дом Хмелевых в нашем селе не заметить сложно: резные наличники на окнах, фигурка гурана на коньке, косули, нарисованные на гараже (фото)

В основном Геннадий Яковлевич рисует пейзажи, иногда животных. Но есть и портреты всего семейства Хмелевых: жены, двух сыновей, невестки, внучки и даже автопортрет. Попробовал художник рисовать иконы - получилось. Отец Олег (Матвеев) благословил на доброе дело. Теперь две иконы, написанные Хмелевым, стоят дома, а одна - в Гусиноозерской церкви. Картинами на библейские сюжеты украшен дома и потолок в одной из комнат (фото). Кроме живописи, Геннадий Яковлевич увлекается резьбой по дереву, в свое время мастерил шкатулки. Теперь вырезает рамки для своих работ. Спальный гарнитур и кухонные шкафы в доме тоже сделаны руками хозяина (фото)

Живописью и резьбой по дереву занимается по влечению души и по мере необходимости (фото)

А к поэзии Хмелев пришел неожиданно. Как – то к нему обратилась внучка, чтобы он помог выполнить домашнее задание о творчестве бардов. После чего он увлекся поэзией

Стихи начал писать с 62 лет просто для собственного удовольствия.

В общей сложности за последние десять лет было написано более 240 стихотворений.

Серьёзных планов не было. Но постепенно стал набирать хорошую форму. И это увлечение росло с каждым днём. Опыт жизни, знания и чувства, которые приобрёл к этому времени, не давали покоя. Вот как говорит он о себе:

Я - житель Бурятии

всё, что касаемо меня,

я не поэт, я - рифмослов,

любитель солнечного дня,

а так же лирики, стихов.

мне не дано искусство ювелира,

но я за то, что бы меня -

любила ЛИРА.

2. Исследование произведений автора

а) основные мотивы и темы лирических произведений

Я прочитал лирические стихотворения автора, чтобы подробнее познакомиться с его творчеством.

Это дало мне возможность составить полное представление о том, чем он живет, что его интересует и о чем он переживает.

Все исследованное мною творчество Г.Я. Хмелева я бы разделил на два периода: первый с февраля 2001 года - начальный период, первые поэтические опыты и, начиная с 2012 года - период, когда сформировалась поэтическая индивидуальность Хмелева. В основу периодизации я положил соотнесение временных отрезков.

Меняется и язык стихотворений: если ранние произведения, практически, лишены всякой индивидуальности, как у любого начинающего поэта, а во втором периоде - перед нами уже автор с особым языком, особой лексикой, особыми образами и художественным миром.

Он несет людям радость через строки своих стихов, идущих из самого сердца.

Предметом исследования стали стихи разных периодов. Проводились наблюдения за изменением лексики, эмоционального настроя и жанрово-тематического разнообразия произведений.

Основные мотивы и темы его лирических произведений: любовная лирика (12), пейзажная лирика (32), философская лирика (41), поэмы (4), сказки (10), церковная лирика (17), басни (8), (смотрите приложения 1,2).

Стихи как жизнь, в них заключены чувства и мысли, иногда даже целые периоды существования одного конкретного человека, а именно их создателя. Не обязательно всегда писать рифмованные стихи, белый стих тоже весьма интересен, но и тот и другой должны обладать общей чертой: мелодичностью звучания.

2.

б) стихотворения о родном крае, о любви, о жизни и смерти

Очень много стихотворений посвящены природе, красоте родного края, окружающего мира. Его стихи – как самородки, живые и одухотворённые. Дело здесь не в рифме и размерах, а в сиюминутном порыве вдохновения, где содержание и смысл которых усиливается ритмичной формой. Я хочу остановиться лишь на стихотворениях о родном крае («Тохой», «Сульфат», «Убукунка»), (приложение 3). Лирический герой любуется красотой необъятных просторов, сравнивая с полетом орла, с майским первоцветом….. Природа и человек составляют единое целое:

Тохой, ты мой родник;

Ты радость, мой рассвет,

На пустыре, в степи возник,

Как майский первоцвет.

Цветёшь в кайме зелёных гор,

У солнца на виду,

И шумен твой весёлый двор,

Как ёхор на лугу.

В этом стихотворении перекрестная рифма, написано двусложным размером – ямбом, состоящим из семи строф. В нем он признается в любви к родному селу. И сравнивает его с «песней», «майским первоцветом», «чабрецом», «ехором». Называет ласково, используя эпитеты: «родная моя», «родимый дом», «веселый двор», «чистейшей воды»….

А в стихотворении «Сульфат» я наблюдаю наличие перекрестной и опоясывающей рифм. Автор восхищается и любуется просторами из окна вагона, которые мелькают друг за другом, и это сравнивает с кадрами кино. Пейзажные зарисовки плавно переходят в описание услышанного рассказа из уст соседа по вагону: почему станция, расположенная в родном селе, названа Сульфатом:

И тут в вагоне объявили,

станция Сульфат,

И мне соседи объяснили,

что много-много лет назад

Здесь по лощине, меж холмов,

на берегу у озерца,

Стоял посёлок из домов

и солеварен, Голдобина - купца,…….

Также в стихотворении «Убукунка» в стихотворной форме изложена легенда, бытовавшая на селе:

В отрогах славного Хамар – Дабана

Лежит распадок Ардасан,

Там, в истоках Убукуна

Гостил наш предок Чингисхан.

…………………………………..

Среди берёз и ив плакучих

На плёсах, в омутах кружась,

Она, сбежав, от дедов с кручи

Тут же Убукункой назвалась!

Любовная лирика автора исполнена нежных и светлых чувств к женщине, жене. Можно сказать, что эти стихотворения исповедальные, он, как на духу, на склоне лет признается ей в любви («Признание», «Последняя любовь», «Любовь»):

Хочу признаться: людям, миру,

Исповедаться как на духу,

Что мне за шестьдесят перевалило,

А я влюбился вновь, в свою жену!

В его стихах о первой школьной любви отражается широкая палитра переживаний человека ( «Прости», «К», «***», «Моя первая любовь», «Выпускной»):

Моя первая любовь.

Ответь мне сердце, почему

Я до сих пор её люблю,

Зачем волнует в жилах кровь,

Моя наивная любовь?

Размышляя о заботах мира, автор сплетает красоту духа с красотой словесных изречений и глубоких мыслей. В его стихах – откровения и щемящие душу открытия, подсказанные самой жизнью и разработанные его пытливым умом, чтобы приобрести не только личное, но и дать читателю любого возраста духовную и интеллектуальную пищу для вдохновенной жизни.

Рассуждая о жизни и смерти, автор неизменно возвращается к утверждению: «Что в жизни суть? Не в вечной суете, в движении-жизни суть!» («Жизнь и смерть», «На склоне лет», «Идея», « Суть жизни», «Свеча надежды»):

Не в вечной суете,

В движении-жизни суть!

Сказал Творец нам в темноте,

Уж ты не обессудь.

Он дал нам свет. Хвала Творцу!

И нам теперь всю жизнь творить,

Чтоб хоть маленькую дверцу

Нам в рай приотворить.

Его стихи насквозь пронизаны любовью к этому миру и искренним желанием помочь людям найти в себе силы для преодоления всех жизненных преград и несчастий.

Самая серьезная тема в лирике – это церковная. В душе любого человека идёт борьба между светлыми, Божественными силами и чёрными, дьявольскими. И что возьмёт верх - зависит только от самого человека, его воли и выбора. В основном его стихи посвящены религиозным праздникам. («Пасха», «Крещение», «Рождество», Троица», «Вознесение»)

Стихотворения строятся на лексике, заимствованных из общей библейской поэтики и свойственных мировосприятию мирских людей («благословенный церковный звон», «торжественная обедня», «украшен амвон», «водосвятия устав», поет стихири», «хоругви и кресты»)

Молитвенно, просветленно и с надеждой на обновление земного существования звучат строчки его стихотворения, заключающие смиренные просьбы:

Мы все нуждаемся, в Твоей любви и ласке,

И для земли - живого обновления.

В его стихотворениях размышления о смысле жизни и бытия. Автор предстает при этом как истинно православный и искренно верующий человек, смиренно и благодарно взывающий к Богу:

Не во дворцах спасенье мира,

И не в руках всесильного царя,

И не в лице могучего кумира,

А в вере в Господа, ему благодаря!

Он с нами, здесь! И мы благоговеем,

Могуче зло, среди мирских тревог,

Но мы, сплотив ряды, становимся сильнее,

Ведь с нами Бог!

Также Геннадий Яковлевич Хмелев пишет поэмы («Гимн народу», «350-летию добровольного вхождения в состав России», «Повесть Голова», «Первопроходцам земли - поэма Острог»)

В его поэмах в стихотворной форме излагается легенда, история нашего народа.

Г.Я Хмелев занимает активную жизненную позицию, участвуя в различных конкурсах: конкурс художественного слова «Пегас над Хамар-Дабаном» - июль, 2011, в районных выставках прикладного искусства, имеет грамоты.(приложение 4)

3.Заключение

Я исследовал стихотворные произведения с точки зрения музыкальности, ритмичности и смысла. Просто я думаю, что человеку, который читал много стихов, совсем не обязательно знать теорию, ведь мы слышим, как звучат стихи других авторов, и сочиняем, стараясь добиться красивого звучания. Мне кажется, именно с этого знакомства я полюбил мир искусства: стихи, живопись. И не только мир искусства, но и мир тихих, добрых людей с ясными глазами и грустными улыбками. Думается, это они одни могут создавать чудесные картины и писать прекрасные стихи.

У Геннадия Яковлевича есть свой сайт в Интернете, на котором он публикует свои произведения. Там вы можете найти стихи о жизни, о любви, о природе, красивые и добрые стихи…

Рецензия на исследовательскую работу ученика 9 «б» класса

Метешова Анатолия по теме: «Поэтический мир самодеятельного автора

Г.Я.Хмелева»

Исследовательская работа – средство развития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной или профильной ориентации учащихся.

Данная работа ученика по исследованию поэтического творчества самодеятельного автора, своего земляка как одна из форм познавательной деятельности учащегося является дополнительным резервом формирования соответствующих компетенции, повышения мотивации к изучению лирических произведений.

Научная работа представляет собой небольшое исследование на основе систематизации и анализа собранного материала и оценки фиксированных фактов. Ученик показал умение анализировать стихотворения, что бывает сложным для учащихся. Изучил теорию стихосложения, работал с имеющейся литературой. Были организованы встречи и беседы с автором. Эта предварительная работа помогла правильно определить предмет исследования и цель работы, а также основные направления в раскрытии темы (задач), методов и приемов исследования.

Предмет исследования, цель работы, наблюдение, сбор материала, беседа, обзор литературы составляют введение к работе.

В основной части последовательно раскрывается тема на конкретном материале: изучены поэтическое творчество автора, жанровое своеобразие лирических произведений, анализ стихотворений о родном крае. Видно, что ученик знакомился и изучал поэтический мир самодеятельного автора, своего земляка.

В заключительной части делает краткие выводы и приглашает посетить индивидуальный сайт в Интернете, если кто-то пожелает поближе познакомиться с его стихотворениями.

Работа отличается глубиной, полнотой раскрытия темы, творческим подходом, композиционной стройностью, логичностью изложения, хорошим литературным языком.

Рецензент: Хамтаева С.Г, учитель русского языка и

литературы первой квалификационной категории

Литература

1.Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы. Издательство «Экзамен». Москва, 2011г., 255 стр.

2.Эткинд. Разговор о стихах. Издательство «Детская литература». Москва, 1979 г., 326стр

3.Интернет-ресурсы. Сайт . стихи. ru. Хмелев.Бурятия. Тохой.

Приложение 1

Пейзажная лирика

«В царстве золотом»

«Притча о Сибири»

«Байкальская заря»

«Воспоминания»

«Два тополя»

«Убукунка»

«Лотосы»

«Вечность»

«Грибы»

«Водопад»

«Эхо»

«Ночное небо»

«Тучи»

«Боярышник»

«Лист»

«Метеор»

«Луна»

«Сосулька»

«Живая вода»

«Подлёдная рыбная ловля»

«Солнце»

«Рыбалка»

Любовная лирика

«Прости»

«К»

«***»

«Любовь»

«***»

«Последняя любовь»

«Что такое любовь?»

«Моя первая любовь»

«Любовь»

«Песнь любви»

«Признание»

Философская лирика

«Встреча»

«Чувства»

«Инстинкт»

«Идея»

«Леса России»

«На склоне лет»

«Жизнь и смерть»

«Я- альпинист»

«Добро»

«Надежда»

«М. Пиюковой. Совет»

«Слёзы»

«Мечта»

«К стихотворению Н. Гунько»

«Календарь жизни»

«Раб»

«Свеча надежд»

«Оптимист и пессимист»

«Привяжите собак»

«Паритет»

«Когда придёт прозрение»

«Ода слову»

«Ода копейке»

Приложение 2

Церковная лирика

«Заповеди»

«Дивный свет»

«Крестины»

«Вознесенье»

«Завет»

«Троица»

«Рождество»

«Рождественская ночь»

«Крещение»

«Пасха»

«Собор»

«Житие пророка Илии»

«Нищенка»

«Жития святых. Святой Георгий»

«На исповеди»

«Икона»

Поэмы

«Гимн народу»

«350-летию добровольного вхождения в состав России»

«Повесть Голова»

«Первопроходцам земли - поэма Острог»

Стихи для детей

«Миссионер и кот»

«Сказка на бурятские мотивы»

«Сказ о злом языке»

«Загадка»

«Наговорная водица»

«О русских сказках и не только»

«По мотивам русских сказок»

«Царевна – лягушка»

«По мотивам сказки, Кружелёвой»

«По мотивам русских сказок «Маша и медведь»

Басни

«Собрание»

« Лев и муха»

« Очки»

« Мартовские деды»

«Волк и лиса»

«Кот и воробей»

«Про кота»

«Яблоко и червячок»

Приложение 3

Тохой

Я слышу звучание слов:

Загустай и посёлок Тохой,

Которых слушать готов;

Как песню, как голос родной.

С тоской в краю, в краю чужом,

Я вспоминаю вас,

И снится мне родимый дом,

И мать с морщинками у глаз.

Тохой, ты мой родник;

Ты радость, мой рассвет,

На пустыре, в степи возник,

Как майский первоцвет.

Цветёшь в кайме зелёных гор,

У солнца на виду,

И шумен твой весёлый двор,

Как ёхор на лугу.

И словно, взявшись в хоровод,

Из улиц и домов,

В кайме озёр чистейших вод,

Ты славен как Иов.

Тохой, ты как чабрец цветёшь,

Ты - моя радость, мой расцвет,

Ты - на заре в степи встаёшь,

Как майский первоцвет.

Ты - земля моя родная,

Не забудь цветы свои,

А мы Тохою пожелаем:

Мира, счастья и любви!

(ёхор- национальный танец)

Сульфат

Когда под мерный стук колёс,

железного коня,

Что в Наушки вагоны вёз,

расцепами звеня,

Сидел я, молча, у окна и

вдаль взирал,

А за окном как в кадрах сна,

пейзаж мелькал.

Любуясь этой красотой

Я наблюдал полёт орла,

Как он с высот стремясь стрелой

атаковал сурка.

Цветёт естественный ковёр,

цветами сараны,

Зовёт, манит к себе простор;

из клетки, с полутьмы,

Своим цветастым покрывалом,

манит к себе

И мне в вагоне душно стало,

я пробежал бы по росе.

И тут в вагоне объявили,

станция Сульфат,

И мне соседи объяснили,

что много-много лет назад

Здесь по лощине, меж холмов,

на берегу у озерца,

Стоял посёлок из домов

и солеварен, Голдобина - купца,

Из вод прозрачных и густых,

предки соль здесь добывали

И в отношениях простых,

её как деньги применяли,

И этой грязевой водой,

лечили: радикулит и псориаз,

А чтоб суставы не ныли,

лепили "грязевый" повяз.

Но соль – не только солона,

Горька солёная вода

И кто в котлах её варил,

Тому и день, и свет не мил.

Но вот закрыли солеварню,

Затем уж магазины и пекарню;

На берегу, остался лишь погост,

На нём кресты в не полный рост.

Да из рельс железных колея,

Что, извиваясь как змея,

Вдоль озера лежит,

По ней со скоростью бежит;

Состав народного добра,

Но нет в нём соли из села,

Ни кто, уж в том не виноват,

Осталось лишь название «Сульфа

Убукунка

В отрогах славного Хамар – Дабана

Лежит распадок Ардасан,

Там, в истоках Убукуна

Гостил наш предок Чингисхан.

Своей великою семьёй

В долине славной Селенги,

Тогда ещё простой ордой

Он ставил юрты у реки.

Однажды юная краса,

Сбежавши вдаль от двух дедов,

Своей хрустальною косой

Мелькает между двух хребтов.

Хребты её не отпускали,

Держали в скалах как могли,

Ей путь камнями преграждали

Но удержать девицу – не смогли!

Она же, змейкой извиваясь

Меж скал, булыжников, камней

Над ними громко надсмехаясь,

Сбегает тайно средь корней.

И в тех корнях среди кустов

И в травах силы набираясь,

Она стремится на простор,

В степь, к солнцу пробиваясь!

Среди берёз и ив плакучих

На плёсах, в омутах кружась,

Она, сбежав, от дедов с кручи

Тут же Убукункой назвалась!

В её прозрачных, чудных водах

Водились щуки и плотва,

А нам поэтам в своих одах

Найти б ей место и слова!

Она безумною девчонкой

Стремится к солнцу на восток,

А там её в родной сторонке

Ждёт, с глубоким омутом дружок.

Оронгою, она по нраву

И вместе водами слиясь,

Они помчались в степь во славу,

Играя в волнах и смеясь!

Бежали весело, игриво

На встречу быстрой Селенге,

Она, же томно и лениво

Качала солнце на волне!

И вместе с ней минуя скалы;

Питая сёла, города,

Несли в себе дары Байкалу

С душой, с любовью на века

Фотоальбом

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Исследование произведений iconТема раздела
И. С. Никитина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева, И. И. Козлова, Н. А. Некрасова и др. Составление презентации выбранного стихотворения....

2. Исследование произведений iconИсследование выполнено при поддержке Программы «Научный фонд»
Некоторые аспекты восприятия и интерпретации произведений литературы иностранными читателями

2. Исследование произведений iconИстория развития научно-исследовательского общества студентов «Пирамида»
Исследование стилистических особенностей произведений Роберта Фроста (на примере анализа 2 стихотворений)

2. Исследование произведений iconЗамечания! 2 глава должна состоять четко по данному плану. А именно
Опытно практическое исследование по обучению детей младшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений на примере...

2. Исследование произведений iconОдиночества, тональность грусти
Для удобства изучения подготовленного материала начну свое исследование с историко-биографического комментария и анализа стихотворений,...

2. Исследование произведений iconМинистерство Образования Российской Федерации Вятский Государственный...
Настоящее исследование посвящено изучению индивидуального авторского стиля современного английского писателя Т. Пратчетта и проблеме...

2. Исследование произведений iconКалендарно-тематическое планирование по литературе к
«Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток – герой художественных произведений. Отрочество знаменитых...

2. Исследование произведений iconИсследование художественного пространства времени оказалось одной...
Дуализм прочтения произведений Генриха Белля в отечественных и зарубежных исследованиях

2. Исследование произведений iconס פ ר Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “сэфер” (Москва)
Одновременно анализируется реакция как русско-еврейского, так и русского литературного и научного сообщества и читателей на выявление...

2. Исследование произведений iconФ едеральное государственное общеобразовательное учреждение
Самая полная из них на сегодняшний день капитальное исследование известного литературоведа А. П. Кузичевой, освещающее общественную...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница