Скачать 102.49 Kb.
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС Павлова А.В., учитель русского языка и литературы Тема урока: Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина Тип урока: комбинированный Цели: - ознакомить учащихся с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина; - определить, по какому поводу были написаны стихи; - формировать навыки сравнительного анализа лирического произведения; - привить любовь к слову, Оборудование: презентация урока и викторины в виде слайдов по программе «Power Pojnt”, переводы стихов поэта на якутском языке. Ход урока. 1. Организационный момент. Подготовка учащихся к активному усвоению материала. 2. Сообщение темы и цели урока (слайд № 1) ^ (слайд № 2) Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком чувстве, имя которому – любовь. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда испытываете чувство первой любви, и вам будет интересна тема нашего урока. Может ли человек написать стихи, если сам не любит? Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы. Какие ассоциации, связанные с этим словом, возникают у вас? (На доске записываются приведенные слова, а учащиеся записывают их в тетради). Правильно, все эти слова ассоциируются со словом любовь. И мы встретимся с ними, так или иначе, в любовной лирике А.С.Пушкина. В отличие от дружбы, в котором Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство, подобное буре, которое властно захватывало поэта, давала ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы. Поэт не искал вечной любви, вечной для него была потребность любить. Но, говоря о любовной лирике Пушкина, не стоит искать ответа на вопрос, кого имел в виду Поэт, признаваясь в искренних чувствах. Так было с большинством произведений. Но все-таки, можно выделить среди массы стихов некоторые, которые имеют своих адресатов. Мы остановим свое внимание сегодня на стихи, посвященные Е.Воронцовой, А.Керн, А.Олениной, Н.Гончаровой. (слайды № 3, 4) Любовь для Пушкина – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. А.С.Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», сумел в своем творчестве отразить все оттенки любовного чувства: от нежной, застенчивой, целомудренной влюбленности до мятежной, бешеной, разрушительной страсти. И в этой банальной для поэзии теме он достиг неизмеримых высот. ^ 4.1. Заметный след в жизни поэта оставило чувство к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. С ней он встретился в Одессе в 1823 году. Женщина умная, обаятельная, приятная в обхождении, она давала поэту минуты восторга и отчаяния. Обладая несомненным литературным вкусом, она ценила незаурядный талант Пушкина. На прощание графиня подарила ему перстень с красным сердоликом. (Этот камень считался на Руси символом страсти и любви). С этим «талисманом» он не расставался до самой смерти…Чувство поэта к Елизавете Ксаверьевне нашло отражение в целом ряде произведений – «Желание славы», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Талисман» и др. (слайды № 5,6) ^ Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи – Храни меня, мой талисман. В уединенье чуждых стран, На лоне скучного покоя В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман. Священный сладостный обман, Души волшебное светило… Оно сокрылось, изменило… Храни меня, мой талисман. Пускай же ввек сердечных ран Не растравит воспоминанье. Прощай, надежда; спи, желанье; Храни меня, мой талисман. ^ Ыар күммэр ылбыт бэлэ5им, Yүрүүгэ сылдьар кэмнэрбэр, Долгуйарбар, кэмсинэрбэр Эн арчылаа, эмэгэтим. Ньириhийиэ уордаах этиҥ, Дохсун долгун түhүɵ5э, Муора барылыы үллүɵ5э – Эн арчылаа, эмэгэтим. Туора сиргэ түбэhиим, Чуҥкук, нус-хас күннэрбэр, Уоттаах кыргыс кэмигэр Эн арчылаа, эмэгэтим. Дууhабар аптаах эркээйим, Сибэтиэй, минньигэс албын… Таҥнарда, сүттэ адьаhын… Эн арчылаа, эмэгэтим. Ахтыл5ан аны мин сүрэ5им Бааhын ааларгын тохтотууй, Бырастыы, эрэл; ба5ам, утуй; Эн арчылаа, эмэгэтим. ^ 1) Какое значение придает Пушкин подаренному перстню? 2) Какие биографические подробности представлены в этом стихотворении? 3) В каких строках стихотворения говорится о том, что ждет поэта впереди? 4) Как вы можете комментировать последние строки стихотворения? (слайд № 7) ^ С Анной Петровной Керн поэт в первый раз встретился на балу в 1819 году. Поэт не остался равнодушным к красоте и обаянию, трагической судьбе молодой женщины, насильно выданной замуж за грубого и деспотичного генерала. Через шесть лет состоялась вторая встреча. Прогулки, беседы с Анной Петровной в «печальной деревенской глуши» всколыхнули чувства поэта, породили нежные и откровенные слова. (слайд № 8) ^ Я помню чудное мгновенье; Предо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Эти стихи, посвященные А.П.Керн, друг Пушкина А.Дельвиг поместил в своем журнале «Северные цветы». М.И.Глинка написал на них прекрасную музыку и романс посвятил своей возлюбленной, дочери А.П.Керн. ^ Дьикти буолтун ɵйдүүбүн ɵрүү: Кɵстɵн ааспытыҥ эн миэхэ, Кэрэттэн кэрэтик күлүмнүүр Дьахтар киэнэ талыы бэрдэ! Тɵhɵ да кэлин кɵрсүɵм диэммин, Эрэлэ суох сырыттарбын, Кɵрɵрүм Эйигин түhээммин, Истэрим нарын саҥа5ын. Сыллар ааhаллар. Ба5а санаам, Самыыр – хаар уутунуу уостан, Эн айыы дьүhүнүҥ умнуллан, Саҥаҥ да иhиллибэт буолта. Хараҥа хаайыыга, түҥ тыа5а Кэм-кэрдии ааhан испитэ, Итэ5эл,ɵрɵ күүрүү суо5а,- Таптал, олох да иэйиитэ. Уонна эмиэ иэйдим уhуктан: Эн миэхэ бу кɵстɵрү түстүҥ, Кэрэттэн эрэ кэрэ дьахтар, Күлүмнүү сандаарар кɵстүү. Субу утаппыттыы уйгуурдум, Сүрэх күүскэ тэптэ, Таҥарам буолан ɵрɵ күүртүҥ Таптал, дьол, олох иэйиитэ. ^ 1) Как построено стихотворение? 2) Как показано в стихотворении развитие интимного чувства? 3) Отметьте черты, которыми поэт наделяет женский образ. Есть ли в стихотворении черты реальной А.П.Керн? 4) Что говорится в стихотворении о самом поэте? Какие подробности его жизни предоставлены в нем? (слайд № 11) ^ дочь Президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки, члена Государственного совета. В 1828 году А.С.Пушкин серьезно увлекся ею. Сватался к ней, но родители сочли поднадзорного поэта слишком рискованной партией для своей дочери. Он писал ей в альбомы, рисовал ее профили. А.А.Олениной посвящены стихотворения «Ее глаза», «Язык любви болтливый», «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил». (слайд № 12) В некрологе на смерть А.А.Олениной есть такие слова: «Необычный ум, светлая душа и чистое русское сердце покойной надолго оставили по себе во всех знавших ее самое искреннее, самое неизгладимое чувство любви. Это чувство столетиями будет поддержано тем содружеством муз, которые окружали Оленину в юности и бессмертными словами Пушкина: «Я вас любил…». ^ Я вас любил: любовь еще быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. ^ Эйиигин таптыырым: ба5ар мин дууhабар, Тапталым ɵhɵ илик буолуо5а; Онтон кыhаллыма: эйиигин долгутар, Санаар5атар санаам суох буолла5а. Күнүүлээн да, килбигийэн да муҥнанан, Таптыырым мин эрэлэ суох, кистээн; Таптыырым нарын, истиҥ тапталынан Оннук таптан, эн, атын киhиттэн. Поистине это слова по-настоящему любящего человека, которые волнуют до сих пор! ^ 1) О чем это стихотворение? 2) Почему нельзя сказать, что в стихотворении с начала до конца развитие лирического сюжета окрашено элегическим чувством грусти? 3) Как вы воспринимаете заключительную строку стихотворения? (слайд № 14) ^ Зимой 1828 г. на одном из балов Пушкин встретил юную очаровательную Натали Гончарову. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение…»- вспоминал поэт позднее. Мучительно долго длилось его сватовство, только весной 1830 года Пушкин с волнением мог признаться: «Участь моя решена. Я женюсь…» 18 февраля 1831 г. В Москве в церкви Большого Вознесения состоялось венчание Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Идеал красоты, доброты и отзывчивости Пушкин нашел в своей жене. В написанной накануне свадьбы стихотворении «Мадонна» передается уникальное, неповторимое состояние человека, который добился успеха в любви: Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. ^ Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец… (слайд № 15,16) 5. Вывод. Сегодня на уроке мы узнали только о четырех образах женщин, которым А.С.Пушкин посвятил стихи о любви. Но по свидетельству М.Н.Волконской, Пушкин «как поэт…считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался». Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними увлекателен и внушил не одну страсть на своем веку. Жена Наталья Николаевна Гончарова, по его собственному признанию, была его 113 любовью. И сказанное им: « Мне дорого любви моей мученье – пускай умру, но пусть умру любя!» говорит о многом… В любовной лирике поэта отчетливо проступает мысль, что любовь даже неразделенная, даже безответная – огромное благо. Любовь – прекрасное чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью, помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни. Любовь для Пушкина – это чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, основа ее – гуманизм, с ней, любовью, неразрывно связаны радость, грусть, печаль, ревность. ^ (слайд №18) 7. Викторина – рефлексия. 1. По мнению А.П.Керн, это была единственная женщина, которую поэт «истинно любил». Кого имела в виду Керн? (Няню поэта – Арину Родионовну.) 2. Кому А.С.Пушкин посвятил стихи «Сожженное письмо»? (Елизавете Воронцовой) 3. Сколько раз в день А.С.Пушкин отправлял своей невесте из Болдино телеграммы? (Не отправлял. Телеграфа тогда еще не было.) 4. Чьим именем названа аллея в селе Михайловском? (Именем А.П.Керн.) 5.На предложение А.С.Пушкина Анне Олениной ее родители ответили отказом. В 1829 году поэт послал ей свои прощальные строчки. Какие? («Я вас любил…») 6.Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина, заканчивающееся Словами: «…и жизнь, и слезы, и любовь»? (А.П.Керн) 7. Кто из русских композиторов написал музыку на слова стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…?» Кому посвящено это стихотворение, а кому композитор посвятил свою музыку? (М.И.Глинка. Стихотворение посвящено А.П.Керн, а композитор свое произведение посвятил дочери А.П.Керн – Екатерине.) 8. Кому А.С.Пушкин посвятил стихотворение «Буря мглою небо кроет»? (Няне Арине Родионовне) 9. Кому посвящено стихотворение «Ее глаза»? (А.А.Олениной) 10. Перстень с каким камнем подарила Е.К.Воронцова А.С.Пушкину? Символом чего считался этот камень? ( Красный сердолик – считался символом страсти и любви) 8. Рефлексия. Подведение итогов. 9. Домашнее задание: Написать сочинение по теме «Лирика любви А.С.Пушкина». |
![]() | Пушкина, решили подготовить литературно – музыкальную композицию и показать её учащимся 8 «А» класса. Наша одноклассница Маша Феоктистова... | ![]() | А. С. Пушкина и их адресатами; помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина, которое заключается в необычайном... |
![]() | Оборудование: портреты Муз Пушкина, иллюстрации одежды начала 19 века, подсвечники, книги со стихами поэта | ![]() | Тема: Раннее творчество А. А. Ахматовой. Психологическая глубина и яркость любовной лирики |
![]() | Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, стенгазета «В честь девы, милой сердцу и прекрасной…», рисунки учащихся (женские силуэты... | ![]() | Цель урока: познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; создать благоприятные условия... |
![]() | Цель урока: Познакомить с особенностями любовной лирики поэта, используя в работе отрывок из поэмы «Облако в штанах» (1 часть) | ![]() | Общеуниверситетское мероприятие «Конкурс художественного чтения классической любовной лирики» проводится в соответствии с планом... |
![]() | Как много интересных судеб скрывается за портретами известных художников. Об одних мы знаем много, о других скупо написано -"неизвестный".... | ![]() | Цель урока. Углубить представление учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности... |