Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы»




Скачать 144.77 Kb.
НазваниеРабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Дата публикации17.12.2013
Размер144.77 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
ЧУЦО «Личность»

Рабочая программа

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

по программе М.А. Васильевой «От рождения до школы»

Программа «От рождения до школы».

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

(ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.)

Москва 2012

Содержание:

  1. Пояснительная записка к образовательной области «Художественная литература» по программе 1

  2. «От рождения до школы»…………………………………………………………………………………………….. … …………………2

  3. Содержание программы по возрастным группам……………………………………………............................................. 3

  4. Связь с другими образовательными областями…………………………………………………… …………………………. 4

  5. Программно-методическое обеспечение………………………………………………………… .. …………………………….. 5

  6. Формы образовательной деятельности……………………….…………………………………………………………………... 6

  7. Рекомендуемая литература (вторая младшая группа)……………………… ………………………………… ……………………. 7

  8. Рекомендуемая литература (средняя группа)………………………………………….. ……………………. 9

^ Пояснительная записка к образовательной области « Чтение художественной литературы»

по программе «От рождения до школы»

Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.


^ Содержание программы

Содержание образовательной области „Чтение художественной литературы" направлено на достижение

цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".


Младшая группа.

Формирование интереса и потребности в чтении

Чтение знакомых, любимых детьми художественных произведений, рекомендованных Программой для второй младшей группы.

Развитие умения слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснение детям поступков персонажей и последствий этих поступков.

Развитие умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и песенок.

Повторение наиболее интересных, выразительных отрывков из прочитанного произведения.

Развитие умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

Формирование интереса к книгам. Регулярное рассматривание с детьми иллюстраций.

^ Средняя группа

Формирование интереса и потребности в чтении
Продолжение работы по формированию интереса к книгам. Регулярное чтение детям художественных и познавательных книг. Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного.

Привлечение внимания детей к иллюстрированным изданиям знакомых произведений. Рассказы о том, как важны в книге рисунки; как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Слушание сказок, рассказов, стихотворений; запоминание небоьших и простых по содержанию считалок. Содействие правильному восприятию содержания произведения, формирование способности сопереживать его героям. Поддержка внимания и интереса к слову в литературном произведении. Знакомство детей с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

^ Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Развитие потребности в двигательной активности и формирование физических качеств личности на литературных примерах

«Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни средствами литературы (сказки, потешки, рассказы и др.)

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, используя художественные произведения русских, советских и зарубежных авторов

«Социализация»

Формирование семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» через произведения русских, советских и зарубежных авторов

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам на примерах любимых литературных героев, на примерах любимых рассказов детей

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через знакомство с произведениями зарубежных авторов, формирование элементарных математических представлений с использованием русских народных сказок («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и т.п.) для закрепления навыка порядкового счета

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу прочитанных произведений, практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Художественное творчество»

Изображение любимых героев литературных произведений

«Музыка»

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

^ Программное обеспечение

Перечень пособий и технологий






^ Формы образовательной деятельности

в ходе режимных моментов

в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности

в ходе самостоятельной деятельности детей

во взаимодействии с семьями

^ Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Беседа;

  • рассматривание книг и иллюстраций к произведениям;

  • игра;

  • игровое упражнение;

  • проблемная ситуация;

  • конструирование на тему прочитанных произведений;

  • обсуждение использование потешек в раннем возрасте во время проведения гигиенических процедур;

  • сопровождение процесса одевания потешками и стихотворениями в раннем и младшем дошкольном возрасте

  • создание детской библиотечки (книжки-малышки своими руками);



  • Занятия из области «Чтение художественной литературы» это - развитие речи и художественная литература.

  • занятия: рисование, лепка, аппликация, конструирование могут иметь темы по мотивам прочитанных произведений;

  • рассматривание книг и иллюстраций к произведениям;

  • игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые);

  • тематические досуги;

  • выставки книг;

  • проектная деятельность;

  • создание коллекций;



  • Игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые);

  • конструирование на тему прочитанных произведений;

  • рассматривание книг и иллюстраций к произведениям;

  • создание детской библиотечки (книжки-малышки своими руками);

  • самостоятельная изобразительная деятельность;



  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды;

  • проектная деятельность;

  • экскурсии;

  • прогулки;

  • создание детской библиотеки;



Рекомендуемая литература для чтения детям второй младшей группы
Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик- мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!..», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…»,»Ай, качи-качи-качи…», «Жили у бабуси…», «Кисонька-мурысонька…», «Заря-заряница…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга…».

Сказки: «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - чёрный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики", обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира

Песенки.«Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова»,англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза- дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А.Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Пых», белорус., обр. Н. Мялика; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой.
Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов «Дуют ветры…»; А. Плещеев «Осень наступила…», «Весна»; А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч!..»; С. Чёрный «Приставалка», «Про Катюшу»; С. МаршакСказка об умном мышонке», «Тихая сказка», стихи из цикла «Детки в клетке»; К. Чуковский «Путаница», «Краденое солнце», «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ёлка»;В. берестов «Курица с цыплятами», «Бычок»; «Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»» С. Михалков «Песенка друзей»; Э. Мошковская «Жадина»; А. Барто «Девочка чумазая».

Проза. К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т. Александрова «Медвежонок Бурик»; Б. Житков «Как слон купался» и др. отрывки из книги «Что я видел»; М. Зощенко «Умная птичка»; Л. Воронкова «Маша-растеряша», «Снег идёт»; Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс «Храбрый ёж»; В. Бианки «Купание медвежат»; В. Сутеев «Три котёнка»; А. Н. Толстой «Ёж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

^ Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.
Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».
Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский. «Разгром».
Дополнительная литература

Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с грубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал,..»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р Сефа;Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».

Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».


Рекомендуемая литература для чтения детям средней группы
Примерные списки произведений для чтения детям

Русский фольклор.

Песенки, потешки, заклички.

«Наш козёл…»; «Зайчишка-трусишка…»; «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси…», «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка…», «Кот на печку пошёл…», «Идёт лисичка по мосточку…», «Солнышко-вёдрышко…», «Иди, весна, иди, красна…».


Сказки.

«Про Иванушку - дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки.

«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки.

«Три поросёнка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и ёж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под. ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.

И. Бунин «Листопад» (отрывок); А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»; Я. Аким «Первый снег»; А. Барто «Уехали»; С. Дрожжин «Улицей гуляет…»; С. Есенин «Поёт зима – аукает…»; Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»; И. Суриков «Зима»; С. Маршак «Багаж», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков «Дядя Стёпа»; Е. Баратынский «Весна, весна»; Э. Успенский «Разгром».

Проза.

В. Вересаев «Братишка»; А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и кошке Ниточке»; М. Зощенко «Показательный ребёнок»; К. Ушинский «Бодливая корова»; Н.Носов «Заплатка», «Затейники»; В. Бианки «Подкидыш»; Н. Сладков «Неслух».

^ Литературные сказки.

М. Горький «Воробьишко»; В. Осеева «Волшебная иголочка»; К. Чуковский «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»;В. Бианки «Первая охота»; Д. Самойлов «У слонёнка день рождения».

Басни.

Л. Толстой «Отец приказал сыновьям…», «Мальчик стерёг овец…», «Хотела галка пить…».

Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.

В. Витка «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин «Слёзы», пер. с чеш. Е. Солоновича; «Подснежники», пер.с молд. В. Берестова.

Литературные сказки.

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все», пер. с англ. Б. Заходера; Э.Блайтон «Знаменитый утёнок Тим», пер. с англ. Э. Паперной; Д. Биссет «Про мальчика. Который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской.

Для заучивания наизусть (по выбору воспитателей)

«Дед хотел уху сварить…», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. Песенки; А.Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»; З. Александровна «Ёлочка»; А. Барто «Я знаю, что надо придумать»; Е. Серова «Одуванчики», «Кошачьи лапки».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы» iconРабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Пояснительная записка к образовательной области «Художественная литература» по программе

Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы» iconНепосредственно организованная образовательная область
Образовательная область «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы»

Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы» iconРабочая образовательная программа «чтение художественной литературы...
«Детство» Т. И. Бабаевой, приведенной в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной...

Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы» iconОбразовательная область «Чтение художественной литературы»
Читать новые произведения, рекомендованные Программой для детей второй младшей группы (см далее)

Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы» iconОбразовательная область «Чтение художественной литературы»
...

Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы» iconПриложение Анкета для родителей. Образовательная область "Чтение художественной литературы"
Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то, как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время

Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы» iconЗадачи: Познание: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях...
Чтение художественной литературы: Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Воспитывать чуткость к художественному...

Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы» iconРабочая программа учебного предмета литературное чтение Начальное...
Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы средней школы. Цель- ввести ребёнка...

Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение»
Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...

Рабочая программа Образовательная область «Чтение художественной литературы» iconРабочая программа по разделу «Ребенок и книга» для детей подготовительной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница