К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике




НазваниеК. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике
страница1/5
Дата публикации19.12.2013
Размер402 Kb.
ТипАвтореферат
lit-yaz.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

ЖИРОНКИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА


К.Д. БАЛЬМОНТ И В.Я. БРЮСОВ: СОСТЯЗАНИЕ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Специальность 10.01.01 – Русская литература


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва – 2013




Работа выполнена на кафедре истории русской классической литературы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)


^ Научный руководитель:

доктор филологических наук
Магомедова Дина Махмудовна

Официальные оппоненты:

Кихней Любовь Геннадьевна –
доктор филологических наук, профессор, Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, профессор кафедры истории журналистики и литературы

Рылова Анна Евгеньевна –
кандидат филологических наук, Шуйский государственный педагогический университет, старший преподаватель кафедры культурологии и литературы

^ Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»



Защита состоится «14» ноября 2013 года в 17:00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.198.04, созданного на базе РГГУ, по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д.6.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д.6.


Автореферат разослан « » октября 2013 г.



Ученый секретарь
диссертационного совета С.С. Бойко

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Работа касается специфического вопроса творчества двух поэтов – их так называемой «дружбы-вражды», «состязания» на протяжении почти 30 лет. Оба поэта долгое время испытывали пристальный интерес друг к другу, В.Я. Брюсов не раз признавал влияние К.Д. Бальмонта на его жизнь и творчество. У поэтов сохранилась довольно объемная переписка, в которой они не только обменивались новостями, но и посылали друг другу свои стихи и комментировали их, цитировали интересных авторов, обсуждали актуальные вопросы литературы. Среди их стихотворений можно найти множество соответствий – одинаковые названия, сходная тематика, аналогичная метрика и строфика, переводы стихов одного и того же автора. Многие такие переклички подтверждаются в корреспонденции поэтов и их дневниковых записях, а среди неизданных стихотворений В.Я. Брюсова сохранилось несколько явных стилизаций и пародий на К.Д. Бальмонта. Кроме того, и К.Д. Бальмонт, и В.Я. Брюсов берутся за перевод, составление и издание сборников стихотворений Эдгара Аллана По. При этом они не только подбирают и переводят стихотворения, но и пишут сопроводительный комментарий и краткую биографию Эдгара По, в которой дают критическую оценку его творчества. Как бы вступая друг с другом в состязание, они формируют различные образы этого поэта и предлагают читателям собственный вариант издания произведений иностранного автора.

О взаимном притяжении К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова писали многие авторы1, но одним из первых исследователей, поставивших вопрос об их литературном соперничестве, был Д.Е. Максимов. «Длительные, очень сложные жизненные и литературные отношения Бальмонта и Брюсова представляют собой целый роман, в котором восторженная дружба, связанная с влиянием Бальмонта на молодого Брюсова, сменяется несогласиями, соперничеством, охлаждением и даже враждой»2. Он называет К.Д. Бальмонта даже «литературным двойником» и «антиподом» В.Я. Брюсова, показывая этим, что поэты не просто оказывали взаимное влияние друг на друга, но были вовлечены в своеобразные, уникальные, конкурентные отношения. Несмотря на это, вопрос состязательности в творчестве поэтов так и остался неизученным.

Проблема поэтических состязаний в русской литературе в целом была впервые затронута Г.А. Гуковским3. Он рассмотрел традицию поэтических состязаний на материале поэзии XVIII века, но также сделал и несколько важных замечаний и выводов по поводу поэтики состязаний в XIX в. и на рубеже XIX-XX вв. Так, в XVIII веке состязались не столько сами поэты, сколько их идеи и произведения. Зачастую поэты писали на одну и ту же обговоренную тему, переводили одно и то же произведение. «Тем очевиднее осмысление всех этих состязаний как состязаний вещей, решений художественной проблемы, а не авторов» 4. То есть важно было то, что лучше сказано, а не тот, кто лучше сказал. Индивидуальность авторского стиля отходила в сторону, и «два стихотворения на одну тему рассматривались как две перчатки на одну руку, - одна удобнее, лучше подходит, другая узка или нескладно сшита»5: сопоставлялись не поэты, а их произведения.

В XIX веке состязание в поэтическом мастерстве вытекало, как правило, из переписки или реального спора поэтов. Это был поэтический диалог-прение, в котором поэты, отвечая на высказывания друг друга, проясняли собственные творческие принципы и утверждали свою систему поэтических ценностей. «Поэты отвечают друг другу; ориентировка на совместное восприятие пиес налицо, единство темы и перекликающиеся мотивы вяжут пиесы; но весь смысл цикла именно в споре, в столкновении индивидуальных стилей, обликов поэтов, в том, что они контрастно оттеняют друг друга»6. Здесь индивидуальный стиль поэта расценивался выше любых теоретических принципов и положений. Именно поэтому для каждого случая состязания, для каждой пары поэтов устанавливались свои неповторимые правила. «Если во всех указанных новейших состязаниях поэт пишет иначе, утверждает свою особенность, усилия поэтов разбегаются врозь, то в состязаниях середины XVIII века, наоборот, все участники стремятся к одному и тому же, пишут принципиально одинаково, т.е. имеют в виду одно и то же идеальное разрешение задания и пытаются в одинаковой мере достигнуть его»7. То есть в XVIII веке стихотворцы стремились к достижению некоего идеального решения, а на рубеже XIX – XX веков – к своеобразной, неповторимой, новой версии текста.

Литературная полемика К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова строилась на указанном выше принципе контрастного оттенения, в столкновении их индивидуальных стилей, в утверждении особенностей поэтики каждого из поэтов. И это их стремление к спору, состязательная направленность творчества часто давала повод современникам сопоставлять их поэтическое мастерство. О взаимном притяжении двух поэтов свидетельствует целый корпус критических статей и воспоминаний, оставленных Зинаидой Гиппиус, Максимилианом Волошиным, Мариной Цветаевой, Владиславом Ходасевичем, Андреем Белым, Эллисом, Тэффи, Ю.И. Айхенвальдом, Е.В. Аничковым, В.М. Жирмунским и другими, не считая обзоров и критических отзывов в газетах и журналах той эпохи. Вот, например, воспоминание Тэффи: «Бальмонта часто сравнивали с Брюсовым. И всегда приходили к выводу, что Бальмонт истинный, вдохновенный поэт, а Брюсов стихи высиживает, вымучивает. Бальмонт творит, Брюсов работает»8.

С другой стороны, поэты и сами в какой-то мере поддерживали развитие и распространение подобных суждений друг о друге. Они нередко указывали на творческое родство друг с другом, в их переписке появлялись такие слова, как «друг», «брат», «мэтр», «нить дружбы-вражды», «состязание» и другие. Позиция «мэтра» и «отца» символизма позволяла К.Д. Бальмонту принимать на себя главенствующую и даже покровительствующую роль, с высоты которой претензии В.Я. Брюсова воспринимались лишь как попытки ученика превзойти своего учителя. А поскольку в 1890-х годах «Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией»9, то его позицию невольно подхватывали многие молодые поэты и приверженцы его творчества. Как замечает В.Я. Брюсов: «Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния»10. В.Я. Брюсов на собственном опыте испытал подобные трудности в преодолении влияния К.Д. Бальмонта. Уподобляя их поэтическое соперничество отношениям двух великих композиторов, В.Я. Брюсова часто сравнивали с Сальери, пытающимся затмить талант Моцарта. И этот мотив получил настолько широкое распространение, что стал многократно появляться и обыгрываться в статьях и очерках о творчестве поэтов11 (особенно часто у Цветаевой, например: «Бальмонт и Брюсов. Об этом бы целую книгу, - поэма уже написана: Моцарт, Сальери»12).

Таким образом, изучение специфики творческих взаимосвязей К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова, их поэтического диалога-соперничества, позволяет оценить взаимное влияние поэтов как на их поэтические принципы, так и на их творчество в целом.

^ Актуальность темы исследования определяется тем, что хотя проблема соперничества К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова в науке давно осознана, она до сих пор не получила адекватного освещения. В существующих работах (А.А. Нинова, Д.Е. Максимова, Т.В. Ковалевой, А.Ю. Романова, И.Г. Кулешовой и др.)13 по данной тематике рассматриваются различные вопросы прижизненных отношений поэтов, их критическая полемика, формирование поэтических взглядов и степень участия в литературном процессе 1890-1910 гг. Однако состязательный характер творческих взаимосвязей поэтов до сих пор не изучен в полной мере, и сюжет литературного соперничества К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова требует более целостного и подробного рассмотрения.

^ Цель данного исследования заключается в осмыслении творческих взаимосвязей К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова как состязательных, и в прояснении причины такого позиционирования их диалога.

В связи с этим определяются задачи исследования:

- изучить вопрос поэтических состязаний: историю их возникновения и развития, формы существования в России;

- изучить историю знакомства и прижизненных отношений К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова на основе их переписки, воспоминаний и дневниковых записей;

- сопоставить раннее стихотворное творчество К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова, выявить стихотворения состязательного характера;

- сопоставить состязательные стихотворения и прояснить характер взаимосвязей;

- сопоставить переводческие методы К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова на материале стихотворений Эдгара По и раскрыть характер презентации образа Эдгара По русским читателям;

- ответить на вопрос о специфике литературных взаимосвязей двух поэтов и сделать выводы и об их вкладе в историю поэтических состязаний в целом – в России и в мире.

^ Объектом данного исследования являются творческие взаимосвязи К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова с точки зрения их состязательного характера. В работе воссоздается история литературных взаимоотношений поэтов, а также рассматривается рецепция поэтами творчества друг друга и выделяются стихотворения состязательного характера, как оригинальные, так и переводные. Кроме того, проводится сопоставительный анализ состязательных стихотворений с целью раскрытия поэтических принципов поэтов, а также сравниваются их переводческие методы и определяется характер их состязания.

^ Источниками данного исследования являются оригинальные и переводные стихотворения К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова, сопутствующие им литературно-эстетические манифесты, критические статьи, переписка и дневниковые записи, вступительные статьи и комментарии к сборникам стихов; а также критические обзоры и воспоминания современников, переводные и оригинальные стихотворения поэтов рубежа XIX – XX веков.

^ Хронологические рамки исследования. Поскольку нам не представляется возможным включить в диссертационное исследование рассмотрение всего творчества и К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова, мы ограничиваемся характеристикой периода их наиболее интенсивного взаимодействия: с 1894 по 1901 гг. Многие исследователи определяют этот временной промежуток как первый период в творчестве обоих поэтов14. Кроме того, это время особенно тесного их общения и переписки. В 1901 г. К.Д. Бальмонт подпадает под политическую опалу, он вынужден уехать из столицы и какое-то время живет в Париже. После его возвращения отношения поэтов кардинально меняются, происходит поворот и пересмотр прежних позиций, начинается взаимное охлаждение друг к другу. Расхождение в убеждениях поэтов влечет за собой ряд негативных характеристик и критических статей в адрес друг друга, что диаметрально меняет характер их взаимоотношений.

^ Материалом данного исследования служат прижизненные издания стихотворных сборников К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова и их переиздания в Собрании сочинений В.Я. Брюсова в 7 томах 1973-1975 гг. и Полном собрании стихов Бальмонта в 10 томах 1914 г. При анализе стихотворений Эдгара По мы опирались на собрание сочинений Эдгара Аллана По под редакцией Т.О. Маббота 1969 г. Выдержки из переписки поэтов цитируются по материалам Литературного наследства, т.85 и т.98 (1976 и 1991 гг.)

^ Методологической базой данного исследования являются работы в рамках компаративного литературоведения и стиховедения, а также работы по исследованию творчества К.Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова и Э.А. По.

Мы опираемся на традицию анализа литературных влияний и контактов, представленную работами В.М. Жирмунского «^ Валерий Брюсов и наследие Пушкина», «Байрон и Пушкин», Ю.Н. Тынянова «Пушкин и Тютчев», Н.Н. Примочкиной «М. Горький и К. Бальмонт. История литературных отношений», А.А. Нинова «Брюсов и Бальмонт». Кроме того, мы основываемся на исследовательской традиции компаративистского, структурно-семиотического и историко-литературного анализа текстов, включающей в себя работы А.Н. Веселовского, Ю.М. Лотмана, Б.М. Эйхенбаума, Ю.Н. Тынянова, Л.Я. Гинзбург, З.Г. Минц, Д.Е. Максимова, В.Н. Орлова, С.Н. Тяпкова, К.М. Азадовского, П.А. Куприяновского, Н.А. Молчановой и других исследователей. При анализе переводных стихотворений, мы прибегали к понятийному аппарату, выработанному в работах Е.Г. Эткинда, М.Л. Гаспарова, Л. Мкртчана, Ю.Д. Левина и прочих авторов.

Кроме того, в работе учитывались методологические разработки Г.А. Гуковского, впервые поставившего проблему поэтических состязаний в русской литературе; Б.М. Эйхенбаума, внедрившего в научную традицию понятие «литературного быта», и М.Л. Гаспарова, предложившего вариант систематического подсчета точности и вольности в переводных стихотворениях.

В ходе анализа и сопоставления текстов автор пользовался герменевтическим, историко-литературным и сравнительно-типологическим подходами.

^ Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что вопрос состязательности в творчестве К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова впервые рассматривается на материале их поэтического творчества. В исследовании выявляются скрытые влияния, переклички и заимствования в оригинальных и переводных стихах поэтов, раскрываются общие тенденции в развитии их поэтических принципов, определяется характер их взаимосвязей. Исследование позволяет осветить малоизученную сторону творчества К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова, которая оказала существенное влияние на становление и развитие их лирики. Выводы из этой работы углубляют наши знания о культуре и литературном быте рубежа XIX – XX вв., пополняют сведения об этой эпохе в целом.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике iconЛитература конца х1х- начала ХХ в. Представители литературных направлений
Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др

К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике iconЛекция Дм. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях русской литературы»
Старшие символисты (Дм. Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вл. Соловьев, Валерий Брюсов)

К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике iconЛитература 11 класс
Серебряным веком. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский...

К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике iconТема: В. В. Вересаев «Состязание»
Цели: познакомить учащихся с рассказом «Состязание», показать особенности творческой манеры писателя, совершенствовать умение анализировать...

К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике iconВ наши дни трудно поверить в то, что Бальмонт был одним из самых...
В 1896 году Брюсов уже пишет о «школе Бальмонта»… Оригинальность Бальмонта, его непохожесть и самобытность не вызывают сомнений....

К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике icon-
Богословской аудитории университета выступали К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис, Е. Чириков, А. Толстой, И. Эренбург, В. Ходасевич, Ю....

К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике iconВалерий Яковлевич Брюсов
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) ( 13 декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — российский поэт, основоположник русского...

К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике iconКнига стихов Гумилева «романтические стихи»
Брюсовым. В своем письме к Гумилеву Брюсов дал такую оценку сборнику: «Общее впечатление, какое произвела на меня Ваша книга положительное»....

К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике iconСценарий поэтической гостиной «Памяти Марины Цветаевой»
Сценарий поэтической гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой

К. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике iconКонстантин Бальмонт



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница