Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии»




Скачать 47.06 Kb.
НазваниеУрок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии»
Дата публикации19.12.2013
Размер47.06 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок-презентация литературы в 9 классе.

Тема: Обучение анализу стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии»

Цели урока:

  • образовательная :помочь учащимся усвоить: основные этапы анализа стихотворения: идею, содержание, художественные особенности стихотворения; понять мысли и чувства поэта, высказанные в стихотворении

  • развивающая: развивать речь учащихся, совершенствовать умения учащихся выступать перед аудиторией с сообщением, совершенствовать мышление учащихся ( умение анализировать, сравнивать, классифицировать и систематизировать, аргументировать, объяснять)

  • воспитательная: воспитание чувства красоты, товарищества, ответственности, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач


^ Задачи урока:

  • обучить анализу лирического стихотворения


Методический комментарий:

Данный урок-урок обучения анализу стихотворения. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

Использован УМК:

  1. Литература: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ В.Я.Коровина М.: Просвещение 2010

  2. И.В.Золотарёва «Универсальные поурочные разработки по литературе»/М. «Вако» 2009

Средства обучения:

Медиапроектор, картины, портрет А.С. Пушкина, памятка для работы в группе, тетрадь по теории литературы, рисунки учащихся, текст стихотворения.
^ Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя:

Великий Пушкин… Читая произведения Пушкина, мы восхищаемся его умением выразить немногими словами целую гамму чувств, переживаний, мыслей.

Для стиля Пушкина характерны прозрачная пустота, легкость, лаконизм выражений и вместе с тем удивительная глубина мыслей, точность, яркость, естественность, гармоничность созданной картины.

Все это достигается смысловой точностью и выразительностью каждого слова

^ Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии» наизусть подготовленным учащимся.

Учащиеся сами определяют тему урока.

Создание проблемной ситуации:

Попробуем проанализировать данное стихотворение.

^ Проблемный вопрос:

Что вы должны знать при анализе лирического произведения?

Выдвижение гипотезы:

Чтобы проанализировать данное стихотворение, мы должны знать основные этапы: 1)о стихотворении и его авторе;2)жанровое своеобразие стихотворения;3)структура образов и развитие конфликта;4)черты лирического героя;5)основные особенности поэтического языка;6)ритм, стихотворный размер,рифма;7)моё восприятие произведения.

^ Пути решения:

Учащиеся делятся на 5 групп(3-4 человека)- (на прошлом уроке получили карточки с вопросами):

1 группа – Тема, идея, жанр стихотворения

Примерные вопросы:

^ 1.Что составляет предмет лирического видения поэта? Обозначьте тему стихотворения.

2. Какова форма стихотворения, жанр?

3. Как выражен субъект, носитель речи? Какие конструкции использует автор? Какие слова выступают в качестве подлежащих? В чём смысл такой особенности стихотворения?

^ 4. С чего начинается стихотворение? Какой пейзаж нарисован? Какой художественный приём лежит в основе создания образа природы?

5. Что открывается лирическому герою в общении с прекрасной и вечной природой?

2 группа – Композиционный анализ стихотворения.

Примерные вопросы:

^ 1. Произведите структурный анализ стихотворения.

2. В чём своеобразие композиции произведения? На какие части можно поделить текст? О чём говорится в каждой части? Какой образ создаётся в каждой части?

^ 3. В каких отношениях друг к другу находятся части стихотворения?

4. Какие краски и звуки вам удалось услышать и увидеть в этом стихотворении? Какими языковыми средствами они переданы?

^ 5. Какие иные ощущения рождают в вас образы произведения.

3 группа – Наблюдение за звуковым, интонационным строем стихотворения.

1. Сделайте траскрипцию всего стихотворения. (Можно выполнить эту работу по отдельным стихам, чтобы экономить время).

^ 2. Выпишите согласные и гласные фонемы

3. Какие особенности звуковой организации стихотворения вы заметили, каких звуков больше, чем это можно объяснить?

^ 4. Определите размер стихотворения. Почему лирическая мысль завершается не в конце стихотворной строки, а внутри её?

5. Какой интонацией заканчивается стихотворение? Почему?

4 группа - Общечеловеческая ценность стихотворения

Примерные вопросы:

^ 1. Какие строки стихотворения приняли форму поэтического афоризма?

2. Что можно сказать о состоянии души лирического героя?

3. Как с помощью повтора ( тройного) выражается постепенное нарастание чувства любви?

4. В чём общечеловеческая ценность описанного чувства?

5. Как можно объяснить сравнительную простоту поэтического языка этого стихотворения? Почему автор не использует различные выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры)?

^ 6. Какие мысли и чувства вызывает оно у современного читателя?

5 группа – Иллюстрация к стихотворению.

1.Нарисуйте иллюстрацию к миниатюрному шедевру великого Пушкина.

^ 2. Подумайте, какими красками передадите содержание стихотворения, чувства, выраженные поэтом.

3. Нарисуйте образы произведения: холм, реку, лирического героя, образ возлюбленной, света и тьмы.

1 подготовленный дома ученик рассказывает о стихотворении и его авторе.

1 подготовленный дома ученик проводит сопоставительный анализ 2 редакций стихотворения.

Примерные вопросы:

^ 1. Как в процессе создания произведения менялось направление мысли поэта?

2. Что изменилось в стихотворении после того, как поэт отбросил в нём 2 строфы, превратив таким образом в восьмистишие?

^ 3. Для чего автор убирает все биографические сигналы?
Защита проектов: учащиеся самостоятельно выводят алгоритм анализа стихотворения.

Продукт:

По итогам работы групп составляется в электронном виде алгоритм анализа стихотворения:

  1. О стихотворении и его авторе

  2. Жанровое своеобразие стихотворения

  3. Структура образов и развитие конфликта

  4. Черты лирического героя

  5. Основные особенности поэтического языка

  6. Ритм, стихотворный размер, рифма

  7. Моё восприятие произведения



7.Рефлексия

-Что было самое интересное на уроке?

- Как я работал на уроке?

- Что вызвало наибольшие затруднения в ходе работы?

- Над чем следует ещё поработать?





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» iconАнализ стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная...
Пушкина в Арзрум. Лирическое произведение написано поэтом после неудачного сватовства к Наталье Николаевне Гончаровой: Пушкин получил...

Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» iconУрок литературы в 5-ом (6-ом) классе. Тема : Сравнительный анализ...
Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина учителем или специально подготовленным учеником

Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» iconУрок в 5-ом классе тема: я в сердце, с тихим умиленьем
Цели: Познакомить с текстом, приблизить к литературовед­ческому анализу разбор стихотворения

Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» iconКонспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе
Цель: дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова, помочь увидеть творческий почерк поэта; обучение комплексному анализу...

Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» iconУрок литературы в 9 классе Тема: Болдинская осень в творчестве А. С. Пушкина
Средства обучения: портреты А. С. Пушкина, Н. Н. Гончаровой, А. Плетнёва, фотографии памятников А. С. Пушкину

Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» iconСценарий литературного праздника «А сердце вновь горит и любит оттого,...
Звучит музыка «Вальс цветов» П. И. Чайковского, на фоне ее чтец читает стихи А. С. Пушкина «На холмах Грузии»

Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» iconТема урока : «Печаль моя полна тобою»
Оформление урока: репродукции женских портретов, видеосюжеты «Тригорское», «Дом №53 на Арбате», «Ланская». Рисунки поэта. Запись...

Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» iconУрока: Образовательные
Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения,...

Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» iconЧто читать летом
А. С. Пушкин «Стихотворения»: «Деревня», «к чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас...

Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии» iconУрок литературы в 8-м классе на тему "Стихотворения о родной природе"
Оборудование: репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, пьеса П. И. Чайковского “Времена года”, презентация “Русские...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница