Скачать 47.06 Kb.
|
Урок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии» Цели урока:
^
Методический комментарий: Данный урок-урок обучения анализу стихотворения. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся. Использован УМК:
Средства обучения: Медиапроектор, картины, портрет А.С. Пушкина, памятка для работы в группе, тетрадь по теории литературы, рисунки учащихся, текст стихотворения. ^ 1.Организационный момент. 2.Объяснение нового материала. Вступительное слово учителя: Великий Пушкин… Читая произведения Пушкина, мы восхищаемся его умением выразить немногими словами целую гамму чувств, переживаний, мыслей. Для стиля Пушкина характерны прозрачная пустота, легкость, лаконизм выражений и вместе с тем удивительная глубина мыслей, точность, яркость, естественность, гармоничность созданной картины. Все это достигается смысловой точностью и выразительностью каждого слова ^ Учащиеся сами определяют тему урока. Создание проблемной ситуации: Попробуем проанализировать данное стихотворение. ^ Что вы должны знать при анализе лирического произведения? Выдвижение гипотезы: Чтобы проанализировать данное стихотворение, мы должны знать основные этапы: 1)о стихотворении и его авторе;2)жанровое своеобразие стихотворения;3)структура образов и развитие конфликта;4)черты лирического героя;5)основные особенности поэтического языка;6)ритм, стихотворный размер,рифма;7)моё восприятие произведения. ^ Учащиеся делятся на 5 групп(3-4 человека)- (на прошлом уроке получили карточки с вопросами): 1 группа – Тема, идея, жанр стихотворения Примерные вопросы: ^ 2. Какова форма стихотворения, жанр? 3. Как выражен субъект, носитель речи? Какие конструкции использует автор? Какие слова выступают в качестве подлежащих? В чём смысл такой особенности стихотворения? ^ 5. Что открывается лирическому герою в общении с прекрасной и вечной природой? 2 группа – Композиционный анализ стихотворения. Примерные вопросы: ^ 2. В чём своеобразие композиции произведения? На какие части можно поделить текст? О чём говорится в каждой части? Какой образ создаётся в каждой части? ^ 4. Какие краски и звуки вам удалось услышать и увидеть в этом стихотворении? Какими языковыми средствами они переданы? ^ 3 группа – Наблюдение за звуковым, интонационным строем стихотворения. 1. Сделайте траскрипцию всего стихотворения. (Можно выполнить эту работу по отдельным стихам, чтобы экономить время). ^ 3. Какие особенности звуковой организации стихотворения вы заметили, каких звуков больше, чем это можно объяснить? ^ 5. Какой интонацией заканчивается стихотворение? Почему? 4 группа - Общечеловеческая ценность стихотворения Примерные вопросы: ^ 2. Что можно сказать о состоянии души лирического героя? 3. Как с помощью повтора ( тройного) выражается постепенное нарастание чувства любви? 4. В чём общечеловеческая ценность описанного чувства? 5. Как можно объяснить сравнительную простоту поэтического языка этого стихотворения? Почему автор не использует различные выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры)? ^ 5 группа – Иллюстрация к стихотворению. 1.Нарисуйте иллюстрацию к миниатюрному шедевру великого Пушкина. ^ 3. Нарисуйте образы произведения: холм, реку, лирического героя, образ возлюбленной, света и тьмы. 1 подготовленный дома ученик рассказывает о стихотворении и его авторе. 1 подготовленный дома ученик проводит сопоставительный анализ 2 редакций стихотворения. Примерные вопросы: ^ 2. Что изменилось в стихотворении после того, как поэт отбросил в нём 2 строфы, превратив таким образом в восьмистишие? ^ Защита проектов: учащиеся самостоятельно выводят алгоритм анализа стихотворения. Продукт: По итогам работы групп составляется в электронном виде алгоритм анализа стихотворения:
7.Рефлексия -Что было самое интересное на уроке? - Как я работал на уроке? - Что вызвало наибольшие затруднения в ходе работы? - Над чем следует ещё поработать? |
![]() | Пушкина в Арзрум. Лирическое произведение написано поэтом после неудачного сватовства к Наталье Николаевне Гончаровой: Пушкин получил... | ![]() | Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина учителем или специально подготовленным учеником |
![]() | Цели: Познакомить с текстом, приблизить к литературоведческому анализу разбор стихотворения | ![]() | Цель: дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова, помочь увидеть творческий почерк поэта; обучение комплексному анализу... |
![]() | Средства обучения: портреты А. С. Пушкина, Н. Н. Гончаровой, А. Плетнёва, фотографии памятников А. С. Пушкину | ![]() | Звучит музыка «Вальс цветов» П. И. Чайковского, на фоне ее чтец читает стихи А. С. Пушкина «На холмах Грузии» |
![]() | Оформление урока: репродукции женских портретов, видеосюжеты «Тригорское», «Дом №53 на Арбате», «Ланская». Рисунки поэта. Запись... | ![]() | Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения,... |
![]() | А. С. Пушкин «Стихотворения»: «Деревня», «к чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас... | ![]() | Оборудование: репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, пьеса П. И. Чайковского “Времена года”, презентация “Русские... |