№
урока
| Тема
урока
| Тип
урока
| Элементы
содержания
| Основные требования к знаниям,
умениям, навыкам учащихся
| Вид контроля/
самостоятельной
деятельности
| Домашнее
задание
| Дата
|
По
плану
| По
факту
|
1 четверть – 18 часов
|
1.
| Литература как искусство слова
| беседа
| Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятие «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанре.
| Знать понятия сюжет, композиция. Вспомнить основные элементы произведения: тема, проблема, идея.
| Ответы на вопросы
|
| 4.09
|
|
Истоки и вершины - 5 часов
|
2.
| Песня
| Изучение нового материала
| Песня как малый жанр фольклора. Песни обрядовые и лирические. Слово и ритм.
| Знать понятие жанр, песня, ритм. Какие бывают песни. Вспомнить, какие жанры относятся древнерусскому фольклору.
| Текущий контроль
|
| 7.09
|
|
3-4.
| Былина «Садко»
|
| Былины как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былины о Садко. Образ главного героя.
| Знать понятия героический эпос, былина. Уметь определять композицию былин, отличать былины от сказки.
| Ответы на вопросы. Выразительное чтение отрывка.
|
| 11,14.09
|
|
5-6.
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
| Изучение и закрепление нового материала
| Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовная ценность и нравственные идеалы. Сюжет и герои.
| Вспомнить понятие жанр. Определять особенности древнерусской повести. Видеть своеобразие повести.
| Ответы на вопросы.
Пересказ.
|
| 18,21.09
|
|
Классические образы поэзии и прозы – 6 часов + 1 час р/р
|
7-8.
| М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Утес»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворения.
| Знать понятия двусложный размер, ямб, хорей. Уметь определять их в поэтических произведениях.
| Выразительное чтение наизусть
|
| 25,28.09
|
|
9.
| А.С. Пушкин. «Зимнее утро»
| Изучение нового и повторение пройденного материала
| Аллегория. Символ. Пейзаж. Поэтический мир стихотворений.
| Знать понятие символ, пейзаж. Вспомнить понятие аллегория. Уметь определять их в поэтических произведениях.
| Анализ стихотворения
|
| 2.10
|
|
10-13
| А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Историческое время. Особенности сюжета и проблематика. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.
| Знать историческую основу романа. Уметь определять сюжет и проблематику.
| Ответы на вопросы.
Пересказ
|
| 5,9,12,16.10
|
|
14.
| Подготовка к написанию сочинения по роману «Дубровский»
| Развития речи
|
|
| Домашнее сочинение
|
| 19.10
|
|
15.
| Л.Н. Толстой «Юность» (гл. 55 «Я проваливаюсь»
| Внеклассное чтение
| Слово о писателе. Сюжет и проблематика.
|
| Текущий контроль
|
| 23.10
|
|
О чем и о ком рассказывает литературное произведение – 8 часов + 2 часа р/р
|
16-17.
| А.С. Пушкин. «Выстрел»
| Изучение и закрепление нового материала
| Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.
| Вспомнить понятие композиция. Уметь определять ее особенности.
| Текущий контроль.
Пересказ.
|
| 26,30.10
|
|
18.
| Н.А. Некрасов. Поэма «Саша»
| Изучение нового материала
| Слово о писателе. Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трехсложном размере (дактиль). Поэтический мир произведения.
| Вспомнить понятие тема. Какие бывают темы. Знать понятие трехсложный размер, дактиль.
| Выразительное чтение
|
| 2.11
|
|
^
|
19-20
| Н.С. Лесков. Повесть «Тупейный художник»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.
| Вспомнить понятие сюжет. Уметь определять особенности сюжета, понимать смысл финала.
| Ответы на вопросы
|
| 9,13.11
|
|
21.
| Письменный развернутый ответ на вопрос «В чем заключается смысл названия повести»
| Развития речи
| Вопрос «В чем заключается смысл названия повести»
| Уметь дать полный и развернутый ответ на поставленный вопрос
| Письменный ответ на поставленный вопрос
|
| 16.11
|
|
22-23.
| А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре».
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.
| Вспомнить, какие темы могут быть, что такое аллегория, символ. Иметь представление о детали.
| Текущий контроль.
Пересказ.
|
| 20.23.11
|
|
24.
| Сочинение по рассказу «Человек в футляре»
| Развития речи
| Темы сочинения
| Уметь полно и связно раскрывать поставленную тему. Соблюдать грамматические и орфографические нормы.
| Сочинение
|
| 27.11
|
|
25.
| Ю.С. Рытхэу. «Хранитель огня»
| Внеклассное чтение
| Слово о писателе. Сюжет. Герои.
|
| Ответы на вопросы
|
| 29.11
|
|
Тема литературного произведения – 7 часов
|
26 – 27.
| М.Ю. Лермонтов. «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)
| Изучение и закрепление нового материала
| Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворений.
| Уметь определять тему стихотворения. Видеть особенности творчества поэта.
| Выразительное чтение
| 4,7.12
| 4,7.12
|
|
28.
| А.В. Кольцов. Стихотворение «Косарь»
| Изучение нового материала
| Слово о писателе. Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.
| Уметь определять тему стихотворения. Видеть особенности творчества поэта.
| Текущий контроль
| 11
| 11.12
|
|
29.
| С.А Есенин. Стихотворение «Там, где капустные грядки», «Пороша»
| Изучение нового материала
| Слово о писателе. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворения.
| Уметь определять тему стихотворения. Видеть особенности творчества поэта.
| Выразительное чтение наизусть
| 14
| 14.12
|
|
30.
| Н.М. Рубцов. Стихотворение «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
| Изучение нового материала
| Слово о писателе. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворения.
| Уметь определять тему стихотворения. Видеть особенности творчества поэта.
| Выразительное чтение
|
| 18.12
|
|
31.
| Обобщение пройденного за 1 полугодие.
| Обобщения и закрепления
|
|
| Тестирование или ответы на вопросы
|
| 21.12
|
|
32.
| А. Тукай. «Пара лошадей», «Совет»
| Внеклассное чтение
| Слово о поэте. Национальный характер. Поэтический мир стихотворений.
| Уметь определять тему стихотворения. Видеть особенности творчества поэта.
| Выразительное чтение
|
| 24.12
|
|
^
|
Как человек понимает мир и себя – 7 часов
|
33-34.
| А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимний вечер», «Зимняя дорога»
| Изучение и закрепление нового материала
| Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворения.
| Знать понятие лирическое стихотворение. Уметь передавать поэтический мир стихотворения.
| Выразительное чтение наизусть
|
|
|
|
35-36.
| Дж. Байрон. Стихотворение «Душа мой мрачна». Баллада «Прометей»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Изображение душевных переживаний в лирическом стихотворении. Поступок как результат нравственного выбора. Образ главного героя. Поэтический мир стихотворений.
| Вспомнить понятие образ. Уметь передавать поэтический мир стихотворения.
| Ответы на вопросы.
Выразительное чтение
|
|
|
|
37 -
38.
| М.Ю. Лермонтов. «Стихотворение «Нет, я не Байрон…», «Ангел»
| Изучение и закрепление нового материала
| Осознание себя и своего места в мире. Лирическая история души. Трехсложный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворений.
| Знать понятие лирическое стихотворение., трехсложный размер, амфибрахий.
| Анализ стихотворения
|
|
|
|
39.
| В. Гюго. Стихотворение «Впустите всех детей…»
| Внеклассное чтение
| Слово о писателе. Лирическое стихотворение. Поэтический мир стихотворения.
| Уметь передавать поэтический мир стихотворения.
| Выразительное чтение
|
|
|
|
Как отражается таинственное в судьбе человека – 3 часа + 1 час р/р
|
40
| В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Своеобразие жанра баллады. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.
| Знать понятие баллада, ее особенности как жанра.
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
41.
| Э. По. «Ворон». Народная балла «Черный ворон». А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит»
| Изучение нового материала
| Слово о писателе. Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.
| Знать понятие баллада, ее особенности как жанра. Уметь отличать народную балладу от литературной.
| Сравнительный анализ
|
|
|
|
42
| Письменная работа
| Развитие речи
|
|
| Письменный сравнительный анализ
|
|
|
|
43.
| А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы»
| Изучение нового материала
| Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения.
| Уметь отличать народную балладу от литературной.
| Текущий контроль
|
|
|
|
Как человек относится к людям и ко всему живому – 10 часов + 1 час р/р
|
44 – 45.
| Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.
| Знать понятие баллада, ее особенности как жанра. Уметь отличать народную балладу от литературной.
| Текущий контроль.
Выразительное чтение.
|
|
|
|
46 – 47.
| В.В. Маяковский. Стихотворение « Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Видение мира. Проблема взаимопонимания. Значение нравственного выбора человека для мира и людей. Образ героя. Поэтический мир стихотворений.
| Вспомнить понятие образ. Уметь находить проблемы, обозначенные писателем.
| Ответы на вопросы.
Выразительное чтение.
|
|
|
|
48-49.
| А. де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика.
| Иметь представление о философской повести-сказки. Находить элементы повести и сказки в произведении.
| Текущий контроль.
Пересказ.
|
|
|
|
50.
| Сочинение на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»
| Изучение нового материала
|
|
| Сочинение
|
|
|
|
51-52.
| И.А. Бунин. Рассказы «Лапти», «Подснежник»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образ героя.
| Вспомнить понятие образ. Уметь аргументированно доказывать свою точку зрения.
| Пересказ
|
|
|
|
53-54.
| А.И. Куприн. Рассказы «Белый пудель», «Чудесны доктор»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Нравственная проблематика. Образы героев.
| Вспомнить понятие образ. Уметь аргументированно доказывать свою точку зрения.
| Ответы на вопросы.
Пересказ.
|
|
|
|
^
|
55.
| И.С. Тургенев. Повесть «Муму»
| Внеклассное чтение
| Слово о писателе. Нравственная проблематика. Образы героев.
|
| Ответы на вопросы.
|
|
|
|
Отражение социальных проблем в литературе – 10 часов + 1 час р/р
|
56.
| Р.-Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мед
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Значение воли и убежденности для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.
| Вспомнить понятие баллада, ее особенности.
| Текущий контроль
|
|
|
|
57-58.
| Повесть «Дети подземелья»
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.
| Вспомнить понятие образ. Уметь аргументированно доказывать свою точку зрения.
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
59.
| Сочинение
| Развитие речи
|
|
| Сочинение
|
|
|
|
60 – 61.
| К.Г. Паустовский. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»)
| Изучение и закрепление нового материала
| Слово о писателе. Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.
| Вспомнить понятие образ, заглавие. Уметь аргументированно доказывать свою точку зрения.
| Ответы на вопросы.
Пересказ.
|
|
|
|
62-63.
| Н.А. Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
| Изучение и закрепление нового материала
| Проблема социальной жестокости и несправедливости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворения. Трехсложный размер (анапест)
| Знать понятие трехсложный размер, анапест.
| Выразительное чтение наизусть (фрагмент)
|
|
|
|
64.
| С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3)
| Изучение нового материала
| Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.
| Уметь аргументированно доказывать свою точку зрения.
| Выразительное чтение
|
|
|
|
65.
| Обобщение изученного за 2 полугодие
| Обобщение пройденного
|
|
| Тестирование по пройденному материалу
|
|
|
|
66.
| «Мы помним» (произведения ВОВ)
| Внеклассное чтение
| Человек и война. Память поколений.
|
| Выразительное чтение наизусть
|
|
|
|
67.
| Итоговый урок
|
| Подведение итогов
|
|
|
|
|
|
68-70.
| Резервные уроки
|
|
|
|
|
|
|
|