Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы




Скачать 393.91 Kb.
НазваниеУрока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы
страница1/3
Дата публикации26.12.2013
Размер393.91 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3

Дата

урока

Кол. часов

Раздел, тема урока

Основные вопросы,

проблемы.

Виды деятельности.

Результат обучения

Форма

отчетности

1

2

3

4

5

6

7




1

1

^ РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ.

Богатство и

разнообразие

жанров.

Былины.

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Роды и жанры литературы.

Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров, угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.


Изучение статьи учебника, выделение главной мысли. Обучение приемам конспектирования. Термины.







2

1

Былина «Садко-купец, богатый гость»

Былина как жанр фольклора. Особенности былин киевского и новгородского циклов.


Чтение былины. Характеристика главного героя.







3

1

Античная

литература.

Гомер. «Илиада», «Одиссея».

Мотивы дороги в произведениях античной литературы и в других произведениях народов. Героический эпос.

Рассказ учащихся о сюжете поэм. Краткая характеристика героев. Использование материалов, изученных на уроках истории.








4


1

Фольклор. «Барин».

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры УНТ. Обстоятельства появления новых жанров. современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора. Жанры современного фольклора.

Народный театр на ярмарках и гуляньях. народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры – все присутствующие, которые именуются «фофанцы». Жанры народного театра.

Чтение текста пьесы. Чтение по ролям. Создание продолжения пьесы, современные сюжеты в старинных пьесах. Знакомство с различными жанрами народной драматургии и их особенностями при непосредственном участии в представлениях.







5

1

Контрольная работа




Выполнение тематического теста

тест




6

1

Литература эпохи Возрождения.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе. Сонеты («Её глаза на звёзды не похожи…» и др.). Трагедия. Сонет.

Краткий пересказ содержания пьесы. Сюжет. Чтение сонетов. Обращаясь к истории сонета, на уроке звучат произведения. Остальные предложенные тексты прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе по истории сонета. Сообщение о жизни и творчестве писателя.







7

1

Литература эпохи Просвещения.

Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены)


Комедия как жанр драматического произведения. Сатирический образ господина Журдена. Комедия.

Чтение по ролям.







8

1

Литература

ХIХ века. Басни.

Самые популярные жанры литературы 19 века. Золотой век русской поэзии. Расцвет басни в начале века. Классические жанры русской прозы 19 века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров. Жанры эпоса, лирики и драмы. (Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня 17 века. Великий баснописец И.А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.). Басня и притча.


Поскольку жанр басни ученикам хорошо знаком, на уроке проводится конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни, созданной на одну тему, но разными баснями (например, «Ворона и лисица»).







9

1

Баллада. В.А. Жуковский. «Перчатка», «Светлана»

(Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей 19 и 20 веков. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.).

Баллады Жуковского. Трагические сюжеты и взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля в изложении событий. «Перчатка». Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова.

«Светлана».

Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы. Баллада.


Сюжеты баллад обычно привлекают юных читателей. Используется этот интерес, проводится обсуждение самостоятельно прочитанных баллад. Сообщение о жизни и творчестве писателя.






10 -11

2

А.С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Туча», «Друзьям», «Роняет лес багряный свой убор», «Бесы», «Моя эпитафия»


Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта. Жанры прозы Пушкина

Чтение наизусть стихотворений. Анализ стихотворений.

Чтение наизусть




12 - 13

2

А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Станционный смотритель».

Герои. Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть? Связь с библейскими мотивами. Притча о блудном сыне.


Пересказ произведения, характеристика героев.







14

1

Внеклассное чтение. «Барышня-крестьянка»



Повести Пушкина.










15-16

2

А.С. Пушкин. «Дубровский»

Незавершенный роман. Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев. (Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о роли в современной литературе). Жанры лирики и эпоса (повесть, роман).

Сопоставление повести и романа. Чтение сцен, характеристика героев. Ответы на вопросы.







17

1

М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта». «Элегия». «Стансы». «Песня». «Романс». «Дума». «Молитва» и др.

Эпиграммы, мадригалы, эпитафии поэта. Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.


Чтение наизусть одного из произведений. Сообщение о творчестве поэта.

Чтение наизусть




18 - 19

2

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».

Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме. Рифма. «Словарь рифм» Лермонтова.

Знакомство учащихся со словарем рифм поэта, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Выполнение индивидуальных заданий по этому словарю.








20-21-22

3

Н.В. Гоголь. «Ревизор».

История создания комедии. Отражение России 19 века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. городничий и чиновники города N. Хлестаков. знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино). Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура произведения и образа героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.


Исполнение пьесы или её отдельных сцен. Фрагменты кинофильмов, анализ наглядного материала (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций, костюмы героев). Освоение специфики драматического произведения. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

Написание домашнего сочинения.




23

1

Сочинение




Написание сочинения по материалам, подготовленных на уроках и дома

Сочинение




24

1

И.С. Тургенев. «Свидание». «Стихотворения в прозе».

Последние годы творчества и последние произведения. Стихотворения в прозе. Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений. Стихотворения в прозе.

Чтение, анализ стихотворений в прозе. Чтение наизусть. Сообщение о жизни и творчестве писателя.







25-26

2

Н. А. Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»

Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция автора. Стиль, отвечающий теме. Стиль.


Анализ стихотворений. Ответы на проблемные вопросы. Цитатный план. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

Чтение наизусть фрагментов стихотворений.




27

1

Сочинение по произведениям Некрасова.

Тема сочинения. План сочинения. Цитаты.

Написание сочинения по материалам домашней работы.


Сочинение.




28-29

2

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сказки.

Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повести…» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведение и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои – два генерала и один мужик. Нравственные проблемы в изображении героев сказок и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В.Г. Белинский). Гротеск. Сатира – форма комического в лирике и прозе. Сатира в произведениях русских классиков.


Чтение и анализ фрагментов сказок. Выявление авторской позиции. Сообщение о жизни и творчестве писателя.







30

1

Н.С. Лесков. «Левша»

Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. сценическая история постановок сказа. Сказ как жанр эпоса.


Чтение фрагментов. Ответы на вопросы. Формулирование проблем. Сообщение о жизни и творчестве писателя.







31

1

Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Америка и её люди в зеркале сатиры Марка Твена. Рассказ как памфлет. Особенности сатиры Марка Твена. Сюжет, герои и приёмы изображения. Гротеск как прием. Памфлет.


Чтение фрагментов. Ответы на вопросы. Формулирование проблем. Сообщение о жизни и творчестве писателя.







32

1

А.П. Чехов. «Хирургия» «Жалобная книга». «Смерть чиновника»

Юмористические рассказы Чехова. стремительность развития сюжета «Хирургии». забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Герои рассказа и их судьбы. Юмореска.


Чтение фрагментов. Ответы на вопросы. Формулирование проблем. Подбор цитат для составления цитатного плана рассказов. Сообщение о жизни и творчестве писателя.







33

1

Внеклассное чтение. Рассказы Чехова. «Тоска». «Радость».


Социальные портреты.

Рассказ о сюжете и содержании рассказов.







34

1

Тест





Тематический тест

тест




35

1

Портрет героя в художественных произведениях различных жанров

Искусство портрета в творчестве писателей 19 века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и других видах искусства. Портрет.


Составление конспекта лекции. Сбор материалов для домашнего сочинения.







36

1

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повестях Пушкина и других произведениях. Пейзаж.

Наблюдения за особенностями различных жанров. При этом особое внимание уделяется герою и сюжету. Анализ роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Обращение к портрету и пейзажу. Анализ особенностей описаний в художественных текстах.







37

1

Литература 20 века.

Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров в литературе 20 века. Связь различных искусств и их влияние на обогащение видов и жанров произведений искусства слова.

Сопоставление и анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.







38

1

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В.Я. Брюсов. «Гимн человеку». «Труд»


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы iconУрока Кол-во часов Тема Основное содержание урока
Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением...

Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы iconТематическое планирование № Тема урока Кол во часов
Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез. Сравнение, абстрагирование, обобщение

Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы iconТематическое планирование № Раздел Кол-во часов по разделу Тема урока
Знакомство с новой книгой для чтения. Первый урок вежливости. А. Барто «Я выросла». Я. Аким «Мой конь». Саша Чёрный

Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы iconУрока Тема урока Кол-во ча-сов
А. С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность»

Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы iconУрока Тема урока Кол-во часов
«Осенняя песенка»(сл. А. Плещеева, муз. Д. Васильева-Буглая), карандаш, гуашь, кисти

Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы iconПрограммы Тема урока Кол-во часов Тип урока
Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов

Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы iconУрока Тема урока Кол-во часов Требования к уровню
Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества

Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы iconУрока дата Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню
Показать учащимся, что язык универсальное средство общения. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст, развить...

Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы iconТема урока Кол-во часов
Знать определения понятий «шедевры русской литературы», «основное базовое образование». Знать основные разделы курса

Урока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы iconУрока Кол-во часов Тема Основное содержание урока
Выходные данные обложка, переплет, тираж, титульный лист, оборот титула, аннотация, форзац



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница