Дата
| № урока
| Кол. часов
| Раздел, тема урока
| Основные вопросы,
проблемы.
| Виды деятельности.
Результат обучения
| Форма
отчетности
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| 1
| 1
| ^
Богатство и
разнообразие
жанров.
Былины.
| Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Роды и жанры литературы.
Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров, угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.
| Изучение статьи учебника, выделение главной мысли. Обучение приемам конспектирования. Термины.
|
|
| 2
| 1
| Былина «Садко-купец, богатый гость»
| Былина как жанр фольклора. Особенности былин киевского и новгородского циклов.
| Чтение былины. Характеристика главного героя.
|
|
| 3
| 1
| Античная
литература.
Гомер. «Илиада», «Одиссея».
| Мотивы дороги в произведениях античной литературы и в других произведениях народов. Героический эпос.
| Рассказ учащихся о сюжете поэм. Краткая характеристика героев. Использование материалов, изученных на уроках истории.
|
|
|
4
|
1
| Фольклор. «Барин».
| Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры УНТ. Обстоятельства появления новых жанров. современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора. Жанры современного фольклора.
Народный театр на ярмарках и гуляньях. народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры – все присутствующие, которые именуются «фофанцы». Жанры народного театра.
| Чтение текста пьесы. Чтение по ролям. Создание продолжения пьесы, современные сюжеты в старинных пьесах. Знакомство с различными жанрами народной драматургии и их особенностями при непосредственном участии в представлениях.
|
|
| 5
| 1
| Контрольная работа
|
| Выполнение тематического теста
| тест
|
| 6
| 1
| Литература эпохи Возрождения.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
| Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе. Сонеты («Её глаза на звёзды не похожи…» и др.). Трагедия. Сонет.
| Краткий пересказ содержания пьесы. Сюжет. Чтение сонетов. Обращаясь к истории сонета, на уроке звучат произведения. Остальные предложенные тексты прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе по истории сонета. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
|
|
| 7
| 1
| Литература эпохи Просвещения.
Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены)
| Комедия как жанр драматического произведения. Сатирический образ господина Журдена. Комедия.
| Чтение по ролям.
|
|
| 8
| 1
| Литература
ХIХ века. Басни.
| Самые популярные жанры литературы 19 века. Золотой век русской поэзии. Расцвет басни в начале века. Классические жанры русской прозы 19 века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров. Жанры эпоса, лирики и драмы. (Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня 17 века. Великий баснописец И.А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.). Басня и притча.
| Поскольку жанр басни ученикам хорошо знаком, на уроке проводится конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни, созданной на одну тему, но разными баснями (например, «Ворона и лисица»).
|
|
| 9
| 1
| Баллада. В.А. Жуковский. «Перчатка», «Светлана»
| (Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей 19 и 20 веков. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.).
Баллады Жуковского. Трагические сюжеты и взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля в изложении событий. «Перчатка». Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова.
«Светлана».
Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы. Баллада.
| Сюжеты баллад обычно привлекают юных читателей. Используется этот интерес, проводится обсуждение самостоятельно прочитанных баллад. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
|
|
| 10 -11
| 2
| А.С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Туча», «Друзьям», «Роняет лес багряный свой убор», «Бесы», «Моя эпитафия»
| Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта. Жанры прозы Пушкина
| Чтение наизусть стихотворений. Анализ стихотворений.
| Чтение наизусть
|
| 12 - 13
| 2
| А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Станционный смотритель».
| Герои. Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть? Связь с библейскими мотивами. Притча о блудном сыне.
| Пересказ произведения, характеристика героев.
|
|
| 14
| 1
| Внеклассное чтение. «Барышня-крестьянка»
| Повести Пушкина.
|
|
|
| 15-16
| 2
| А.С. Пушкин. «Дубровский»
| Незавершенный роман. Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев. (Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о роли в современной литературе). Жанры лирики и эпоса (повесть, роман).
| Сопоставление повести и романа. Чтение сцен, характеристика героев. Ответы на вопросы.
|
|
| 17
| 1
| М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта». «Элегия». «Стансы». «Песня». «Романс». «Дума». «Молитва» и др.
| Эпиграммы, мадригалы, эпитафии поэта. Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.
| Чтение наизусть одного из произведений. Сообщение о творчестве поэта.
| Чтение наизусть
|
| 18 - 19
| 2
| М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».
| Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме. Рифма. «Словарь рифм» Лермонтова.
| Знакомство учащихся со словарем рифм поэта, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Выполнение индивидуальных заданий по этому словарю.
|
|
| 20-21-22
| 3
| Н.В. Гоголь. «Ревизор».
| История создания комедии. Отражение России 19 века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. городничий и чиновники города N. Хлестаков. знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино). Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура произведения и образа героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.
| Исполнение пьесы или её отдельных сцен. Фрагменты кинофильмов, анализ наглядного материала (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций, костюмы героев). Освоение специфики драматического произведения. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
| Написание домашнего сочинения.
|
| 23
| 1
| Сочинение
|
| Написание сочинения по материалам, подготовленных на уроках и дома
| Сочинение
|
| 24
| 1
| И.С. Тургенев. «Свидание». «Стихотворения в прозе».
| Последние годы творчества и последние произведения. Стихотворения в прозе. Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений. Стихотворения в прозе.
| Чтение, анализ стихотворений в прозе. Чтение наизусть. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
|
|
| 25-26
| 2
| Н. А. Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
| Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция автора. Стиль, отвечающий теме. Стиль.
| Анализ стихотворений. Ответы на проблемные вопросы. Цитатный план. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
| Чтение наизусть фрагментов стихотворений.
|
| 27
| 1
| Сочинение по произведениям Некрасова.
| Тема сочинения. План сочинения. Цитаты.
| Написание сочинения по материалам домашней работы.
| Сочинение.
|
| 28-29
| 2
| М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сказки.
| Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повести…» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведение и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои – два генерала и один мужик. Нравственные проблемы в изображении героев сказок и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В.Г. Белинский). Гротеск. Сатира – форма комического в лирике и прозе. Сатира в произведениях русских классиков.
| Чтение и анализ фрагментов сказок. Выявление авторской позиции. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
|
|
| 30
| 1
| Н.С. Лесков. «Левша»
| Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. сценическая история постановок сказа. Сказ как жанр эпоса.
| Чтение фрагментов. Ответы на вопросы. Формулирование проблем. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
|
|
| 31
| 1
| Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».
| Америка и её люди в зеркале сатиры Марка Твена. Рассказ как памфлет. Особенности сатиры Марка Твена. Сюжет, герои и приёмы изображения. Гротеск как прием. Памфлет.
| Чтение фрагментов. Ответы на вопросы. Формулирование проблем. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
|
|
| 32
| 1
| А.П. Чехов. «Хирургия» «Жалобная книга». «Смерть чиновника»
| Юмористические рассказы Чехова. стремительность развития сюжета «Хирургии». забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Герои рассказа и их судьбы. Юмореска.
| Чтение фрагментов. Ответы на вопросы. Формулирование проблем. Подбор цитат для составления цитатного плана рассказов. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
|
|
| 33
| 1
| Внеклассное чтение. Рассказы Чехова. «Тоска». «Радость».
| Социальные портреты.
| Рассказ о сюжете и содержании рассказов.
|
|
| 34
| 1
| Тест
|
| Тематический тест
| тест
|
| 35
| 1
| Портрет героя в художественных произведениях различных жанров
| Искусство портрета в творчестве писателей 19 века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и других видах искусства. Портрет.
| Составление конспекта лекции. Сбор материалов для домашнего сочинения.
|
|
| 36
| 1
| Пейзаж в художественных произведениях различных жанров
| Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повестях Пушкина и других произведениях. Пейзаж.
| Наблюдения за особенностями различных жанров. При этом особое внимание уделяется герою и сюжету. Анализ роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Обращение к портрету и пейзажу. Анализ особенностей описаний в художественных текстах.
|
|
| 37
| 1
| Литература 20 века.
| Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров в литературе 20 века. Связь различных искусств и их влияние на обогащение видов и жанров произведений искусства слова.
| Сопоставление и анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.
|
|
| 38
| 1
| Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В.Я. Брюсов. «Гимн человеку». «Труд»
|
|