Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема




Скачать 61.42 Kb.
НазваниеКонспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема
Дата публикации26.12.2013
Размер61.42 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Литература > Конспект
Валеева Эльза Альфритовна, МОБУ СОШ № 10 г.Нефтекамск РБ, учитель начальных классов.

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л.В.Занкова
Тема: В.Берестов« Драконил».

Цели: 1. Познакомить с творчеством В. Берестова, создать условия для совершенствования у обучающихся умений формулировать проблему, предлагать пути её решения.

2. Развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух. Развивать коммуникативные качества, толерантность, приёмы мыследеятельности.

3. Обеспечить развитие у обучающихся умений увидеть в поэтических текстах характер лирического героя, мир его ценностей.
Ход урока:

  1. Организованное начало урока.




  1. Ориентировочно – мотивационный этап.

  1. Проверка домашнего задания.

-Вспомните, как называется новая глава которую мы изучаем.( Крутим барабан времени).



Сегодня мы наконец выясним, почему главу так назвали.

-^ Какие произведения вошли в этот раздел?

-В одно и то же время происходят события произведений?

Расположите в хронологическом порядке:

Петька Ванька Жуков Василий Рогов

( Василий Рогов, Ванька Жуков, Петька)



-^ Что объединяло героев этих произведений?

- Почему дети оказались в такой ситуации?

- О дальнейшей судьбе какого из мальчиков вам известно?

- Почему мы это знаем?

- Кто такой прототип?

- В каком жанре написаны произведения « Петька на даче», « Ванька»?

Мы продолжим эту тему, но жанр произведения будет иным – теперь это будет стихотворение.

  1. ^ Выравнивание знаний.

Давайте ещё раз вспомним, чем отличались эти произведения?

- Почему же главу так назвали?

- Сколько лет отделяет каждого героя друг от друга?

- Предположите, в каком времени окажутся герои сегодняшних произведений.

  1. Знакомство с автором.

1)Работа с портретом.

Взгляните на человека на портрете.



Давайте подумаем, что может нам рассказать этот портрет?

-А что вы сами хотели бы узнать о нём?

Я расскажу вам о нём, может что-то окажется вам знакомым, может что-то станет удивительным и новым.



1 апреля 1928 года в Калужской области (г. Мещовск) в семье учителя истории родился мальчик, которому суждено было стать великим русским поэтом и писателем. Читать маленький Валентин научился уже в 4 года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, так как читать сама не могла. Так юный поэт прочел свое первое слово – СССР!

Книги мальчик любил с раннего детства, как и единственную городскую библиотеку. Любимыми его произведениями были "Одиссея" и "Гекельберри Финн", сказки Андерсена и баллады Жуковского. Очень рано мальчика охватило стремление писать стихи, однако его первый опыт закончился грустно. Его одноклассники не разделяли его творчества, за что восьмилетнему Валентину доставалось достаточно часто. Не это не отвратило его от затеи писать. Он продолжал писать, но теперь уже в свою тетрадь, которую долгое время держал в тайнике.

В 1942 году война заставила семью Берестовых перебраться в Ташкент. В местном Дворце пионеров преподаватель английского языка, Надежда Яковлевна, заметила талантливого ребенка и отвела его к Анне Андреевне. Так Валентин познакомился с Анной Ахматовой и Надеждой Мандельштам.

Но настоящим подарком судьбы было знакомство с Корнеем Ивановичем Чуковским, который спас Берестову жизнь, когда тот серьезно заболел. Ему же четырнадцатилетний мальчик и решился показать свою заветную тетрадь. Так началось становление его поэтического таланта. В 1946 году Берестов начинает публикацию в периодических изданиях, а в 1957 году появляется на свет малюсенькая книжка для детишек дошкольного возраста «Про машину» – первое издание поэта для детей.



^ Затем выходят сборники «Картинки в лужах», «Весёлое лето», «Улыбка».

Валентин Дмитриевич становится литератором-профессионалом. Читатели любых возрастов и пристрастий найдут в нем своего автора. Берестов не только лирик и философ, но и добрый сказочник.



В последние годы жизни поэт писал и выпускал сказки вместе со своей любимой женой, художницей и архитектором Татьяной Александровой. Основной работой Берестова в те годы было составление вместе с супругой «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля.

В 2001 г. мир уже знакомится с этой книгой. В эти же годы Валентин Дмитриевич уделяет значительную часть времени передачам по радио и телевидению, пишет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.

«Человек столетия!» – так говорила о Валентине Дмитриевиче известный литературовед Новелла Матвеева, и это воистину так.

15 апреля 1998 года в Москве ушел из жизни этот замечательный человек, оставив теплоту в сердцах детей и взрослых.

А теперь подумайте – какие произведения он мог писать? На какую тематику?

-Какими ещё талантами, кроме писательского, обладал этот человек?
Стихи Берестова вы встречали, но наверное не знали их автора:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать!

Не надо к бабушке идти:

"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну почитай еще страницу!"

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.



  1. ^ Постановка учебной задачи.

- Так какая же задача стоит перед нами?( познакомиться со стихотворениями В. Берестова о детях 10-ти лет, их жизни.) А раз он родился в 1928 году, то в какой век мы перенесёмся сегодня?
Вывод.

  1. Операционно- исполнительный этап.




  1. ^ Первичный синтез.


1)Чтение учителем стихотворения.

Чтение названия.



Как по- вашему выглядит ДРАКОНИЛ? Дети опираются на состав слова и описывают животное похожее на крокодила и дракона.

Чтение учителем.( кого же называют Драконилом)

- Почему его так назвали?

Возможно вы правы, надеюсь, мы найдём ответ на этот вопрос сегодня.

2)Определение вида стихотворения.
-Вспомните, какие виды стихотворений мы знаем.

- Что характерно для лирических стихотворений, которые мы изучали?
Тема: природа

Чувства

Лирический герой

Литературные приёмы: олицетворение

сравнение
- Что нам уже подсказало, какое это стихотворение?

- Кто такой лирический герой?

3). Анализ произведения.

Выясним, кто же здесь лирический герой.

А) Чтение учащимися

Ответ.

_-Почему вы так решили?

Б) Анализ содержания.

- Кто ещё является героем произведения?

-Каким впервые предстаёт перед нами друг героя? Найдите эти строки в тексте.

Прочтите текст до конца и найдите, каким словом он называет своего друга впоследствии.

-^ Почему же после его он назвал «негодяем»?

- Прав ли лирический герой, называя его так?

Прочтите строки, где вас больше всего возмущает поведение друга лирического героя.

- ^ Зачем же он тогда дружил с ним?

Найдите строки, которые это объясняют.

Наверное, у вас тоже бывали ситуации, когда ваш друг поступал с вами нечестно и некрасиво, а вы продолжали с ним дружить?
-Так почему же В.Берестов так назвал своё стихотворение?

А теперь вернёмся к поставленной задаче -

- Похож ли герой этого стихотворения на героя прошлого?

- Чем отличается?

- Какой вывод вы сделаете?
ФИЗМИНУТКА
3) Анализ языка

Давайте всё же вернёмся к Драконилу.

Это стихотворение поднимает ещё одну важную проблему – проблему дружбы.

Взгляните на иллюстрацию к произведению.



- Как вы думаете, кто здесь изображён – Наш лирический герой или его друг-Драконил?

Объясните свой выбор.

- Какие чувства у вас вызывает поведение этого мальчика?

Давайте подберём определения для этого мальчика.

Да, он такой, но неужели в нём нет ничего положительного?

Вывод: «Выдумка не должна наносить вред. Хороша только та выдумка, которая приносит окружающим радость, удовольствие».
Прочтите ещё раз произведение, какие слова, кроме « негодяя» использует Берестов, чтобы назвать друга?

- Почему мальчика, о котором рассказывает лирический герой, он везде называет «он»? (Он не друг, не товарищ. Просто мальчику не с кем было играть. Хорошо ещё что он не всегда слушался ЕГО. Не хотелось бы быть рядом с таким «другом». Ничего себе, пошутил!).

Тогда давайте в заключение попробуем прочитать стихотворение так, чтобы постараться передать все ваши чувства, а главное, чувства автора произведения.



  1. Рефлексивно – оценочный этап.

  1. Выводы.

Любое произведение чему-то учит нас. Какой совет хотел нам дать автор?

- Почему он нам даёт такой совет?

2. Домашнее задание – 1) выразительное чтение.

2) написать небольшой рассказ о своём друге.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема iconУрок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения...
Урок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема iconТема учебного занятия
Урок литературного чтения в 3 классе по программе Н. А. Чураковой в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема iconУрок исследование: А. П. Чехов «Ванька»
Тимофеева Елена Ивановна, учитель начальных классов моу сош №38. Разработка урока литературного чтения по учебнику Н. А чураковой...

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема iconРазработка урока литературного чтения по системе Л. В. Занкова во...
Показать учащимся, что каждого человека: поэта, художника, читателя, наблюдателя волнуют вечные истины : красота природы, невозможность...

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема iconУрока. Предмет математика Класс 4 «А» класс (1-4) Программа Л. В....
В 4 «А» классе обучается 21 человек. Из них 15 девочек и 6 мальчиков. Класс обучается по развивающей системе обучения Л. В. Занкова....

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема iconКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Урок литературного чтения по развивающей системе Л. В. Занкова «Фантазия и реальность»

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема iconМихайловского муниципального района
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100"

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема iconУрок литературного чтения Тема урока: Писатели детям
«Тропинка» книга для внеклассного чтения в 3 классе начальных классов татарских школ под редакцией Михеевой А. А

Конспект урока литературного чтения в 4 б классе по системе Л. В. Занкова Тема iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема
Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи о временах года



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница