Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы»




Скачать 36.65 Kb.
НазваниеТема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы»
Дата публикации28.12.2013
Размер36.65 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Открытый урок русского языка в 6 классе

для РМО учителей русского языка, 23 октября 2012года.

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы»

Цели урока: 1. Повторить термины «Синоним, антоним и омоним». Изучить частичные омонимы: омофоны, омоформы и омографы.

2. Развивать логическое и образное мышление учащихся.

3. Привить экологическую культуру учащимся. Воспитать чувство уважения к русскому языку.

 Эпиграф:

Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если мы им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В. Кодухов)

Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, для этого разгадаем кроссворд.

Кроссворд:

Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что?

^ Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет?

Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения?

Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их?

Разговор двух или нескольких лиц называется…?

Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания?

Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения?

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло все по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное….

(слово!)

-Какова тема нашего урока и о чём мы будем говорить? А какие термины нам знакомы?

Синонимы и антонимы. Пословиц

ИГРА «Найди общий признак».

  • Слон, океан, чай/ индийский

  • День, спор, бой/ жаркий

  • Совесть, руки, небо/ чистые

  • Хлеб, воздух, газета/ свежие

  • День, юбка, память/ короткая

  • Пуговица, ответ, глаза / ответ

Ребята, послушайте такую сказочную историю:

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной , освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра. То вообще мираж. Тогда путник встал на колени и , воздев руки к небу. Стал взывать к Всевышнему:

- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, Кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный….

(И. Верзилин)

-Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами.

^ Омонимы как близнецы похожи,

Но значат не одно и то же:

Груз подает подъемный кран,

А воду льет в квартире кран.

Что такое омонимы. Какие омонимы мы знаем? слайды 10-11

«Зоологические омонимы»

  • Наречие и неядовитая змея отряда чешуйчатых. –уж

  • Глагол в повелительном наклонении, в форме 2 лица, единственного числа и пчелиная семья- рой

  • Астрономический прибор и порода золотой аквариумной рыбки- телескоп

  • Женский шарф из меха или перьев и крупная южноамериканская змея семейства удавов-боа

  • Название царя зверей и имя писателя- классика Толстого - лев

  • С этим словом ассоциируется и тяжёлое заболевание и одно из зодиакальных созвездий и членистоногое животное, живущее в воде – рак

  • Простейший организм инфузория и изящная женская обувь, которую потеряла Золушка, носят одинаковое название- туфелька

  • Приспособление для ношения двух вёдер на плечах и крупная хищная стрекоза- коромысло

  • Глагол «попугать» в повелительном наклонении и птица тропических стран с ярким опереньем –попугай

  • Глагол «марать» в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде и крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами- марал

Частичные омонимы

Стихотворение про Винни-пуха(омофоны и омоформы)

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.


Зоологические омографы(по презентации)

  • С ударением на первом слоге- птица, а с ударением на втором слоге- непроезжая улица (тУпик- тупИк)

  • С ударением на первом слоге- металлические щипцы, с ударением на втором- мелкие членистоногие отряда паукообразных(клЕщи- клещИ)

  • С ударением на первом слоге - небольшие лесные зверьки с пушистыми хвостами, с ударением на втором- белые части варёных яиц(бЕлки-белкИ)

  • С ударением на первом слоге- бесхвостое земноводное семейства жаб, с ударением на втором- синоним к слову «да»(Ага-агА)

  • С ударением на первом слоге- птица, с ударением на втором- мужчина, достигший старости(СтАрик-старИк)

Подведём итоги урока. Ребята, тремя предложениями выразите содержание урока:

  1. На данном уроке говорилось о …

  2. Урок мне понравился (не понравился), потому что…

  3. Сегодня я понял(а), что…

Домашнее задание: кроссворд по теме «Омонимы»

h:\омонимы\омонимы кроссворд.jpegh:\омонимы\омонимы кроссворд.jpeg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» iconСинонимы, антонимы и омонимы
Продолжить работу над понятиями: синонимы, антонимы, омонимы. Развивать речь, память детей; увеличивать словарный запас; развивать...

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» iconУрок русского языка Тема: Синонимы. Антонимы. Омонимы
Оборудование: словари синонимов, антонимов, омонимов; толковый словарь, лист самооцениваня (Приложение )

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» iconАссоциация лучших инновационных школ Ульяновской области
Лексика и фразеология. (лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, лексический анализ)

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» iconУрок в 5 классе на тему: «Антонимы. Синонимы. Омонимы»
А вам желаю, ребята, проявить себя творчески, раскрыть свою индивидуальность и получить положительные эмоции

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» iconУрок- игра по теме «лексика»
...

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» iconИсследование по теме "Лексика"
Образовательная цель урока – закрепить понятия: лексическое значение слова, антонимы, синонимы, омонимы, однозначные и многозначные...

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» iconУрок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика»
Уметь различать однозначные и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы и средства выразительности: градацию, метафору, олицетворение,...

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» iconМетодические рекомендации к уроку развития речи в 6 классе «Лексика как раздел науки о языке»
Повторить материал, изученный в 5 классе: лексическое и грамматическое значение слова; однозначные и многозначные слова; прямое и...

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» iconКонспект урока составлен по умк «Начальная школа XXI века» Тема: Слова-синонимы
Цель: познакомить с понятием “синонимы”; выявить, какую роль играют синонимы в речи

Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» iconСписок вопросов для переводного экзамена. 8 класс. Русский язык
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ. Богатство, красота, выразительность русского языка....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница