Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф,




Скачать 276.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф,
Дата публикации29.12.2013
Размер276.04 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки РФ, содержащей требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования авторского коллектива: Г.С.Меркина, С.А.Зинина и др. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (М.: ООО «ТИД Русское слово», 2011), автор-составитель С.А.Зинин.

Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану рабочая программа предполагает обучение в объёме 103 часов в 9 А классе.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 9 классе:

1. На основе сформированного в 5–8 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представление об историко-литературном процессе.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 9 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа шедевров родной литературы. В центре анализа – отражение жизни на страницах русской классики.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой авторского коллектива Г.С.Меркина, С.А.Зинина и др. литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач: систематизации сведений по теории литературы, формированию общего представления о логике развития русской литературы, усвоению теоретических понятий, связанных с осмыслением связей искусства и жизни. Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Формой контроля, предусмотренной программой, являются письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа рассчитана на 103 часа, в том числе для проведения уроков развития речи – 11 часов, контрольных работ – 3 часа.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. ^ Г.С.Меркин, С.А.Зинин и др. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, М.: ООО «ТИД Русское слово», 2011, автор-составитель С.А.Зинин.

2. С.А.Зинин, Сахаров В.И. и др. Литература. 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. /. – М. : ООО «ТИД Русское слово», 2012

3..С.А.Зинин. Литература. 9 класс: методические рекомендации / С.А.Зинин. – М. : ООО «ТИД Русское слово», 2012.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 классы / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.

3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».

Содержание тем учебного курса

^ Введение (1 ч) + 1 К/р

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

^ Литература эпохи Средневековья

Данте (1 ч)

Слово о поэте.

«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни).

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.

Древнерусская литература (5 ч) +1 Р/р

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве»

Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Трагедия «Гамлет».

Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

литература XVIII века (8 ч) + 1 Р/р

О русской литературе XVIII века (1 ч)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М. В. Ломоносов (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты).

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Г. Р. Державин (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Фелица», «Памятник».

Традиция и новаторство в поэзии Г. Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
Д. И. Фонвизин (2 ч) +1 Р/р

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
А. Н. Радищев (1 ч)

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в «Путешествии…». Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни

Н. М. Карамзин (1 ч)
Слово о писателе, историке, общественном деятеле.

Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. Круг общения и сфера деятельности Н.М. Карамзина.

Повесть «Бедная Лиза».

Сентиментальный сюжет повести «Бедная Лиза», ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.
Европейская литература эпохи Просвещения

И.-В. Гете (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

литература XIX века (49ч) +1 К/р 7 Р/Р

О русской литературе XIX века (1 ч)

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

Романтизм в русской литературе (1 ч)

Углубление понятия о романтизме. Особенности взглядов представителей романтизма. Понятие о двоемирии. Интерес писателей-романтиков к народному творчеству. Жанры романтической лирики.

^ В. А. Жуковский (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Море», «Вечер», «Невыразимое».

Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

К. Н. Батюшков (1 ч)
(возможен выбор другого поэта пушкинской поры)

Слово о поэте.

^ Стихотворения: «Мой гений», «Мечта», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (возможен выбор других стихотворений).

Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А. С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

А. С. Грибоедов (8 ч) + 1 Р/р

Жизнь и творчество.

Комедия «Горе от ума».

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон терзаний».

А. С. Пушкин (12 ч) +1 Р/р, 1 К/р

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Деревня», «К…».

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы».

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери».

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин».

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В. Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).
Реализм (1 ч)

Формы отражения жизни в искусстве. Углубление понятия о реализме. Достоверность в воспроизведении действительности. Правдивость деталей и конкретность условий существования персонажей. Осмысление цепочки причин и следствий жизненных ситуаций.

М. Ю. Лермонтов (9 ч) + 3 Р/р

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«Смерть Поэта», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Расстались мы…», «К Н.И.».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени».

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей». Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Н. В. Гоголь (5 ч)

Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

^ Русская литература второй половины XIX века (1 ч)

Основные направления русской литературы 2-ой половины XIX века. Развитие традиций реализма в русской литературе 1840-1880 г.г. расцвет социально-психологическая проза. Лирика 1850-1880-х г.г. Развитие национального театра.
Богатство поэзии А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н.А.Некрасова (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения А.А.Фета «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Какая ночь!...», «Учись у них…»; Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»; Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова»

Особенности поэтического языка.
И. С. Тургенев (1 ч)

Слово об И. С. Тургеневе.

«Первая любовь» - любимая повесть Тургенева. Сюжет и герои повести. Элементы композиции и их роль в произведении. Нравственная проблематика повести. Совершенство стиля И. С. Тургенева.

^ Н.А.Островский (2 ч) + 1 Р/р

Жизнь и творчество Н.А.Островского.

Пьеса «Бедность не порок». Развитие русского национального театра. Проблематика пьесы. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок»
Л. Н. Толстой (2 ч)

Слово о Л. Н. Толстом.

Формирование личности героя в автобиографической трилогии писателя. Его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность». «Диалектика души» в произведении. Мастерство и сила нравственного воздействия автора.
А. П. Чехов (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.
^ Ф.М.Достоевский (2 ч) + 1 Р/Р

Обзор жизни и творчества.

Повесть «Белые ночи». Герой-мечтатель в изображении писателя. Петербург Достоевского.

Литература ХХ века (12 ч)

О русской литературе XX века (1 ч)

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

М. Горький (1 ч)

Судьба М. Горького и его раннее творчество.

Автобиографическая трилогия (повесть «Мои университеты»). Элементы публицистики в художественной прозе. Мастерство в изображении быта и характеров. Своеобразие пейзажа и интерьера в повести.
Поэзия серебряного века (1 ч)

Своеобразие поэзии Серебряного века.

А. А. Блок (1 ч)

Слово о поэте.

Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

А. А. Ахматова (1 ч)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Все расхищено, предано, продано…», «Не с теми я, кто бросил землю…» .

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

С. А. Есенин (1 ч)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь советская».

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
^ В. В. Маяковский (1 ч)

Слово о В. В. Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор.

Чувство слова и словотворчество Маяковского. Неординарность лирического героя в стихотворениях «Послушайте!», «А вы могли бы?...».

Сатирическая заостренность стихотворения «Прозаседавшиеся». Лаконичность, яркая пластика, метафоричность произведений поэта.
М.И.Цветаева (1 ч)

Жизнь и судьба. Основные мотивы лирики.

Стихотворение «Если душа родилась крылатой…»
Г. Тукай (1 ч)
Слово о поэте.

Стихотворения из цикла «О, эта любовь!».

Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.
М. А. Булгаков (1 ч)

Слово о М. А. Булгакове.

Повесть «Собачье сердце» и ее постановки. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя.

М. А. Шолохов (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека».

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

А. И. Солженицын (1 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

^ Литература 60-90-х годов XX века (3 ч) + 2 Р/р

В. М. Шукшин (1 ч)

Слово о В. М. Шукшине-писателе, сценаристе, режиссере, киноактере. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Герои В. М. Шукшина – «чудики», «странные люди». Особенности повествовательной манеры В. М. Шукшина в рассказе «Ванька Тепляшин». Противостояние хамства, равнодушия по отношению к человеку и достоинства, правдивости, доброты. Роль диалогов в рассказе.

В. П. Астафьев (1 ч)

Слово о В. П. Астафьеве.

Повествование в рассказах «Царь-рыба», нравственные проблемы произведения. Смысл противоборства человека и царь-рыбы. Символические образы. Философское осмысление мира и человека в произведении.

В. Г. Распутин (1 ч)

Слово о В. Г. Распутине – писателе-патриоте, публицисте. Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии». Различные психологические типы персонажей в произведении. Противопоставление жизненных принципов героев. Тема семьи. Смысл открытого финала повести.

Лирика последних десятилетий XX века (2 ч)

Особенности поэзии второй половины XX века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности. Б. Ш. Окуджава как один из создателей авторской песни. Любовь к Родине, единение с ней в стихотворении «Песенка об Арбате». Е. А. Евтушенко – поэт, прозаик, критик, публицист, кинорежиссер, литературовед. Лирический герой поэзии Е. А. Евтушенко. А. А. Вознесенский – поэт, прозаик, переводчик, художник. Проблемы памяти, совести, чести в стихотворениях «Русские поэты», «Реквием». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов.

Итоговые уроки (6 ч) +1 К/р

Календарно-тематический план


п/п

Название темы

Количество часов

^ Виды деятельности

Виды контроля

Р/р

К/р

1

Введение

1

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы, свободная работа с текстами; владение монологической речью, анализ текста художественных произведений, создание устных и письменных высказываний




1

2

Литература эпохи Средневековья

1







3

Древнерусская литература

5

1




4

Литература эпохи Возрождения

1







5

Литература ХVIII века

8

1




6

Европейская литература эпохи Просвещения

1







7

Литература ХIХ века

49

7

1

8

Литература ХХ века

12







9

Литература 60-90 годов XX века

3

2




10

Лирика последних десятилетий

2







11

Повторение


6




1




Итого


89




11

3


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


^ Перечень учебно-методического обеспечения
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

для учащихся:

- Литература. 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./С.А. Зинин. - М.: ТИД Русское слово, 2012.

для учителя:

- Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы./С.А.Зинин [и др.]. – М.: ТИД Русское слово, 2011.

- Литература. 9 класс: методические рекомендации / С.А.Зинин. – М.: ТИД Русское слово, 2012.
Список литературы
1. Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., – М.: Просвещение, 2009

2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – М.: Литера, 2010.

3. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс, 2009.

4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов. – М.: Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».

Ресурсное обеспечение программы

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

  2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  4. http://www.openclass.ru/





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана...
...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана...
Ф, содержащей требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, рекомендаций к разработке календарно-тематического...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана...
Ф, содержащей требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, рекомендаций к разработке календарно-тематического...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 кл.) под ред. А. Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2010. Согласно действующему...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2013г.), федерального компонента государственного...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
В. Я. Коровиной, допущенной Министерством образования и науки рф, соответствует цумк по литературе под редакцией Коровиной В. Я

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Разработана в соответствии с Примерной программой по литературе 7 класса, на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница