Скачать 177.13 Kb.
|
Раздел I. Пояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5-8 классе по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование); требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
^ – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, в год -102 часа. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
Устно:
Письменно:
^ чтение и восприятие
чтение, истолкование и оценка
чтение и речевая деятельность
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе, таким образом, должны стать:
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе. ^
Ресурсное обеспечение рабочей программы. Для учителя.
Для учащихся.
Произведения для заучивания наизусть.
Произведения для внеклассного чтения.
Из зарубежной литературы
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (1ч) Шедевры русской литературы. Древнерусская литература (7ч) «Задонщина» - памятник древнерусской литературы. О древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве»: Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…». Сочинение №1 по произведению «Слово о полку Игореве». ^ О русской литературе 18 века. О русском классицизме. М.В.Ломоносов: Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова. Г.Р.Державин, В.А.Жуковский: Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина. Прославление героизма казаков в лирике Г.Р.Державина, В.А.Жуковского. «Недоросль» Д.И.Фонвизин: Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Герои и события комедии «Недоросль». Тема воспитания в комедии «Недоросль». Классицизм в драматическом произведении Д.И.Фонвизина. Н.М.Карамзин: Художественное повествование в «Истории государства Российского Н.М.Карамзина. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. ^ А.С.Грибоедов: Личность и судьба А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Сочинение №2 по комедии «Горе от ума». В.А.Жуковский: Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана». А.С.Пушкин: Жизнь и судьба А.С.Пушкина. Стихотворения Пушкина разных лет. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина. Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. Сочинение №3 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». М.Ю.Лермонтов: Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова. Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова. Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». Сочинение №4 по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Н.В.Гоголь: Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». Чичиков и чиновники в поэме. Чичиков и помещики в поэме. Приемы создания образа главного героя. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сочинение №5 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Ф.И.Тютчев: Лирика природы Ф.И.Тютчева. Н.А.Некрасов: Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова. И.С.Тургенев: Краткая биография И.С.Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь». Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева. Мастерство пейзажной живописи в повести И.С.Тургенева. Л.Н.Толстой: Творческий путь Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия писателя. Судьба Николеньки в повести «Юность». «Диалектика души» героев в повести. А.П.Чехов: Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». Сюжет и герои «Человека в футляре». Художественная деталь в повести «Человек в футляре». Юмор и сатира в повести «Человек в футляре». Тестовый контроль по творчеству А.П.Чехова. ^ О русской литературе 20 века. И.А.Бунин: Основные мотивы лирики И.А.Бунина. Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Главный герой повести в изображении писателя. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. М.Горький: Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести – Алеша Пешков и его судьба. Смысл названия повести «Мои университеты». А.А.Блок: Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока. Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока. А.А.Ахматова: Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой. Тема родной земли в лирике А.А.Ахматовой. С.А.Есенин: Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа стиха Есенина. В.В.Маяковский: Слово о В.В.Маяковском. Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского. М.А.Булгаков: Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова. Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. М.А.Шолохов: Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А.Шолохова). Андрей Соколов – образ простого стойкого русского человека. Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека». А.Т.Твардовский: Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа. Единство лирического и эпического в поэме. Сочинение №6 «Человек на войне» (на примере произведений М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского). А.И.Солженицын: Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Как жаль». ^ В.М.Шукшин: Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина. Конфликт героя с бездушным миром в рассказе «Ванька Тепляшин». В.П.Астафьев: Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева. Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повести. В.Г.Распутин: Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии». Противопоставление жизненных принципов героев повести. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. А.В.Вампилов: Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын». Сложности человеческой судьбы в изображении А.В.Вампилова. Москва и люди Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы. Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А.Евтушенко. Поэтическое изображение современников в лирике А.А.Вознесенского. Тестовый контроль по теме «Русская литература 60-90-х годов 20 века». ^ Повторение по теме «Древнерусская литература», «Литература 18 века». Повторение по теме «Литература 19 века». Повторение по теме «Литература 20 века». Тестовый контроль за курс 9 класса. Итоги года. Задание на лето. Формы организации образовательного процесса · уроки-лекции · уроки-собеседования · урок-практическая работа · уроки-соревнования · уроки с групповыми формами работы · уроки взаимообучения учащихся · уроки творчества · уроки, которые ведут учащиеся · уроки-зачеты · уроки-творческие отчеты · уроки-конкурсы · уроки-игры · уроки-диалоги · уроки-семинары |
![]() | Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами | ![]() | ... |
![]() | Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | ![]() | Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами |
![]() | Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами | ![]() | Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами |
![]() | Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами | ![]() | |
![]() | Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами | ![]() | Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами |