Скачать 59.62 Kb.
|
Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения Ржаксинской средней общеобразовательной школы №2 в п. Пахарь Ржаксинского района Тамбовской области Урок русского языка в 3 классе «Род и число имен существительных» Составила: Ф.И.О..Сутормина Фаина Евдокимовна Должность учитель начальных классов Ржакса – 2011 Тема. «Род и число имён существительных». Цель: 1. Знакомить с приёмами распознавания рода имён существительных по окончаниям слов; формировать умение изменять существительные по числам, определять начальную форму имён существительных. 2.Развивать интеллектуальные способности детей. 3. Воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества и взаимопомощи друг другу. Оборудование: картинки настроения, карточки с безударными гласными, словарики у учащихся; предложение на плакате; музыкальный центр. ^ I.Организационный момент. - С каким настроением вы пришли на урок? (Поднимают солнышко или облачко). - У кого из вас есть желание успешно поработать на уроке? Я с удовольствием с вами пообщаюсь и, надеюсь, что мы сможем преодолеть вместе все сложности, которые могут появиться по ходу урока. ^ На доске слова: Звонок, уроки, дети, Аня, Боря. - Прочитайте написанные на доске слова. Что вы можете сказать об этих словах? (Это имена существительные, отвечают на вопросы кто?, что?, обозначают имена нарицательные, имена собственные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). ^ - Угадайте какую букву мы будем писать. Она находится в этих словах. Стоит первой в слове, состоящем из двух слогов и обозначает гласный ударный звук. (Это заглавная буква А. Она стоит первой в слове Аня, которое состоит из двух слогов). - В каких случаях мы употребляем заглавную букву^ ? (В имена собственных и в начале предложения). - Охарактеризуйте букву а и звук [а]. ( Гласный ударный или безударный. Звук [а] обозначает твёрдость согласного звука). - Напишите по образцу прописи с.25 буквы, их элементы, соединение буквы ^ с согласными буквами. Запишите предложения: Анютины глазки робко смотрели на мир. - Какие глазки имеет в виду автор? (Это цветы). - Какие ещё вы знаете цветы, названные именем? (Роза, мальва, маргаритки, виола, гортензия, камелия, лилия). - Объясните написание орфограмм, разберите предложение по членам предложения и по частям речи. - Слово глазки разобрать по составу (Один ученик работает у доски). ^ - Из предложения запишите имена существительные в тетрадь в начальной форме. (Глазок, мир). Выставляю предложения на плакате: Расцвела черёмуха около ручья. ^ - Выпишите имена существительные в начальной форме. (Ученики записывают на доске: черёмуха, ручей, солнышко, ветка). - Как можно разбить эти существительные на три группы? (По родам). ^ (Сегодня мы будем определять род имён существительных и в каком числе они стоят). VI. Изучение нового материала.
- Я называю слова, а вы показываете карточку с безударной гласной, которую нужно запомнить. Рисунок, яблоко, метро, трамвай, урожай, тетрадь, ягода, картофель, капуста, пенал, пшеница, салат, горох. - Что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос что?, неодушевлённые). - Запишите по памяти 5-6 слов. - Как у записанных имён существительных определить род? (Дети выдвигают гипотезы). - Послушайте стихотворение: ^ И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – моё». Это правило твоё. - Какие же слова мы ставим к именам существительным, чтобы определить род? (он, мой – м.р.; она, моя – ж.р.; оно, моё – с.р.). Над каждым словом надпишите род: м.р. – мужской род, ж.р. – женский род, с.р. – средний род. Выделите окончания. (Проверяю у каждого ученика, проходя по рядам). ^
^ Трамвай и трактор – это наземный транспорт, а метро – подземный. ^ Трамвай и поезд метро передвигаются по рельсам, а трактор – по обычной дороге. ^ 1.Запишите слова в три столбика по родам: вражда, зло, скука, печаль, ссора, лень, жадность, дружба, веселье, радость, мир, честность, вежливость, помощь. Выделите окончания. - К какой группе имён существительных вы бы отнесли данные слова? (Абстрактные понятия). - Существительных какого рода среди этой группы очень мало? (м.р.) - Назовите существительные ж.р., ср.рода. - А теперь подчеркните те имена существительные, которые важны для вашего образа жизни. С использованием данных слов составьте правила жизни в нашем классе. (Дети составляют предложение со словами: дружба, веселье, радость, мир, честность, вежливость, помощь). - Правила составлены. Я надеюсь они помогут вам стать друзьями и приходить на помощь друг другу. ^ Под фонограмму песни «Если с другом вышел в путь» выполняют танцевальные движения. X. Продолжение работы по теме. Работа по учебнику. 1.Упр. 30 (Учащиеся записывают существительные группами: он, она, оно). 2. Как изменяются имена существительные? - В каком числе они употреблены? - Что обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе? (Один предмет – в единственном числе, много предметов – во множественном числе). - Что изменяется в имени существительном при изменении числа? (Окончание). 3. Упр.26 4. Запишите слова в единственном числе. (Слова записаны на доске: машины, качели, ручки, кони, сани, океаны, ножницы, лица, брюки) - Какие слова вызвали у вас затруднения? (Слова: качели, сани, ножницы, брюки нельзя записать в единственном числе). - Действительно, в русском языке встречается много слов, которые, даже называя один предмет, сами относятся ко множественному числу. 5. Упр.28(устно). ^
вечер – … кефир – … корова – … осень – … лошадь – … мужчина – … - Прочитайте слова. В каком числе они стоят? К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов напишите. Определите род имён существительных, выделите окончания. 2.Проверка работы (учащиеся отвечают с места). ^ 1.Обобщение. - Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном числе? - Сколько родов имеет имя существительное? - Как определить род имён существительных? - Какие окончания имеют существительные каждого рода? 2. Рефлексия. - У кого из вас вызывает затруднение в определении рода и числа имён существительных? - Какое настроение в конце урока? - Какое задание вам больше всего понравилось? Домашнее задание: № 32 с.64, правило с.63 Коле нужно красиво списать текст упражнения; Антону – списать второй столбик стихотворения и определить число имён существительных; остальным учащимся выполнить все задания. |
![]() | ... | ![]() | Цель: познакомить с распределением имён существительных по склонениям, научить определить род и падеж имён существительных, повторить... |
![]() | «Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных» | ![]() | Совершенствовать умение определять род имен существительных и изменять их по числам. Совершенствовать умение распознавать орфограммы,... |
![]() | Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,... | ![]() | Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах |
![]() | Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать... | ![]() | Обучающая учить распознавать род имен существительных и продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической... |
![]() | Имя существительное”(обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного, закрепить умение определять... | ![]() | Цель: способствовать приобретению учащимися приема распознавания морфологического признака имени существительного рода через разрешение... |