Скачать 80.99 Kb.
|
Содержание Звучит пьеса «У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковский. |
Родионова Н.Л. учитель музыки МОУ СОШ №54. Интегрированный урок в 4 классе. Программа Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Т.С.Шмагина. 2 четверть, 3 урок. Тема: «Зимний вечер» в творчестве А.С.Пушкина, музыке и живописи. Цель: Формирование и развитие у учащихся представлений о красоте окружающего мира через произведения искусства. Задачи:1.Познакомить с образом зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М.Яковлева, русских художников. Формировать навыки анализа разных видов искусства объединённых единой темой. Закрепить понятие «романс», народная и композиторская музыка. Отрабатывать умение петь по нотной записи. 2. В процессе вокально- хоровой работы развивать навыки кантиленного пения. Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать навыки игры на детских шумовых инструментах. 3. Прививать любовь к русской культуре. Обогащать духовный мир ребёнка. Воспитывать эстетический вкус. Тип урока: углубление в тему. Методы:1.метод музыкального обобщения и систематизации. 2.сравнительно-аналитический. 3.звуковой и зрительной наглядности. 4. поисково-репродуктивный. Приёмы:1. экскурсия. 2. работа с текстом стихотворения, песни. 3. беседа с включением занимательных вопросов. 4. исполнение по нотной записи. Ход урока:
У: «Приветствую тебя, пустынный уголок Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льётся дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья… Я твой – люблю сей тёмный сад С его прохладой и цветами Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят…» У: Кто автор этих строк? Д: А.С.Пушкин. У: Чему они посвящены? Д: Селу Михайловское. У: Чем дорого поэту это место? Д: А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. В течение двух лет поэт находился там в сылке. У: Вы правы, именно эта красота вдохновляла поэта на создание своих гениальных произведений. -Какие произведения были созданы в селе Михайловском? Д: Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», главы романа «Евгений Онегин» и многие стихотворения. У: Сейчас мы совершим экскурсию в родное имение семьи Пушкиных. ( видеозапись) У: Я думаю, вы сами убедились, насколько красива природа Псковской губернии села Ми- хайловского. -С чем можно сравнить эти дивные места? Д: С музыкой, с песней. У:А я бы сказала строчкой из вам знакомой песни : «Всюду музыка звучит». Дети исполняют песню «Всюду музыка звучит» У: Вслед за осенью, которую так любил поэт, наступала зима. Господский дом заметало чуть не по самые окошки снегом. В доме наглухо забивали окна, запирали комнаты, оставив только две: одну для А.С.Пушкина, а другую...? «Ах, умолчу о мамушке моей, О прелести таинственных очей, Когда в чепце, в старинном одеянье Она, духов молитвой уклоняя С усердием перекрестит меня…» У: О ком эти строки? Д: О няне А.С.Пушкина - Арине Родионовне Яковлевой. У: Что вы знаете об Арине Родионовне? Д: Арина Родионовна была верным другом в тяжёлую пору ссылки поэта в селе Михай- Ловском. С ней он вёл бесконечные беседы, распрашивал о старине, читал ей только что написанные стихи, слушал её рассказы, сказки, песни. У: Знаете ли вы стихи об Арине Родионовне? Д: «Подруга дней моих суровых Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня… «Наша ветхая лачужка И печальна и темна Что же ты, моя старушка Приумолкла у окна…» У: Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского. У: Как называется цикл пьес П.И.Чайковского, состоящий из 12 номеров, посвящённых каждому месяцу года? Д: «Времена года». У: Сейчас прозвучит пьеса «У камнлька», а посвящена она январю. ^ У: Какой вечер нарисовала музыка? Д: Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу. У: Как звучала мелодия? Д: Мелодия звучала задушевно и напевно как русская народная песня. И здесь не обошлось без стихов А.С.Пушкина. Эпиграфом к этой пьесе были выбраны та- кие строки А.Пушкина: «И мирной неги уголок Ночь сумраком одела. В камине гаснет огонёк И свечка догорела…» У: Созвучны ли эти строки с музыкой пьесы? Что их объединило? Д: Мечтательность, задушевность. У: Да, будто мелодия и стихи сотканы из мирной неги зимнего вечера. У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки.
Д: Семь. У: Сейчас я проверю, как вы их знаете: « У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…» ( Поэма «Руслан и Людмила») « Царь с царицею простился, В путь - дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна…» ( Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях). « Пошёл, сел у берега моря; Там он стал верёвку крутить Да конец её в море мочить…» ( « Сказка о попе и работнике его Балде»). « Глядь опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто…» ( «Сказка о рыбаке и рыбке»). « Царь к востоку войско шлёт, Старший сын его ведёт. Петушок угомонился, Шуи утих, и царь забылся…» ( «Сказка о золотом петушке») « Три девицы под окном Пряли поздно вечерком…» (« Сказка о царе Салтане»). У: Молодцы, хорошо знаете сказки. А сейчас, давайте споём нашу любимую песню « Сказки гуляют по свету». (Звучит песня). У: В доме тепло и уютно, а что же происходит за окном? « Буря мглою небо кроет Наша ветхая лачужка Вихри снежные крутя; И печальна и темна. То, как зверь она завоет, Что же ты, моя старушка, То, заплачет как детя. Приумолкла у окна? То по кровле обветшалой Или бури завываньем Вдруг соломой зашумит, Ты, мой друг, утомлена, То, как путник запоздалый Или дремлешь под жужжаньем К нам в окошко застучит. Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Буря мглою небо кроет, Бедной юности моей, Вихри снежные крутя; Выпьем с горя; где же кружка? То, как зверь она завоет, Сердцу будет веселей. То, заплачет, как дитя. Спой мне песню, как синица Выпьем, добрая подружка Тихо за морем жила; Бедной юности моей, Спой мне песню, как девица Выпьем с горя: где же кружка? За водой поутру шла. Сердцу будет веселей». У: Какой вечер предстал перед нами? Д: Холодный, метельный. У: Поэт словно смотрит в тёмное окно за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле. -Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? Д: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно». У: Ударения в словах падают на какие звуки? Д: о, а, у, е, и. У: что они изображают? Д: Завывание вьюги. У: Первая часть посвящена бури. А вторая? Д: Обращена к няне. У: Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера. -Найдите эти строки. Д: « Что же ты моя старушка Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?» У: Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль. -Что просит он у няни? Д: Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла». У: Русские народные песни не раз слышал он от няни, и вновь просит её спеть их, потому что в них он видит истинную поэзию народного творчества. -Есть ли повтор строк? Д: Опять картина бури. У: Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость. -Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? Д: Взволнованную, тревожную, кружащуюся…Темп – умеренный, лад – минорный, ритм- спокойный. У: На эти стихи было написано несколько романсов и русская народная песня. ( на доске нотная запись русской народной песни «Зимний вечер») -Посмотрите на нотную запись. Народная или композиторская это мелодия? Д: Народная. У: Как определили? Д: Распевы, повтор мелодии – реприза, двухголосие. У: Да вы правы, это русская народная песня «Зимний вечер». Послушайте, как она звучит. (учитель поёт песню) -Как прозвучала песня? Д: Плавно, напевно, мелодия взлетает вверх словно ветер. У: Какой ритм изображает метель? Д: Чередование четверти и восьмой. У: Благодаря этому создаётся ощущение танца. Какого? Д: Вальса. ( разучивание по нотной записи). У: Это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него было написано несколько романсов. И один из них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Послушайте его. ( звучит романс «Зимний вечер» М.Яковлева в исполнении И.Козловского) У: Сравните романс с русской народной песней. Д: В романсе мелодия более монотонная, нет больших скачков, ритм более ровный. У: Кто исполнил романс? Д: Певец-солист и фортепиано. У: Чем жанр романса отличается от песни? Д: Ярче раскрыты чувства. Каждая строчка романса была спета по- разному. У: Вы правы, в романсе происходит более тесная связь между литературным текстом и мелодией. Мелодия романса с одной стороны передаёт монотонность завывающей вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к своей няне. Музыка стиха и поэтичность музыки… Можно ли разделить эти понятия? Д: Конечно нет. У: Для А.С.Пушкина они не разделимы. Он не учился специально музыке, но слушая её, он её слышал. Не только композиторы и поэты в своих произведениях восхищались красотой зимнего вечера. Вглядитесь в эти художественные работы. Что их роднит? ( на доске представлены картины художников и рисунки детей о зиме). Д: Зимний пейзаж. У: Какая из представленных картин, рисунков созвучна музыке, звучащей на уроке? ( дети показывают картины и обосновывают свои ответы). Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока? Д: Зимний вечер. У: Чьи стихи звучали на уроке? Д: А.С.Пушкина. У: Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина – поэмам, сказкам, романам, стихам обращались композиторы. Только романсов было создано около 200. По произве- дениям А.С.Пушкина были созданы оперы, балеты,оратории. Ребята, когда вы будите читать книги А.Пушкина вспомните, что у многих его произведений есть ещё и вторая жизнь – в музыке. « К чему поэту пьедестал? Грустить светло и безнадёжно. Не вечен камень пьедестала. И на вопрос: «Кто ваш поэт?- Суть в том, кем для России стал В строенье ль каменном, в избушке Кудрявый правнук Ганибала. Один у русского ответ, - Лишь он мог так шутить хитро, Он, улыбнувшись, скажет: Влюбляться озорно и нежно, «Пушкин» Так лишь его могло перо ( Т.Кузовлёва). |
![]() | Закрепить знания учащихся о биографии А. Пушкина, вспомнить содержание сказки «Сказка о царе Салтане», стихотворений: «Зимний вечер»,... | ![]() | Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» |
![]() | Мы с вами не раз на наших уроках обращались к теме природы. И сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме природы: «Природа... | ![]() | Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина и мастерство поэта в создании... |
![]() | Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина и мастерство поэта в создании... | ![]() | ... |
![]() | Средства обучения: портреты А. С. Пушкина, Н. Н. Гончаровой, А. Плетнёва, фотографии памятников А. С. Пушкину | ![]() | Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи |
![]() | Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И.... | ![]() | Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г. Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний... |