Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку,




Скачать 496.66 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку,
страница1/3
Дата публикации06.01.2014
Размер496.66 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480

2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3. Авторской программы среднего (полного) общего образования для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» авторы-составители:Т.Ф.Курдюмова. Литература. М. Дрофа, 2008

^ Цели, решаемые при реализации программы:

приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

воспитание культуры речи учащихся.

^ Данные цели обуславливают решение следующих задач:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

^ Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-класси­ков XIX—XX веков;

основные закономерности историко-литературного про­цесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;
уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произ­ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра­зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле­матикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про­изведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литератур­ным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочине­ния разных жанров на литературные темы.

применять

приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

^ Технологии обучения, формы организации образовательного процесса

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, словарной работы, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов.

В соответствии с этим в 10 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Реализация данной программы обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

В рамках классно-урочной формы программа предусматривает проведение уроков-лекций, семинаров, уроков комплексного анализа произведений, уроков-экскурсий, уроков развития речи.
^ Виды и формы контроля

Основными видами контроля, проводимыми на уроках разных типов, являются:

Литературный диктант

Тестирование

Мини-сочинения

Задания с развернутым ответом

Самостоятельный анализ эпизода

Самостоятельный анализ лирического произведения

Чтение наизусть
^ Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс – 10Х-Б

Количество часов

Всего – 105 часов; в неделю – 3 часа

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ (3 ч.)

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН (6ч)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ(5ч)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

^ Н.В. ГОГОЛЬ (3)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века(1ч)

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (7ч + 2р.р.)

Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

И.А. ГОНЧАРОВ (9+1ч)

; литературная утопия.

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».

И.С. ТУРГЕНЕВ(6+1ч)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Ф.И. ТЮТЧЕВ (4ч+1)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

А.А. ФЕТ (3ч+1)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

А.К. ТОЛСТОЙ (2ч)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

Н.А. НЕКРАСОВ(7ч+2)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Хетагуров К.(1ч)

Стихотворения из сборника «Осетинская лирика» .

Близость его лирики к творчеству Некрасова.

Н.С. ЛЕСКОВ (1ч)

Повесть «Тупейный художник».

Признание «маленького человека» и его судьба.

Национальный характер в изображении писателя.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (4ч)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (8+2ч)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Л.Н. Толстой(10+2ч)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

А.П. ЧЕХОВ(6ч+1)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Оноре де Бальзак(2ч)

«Гобсек».

Тема власти денег.

Э.Гофман(1ч.)

Серапионовы братья». Связь реального

и фантастического в романтическом произведении.

Ги де Мопассан(1ч)

«Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира.

Читательская конференция по теме «Литература 19 века».(2ч)

^ Поурочное планирование по литературе на 10 класс (Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой)

3 ч. Х 35 = 105 ч.

Сроки



Тема урока

Кол-во часов

Требования к ЗУН

Виды контроля

1.1

1

Введение. Русская литература и русская история в 18-19 веках в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19в. Классицизм, сентиментализм, романтизм в русской литературе.

1 ч.

Знать/понимать:

  • черты и особенности направлений в русской литературе;

  • историко-литературный процесс;

  • связь русской литературы с русской историей

  • Уметь:

  • составлять тезисный план;

  • работать с научной статьёй







2

Россия в первой половине 19в. Классицизм, сентиментализм, Романтизм. Зарождение реализма в русской литературе 19 века.

1 ч.

Знать/понимать:

  • литературные направления, течения; характерные черты реализма и его особенности

  • Уметь:

  • опознавать произведения разных направлений;

  • выявлять черты реалистического направления в произведениях русской

  • литературы;

  • анализировать статьи учебника, подбирать примеры, работать с дополнительными источниками

Конспект-схема

Фронтальный опрос




3

А. С. Пушкин. Личность поэта. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики: вольнолюбивая и философская лирика ,

1 ч.

Знать/понимать:

  • основные этапы жизненного пути и этапы творчества А.Пушкина;

  • основные мотивы лирики, содержание изучаемых произведений;

  • теоретические понятия: поэзия, лирические жанры, ритм, рифма, строфа; элегия, послание, сонет; ИВС, тема, идея, лирический герой; роман, проблематика, историзм; конфликт, герой, тип, образ автора, авторская позиция; реализм

Уметь:

  • воспроизводить и анализировать худ. текст: опр. тему и проблематику, хар-ть жанр, героев, видеть и опр. худ. ср-ва, высказывать свое мнение, сопоставлять истор. докум.тексты и худ. произведение, видеть авторскую позицию, участвовать в диалоге по прочитанному, находить черты реализма в творчестве писателя

Дифференцированный и комплексный анализ лирики

1.2

4

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии.

1 ч.

Выразительное чтение наизусть




5

А.С.Пушкин. Любовная лирика, тема природы. Совершенство пушкинского стиха.

1 ч.

Устный и письменный отзыв о стихотворении




6

А.С.Пушкин. «Медный всадник»: проблема власти, идея государственности.

1 ч.

Анализ средств воплощения авторской позиции: лирические отступления, эмоционально-оценочные слова и т.д.

Сопоставительный анализ эпизодов.

1.3

7

А.С.Пушкин. «Борис Годунов» Проблема народа и власти. Царь Борис и его противники и приспешники.

1 ч.

Характеристика героя




8

Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для литературы.

1 ч.

Эссе




9

М.Ю. Лермонтов. Своеобразие художественного мира, развитие в его творчестве пушкинских традиций.

1 ч.

Знать/понимать:

  • основные этапы жизненного пути и этапы творчества М.Лермонтова;

  • основные мотивы лирики, содержание изучаемых произведений

  • теоретические понятия: романтизм, лирический герой, элегия, психологизм; тема, идея, композиция, сюжет, послание как жанр лирики; характер, замысел, система образов, художественный образ.

Уметь:

  • сравнивать творчество Пушкина и Лермонтова;

  • анализировать поэт. текст: опр. тему и проблематику, характеризовать жанр, анализировать ИВС, высказывать свое мнение видеть авторскую позицию;

  • участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

  • находить черты реализма и романтизма в творчестве писателя

Составление сложного плана

1.4

10

М.Ю.Лермонтов. Романтизм и реализм в творчестве.

1 ч.

Анализ-пересказ




11

М.Ю.Лермонтов. Тема родины, поэта и поэзии, («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик», «»Сон») любви,

1 ч.

Выразительное чтение




12

М.Ю.Лермонтов. Мотив одиночества («И скучно и грустно», «Выхожу один я..»)

1 ч.

Отзыв, анализ ИВС

1.5

13

М.Ю.Лермонтов. Романтическое и реалистическое начало в лирике Лермонтова

1 ч.

Эссе




14

Н.В. Гоголь. Литература середины 19 века как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект».

1 ч.

Знать/понимать:

  • основные этапы жизненного пути и этапы творчества Н.Гоголя;

  • содержание изучаемых произведений;

  • теоретические понятия: повесть, сюжет, композиция, персонаж; язык, стиль, деталь; фантастика, ирония.

Уметь:

  • воспроизводить и анализировать худ. текст: опр. тему и проблематику, хар-ть жанр, героев, видеть и опр. худ. ср-ва, высказывать свое мнение, сопоставлять истор. докум. тексты и худ. произведение, видеть авторскую позицию, участвовать в диалоге по прочитанному, находить черты реализма в творчестве писателя;

  • работать с критической статьей, сравнивать разные точки зрения.

Тезисный конспект




15

Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести.

1 ч.

Пересказ-извлечение

1.6

16

«Нефантастическая фантастика» Гоголя.

1 ч.

Анализ произведения




17

^ Русская литература второй половины 19 века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы.

1 ч.

Знать/понимать:

  • авторов второй половины 19 века, их произведения

Уметь:

  • определять роль русской классики культурной жизни страны;

  • высказывать свое мнение;

  • уметь составлять конспект статьи







18

А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме.

1 ч.

Знать/понимать:

  • основные этапы жизненного пути и этапы творчества А.Н. Островского;

  • понимать роль Островского в развитии русской драматургии и театра;

  • особенности драм. произведения, содержание изучаемых произведений;

  • средства изображения героев;

  • способы выражения авторской позиции в драме;

  • теоретические понятия: биография писателя, драма как жанр, сюжет, конфликт, герой, тип, характер; идея, пафос, тематика, проблематика, язык, стиль произведения


Уметь:

  • воспроизводить и анализировать драм. текст: опр. тему и проблематику, характеризовать жанр, героев, видеть авторскую позицию; участвовать в диалоге по прочитанному, совершен. навыки выраз. чтения по ролям;

  • работать с критической статьей, сравнивать разные позиции, высказывать и доказывать свое мнение, участвовать в дискуссии, задавать вопросы и аргументировано отвечать, делать выводы

Устные сообщения по теме

1.7

19

А.Н.Островский. Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. ЕЁ столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини.

1 ч.

Тезисный конспект по дополнительным источникам

Выразительное чтение по ролям




20

А.Н.Островский. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.

1 ч.







21

А.Н.Островский. «Бесприданница». Лариса и её трагическая судьба.

1 ч.

Характер героини – анализ эпизода

1.8

21

А.Н.Островский. Быт и нравы русской провинции.

1 ч.







22

Сценическая история пьесы и её экранизация. Драматургическое мастерство Островского. Современные постановки пьес.

1 ч.

Инсценировка




23

Критика: Добролюбов, Григорьев А.А.

1 ч.

Сочинение- рассуждение

2.1

24

Тест по творчеству Островского.

1 ч.







25

И.А. Гончаров. Краткая биография писателя Общая характеристика 3 романов: «Обыкновенная история», «Обломов», « Обрыв».

1 ч.

Доклады

Сообщения




Знать/понимать:

  • основные этапы жизненного пути и этапы творчества И. А. Гончарова;

  • творческую историю романа, его жанровые особенности;

  • содержание изучаемых произведений;

  • способы выражения авторской позиции;

  • теоретические понятия: реализм. Роман, сюжет, система образов, герой, характер, тип, авторская позиция, антитеза, психологизм, диалог, внутренний монолог, деталь.

Уметь:

  • воспроизводить и анализировать худ. текст: опр.тему и проблематику, хар-ть жанр, героев, сопоставлять образы разных героев, опр.роль антитезы в романе, высказывать свое мнение , видеть авторскую позицию;

  • участвовать в диалоге по прочитанному;

  • уметь работать с критической статьей, сравнивать разные точки зрения;

  • анализировать эпизод, понимать роль второстепенных героев в произведении







26

И.А.Гончаров « Обломов». История создания. Особенности композиции. Прием антитезы в романе.

1 ч.

Эссе

2.2

27

И.А.Гончаров. Сущность характера героя, его мироощущения и судьба.

1 ч.

Сжатый пересказ

Составление плана




28

И.А.Гончаров. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении.

1 ч.

Анализ эпизодов

Сопоставление эпизодов
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconРабочая программа по предмету литература для учащихся 5 класса составлена...
Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом...

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconРабочая программа по немецкому языку в 6 классе составлена на основе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2004)

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 5 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе 8 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 4 класс...
Федерального компонента государственного стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана на...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, М., «Просвещение»...

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconРабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05....

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05....

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница