Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении»




Скачать 315.89 Kb.
НазваниеОбразовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении»
страница1/3
Дата публикации07.01.2014
Размер315.89 Kb.
ТипОбразовательная программа
lit-yaz.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северский лицей» Управления образования ЗАТО Северск


«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ

_______/Липовка В.О./ директора по УВР «Северский лицей»

Протокол №_____ от МБОУ «Северский лицей» _______/Батраченко Т.В./

«____»________2013г. ________/Брендакова Н.И./ Приказ №_______ от

«____»__________2013г. «____»_________2013г.


Образовательная программа курса

«Филологический анализ художественного текста

как способ построения авторской картины мира

в произведении»

Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

Чеботкова Любовь Васильевна




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 30.08.2013г.

Северск

2013

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Данный курс «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» предполагает создание необходимых условий для развития интеллектуальной одаренности в области гуманитарных наук (литература, русский язык, словесность). Он ориентирован на учащихся 7-10 классов, посещающих занятия школы «Развитие» (2-8 классы) и лицейского олимпиадного центра «Факел» (9-11 классы) и рассчитан на 4 года обучения по 35 часов ежегодно (35х4=140часов). Курс включает 4 модуля:

Модуль №1. «Лингвистический анализ художественного текста (ЛАХТ) как способ понимания авторской картины мира». 7 класс (35 часов).

Модуль №2. «Литературоведческий анализ художественного текста как способ понимания авторской картины мира». 8 класс (35 часов).

Модуль №3. «Филологический анализ художественного текста как интеграция литературоведческого и лингвистического подходов при построении авторской картины мира. Комплексный анализ прозаического текста». 9 класс (35 часов).

Модуль №4. «Филологический анализ художественного текста как интеграция литературоведческого и лингвистического подходов при построении авторской картины мира. Сопоставительный анализ стихотворений». 10 класс (35 часов).

Предлагаемая программа курса разработана с целью расширения знаний о теории текста, изучения способов глубинного постижения смысла литературного произведения, формирования навыков практической текстовой деятельности, развития культуры речевого общения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Знакомство с методиками лингвистического, литературоведческого и филологического анализов художественного текста.

  2. Освоение комплексного алгоритма филологического анализа прозаического и поэтического текстов.

  3. Использование освоенных алгоритмов (зафиксированных в схемах способов анализа) при восприятии и истолковании поэтических и прозаических текстов.

  4. Оценка освоенных способов анализа с точки зрения возможностей для восприятия, истолкования, оценки художественных произведений, возможностей наиболее глубокого проникновения в художественное пространство произведения и авторский мир.

В ходе работы обучающиеся должны освоить следующие методики:

  • Литературоведческий анализ, позволяющий анализировать и интерпретировать художественное произведение как единицу литературы.

  • Лингвистический анализ, выявляющий функциональную роль языковых единиц и их форм в речи: целесообразность выбора слов, оборотов речи, грамматических форм в соответствии с замыслом автора, особенности употребления средств языка в художественном тексте.

  • Филологический анализ как объединение литературоведческого и лингвистического подходов при анализе художественных произведений.

^ Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны научиться воспринимать художественный текст как сложный, неисчерпаемый феномен, открывать различные коды текста: предметный, языковой, ком­муникативный, сюжетно-композиционный, образно-культурологичес­кий, эстетический и др. Они должны научиться читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; создавать собственный текст, представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного; должны овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); научиться использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Данный курс позволяет готовить обучающихся к участию во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников по литературе, предполагающему мастерское владение всеми видами анализа художественного текста.

В обучении одаренных используются следующие подходы к разработке содержания учебных программ:

  1. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.

  2. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся  сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

^ Методы и средства обучения

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд. В целом, в обучении одаренных эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью.

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистантного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

^ Особенности организации занятий.

Учебный процесс носит интерактивный характер: обучающиеся участвуют в групповых дискуссиях, практических занятиях, выполняют индивидуальные задания.

^ Лекции используются для акцентирования внимания детей на основном материале.

Интерактивные практические занятия позволяют приобрести детям практические умения и навыки по каждой теме.

^ Выполнение заданий и упражнений индивидуально и в подгруппе (2-5 чел.) используется для расширения возможностей по применению на практике усвоенной теории. Занятия проводятся также с целью синтезировать полученные знания и умения по теме и предоставляют возможность преподавателю оценить эффективность изучения каждой темы.

^ Групповые дискуссии используются в рамках темы для расширения материала, представленного в лекции и для полного усвоения пройденного материала.

В ходе освоения курса каждый школьник обеспечивается раздаточным материалом, включающим осваиваемые алгоритмы, электронные учебно-методические пособия по темам курса.

^ Требования к технической оснащенности занятий по программе (привлечение информационных технологий).

Для проведения лекционных занятий требуется класс, оснащенный как минимум одним компьютером, проектором, экраном и доской.

Для проведения практических занятий требуется компьютерный класс (каждый ученик должен быть обеспечен компьютером).

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Цели и задачи курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении». Литература как вид искусства и форма общественного сознания. Литература и жизнь. Правда в жизни и в литературе. Начальные понятия о художественном мире литературного произведения. Особенности восприятия художественной литературы. Два вида художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Понятие «словесность», начальное представление о фольклоре, религиозной и светской литературе. Поэтическое слово и его особенности. Начальное представление о художественном вымысле и художественном образе. Текст как объект изучения. Особенности художественного текста.
^ Раздел 1. Лингвистический анализ художественного текста (ЛАХТ) как способ понимания авторской картины мира

Метод исследования, нацеленный на изучение языковых средств разных уровней в системе художественного текста с функционально-эстетической точки зрения, с точки зрения их соответствия авторскому замыслу и индивидуальной манере письма автора.

Виды ЛАХТ:

1) лингвистическое комментирование (полное и выборочное; синхронное, предваряющее, последующее);

2) полный поуровневый и частичный лингвистический анализ;

3) лингвопоэтический разбор (анализ не толь­ко языковых единиц, их отбора и особого структурирования, но и поэтики стихотворного произведения).

Лингвопоэтический разбор текста, включающий следующие данные: 1) место произведения в творчестве поэта; 2) освещение жанровых и тематических особенностей текста; 3) определение идеи произведения; 4) эмоциональной тональности; 5) ритмики, стихотворного размера, особенностей рифм; 6) описание художественных приемов и их ро­ли; 7) рассмотрение языковых средств в их соотнесенности с образным строем.
^ Раздел 2. Литературоведческий анализ художественного текста как способ понимания авторской картины мира

Художественный текст как произведение искусства, изучаемое в культурно-историческом контексте эпохи. Принадлежность текста определенному литературному направлению, жанровая специфика, композиция, об­разная система, тематика и проблематика произведения, его основ­ной пафос и художественное своеобразие. Внетекстовый фон: мировоззрение писателя, эстетическое кре­до, культурно-историческая эпоха и обстоятельства создания текста.

Содержание художественного текста как отраженный в нем фрагмент концептуальной картины мира автора, воплощен­ный в художественной (образной) форме с позиций определенного эстетического идеала.

Схема анализа художественного текста. Время и обстоятельства написания произведения. Место произведения в творчестве писателя.

Литературный род: эпос, лирика, драма. Жанр произведения. Основная проблематика произведения. Тема. Композиция. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность.

Образный строй произведения как форма выражения идеи. Художественные образы времени и пространства, образы повествователя и лирических героев, образы персонажей.

Идея как результат сложной аналитической обобщающей работы читательского сознания.

Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы), изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эстетических целях.

Хронотоп как «взаимосвязь временны́х и пространственных отношений. Авантюрное, историческое, бытовое, биографическое, биологически-возрастное время. Сюжетообразующие события, пространство произведения, активность и пассивность героев, их неизменность или преображение, перерождение, отношение к собственному «я». Хронотоп дороги и встречи, хронотоп провинциального города, хронотоп авантюрного и биографического времени, идиллический хронотоп и др. Сюжетное значение хронотопов. Изобразительное значение хронотопов.

Автор-создатель, автор-повествователь, автор-писатель.
^ Раздел 3. Филологический анализ художественного текста как интеграция литературоведческого и лингвистического подходов при построении авторской картины мира

Интегрированные, комплексные методики филологического анализа прозаического и поэтического текстов.

^ 3.1. Комплексный анализ прозаического текста

I. Общая (фоновая) характеристика.

Сведения об авторе текста, об особенностях его личности (биографический контекст). Отражение личностных особенностей автора в тексте (мировоззрение писателя, особенности эстетики). Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно-исторический контекст), и ее отражение в тексте. Злободневное и вечное.

Своеобразие авторского творческого метода, его связь с литературными направлениями эпохи. Литературное направление (течение), в русле которого создавался текст. Отражение в тексте особенностей того или иного художественного метода (литературный контекст).

Особенности творческой истории произведения. Место произведения в контексте творчества автора и в русской литературе вообще.

II. Идейно-тематическое своеобразие произведения (авторская концепция мира и человека).

Тематика произведения (конкретно-историческая или вечная). Проблематика текста (мифологическая, национальная, нравоописательная, социокультурная, философская и др.) Идейный мир: авторские оценки, авторский идеал, художественная идея, эмоциональная окрашенность, пафос произведения (эпико-драматический, героический, романтический, трагический, сентиментальный, комический (юмора, сатиры, иронии), пафос инвективы и т.д.)

III. Своеобразие художественной формы произведения.

Родовая и жанровая специфика. Время и пространство произведения. Свойства изображенного мира (жизнеподобие или фантастика, сюжетность или описательность).

Сюжет как система событий, составляющая содержание действия литературного произведения. Специфика конфликта и характер его развития в произведении.

Композиция. Характер построения, расположения, организации элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Интерьер как элемент композиции.

Внесюжетные элементы (описание, т.е. изображение внешнего мира: пейзажа, портрета, мира вещей или устойчивого жизненного уклада, авторские отступления и вставные эпизоды).

Образная система произведения, ее связь с проблематикой. Персонажи. Персонаж и писатель (герой и автор). Портрет. Деталь (детали-подробности, детали-символы, психологические детали). Речь. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка, дневники, сны и т.п. Образ повествователя или рассказчика.

Сильные позиции текста (заголовок, эпиграф, начало текста, финал текста).

Стилистика текста.

Лексика (сниженная, возвышенная, нейтральная лексика, стилистические функции многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, историзмов и архаизмов, неологизмов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, терминов, профессионализмов, канцеляризмов, жаргонизмов и арготизмов; стилистическое использование экспрессивно окрашенной лексики и фразеологических средств, неологизмов).

Стилистическое использование возможностей словообразования.

Стилистическое использование различных частей речи.

Стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные и вставные конструкции, разные типы сложного предложения, различные обороты, период, прямая и несобственно-прямая речь, цитаты).

Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). К тропам относятся: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, символ, ирония (не путать с типологической разновидностью пафоса!), оксиморон (или оксюморон), перифраз и др. К важнейшим синтаксическим фигурам относятся эпитет, различные виды повторов, антитеза, восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, градация, бессоюзие, многосоюзие, эллипсис, инверсия и др.

Другие составляющие текста (каламбур, палиндром, анаграмма; аллюзии, реминисценции).

Фоника (звуковая организация художественной речи).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» iconПрограмма элективного курса "Филологический анализ художественного текста"
Содержание курса опирается на методические разработки и рекомендации Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарина, Н. А. Николиной и сочетает два...

Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» iconРабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как...
Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет такую возможность

Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» iconАнализ текста. Теория и практика», рабочая программа элективного...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Анализ текста. Теория и практика»

Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» iconРабочая программа Особенности постструктуралистского анализа текста принципы построения курса
Задачи спецкурса: познакомить студентов с новыми поисками современного литературоведения и научить практически использовать эти знания...

Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» iconТема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» iconСценарий утренника «Снегоежка и Дед Мороз»
Вводить детей в мир художественного образа, как условия восприятия эстетического созерцания мира в музыке, в художественном т произведении,...

Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» iconРабочая программа по Элективному курсу «Поэтика» Класс 11 Б
Программа составлена на основе программы элективного курса Е. А. Зининой «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного...

Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» icon«Филологический анализ текста»
Понятие «антропоцентризм» в рамках концептуального анализа относится к (допускается несколько ответов)

Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» iconЛингвистический анализ художественного текста
Образца разбора помогут читателю разобраться в схемах и анализировать с их помощью как стихи, так и художественную прозу

Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» iconУрока: повторить и систематизировать зун уч-ся по анализу художественного...
Анализ текста с точки зрения подготовки к письменному экзамену по русскому языку; подготовка к сочинению-рассуждению



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница