Скачать 315.89 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северский лицей» Управления образования ЗАТО Северск «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ _______/Липовка В.О./ директора по УВР «Северский лицей» Протокол №_____ от МБОУ «Северский лицей» _______/Батраченко Т.В./ «____»________2013г. ________/Брендакова Н.И./ Приказ №_______ от «____»__________2013г. «____»_________2013г. Образовательная программа курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Чеботкова Любовь Васильевна Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2013г. Северск 2013 ^ Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Данный курс «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении» предполагает создание необходимых условий для развития интеллектуальной одаренности в области гуманитарных наук (литература, русский язык, словесность). Он ориентирован на учащихся 7-10 классов, посещающих занятия школы «Развитие» (2-8 классы) и лицейского олимпиадного центра «Факел» (9-11 классы) и рассчитан на 4 года обучения по 35 часов ежегодно (35х4=140часов). Курс включает 4 модуля: Модуль №1. «Лингвистический анализ художественного текста (ЛАХТ) как способ понимания авторской картины мира». 7 класс (35 часов). Модуль №2. «Литературоведческий анализ художественного текста как способ понимания авторской картины мира». 8 класс (35 часов). Модуль №3. «Филологический анализ художественного текста как интеграция литературоведческого и лингвистического подходов при построении авторской картины мира. Комплексный анализ прозаического текста». 9 класс (35 часов). Модуль №4. «Филологический анализ художественного текста как интеграция литературоведческого и лингвистического подходов при построении авторской картины мира. Сопоставительный анализ стихотворений». 10 класс (35 часов). Предлагаемая программа курса разработана с целью расширения знаний о теории текста, изучения способов глубинного постижения смысла литературного произведения, формирования навыков практической текстовой деятельности, развития культуры речевого общения. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
В ходе работы обучающиеся должны освоить следующие методики:
^ Обучающиеся должны научиться воспринимать художественный текст как сложный, неисчерпаемый феномен, открывать различные коды текста: предметный, языковой, коммуникативный, сюжетно-композиционный, образно-культурологический, эстетический и др. Они должны научиться читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; создавать собственный текст, представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного; должны овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); научиться использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Данный курс позволяет готовить обучающихся к участию во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников по литературе, предполагающему мастерское владение всеми видами анализа художественного текста. В обучении одаренных используются следующие подходы к разработке содержания учебных программ:
^ Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд. В целом, в обучении одаренных эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистантного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. ^ Учебный процесс носит интерактивный характер: обучающиеся участвуют в групповых дискуссиях, практических занятиях, выполняют индивидуальные задания. ^ используются для акцентирования внимания детей на основном материале. Интерактивные практические занятия позволяют приобрести детям практические умения и навыки по каждой теме. ^ используется для расширения возможностей по применению на практике усвоенной теории. Занятия проводятся также с целью синтезировать полученные знания и умения по теме и предоставляют возможность преподавателю оценить эффективность изучения каждой темы. ^ используются в рамках темы для расширения материала, представленного в лекции и для полного усвоения пройденного материала. В ходе освоения курса каждый школьник обеспечивается раздаточным материалом, включающим осваиваемые алгоритмы, электронные учебно-методические пособия по темам курса. ^ Для проведения лекционных занятий требуется класс, оснащенный как минимум одним компьютером, проектором, экраном и доской. Для проведения практических занятий требуется компьютерный класс (каждый ученик должен быть обеспечен компьютером). ^ Введение Цели и задачи курса «Филологический анализ художественного текста как способ построения авторской картины мира в произведении». Литература как вид искусства и форма общественного сознания. Литература и жизнь. Правда в жизни и в литературе. Начальные понятия о художественном мире литературного произведения. Особенности восприятия художественной литературы. Два вида художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Понятие «словесность», начальное представление о фольклоре, религиозной и светской литературе. Поэтическое слово и его особенности. Начальное представление о художественном вымысле и художественном образе. Текст как объект изучения. Особенности художественного текста. ^ Метод исследования, нацеленный на изучение языковых средств разных уровней в системе художественного текста с функционально-эстетической точки зрения, с точки зрения их соответствия авторскому замыслу и индивидуальной манере письма автора. Виды ЛАХТ: 1) лингвистическое комментирование (полное и выборочное; синхронное, предваряющее, последующее); 2) полный поуровневый и частичный лингвистический анализ; 3) лингвопоэтический разбор (анализ не только языковых единиц, их отбора и особого структурирования, но и поэтики стихотворного произведения). Лингвопоэтический разбор текста, включающий следующие данные: 1) место произведения в творчестве поэта; 2) освещение жанровых и тематических особенностей текста; 3) определение идеи произведения; 4) эмоциональной тональности; 5) ритмики, стихотворного размера, особенностей рифм; 6) описание художественных приемов и их роли; 7) рассмотрение языковых средств в их соотнесенности с образным строем. ^ Художественный текст как произведение искусства, изучаемое в культурно-историческом контексте эпохи. Принадлежность текста определенному литературному направлению, жанровая специфика, композиция, образная система, тематика и проблематика произведения, его основной пафос и художественное своеобразие. Внетекстовый фон: мировоззрение писателя, эстетическое кредо, культурно-историческая эпоха и обстоятельства создания текста. Содержание художественного текста как отраженный в нем фрагмент концептуальной картины мира автора, воплощенный в художественной (образной) форме с позиций определенного эстетического идеала. Схема анализа художественного текста. Время и обстоятельства написания произведения. Место произведения в творчестве писателя. Литературный род: эпос, лирика, драма. Жанр произведения. Основная проблематика произведения. Тема. Композиция. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность. Образный строй произведения как форма выражения идеи. Художественные образы времени и пространства, образы повествователя и лирических героев, образы персонажей. Идея как результат сложной аналитической обобщающей работы читательского сознания. Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы), изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эстетических целях. Хронотоп как «взаимосвязь временны́х и пространственных отношений. Авантюрное, историческое, бытовое, биографическое, биологически-возрастное время. Сюжетообразующие события, пространство произведения, активность и пассивность героев, их неизменность или преображение, перерождение, отношение к собственному «я». Хронотоп дороги и встречи, хронотоп провинциального города, хронотоп авантюрного и биографического времени, идиллический хронотоп и др. Сюжетное значение хронотопов. Изобразительное значение хронотопов. Автор-создатель, автор-повествователь, автор-писатель. ^ Интегрированные, комплексные методики филологического анализа прозаического и поэтического текстов. ^ I. Общая (фоновая) характеристика. Сведения об авторе текста, об особенностях его личности (биографический контекст). Отражение личностных особенностей автора в тексте (мировоззрение писателя, особенности эстетики). Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно-исторический контекст), и ее отражение в тексте. Злободневное и вечное. Своеобразие авторского творческого метода, его связь с литературными направлениями эпохи. Литературное направление (течение), в русле которого создавался текст. Отражение в тексте особенностей того или иного художественного метода (литературный контекст). Особенности творческой истории произведения. Место произведения в контексте творчества автора и в русской литературе вообще. II. Идейно-тематическое своеобразие произведения (авторская концепция мира и человека). Тематика произведения (конкретно-историческая или вечная). Проблематика текста (мифологическая, национальная, нравоописательная, социокультурная, философская и др.) Идейный мир: авторские оценки, авторский идеал, художественная идея, эмоциональная окрашенность, пафос произведения (эпико-драматический, героический, романтический, трагический, сентиментальный, комический (юмора, сатиры, иронии), пафос инвективы и т.д.) III. Своеобразие художественной формы произведения. Родовая и жанровая специфика. Время и пространство произведения. Свойства изображенного мира (жизнеподобие или фантастика, сюжетность или описательность). Сюжет как система событий, составляющая содержание действия литературного произведения. Специфика конфликта и характер его развития в произведении. Композиция. Характер построения, расположения, организации элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Интерьер как элемент композиции. Внесюжетные элементы (описание, т.е. изображение внешнего мира: пейзажа, портрета, мира вещей или устойчивого жизненного уклада, авторские отступления и вставные эпизоды). Образная система произведения, ее связь с проблематикой. Персонажи. Персонаж и писатель (герой и автор). Портрет. Деталь (детали-подробности, детали-символы, психологические детали). Речь. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка, дневники, сны и т.п. Образ повествователя или рассказчика. Сильные позиции текста (заголовок, эпиграф, начало текста, финал текста). Стилистика текста. Лексика (сниженная, возвышенная, нейтральная лексика, стилистические функции многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, историзмов и архаизмов, неологизмов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, терминов, профессионализмов, канцеляризмов, жаргонизмов и арготизмов; стилистическое использование экспрессивно окрашенной лексики и фразеологических средств, неологизмов). Стилистическое использование возможностей словообразования. Стилистическое использование различных частей речи. Стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные и вставные конструкции, разные типы сложного предложения, различные обороты, период, прямая и несобственно-прямая речь, цитаты). Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры). К тропам относятся: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, символ, ирония (не путать с типологической разновидностью пафоса!), оксиморон (или оксюморон), перифраз и др. К важнейшим синтаксическим фигурам относятся эпитет, различные виды повторов, антитеза, восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, градация, бессоюзие, многосоюзие, эллипсис, инверсия и др. Другие составляющие текста (каламбур, палиндром, анаграмма; аллюзии, реминисценции). Фоника (звуковая организация художественной речи). |
![]() | Содержание курса опирается на методические разработки и рекомендации Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарина, Н. А. Николиной и сочетает два... | ![]() | Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет такую возможность |
![]() | Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Анализ текста. Теория и практика» | ![]() | Задачи спецкурса: познакомить студентов с новыми поисками современного литературоведения и научить практически использовать эти знания... |
![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | ![]() | Вводить детей в мир художественного образа, как условия восприятия эстетического созерцания мира в музыке, в художественном т произведении,... |
![]() | Программа составлена на основе программы элективного курса Е. А. Зининой «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного... | ![]() | Понятие «антропоцентризм» в рамках концептуального анализа относится к (допускается несколько ответов) |
![]() | Образца разбора помогут читателю разобраться в схемах и анализировать с их помощью как стихи, так и художественную прозу | ![]() | Анализ текста с точки зрения подготовки к письменному экзамену по русскому языку; подготовка к сочинению-рассуждению |