Скачать 0.59 Mb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Криничанская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету литературное чтение 2 класс на 2013 – 2014 учебный год Составитель: Коваленко Клавдия Тимофеевна учитель начальных классов ^ Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 153 учебных часа в год, 4,5 часа в неделю. Программа базового уровня, модифицированная. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
на 2012 – 2013 учебный год.
^ решаемые при реализации рабочей программы, определены с учетом особенностей муниципального образования и в соответствии с Примерными программами начального общего образования. Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Курс литературного чтения призван решить ряд задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. Обоснованием выбора данной авторской программы является то, что она входит в УМК «Школа России», по которому работают начальные классы муниципального образования. Кроме того, она наиболее соответствует уровню подготовленности и развития учащихся данного муниципального образования. Комплект «Школа России» представляет собой модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющую полное программно – методическое обеспечение. Комплект реализует федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области и учебные предметы. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных обязательных программ, отнесены к элементам дополнительно (необязательного) содержания. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение всё лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребёнка. Приоритетным направлением для данной концепции является духовно – нравственное развитие ребёнка, утверждающее такие человеческие ценности, как согласие, сотрудничество и взаимопонимание. В концепции изложены идеи как общепедагогические. Так и конкретно – методического характера, что гарантирует достижение положительных результатов и обеспечение слияние обучения, развития, и воспитания младших школьников в единый органичный процесс образования. Концептуальные основы комплекта «Школа России»:
Основные цели и задачи предмета Цель:
Задачи:
В начальном обучении предмет «Литературное чтение» занимает одно из ведущих мест, так как направлен на формирование коммуникативной и читательской компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Литературное чтение» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении чтения во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. ^ «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. ^ На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. ^ Курс «Литературное чтение» во 2 классе рассчитан на 170 часа: 5 часа в неделю, 34 рабочих недели. С целью расширенного изучения ряда тем добавлено 1 часа за счёт школьного компонента. ^ Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ^
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
![]() | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс) составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л.... | ![]() | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы |
![]() | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | ![]() | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской... |
![]() | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской... | ![]() | Образования и науки рф, в соответствии с примерной образовательной программой “Планета знаний”, программой по предмету «Литературное... |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:... | ![]() | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основании следующих документов |
![]() | Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., Виноградской Л. А., Горецкого В. Г. М., «Просвещение», 2011... | ![]() | Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы по предмету «Литературное чтение»... |