Скачать 0.52 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Вступление ........................................................................ 5 I. Интерактивные технологии кооперативного обучения на уроках на уроках русского языка .......... 6
II. Технологии коллективно-группового обучения…... 10
III. Система уроков по теме «Лексикология» 5 класс. Урок-путешествие. Понятие о лексике и лексикологи …………………….. 13 Однозначные и многозначные слова. Способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова ………………. 19 Прямое и переносное значение слов. Способы переноса значения слов …………………….. 23 Группы слов по значению. Омонимы ........................... 28 Группы слов по значению. Синонимы. Ознакомление со словарём синонимов.......................... 32 Антонимы. Ознакомление со словарём антонимов...... 37 Развитие связной речи. Сочинение-описание животного по личным наблюдениям ................................................................... 42 Урок-игра. Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Лексикология» ................................................. 48 Тематическая контрольная работа. Лексикология. Грамматические задания. Аудирование..................................................................... 55 Использованная литература ........................................... 63 ВСТУПЛЕНИЕ «Педагогическая идея – это воздух, в котором расправляет крылья педагогическое творчество». (В. Сухомлинский). В современном мире образование должно быть социальной и духовной опорой жизни и деятельности людей. Для современного общества внедрение интерактивных технологий в обучение имеет огромное значение. Цель новой программы 12-летней школы по русскому языку заключается в том, что ученик должен осознать русский язык как национальную и общечеловеческую ценность; усвоить сведения о языке как национально-культурном феномене, как духовную ценность русского народа; освоить богатство словаря и грамматического строя русского языка; овладеть всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования русского языка в разных сферах общения. Эту цель можно осуществить при условии, когда учебный процесс происходит при постоянном и активном взаимодействии всех учащихся. При интерактивном обучении ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обдуманные решения. Работая над этой проблемой, изучила опыт мировых и отечественных педагогов, в частности, С.Руссовой, М.Монтессори, В.Сухомлинского, Л.Выготского, Эльконина-Давыдова. Парная и групповая работа организуется как на уроках усвоения, так и на уроках применения знаний, умений и навыков. Интерактивные технологии на уроках русского языка являются важной составляющей личностно-ориентированного обучения. Активность ученика как соавтора учебно-воспитательного процесса обеспечивается на всех его этапах. ^ Никогда не употребляйте слово «распределяться», «распределять» детей на пары, на тройки, на группы. Ученики объединяются. Из объединённых учеников вырастают взрослые, способные объединяться и работать вместе, вырастает объединённая страна, государство или нация.
(«Думать, работать в паре, обмениваться мыслями»). ![]() ![]() Работа в парах даёт учащимся время подумать, обменяться идеями с партнёром, и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения переубеждать и вести дискуссию. При изучении темы «Виды предложений по цели высказывания» предлагаю путешествие в сказочную страну А.С. Пушкина. Задание: определите типы предложений по цели высказывания. Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался? Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь; А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь. («Сказка о попе и о работнике его Балде») «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли – Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она. Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? («Сказка о царе Салтане») Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их семеро вошло. … Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») «Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей». «Что ты, баба, белены объелась?..» «Ступай к морю, говорят тебе честью, Не пойдёшь, поведут поневоле». Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. («Сказка о рыбаке и рыбке») При закреплении темы «Главные и второстепенные члены предложения» предлагаю учащимся составить предложения по данным схемам и объяснить знаки препинания. Минутка эрудита. (Схемы разноуровневые). .
![]()
.
.
2. Карусель ![]() Э ![]() Изучая тему «Звуки речи и знаки письма, их роль в речи», дети обсуждают проблему происхождения устной и письменной речи (звуков и букв) и их основных признаков. 3 ![]() ![]() Этот вариант кооперативного обучения является формой деятельности учащихся в малых группах. Он эффективен для развития навыков общения в малой группе, совершенствования умения дискутировать и аргументировать свою мысль. Целесообразность применения этого метода видна при изучении темы «Употребление мягкого знака. Разделительные Ъ и Ь знаки». Объединяю детей в группы по 5 человек. Задание: назовите общие и различительные признаки разделительных Ъ и Ь знаков. После дискуссии и общего решения предлагаю распределительный диктант. Семья, обезьяна, объединение, ручьи, подъезд, разъехаться, бурьян, подъехать, тенью. ^ К ним относятся «интерактивные» технологи, которые предвидят одновременную общую (фронтальную) работу всего класса. 1 ![]() Эта технология даёт возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопросы или высказывая свою мысль и позицию. На уроке развития связной речи, знакомя учащихся с основними правилами общения, разыгрываем ситуацию «В библиотеке». На доске записан перечень вопросов для библиотекаря и ученика.
Этот приём даёт возможность основательно работать над формой высказывания собственных идей, сравнивать их с другими; даёт присутствующим возможность преодолевать стереотипы, свободней высказываться по предложенным темам, отрабатывать умения говорить кратко, но по существу и убедительно. Тема: Второстепенные члены предложения. Учитель формулирует незаконченные предложения, а дети должны их закончить.
3. Мозговой штурм Побуждает учащихся проявлять воображение и творчество, даёт возможность им свободно высказывать свои мысли. Цель «мозгового штурма» - собрать как можно больше идей по данной проблеме от всех учеников на протяжении ограниченного периода времени. Актуализируя опорные знания учащихся, предлагаю проблемные вопросы: а) Что общего во всех словах? б) Являются ли формы слова однокоренными? в) Основа слова – это корень? Личностно-ориентированное обучение – важная составляющая итерактивного обучения. Изучая тему «Словосочетание, его роль в языке, главное и зависимое слово», учащиеся окунаются в мир поэзии и выполняют следующие задания: I группа – подчеркнуть подлежащее и сказуемое, надписать, какими частями речи выражены. II группа – выписать предложение, которое соответствует схеме, и установить связь слов в предложении.
III группа – составить и записать предложения со словосочетаниями (золотая осень, дивная пора, разноцветные наряды). Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной! (А.А.Фет) Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… (А.Н.Майков) И очень тихою водой Вступает в пёстрый терем свой. (И.Бунин) ^ Система уроков по теме «Лексикология» Тема: Понятие о лексике и лексикологии. Цель: актуализировать знания учащихся о слове, его лексическом значении; познакомить с понятием «добавочные значения слова»; развивать устную речь учащихся, абстрактное мышление, воображение; показать богатство русского языка; воспитывать культуру общения. ^ «Язык – духовная ценность». Темы высказываний учащихся: «Загадки мира слов». Оборудование: учебник, карта путешествия, толковый словарь, карточки, загадочные конверты. ^ Урок-путешествие. Методы и приёмы: воображаемое путешествие, работа в малых группах, сообщение консультантов, работа со словарём, микрофон, лингвистические игры. ^
На доске записан девиз урока. Будем русский язык дружно изучать. Разберём каждое слово, Чтоб его нам лучше знать. 1) Учитель предлагает отгадать загадку. Что за птица: Песен не поёт, гнезда не вьёт, Людей и груз несёт? Ответ (Самолёт, вертолёт)
Королевство «Лексикология» ![]()
1. Остановка «Город Лексики». Инструктаж к полёту. (Обращаемся к учебнику с. 122). а) Займи позицию. Да Нет
б) Рассказ учителя. Слово! Как много в нём сокрыто тайн! Резец оживляет камень, кисть наполняет краски живым дыханием, звуки воздействуют на душу, заставляют лить слёзы, а слово, простое слово, объемлет всё. Нет власти волшебнее и чудесней. Всё, что есть в природе прекрасного и уродливого, благородного и низменного, отважного и трусливого, великодушного и подлого, великого и ничтожного, - всё заключено в слове. 2. Остановка. Остров. «Однозначные и многозначные слова». а) Учащиеся получают карточки со словами. Задача состоит в том, чтобы распределить в 1 столбик слова, имеющие одно значение, во 2 столбик – слова, имеющие несколько значений. Звонок, книга, тяжёлый, расстроить, тетрадь, хвост. - Дополните эти столбики своими примерами. Учащиеся делают вывод о том, что в русском языке есть слова, имеющие одно или несколько значений. б) Задание по выбору. Составьте и запишите два предложения с данными словами. в) Игра «Клад пиратов». Дети представляют себе, что оказались на острове многозначных слов. Исследуя эту местность, нашли клад.
Учащиеся приводят примеры многозначных слов (по цепочке). 3. Учитель. Продолжая наш полёт, остановимся на поляне прямого и переносного значения. а) Запишите одним словом. Часы из золота – Изделия из камня – б) Работа в малых группах. Составьте и запишите (комментировано) всевозможные словосочетания со словом золотые, каменный. Учащиеся в результате проделанной работы делают вывод, что слова могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. в) Выборочный диктант. Соберите букет словосочетаний, где употребляются слова в переносном значении. Плеснуло утро птичьим гомоном По изумлённой тишине… Бутон пугливо вздрогнул лепестками, Лишь крупная оранжевая бабочка Его коснулась бархатным крылом, Ко мне в подол уткнулось солнце И золотом забрызгало колени… 4.Учитель. А сейчас мы пролетаем над Горами слов по значению. а) Картинный диктант. Солнышко, лисички, ключ, ручка, лук, боксёр. Работа в парах. Учащиеся получают конверты, в которых находятся разрезанные буквы слова О М О Н И М Ы, и читают его. Вывод: записанные слова являются омонимами. Микрофон. Учащиеся высказываются, почему эти слова являются омонимами. б) Пик Синонимов. Учитель зачитывает слова: влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.
Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть, чтобы полюбоваться окрестными местами. в) Игра «Наоборот». Учитель читает стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра», дети хором называют недостающие слова. Скажу я слово Высоко, А ты ответишь? ... (Низко). Скажу я слово Далеко, А ты ответишь? ... (Близко). Скажу я слово Трус, Ответишь ты … (Храбрец). Теперь начало Я скажу, - Ну, отвечай … (Конец)!
5. Сообщение учеников-консультантов. а) Эмоционально окрашенные слова. б) Слова, имеющие стилистическую окраску. Задание: Замените записанные выражения эмоционально окрашенными словами. Простой, простодушный человек (простак); ленивый мальчик (лентяй); болтливый человек (болтун), глупый малыш (глупыш); безвольный, бесхарактерный человек (слюнтяй); неразговорчивая девочка (молчунья). III. Итог урока. ^ Вспомните наше воображаемое путешествие и напишите сочинение-миниатюру о понравившейся вам остановке. |
![]() | Работая в 8 классе по литературе, использую учебник «Литература» в 2 частях М. Просвещение, 2012. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв,... | ![]() | Лакуна – пропуск. Лексикология синхронна и диахронна (историческая). Синхронная изучает лексику на одном временном срезе. Диахронная... |
![]() | К. Кауфман, М. Кауфман “Happy English ru”. Данный урок рассматривается как один из серии обобщающих уроков по теме «Прошедшее время»... | ![]() | «Модальные глаголы», активизировать в речи учащихся лексику по теме «Окружающая среда» |
![]() | Цель: Побудить учащихся к творческому самовыражению, мобилизовать и организовать творческую деятельность по предложенной теме, обеспечить... | ![]() | Методический комплекс: Петерсон Л. Г. Математика. 4 класс. – М.: Издательство «Ювента», 2003 |
![]() | Цель урока: Изображение «образного дерева», используя совмещенную технику гуаши и мелков | ![]() | Цель. Повторить и углубить знания учеников об имени числительном, как самостоятельной части речи |
![]() | Развивать умения писать личные письма, навыки устной речи по теме «Взаимоотношения в семье» | ![]() | Методическая разработка цикла уроков основ безопасности жизнедеятельности по теме «Раны» для 8 классов |