Раздел, тема учебного предмета (курса)
| Кол-во
часов
| Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
| Средства обучения
| Вид контроля
|
Введение Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература и другие виды искусства.
| 1 1
|
1.Знать определения «художественный образ»
и «образность».
2.Уметь различать виды искусства.
3.Уметь понимать разницу между художественной
и научной литературой.
|
Тексты различных стилей.
Репродукции картин.
|
|
^ Народные песни. Исторические и
лирические песни.
| 3 1
|
1.Знать отличительные особенности историических
и лирических песен.
2.Уметь выразительно читать народные песни.
|
Тексты песен.
|
Выразительное
чтение.
|
К. Паустовский «Колотый сахар».
| 1
| 1.Знать об авторах и собирателях народных песен.
2.Знать, что песня выражает душу народа, и поэтому
находят общий язык великий поэт и простой крестья-
нин.
| Портрет
К. Г. Паустовского
|
|
Вн. чт. Из сборников авторских песен.
| 1
| 1.Знать о современной авторской песне, представ-
ленной в творчестве Высоцкого, Окуджавы, Галича,
Визбора, Кима и др.
|
|
|
^ А. Толстой «Земля оттич и дедич».
| 4 1
|
1.Знать, когда создана статья, какое влияние она оказывала на защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.
|
Портрет
А. Толстого.
|
|
Люди Древней Руси. «Житие преподобного
Сергия Радонежского» (Б. Зайцев).
| 1
| 1.Знать об особенностях древнерусской литературы,
закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литера-
туры; определение жанра жития.
2.Знать, что Сергий Радонежский – подвижник,
духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных
дел Дмитрия Донского.
3.Уметь видеть особенности авторского стиля, языка.
| Иллюстрации картин
В. Сурикова «Боярыня
Морозова», Нестеров
«Видение».
|
|
«Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное».
| 1
| 1.Знать, что житие Аввакума – первое автобиографии-
ческое произведение в русской литературе.
2.Знать о личности протопопа Аввакума; понять
причины написания жития самим Аввакумом.
|
|
|
Вн. чт. «Сказание о Борисе и Глебе». НРК Азбука юного гражданина
Республики Коми.
| 1
| 1.Знать, что «Сказание о Борисе и Глебе» - памятник
древнерусской литературы, посвящённый истории
убийства сыновей князя Владимира Крестителя,
Бориса и Глеба, позднее канонизированных в лике
мучеников.
2.Знать о личности Стефана Пермского.
3.Уметь видеть особенности авторского стиля,
языка.
|
|
|
Русская литература XIX века
А. С. Пушкин. О писателе. Творческая
история повести «Капитанская дочка».
| 26 + 5р/р 1
|
1.Знать основные этапы жизненного и творческого
пути писателя.
2.Знать творческую историю написания повести
«Капитанская дочка».
|
Колокольцева Е. Н.
А. С. Пушкин в портретах
и иллюстрациях.
Демонстрационный
материал по литературе
для 7 класса.
|
|
А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
Проблема чести, достоинства, нравственного
выбора в повести.
| 1
| 1.Знать о пути духовного становления Гринева, его
роли в произведении, формировании характера
и взглядов.
| Иллюстрации к повести
«Капитанская дочка».
Альбом «А. С. Пушкин»,
8 класс.
|
|
А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
Падение Белогорской крепости.
| 1
| 1.Уметь выяснять изменение взгляда рассказчика
на жизнь; устанавливать, какими он видит людей
и события на разных этапах своего развития; пони-
мать, в чем его оценки верны, в чем ошибочны,
о чем он вообще умалчивает.
| Иллюстрации к повести
«Капитанская дочка».
Альбом «А. С. Пушкин»,
8 класс.
|
|
А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
Изображение народной войны и ее вождя.
| 1
| 1.Знать художественные особенности повести.
2.Уметь проследить по тексту, как каждая встреча
Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры
героев какими-то новыми сторонами.
3.Уметь видеть глубину и обаяние личности
Пугачева.
| Иллюстрации к повести
«Капитанская дочка».
Альбом «А. С. Пушкин»,
8 класс.
|
|
А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
Становление личности Петра Гринева под
влиянием «благих потрясений».
| 1
| 1.Знать определение художественного образа-
характера.
2.Уметь систематизировать материал по образу
Петра Гринева; видеть те изменения, которые
происходят в душе героя под влиянием встреч с
Пугачевым.
| Репродукции картин
художника А. Н. Бенуа
«Встреча с Пугачевым»,
иллюстрации к «Капитанской
дочке» художника
С.Герасимова.
|
|
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ
Маши Мироновой. Смысл названия
повести.
| 1
| 1.Знать определение художественного образа-харак-
тера.
2.Уметь систематизировать изученный материал
по образу Маши Мироновой; раскрывать смысл
названия повести.
| Иллюстрации к повести
«Капитанская дочка».
Альбом «А. С. Пушкин»,
8 класс.
Репродукции картин
художника С.Герасимова.
|
|
Р. р. Сочинение по повести
А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»
| 1
| 1.Уметь писать сочинение; выражать свое отноше-
ние к предложенным темам.
|
| Сочинение.
|
Вн. чт. А. С. Пушкин «Метель».
| 1
| 1.Знать текст повести; нравственные проблемы,
которые поднимает писатель в своем произведении.
|
|
|
М. Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.
Кавказ в жизни и творчестве поэта. Анализ
стихотворения «Кавказ».
| 1
| 1.Уметь трактовать символические образы в лирике.
2.Знать определения сравнения, композиции,
пейзажа.
3. Уметь анализировать текст.
| Портрет
М. Ю. Лермонтова.
| Чтение наизусть.
|
М. Ю. Лермонтов. Тема узничества, тюрьмы
в творчестве Лермонтова. Анализ
стихотворений «Сосед», «Пленный рыцарь».
| 1
| 1.Знать о теме узничества (тюрьма) в лирике поэта;
иметь представление о лирическом герое.
2.Уметь трактовать символические образы в лирике.
3.Уметь анализировать текст.
|
| Чтение наизусть.
|
М. Ю. Лермонтов. Поздняя лирика.
«Завещание». Художественный образ в
лирике.
| 1
| 1.Знать, что данное стихотворение построено как
предсмертный монолог героя, обращенный, по-види-
мому, к его боевому товарищу.
|
| Выразительное
чтение.
|
М. Ю. Лермонтов «Мцыри». История
создания поэмы, тема и идея произведения,
значение эпиграфа. Жанр и композиция
поэмы.
| 1
| 1.Знать историю создания поэмы.
2.Уметь выявлять структурные особенности
произведения.
| Иллюстрации к поэме.
Музыкальные записи.
|
|
М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри
в поэме.
| 1
| 1.Уметь давать характеристику Мцыри, проникать
в замысел автора, выявлять способы раскрытия
образа главного героя поэмы.
| Иллюстрации к поэме.
|
|
М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Своеобразие
поэмы. Тема и идея художественного
произведения.
| 1
| 1.Уметь делать выводы об особенностях поэмы
«Мцыри» как романтического произведения.
| Иллюстрации к поэме.
| Чтение наизусть.
|
Р. р. Сочинение по поэме
М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
| 1
| 1.Уметь писать сочинение; выражать свое отношение к предложенным темам.
|
| Сочинение.
|
Н. В. Гоголь. Великий сатирик о себе. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».
| 1
| 1.Знать этапы жизненного и творческого пути
писателя.
2.Знать особенности комедии как жанра литературы;
определения сатиры и юмора.
3.Уметь раскрывать идейный замысел комедии и
особенности композиции комедии.
| Портрет Н. В. Гоголя.
|
|
Н. В. Гоголь «Ревизор». Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии.
| 1
| 1.Уметь раскрывать жизненную основу комедии;
понимать обстоятельства, привлекшие чиновников
к их роковой ошибке.
| Видеозапись «Ревизора».
Иллюстрации художников
к «Ревизору».
|
|
Н. В. Гоголь «Ревизор». Хлестаков и
Хлестаковщина. Мастерство Н. В. Гоголя в
создании образа Хлестакова.
| 1
| 1.Уметь давать характеристику герою; понимать,
что такое Хлестаковщина.
| Видеозапись «Ревизора».
Иллюстрации художников
к «Ревизору».
|
|
Н. В. Гоголь «Ревизор». Чиновники на
приеме у «Ревизора». Анализ IV действия
комедии.
| 1
| 1.Знать, что составляет основу комедийного действия;
художественные особенности пьесы.
2.Уметь выполнять анализ действия комедии.
| Видеозапись «Ревизора».
Иллюстрации художников
к «Ревизору».
|
|
Н. В. Гоголь «Ревизор». Финал комедии,
его идейно-композиционное значение.
Конфликт и сюжет художественного
произведения.
| 1
| 1.Уметь систематизировать и обобщать материал
о героях комедии; раскрывать роль финала, смысл
эпиграфа комедии.
| Видеозапись «Ревизора».
Иллюстрации художников
к «Ревизору».
|
|
Р. р. Сочинение по комедии
Н. В. Гоголя «Ревизор».
| 1
| 1.Уметь писать сочинение, выражать свое отноше-
ние к предложенным темам.
|
| Сочинение.
|
^ Н. В. Гоголь «Женитьба». НРК П.Ф. Лимеров. Сотворение мира.
| 1
| 1.Знать текст рассказа; нравственные проблемы,
которые поднимает писатель в своем произведении.
|
|
|
И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество.
Автобиографический характер повести «Ася».
| 1
| 1.Знать факты биографии и творчества писателя.
2.Знать, что повесть «Ася» имеет автобиографичес-
кий характер
| Портрет И. С. Тургенева.
|
|
И. С. Тургенев «Ася». История любви как
основа сюжета повести. Мастерство
пейзажных зарисовок. Образ героя-
повествователя.
| 1
| 1.Знать об истории любви Аси и господина Н. Н.
как основе сюжета повести.
2.Знать, с помощью каких средств автор передает
психологическое состояние героев
3.Уметь давать характеристику героям произведения.
|
|
|
И. С. Тургенев «Ася». «Тургеневская»
девушка в повести. Образ Аси. Психологизм
и лиризм писателя.
| 1
| 1.Знать определение понятия «тургеневская»
девушка, определение понятия «психологизм».
2.Уметь давать характеристику героям произведения.
|
|
|
Р. р. Анализ эпизода
| 1
| 1.Уметь анализировать эпизод из произведения.
|
| Сочинение.
|
Вн. чт. И. С. Тургенев
«Андрей Колосов»
| 1
| 1.Знать текст рассказа; нравственные проблемы,
которые поднимает писатель в своем произведении.
|
|
|
Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.
«После бала». Композиция рассказа.
Контраст как прием, раскрывающий идею
рассказа.
| 1
| 1.Знать основные биографические сведения о писа-
теле; историю создания рассказа «После бала».
2.Знать об антитезе как приеме построения произ-
ведения.
| Портрет Л. Н. Толстого. Иллюстрации к произведению.
Аудиозапись.
|
|
Л. Н. Толстой «После бала». Автор и
рассказчик в произведении. Моральная
ответственность человека за все
происходящее.
| 1
| 1.Знать о нравственной проблеме ответственности
каждого человека за жизнь всех.
| Иллюстрации к произведению.
|
|
Р. р. Сочинение по рассказу
Л. Н. Толстого «После бала»
| 1
| 1.Уметь писать сочинение, выражать свое отноше-
ние к предложенным темам.
|
| Сочинение.
|
Вн. чт. Л. Н. Толстой
«Хаджи-Мурат».
| 1
| 1.Знать текст рассказа; нравственные проблемы,
которые поднимает писатель в своем произведении.
|
|
|
^ В. Г. Короленко. Гуманизм писателя.
История создания очерка «Парадокс».
| 10 + 2 р/р 1
|
1.Знать основные этапы жизненного пути
писателя, его жизненную позицию.
2.Знать историю создания очерка «Парадокс».
|
Портрет В. Г. Короленко.
|
|
В. Г. Короленко Проблема смысла жизни и
назначения человека в очерке «Парадокс».
| 1
| 1.Уметь раскрывать тему нравственного взросления
юных героев, расширения их кругозора, их жизнен-
ного опыта.
|
|
|
В. Г. Короленко. Поэтическая миниатюра
«Огоньки».
| 1
| 1.Уметь анализировать художественный текст, вос-
принимать философскую тематику произведения.
|
| Выразительное
чтение.
|
Р. р. Сочинение-размышление о
смысле жизни.
| 1
| 1.Уметь писать сочинение-размышление о смысле
жизни.
|
| Сочинение.
|
НРК Н.Д. Конаков. Коми-зыряне:
историко-этнографический справочник.
| 1
| 1.Знать основные факты биографии писателя.
2.Уметь выразительно читать и анализировать
его произведение.
|
|
|
И. А. Бунин. Этапы жизненного пути
писателя. Лирика. Рассказ «Сверчок».
| 1
| 1.Знать основные факты биографии писателя.
2.Знать о трагедии и самоотверженности «маленько-
го человека в рассказе И.А. Бунина «Сверчок»
3.Уметь выразительно читать и анализировать
его произведения.
|
|
|
А. М. Горький. Личность писателя. «Песня
о Соколе». Противопоставление Ужа и
Сокола.
| 1
| 1.Знать о Горьком как писателе и человеке.
2.Знать содержание «Песни о Соколе».
|
|
|
А. М. Горький. «Песня о Соколе»
Идейное своеобразие произведения. Роль
пейзажа в произведении.
| 1
| 1.Знать особенности сказки-очерка.
2.Уметь определять роль печального пейзажа.
| Портрет А. М. Горького.
Аудиозапись « Песни о Соколе».
| Чтение
наизусть.
|
Р. р. Сочинение по сказке-очерку
А. М. Горького «Песня о Соколе».
| 1
| 1. Уметь писать сочинение по сказке-очерку, выражать свое отношение к предложенным темам.
|
| Сочинение.
|
А. М. Горький. Сказка «Заветы отца».
| 1
| 1.Знать, что «Сказки» Горького – это картинки
действительной жизни, как она показалась ему в
Италии.
2.Знать, что писатель назвал картинки сказками
только потому, что и природа Италии, и нравы ее
людей, и вся жизнь их – мало похожи на русскую
жизнь и русскому простому человеку действитель-
но могут показаться сказками.
|
|
|
Вн. чт. А. М. Горький.
Рассказ «Дед Архип и Ленька»,
«Сказки об Италии».
| 1
| 1.Уметь анализировать содержание рассказа; выяв-
лять авторскую позицию и способы ее выражения.
|
|
|
НРК В. Иванова.
Дом дедушки.
| 1
| 1.Знать основные факты биографии писателя.
2.Уметь выразительно читать и анализировать
его произведение.
|
|
|
Литература XX века Н. Заболоцкий. Личность поэта. Лирика.
Стихотворения «Я воспитан природой
суровой…», «Журавли» и другие.
| 11 + 2 р/р 1
|
1.Знать о Н. А. Заболоцком как о человеке и поэте.
2.Знать об одухотворенности природы, единстве с
ней человека, философской глубине, афористичнос-
ти лучших стихотворений поэта.
3.Уметь анализировать лирическое произведение.
4.Уметь выразительно читать наизусть изученные стихотворения.
|
Портрет Н. Заболоцкого. Распечатка текстов.
|
Чтение наизусть.
|
НРК В. Ширяев.
Девочки и мальчики.
| 1
| 1.Знать основные факты биографии писателя.
2.Уметь выразительно читать и анализировать его
произведение.
|
|
|
К. Г. Паустовский. Мастер слова.
«Телеграмма». Композиция рассказа,
емкость художественного слова.
| 1
| 1.Знать об особенностях малой прозаической
формы.
2.Знать о композиции рассказа, авторской позиции,
своеобразии писательской манеры Паустовского.
| Портрет К. Г. Паустовского. Иллюстрированный
материал.
|
|
К.Г. Паустовский «Телеграмма».
Проблема истинной человечности в рассказе.
| 1
| 1.Уметь выявлять способы авторской характеристики
Насти, определять, что писатель ценит в людях.
2.Уметь анализировать эпизоды рассказа и состав-
лять отзыв на произведение.
|
|
|
Р. р. Сочинение-отзыв по рассказу
К. Г. Паустовского «Телеграмма».
| 1
| 1. Уметь писать сочинение-отзыв.
|
| Сочинение.
|
А. Т. Твардовский – поэт – гражданин.
История создания поэмы «Василий Теркин».
Народно - поэтическая основа поэмы.
| 1
| 1.Знать факты биографии А. Т. Твардовского;
историю создания поэмы «Василий Теркин».
2.Знать о народной основе произведения, продолжа-
ющего в этом отношении традиции Пушкина,
Лермонтова, Некрасова.
3.Знать определения поэмы.
| Портрет
А. Т. Твардовского. Иллюстрации к поэме.
Аудиозаписи.
|
|
А. Т. Твардовский «Василий Теркин».
Идейно-художественное своеобразие поэмы.
Анализ главы «Переправа».
| 1
| 1.Знать о жанрово-стилевых и сюжетно-композици-
онных особенностях поэмы.
2.Уметь анализировать главы произведения.
| Иллюстрации к поэме.
Аудиозаписи.
|
|
А. Т. Твардовский «Василий Теркин».
Героика и юмор в поэме. Теркин как
Олицетворение русского национального
характера. Автор и герой в поэме.
| 1
| 1.Знать определения юмора.
2.Знать, как в поэме сочетается героика и юмор.
3.Уметь выявлять определяющие качества Василия Теркина.
4.Уметь выявлять роль автора в поэме, находить
сходство и различие между автором и его героем.
5.Уметь видеть особенности языка, стиля писателя.
6.Уметь анализировать главы произведения.
| Иллюстрации к поэме.
Аудиозаписи.
| Выразительное чтение.
|
Р. р. Конкурс на лучший проект
памятника Василию Теркину.
Выразительное чтение наизусть
отрывков из поэмы.
|
| 1.Уметь логически строить свой ответ, подкрепляя
текстом изученного произведения; развивать
письменную и устную речь.
2.Уметь выразительно читать наизусть отрывки
из поэмы.
|
| Чтение наизусть.
|
НРК В. Юхнин.
Огненное болото.
| 1
| 1.Знать основные факты биографии писателя;
2.Уметь выразительно читать и анализировать его
произведение.
|
| Выразительное
чтение.
|
В. М. Шукшин. Рассказы «Дядя Ермолай»,
«Солнце, старик и девушка», «Микроскоп».
Специфика и проблематика.
| 1
| 1.Уметь анализировать произведения; давать
сравнительную характеристику и видеть авторскую
позицию.
2.Уметь делать выводы, обобщать.
| Портрет В. М. Шукшина.
Видеоматериалы.
|
|
Вн. чт. В. М. Шукшин. Рассказы
| 1
| 1.Уметь анализировать содержание рассказа; выявлять авторскую позицию и способы ее выражения.
|
|
|
Н. Рубцов. Лирика. Образы и мотивы. НРК Е.В. Козлова.
Волшебные очки.
| 1
| 1.Знать образы и мотивы лирики Н. Рубцова.
2.Уметь анализировать стихотворение.
3.Уметь выразительно читать изученные стихотво-
рения.
| Портрет Н. Рубцова. Тексты стихотворений.
| Чтение
наизусть.
|
^ В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные
проблемы в творчестве драматурга. Сила
любви в произведении. Жанр трагедии.
| 3 1
|
1.Знать определение трагедии, пафос пьесы,
прославляющей верность в любви, непобедимость
искреннего чувства, высокую гуманность; драма-
тический конфликт.
2.Уметь вычленять авторскую позицию в драме.
3.Уметь выразительно читать отрывки из трагедии.
|
Портрет В. Шекспира.
Видеофильм.
Иллюстрации к трагедии.
|
|
М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы из
романа). Вечный тип «рыцаря печального
образа». Морально-этическая проблематика
романа.
| 1
| 1.Уметь давать характеристику герою по портрет-
ному описанию.
2.Знать определение иронии.
| Портрет М. де Сервантеса. Иллюстрации к роману.
|
|
Проспер Мериме. «Черногорцы», «Конь
Фомы II».
| 1
| 1.Уметь сопоставлять тексты легенд Мериме и
восходящие к ним стихи Пушкина
2. Знать, чем оправданы изменения, которые внес
Пушкин в текст легенды «Конь Фомы II».
|
|
|
Повторение в конце года Контрольная работа за курс 8-го класса.
| 1 1
|
1.Знать основные теоретические понятия за курс
8 класса.
2. Уметь применять их на практике.
|
|
Контрольная
Работа (тест).
|
Итого:
| 68
|
|
|
|
Р. р.
НРК
Вн. чт.
| 9
7
8
|
|
| Сочинение – 8
К. р. – 1
|