Музыка 4 класс
Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
• федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
• примерной программы начального общего образования по музыке;
• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;
• учебного плана образовательного учреждения. Количество часов 34 часа в учебный год (1 час в неделю). В том числе:
– контрольных работ – 5 часов. Учебно-методический комплект:
1. Критская, Е. Д. Музыка : учебник для 4 класса / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2008.
2. Критская, Е. Д. Музыка : рабочая тетрадь для 4 класса / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2008.
3. Критская, Е. Д. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс : пособие для учителя. – М. : Просвещение 2004.
4. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2008.
5. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 4 класс (на аудиокассетах). Дополнительная литература:
1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. – М. : Музыка, 1984.
2. Кабалевский, Д. Про трех китов и про многое другое / Д. Кабалевский. – М. : Детская литература, 1972.
3. Кленов, А. Там, где музыка живет / А. Кленов. – М. : Педагогика, 1985.
4. Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература / И. А. Прохорова. – М. : Музыка, 1972.
5. Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература / И. А. Прохорова, Г. С. Скудина. – М. : Музыка, 1972.
6. Смирнова, Е. С. Русская музыкальная литература / Е. С. Смирнова. – М. : Музыка, 1969.
Тематическое планирование
№ п/п
|
Тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Тип
урока
|
Элементы
содержания
|
Требования
к уровню подготовки
учащихся
|
Вид
контроля.
Измерители
|
Элементы дополнительного содержания
|
Информационная
поддержка
|
Домашнее задание
| Дата
проведения
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| ^
| 1
| Мелодия «Ты запой мне ту песню»
| 1
| Изучение нового материала
| – Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, 1-я часть, С. Рахманинов;
– «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня;
– «Песня о России»,
В. Локтев;
– «Школьный корабль», Г. Струве, сл. К. Ибряева
| Уметь:
– проникаться эмоциональным содержанием музыки;
– внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений;
– правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам
| Устный опрос
(индивидуальный и фронтальный)
|
| Учитель: аудио-кассеты, методические пособия, хрестоматия, 4 класс. Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Найти стихи
о родине, родном крае, созвучные этой музыке
|
|
| 2
| «Чего не выразишь словами?»
Как сложили песню
| 1
| Закрепление знаний
| – «Вокализ», С. Рахманинов (сопрано);
– «Школьный корабль», Г. Струве, сл. К. Ибряева;
– «Все начинается со школьного звона», Я. Ду-бравин, сл. В. Суслова
| ^ певческие голоса, произведения С. Рахманинова.
Уметь: размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно
| Устный опрос
| Лад
| Учитель: аудио-кассеты, хрестоматия,
4 класс. Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта
|
|
| 3
| «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
| 1
| Закрепление знаний
| – «Колыбельная», обработка А. Лядова;
– «У зари-то, у зореньки», русская народная песня;
| Знать жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности.
| Устный опрос
(индивидуальный и групповой)
| Лад
| Учитель: аудио-кассеты,
хрестоматия,
4 класс, иллюстрации.
| Нарисовать рисунок по теме
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
|
|
|
| – «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня;
– «Милый мой хоровод», русская народная песня;
– «А мы просо сеяли», русская народная песня
| Уметь применять
вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить текст
|
|
| Дети: учебник, рабочая тетрадь
|
|
|
| 4
| «Я пойду по полю белому…»
«На великий праздник собралася Русь!»
| 1
| Закрепление знаний
| – «Вставайте, люди русские!» (№ 4). Хор из кантаты «Александр Невский», С. Прокофьев;
– «Мертвое поле» (№ 6) из кантаты «Александр Невский», С. Прокофьев;
– «Школьный корабль», Г. Струве, сл. К. Ибряева;
– «Родные места», Ю. Ан-тонов, сл. М. Пляцковского
| ^ певческие голоса, виды хоров, оркестров.
Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
– петь легко, свободно, не форсируя звук, уметь правильно дышать (цепное дыхание)
| Устный опрос
| Трехчастная форма
| Учитель: аудио-кассета № 1,
хрестоматия,
4 класс. Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Выучить текст песни
|
|
| ^
| 5
| Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец
| 1
| Урок повторения и контроля
| – «Земля Русская», стихиры русским святым;
– «Былина об Илье Муромце», былинный напев;
– Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородин;
– «Родные места», Ю. Ан-тонов, сл. М. Пляцковского
| ^ русских святых, традиции родного края.
Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
– ясно, грамотно произносить текст, осознанно употреблять твердую атаку, округленно формировать гласные
| Устный опрос
(индивидуальный и фронтальный)
|
| Учитель: аудио-кассета № 1,
хрестоматия,
4 класс.
Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри». Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Нарисовать рисунок по теме
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 6
| Кирилл
и Мефодий
| 1
| Закрепление знаний
| – «Величание Кириллу и Мефодию», обиходный распев;
– «Гимн Кириллу и Мефодию», П. Пипков,
сл. О. Михайловски;
– «Родные места», Ю. Ан-тонов, сл. М. Пляцковского
| Уметь:
– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
– петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией
| Устный опрос
|
| Учитель: аудио-кассеты, методические пособия, хрестоматия, 4 класс. Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Придумать ритмический рисунок
|
|
| 7
| Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник
| 1
| Закрепление знаний
| – «Ангел вопияше»,
П. Чесноков (хор, сопрано);
– «Христос воскресе!» (тронарь);
– «Богородице дево, радуйся!», С. Рахманинов;
– «Родная песенка»,
Ю. Чичков, сл. К. Ибряева
| Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
– петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией
| Устный опрос
(индивидуальный и фронтальный)
| Лад
| Учитель: аудио-кассета № 1,
хрестоматия,
4 класс. Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Выучить текст песни
|
|
| ^
| 8
| Приют спокойствия, трудов и вдохновения
| 1
| Изучение нового материала
| – «В деревне», М. Мусоргский;
– «Пастораль», «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пуш-кина «Метель», Г. Свиридов;
– «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года»,
П. И. Чайковский;
– «Родная песенка»,
Ю. Чичков, сл. К. Ибряев
| Уметь:
– сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легато, нон легато, правильно распределять дыхание по фразе
| Устный опрос
| Двух- и трехчастная формы музыкального произведения
| Учитель: аудио-кассеты, методические пособия, хрестоматия, 4 класс. Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Вспомнить стихотворения
А. С. Пуш-кина
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 9
| Зимнее утро. Зимний вечер
| 1
| Закрепление знаний
| – «Зимнее утро» из фортепианного цикла «Детский альбом», П. И. Чайковский;
– «Зимняя дорога»,
В. Шебалин, сл. А. С. Пушкина;
– «Сквозь волнистые туманы», русская народная песня
– «У камелька» из форте-пианного цикла «Времена года», П. Чайковский;
– «Зимняя дорога», Ц. Кюи, сл. А. С. Пушкина;
– «Зимний вечер», М. Яков-лев, сл. А. С. Пушкина
| ^ названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях
Уметь:
– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
– петь легко, звонко, не форсируя звук
| Устный опрос
(индивидуальный и групповой)
|
| Учитель: аудио-кассета № 1,
хрестоматия,
4 класс. Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Нарисовать рисунок по теме
|
|
| 10
| Что за прелесть эти сказки! Три чуда!
| 1
| Закрепление знаний
| – «Сказочка» из альбома «Детская музыка», С. Про-кофьев;
– «Три чуда», оркестровое вступление ко 2-й картине 4-го действия из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. А. Римский-Корсаков;
– «Родная песенка»,
Ю. Чичков, сл. К. Ибряева
| ^ названия музыкальных инструментов. Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
– передавать настроение музыки и его изменение:
в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах
| Устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты (4 класс, кассета № 1),
хрестоматия,
4 класс, методические пособия. Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Вспомнить сказки
А. С. Пуш-кина
|
|
| 11
| Ярмарочное гулянье
| 1
| Урок повторения, контрольный урок
| – «Девицы, красавицы», хор из оперы «Евгений Онегин», П. Чайковский;
– «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы
| Знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
| Устный опрос
(индивидуальный и фронтальный)
|
| Учитель: аудио-кассеты, методические пособия, хрестоматия, 4 класс.
| Вспомнить русские народные песни, которые
|
|
| |