Литература как художественное отражение жизни




НазваниеЛитература как художественное отражение жизни
страница1/5
Дата публикации13.01.2014
Размер0.49 Mb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
VI класс (136 ч)

Введение

Литература как художественное отражение жизни.

Мифы древних славян (4 ч)

Краткие сведения об истории возникновения мифов. Герои мифов древних славян: Перун — бог грозы, Сварог — бог огня, Дажьбог — бог Солнца и др.

Представления древних людей о происхождении мира и человека, на­шедшие отражение в мифах.

Теория литературы. Понятие о мифе. Отличие мифа от сказки.

«Миф о Солнце» (отрывок из романа П. Мельникова-Печерского «В ле­сах»), Солнце как основа всего живого на Земле. Близость этого утвержде­ния современным людям. Необходимость сохранения традиций.

«Миф о сотворении мира» (отрывок из книги А. Асова «Русские ве­ды»), Мифы разных народов. Сходство общей идеи о единстве всех людей, живущих на Земле. Художественные особенности авторских переложений мифов.

^ Героический эпос русского народа (5 ч)

Особенности жанра былин как песен-сказаний о богатырях, народных героях и об исторических событиях времен Древней Руси.

Музыкальное сопровождение — игра на гуслях — как характерная осо­бенность старинного древнерусского исполнения былин.

^ Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Героическое содержа­ние и патриотический смысл былины. Богатырь Илья Муромец — защит­ник родной земли. Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость Ильи Муромца — крестьянского сына.

^ Теория литературы. Жанр былины. Гипербола как одно из основных средств изображения былинных героев.

«Былина о Садко». Бытовой сюжет былины. Воспевание в былине любви к жизни. Широта, удаль и красота былинного героя Садко.

^ Теория литературы. Постоянные эпитеты и гипербола как средства ху­дожественности. Сказочный сюжет в былинах.

Древнерусская литература (6 ч)

Краткие сведения о возникновении древнерусской литературы.

Русская летопись. Фрагменты из «Повести временных лет» («Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня»).

Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с уст­ным народным творчеством. Свидетельство достаточно широкого распро­странения письменности на Руси.

«Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (отрывок).

Сказание как один из видов древнерусской повествовательной литера­туры, произведение исторического характера о примечательных событиях в жизни общества или о выдающемся поступке отдельного человека.

Борис и Глеб — святые праведники, борцы за христианскую веру.

^ Теория литературы. Жанр древнерусского сказания. Правила (кано­ны) построения древнерусских сказаний.

Русская литература XIX века (50 ч)

Иван Андреевич Крылов

«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Листы и корни», «Осел и Со­ловей».

Крылов — великий русский баснописец. Басни Крылова — сокровищ­ница жизненного опыта народа. Историческая основа басни «Волк на псарне» и ее патриотический смысл.

Крыловские басни — действенное средство воспитания моральных ка­честв.

Мастерство Крылова-баснописца. Современное звучание басен Крылова.

^ Теория литературы. Развитие понятия о жанре басни.

Александр Сергеевич Пушкин

Пушкин — величайший русский поэт. Биографические сведения о поэте.

«Зимнее утро», «Москва... как много в этом звуке...» (отрывок из ро­мана «Евгений Онегин»), «Узник», «Песнь о вещем Олеге», «Станцион­ный смотритель».

Картины русской зимы в стихотворении «Зимнее утро». Выражение любви поэта к родной природе, чувство бодросги и жизнерадостности.

«Москва... как много в этом звуке...». Патриотические чувства поэта.

«Узник». Грустное чувство поэта, стремление к свободе, к простору, свету.

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни...». Историчес­ки точное художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхвов). Торжественность поэтической речи.

^ Теория литературы. Средства поэтической выразительности: эпитеты, сравнения, устаревшая лексика (закрепление понятий).

«Станционный смотритель» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»).

Тема «маленького человека» в повести. Противостояние людей разных сословий. Человеческое достоинство «маленького человека» — станцион­ного смотрителя Вырина. Отцы и дети в повести. Роль финала.

^ Теория литературы. Жанр повести. Роль художественной детали для понимания содержания произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Бородино», «Тучи», «Утес», «Листок».

«Бородино». Патриотический смысл стихотворения. Особенности пост­роения стихотворения (рассказ старого солдата).

«Тучи». Чувство одиночества, тоски по родине поэта-изгнанника. Прием сравнения как основа построения стихотворения.

Особенности интонации.

«Утес», «Листок». Богатство мотивов в лирике Лермонтова. Тема оди­ночества и тоски. Мечта о душевном покое.

^ Теория литературы Метафора. Олицетворение. (Закрепление понятий.)

Алексей Константинович Толстой

«Илья Муромец», «Вот уж снег последний в поле тает...».

«Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отраже­ние в произведении Толстого.

Своеобразие образа былинного героя в стихотворении «Илья Муро­мец» — образ «дедушки Ильи».

Отношение героя к природе, его мечты о вольной жизни.

«Вот уж снег последний в ноле тает...». Душевное состояние героя. Ху­дожественное воссоздание мира, предполагающее скрытое противоречие между красотой, гармонией мира весенней природы и состоянием человек.!

^ Теория литературы. Роль эпитетов в описании внешности героя.

Иван Сергеевич Тургенев

«Муму», стихотворения в прозе («Морское плавание», «Два богача», «Русский язык»).

«Муму». Изображение жизни крепостных (дворовых людей), живших в барском доме в Москве. Автобиографический характер произведения Отношение писателя к крепостному праву, к жестокости и угнетению. Образ крепостного дворника Герасима, человека широкой души, с развитым чувством собственного достоинства.

^ Теория литературы. Описание и повествование в художественном про изведении. Пейзаж в литературном произведении.

Стихотворения в прозе («Морское плавание», «Два богача», «Русский язык»).

Два богача». Рассуждения писателя о том, что есть истинное богатство. Смысл названия произведения.

«Русский язык». Раздумья писателя о богатстве и красоте русского языка.

^ Теория литературы. Стихотворение в прозе как лирический жанр.

Николай Алексеевич Некрасов

«Школьник», «На Волге».

«Школьник». Трудная и суровая жизнь крестьянского мальчика. Его стремление к знаниям. Сочувствие и любовное отношение поэта к крестьян­ским детям.

«На Волге». Изображение рабского труда бурлаков на фоне вольной волжской природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

^ Теория литературы. Композиция произведения. Два плана повествова­ния (настоящее и прошлое) как прием раскрытия идейного содержания произведения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Яркая сатира на социальные и нравственные пороки общества.

Противопоставление генералам находчивого и сметливого мужика. Осуждение рабской покорности как черты характера зависимого и угнетен­ного человека.

^ Теория литературы. Приемы сказочного повествования в произведе­нии. Первоначальное знакомство с понятием «эзопов язык».

Лев Николаевич Толстой

«Кавказский пленник». Исторические события, получившие отраже­ние в рассказе (кавказские войны в первой половине XIX в.).

Интерес писателя к жизни горских народов, их быту, окружающей при­роде. Нравственная основа произведения—противопоставление двух харак­теров: верность в дружбе, чувство долга, храбрость Жилина и пассивность и трусость Костылина. Значение образа горской девочки Дины для раскры­тия основной мысли автора о необходимости дружбы и единения между на­родами. Гуманистическая направленность произведения.

^ Теория литературы. Жанр рассказа. Понятие о сюжете произве­дения.

Всеволод Михайлович Гаршин

«Сказка о жабе и розе». Гаршин — писатель, глубоко чувствующий душевный мир человека. Гуманистическая направленность произведения. Образы брата и сестры как воплощение идеальных отношений дружбы и пре­данности в семье.

^ Теория литературы. Закрепление знаний о жанре литературной сказ­ки. Прием олицетворения (его роль в создании образа розы). Прием про­тивопоставления как способ раскрытия основной идеи сказки. Прием кон­траста (роза и жаба).

^ Антон Павлович Чехов

Рассказ «Толстый и тонкий». Чехов — мастер юмористических и сати­рических рассказов. Смех и горечь писателя при взгляде на самоуничиже­ние и чинопочитание. Комическая ситуация и приемы ее раскрытия. Юмор как основной прием в описании бытовых житейских ситуаций.

^ Теория литературы. Развитие знаний о юморе и сатире. Жанр рассказа.

Русская литература XX века (25 ч)

Максим Горький

Повесть «Детство» (отдельные главы). Автобиографическая основа по­вести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Дед Каширин и его роль в семье. Становление характера Алеши под влиянием бабушки. Талантливое изображение быта и характеров пер­сонажей в повести. Мастерство писателя в описании пожара в мастерской. Гуманистическая направленность произведения.

^ Иван Алексеевич Бунин

«Бушует полая вода...», «Густой зеленый ельник у дороги...», рассказ «Танька».

«Густой зеленый ельник у дороги...». Воспроизведение поэтом ярких примет природы. Любовь Бунина к родной земле.

«Танька». Отражение в произведении тяжелого, голодного времени в русской деревне в начале 90-х гг. XIX в.

Тема трудного, безрадостного детства. Мастерство писателя в изображе­нии подростка, мира детских чувств и переживаний. Размышления героя рассказа — барина Павла Антоновича — о будущем девочки. Гуманистиче­ские мотивы в рассказе.

^ Теория литературы. Закрепление знаний о жанре рассказа. Роль диа­лога в произведениях малой формы. Сравнения и эпитеты как средство об­рисовки художественных образов.

^ Сергей Александрович Есенин

«Поет зима — аукает...», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы...».

Любовь поэта к родной природе, ее особое видение и понимание. Му­зыкальность стихов поэта. Многообразие настроений.

^ Теория литературы. Развитие знаний о метафоре и олицетворении

Михаил Михайлович Пришвин

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека — доброго и мудрою, любящего природу. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Мтранш Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи поне­сти. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

^ Теория литературы. Жанровая форма сказки-были. Художестве шик- мастерство писателя при описании пейзажа.

Федор Александрович Абрамов

Рассказ «Бревенчатые мавзолеи». Отношение писателя к истории роди­ны. Понимание великого подвига, который совершили защитники страны. Осознание писателем необходимости сохранения и защиты великих духов­ных ценностей России. Тема вечного дома и ответственности всех живых перед памятью не вернувшихся с войны солдат. Значение притчи о пересе­лении душ. Символика названия рассказа. Гуманистический пафос произ­ведения.

^ Теория литературы. Первоначальное знакомство с понятием «притча».

Николай Михайлович Рубцов

«Деревенские ночи», «Первый снег».

Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Смысловая и эмоциональная наполненность образа коня и его роль в представленных стихотворениях.

^ Теория литературы. Сравнение в поэтическом произведении.

Василий Макарович Шукшин

Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». Шукшин — мастер жанра короткого рассказа о сельских тружениках. Образ старика — человека с нестандартным мировоззрением и необычными поступками, представите­ля «деревенских людей».

Любовное изображение деревенского школьника Юрки.

Своеобразие языка прозы Шукшина: его яркость, колоритность, близость к народному.

Обнаженная совестливость и высокая гражданственность рассказов Шукшина.

^ Теория литературы. Углубление знаний о жанре рассказа.

Евгений Иванович Носов

«Белый гусь». Носов и его рассказы о природе. Гуманистическая на­правленность рассказов. Живость и яркость языка.

Рассказ «Белый гусь». Тема взаимоотношений между родителями и детьми как урок человеку.

Мастерство писателя при описании природных явлений (вихрь, гроза).

^ Теория литературы. Диалог и его роль в раскрытии основной идеи произведения.

Народный героический эпос (5 ч)

«Калевала», «Гэсэр».

«Калевала» — карело-финский народный эпос. Роль народных певцов (исполнителей рун (песен) в популяризации «Калевалы».

Изображение в «Калевале» борьбы карельского народа против жесто­кого народа Похъёлы. Образ Вяйнемёйнена — мудрого предводителя похо­да героев Калевалы против жителей Похъёлы.

^ Теория литературы. Жанр героического эпоса в литературе народов России.

«Гэсэр» — бурятский эпос. Сказочные сюжеты — основа «Гэсэра».

Образ Гэсэра—народ ного героя, защитника слабых и борца за искорене­ние зла на земле. Мужество юного воина Эрхэ-Манзана и воительниц Алман- Мэргэн и Урмай-Гоохон. Отражение представлений народа о добре и зле.

^ Зарубежная литература (10 ч)

«Мифы Древней Греции» (в переложении В. Куна).

«Похищение Персефоны Аидом», «Подвига Геракла» («Немейский лев», «Лернейская гидра», «Стимфалийские птицы»).

Мифы как отражение ранних представлений человечества о закономер­ностях космоса и человеческого бытия. Отражение в них нравственных от­ношений. Мифы и художественная литература.

Воспевание смелости, сноровки, сметливости, ума, умения преодолевать все трудности, встающие на пути героя.

^ Теория литературы. Закрепление знаний о жанре мифа.

Виктор Гюго

«Козетга» (отрывок из романа «Отверженные»).

В. Гюго — французский романист XIX в. Горячее сочувствие писателя обездоленным, прославление прекрасных человеческих качеств — отзыв­чивости и доброты. Образ незнакомца, бывшего каторжника, сумевшего стать честным, великодушным человеком, понимающим людские страда­ния, готовым оказать помощь каждому обиженному судьбой.

Отношение незнакомца и супругов Тенардье к ребенку — Козетте — как проявление их человеческих качеств. Умение писателя передать мир переживаний маленькой героини.

^ Джек Лондон

«Белый клык». Дж. Лондон — американский писатель конца XIX— начала XX в., автор «северных» рассказов. Понимать и беречь природу — лейтмотив всех произведений Дж. Лондона о взаимоотношениях человека и природы.

Повесть «Белый клык». Гуманистический пафос произведения.

^ Теория литературы. Развитие понятия о жанре повести.

Основные виды устных и письменных работ по литературе в VI классе

Хорошо зная текст художественного произведения, умея его вырази­тельно читать, отвечать на вопросы по содержанию, ученик должен устно или письменно (изложение) пересказать текст — подробно, выборочно, сжато или с изменением лица.

Составив план своего высказывания, учащийся должен быть способен охарактеризовать героя произведения, объяснить роль изобразительно- выразительных средств, опираясь на понятия теории литературы, усвоен­ные в данном классе.

Используя различный справочный аппарат хрестоматии либо прочи­танной книги, шестиклассник должен быть способен дать устный отзыв о са­мостоятельно прочитанном литературном произведении, проявляя свое от- шение к его содержанию. Подобная работа проводится и с произведениями других видов искусства. Это может быть отзыв о произведении живописи или кинофильме, в котором школьники выражают свое отношение к ге­роям и событиям.

Заботясь о развитии речи ученика, учитель должен иметь в виду, что примерный темп чтения в VI классе — 100—110 слов в минуту, а активный словарь учащегося пополняется за счет записывавшихся в специальные тетради слов и выражений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся VI класса

Учащиеся должны знать:

  • текст художественного произведения;

—событийную сторону (сюжет) и героев произведений в их взаимосвязи;

  • основные признаки понятий: гипербола, постоянный эпитет, пейзаж, повесть.

Учащимся нужно уметь:

  • характеризовать героя изучаемого произведения, давать нравствен­ные оценки его поступков и поведения;

  • находить в изучаемом произведении изобразительно-выразительные средства (в том числе постоянный эпитет, гиперболу, а также пей­зажные, портретные описания и др.) и объяснять их роль в тексте;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные, учебные, научно-популярные и публицистические тексты (100— 110 слов в минуту);

  • употреблять в речи записанные в словаре слова и выражения;

  • пересказывать устно или письменно (изложение) — подробно, выбо­рочно, с изменением лица или сжато — небольшие эпические про­изведения или отрывки из эпических произведений;

  • давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная и дополнительная литература для учителя

  1. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе

  2. Тесты. Литература 5 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2001

  3. Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября», «Литература в школе» .


^ Основная и дополнительная литература для учащихся



      • Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучении: В 2-х частях. Ч.1 /Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, Л.С. Багаутдинова и др Ч.2Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, Л.С. Багаутдинова и др.: “Просвещение” 2009г.




      • Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2002


^ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ КАЖДОГО УРОКА

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    • Программы основной школы.

    • Учебник «Литература» для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения 6 класс в двух частях. Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова и др.: “Просвещение” 2009г.

    • Словарь литературоведческих терминов и другая справочно-энциклопедическая литература

  2. Печатные пособия

    • Портреты писателей (русских и зарубежных)

    • Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы




  1. Экранно-звуковые пособия

    • Видеофильмы по основным разделам курса литературы

    • Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе

    • Слайды (диапозитивы) по литературе




  1. Информационно-коммуникативные средства

    • Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса литературы





  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература как художественное отражение жизни iconЛитература как художественное отражение жизни
Знать: литература как особая форма познания действительности; автор и его герой в литературном произведении

Литература как художественное отражение жизни iconКалендарно-тематическое планирование Ениной А. А. по литературе в 6 классе
Введение. Литература как художественное отражение жизни. Книга и её роль в жизни человека

Литература как художественное отражение жизни iconКалендарно-тематическое планирование Леоновой А. Г. по литературе в 6 г классе
Введение. Литература как художественное отражение жизни. Книга и её роль в жизни человека

Литература как художественное отражение жизни iconКалендарно-тематическое планирование Леоновой А. Г. по литературе в 6 классе
Введение. Литература как художественное отражение жизни. Книга и её роль в жизни человека

Литература как художественное отражение жизни iconТематическое планирование по литературе в 8 класс
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова

Литература как художественное отражение жизни iconЛитература, автор учебника: Г. И. Беленький, «Литература. Начальный...
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература и другие виды искусства

Литература как художественное отражение жизни iconТематическое планирование по литературе 7 9 класс
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства

Литература как художественное отражение жизни iconРазвернутое тематическое планирование по литературе в 8 классе Примечание
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова

Литература как художественное отражение жизни iconЗадачи урока: Воспитательные: Показать красоту и богатство родной...
Познакомить учащихся с некоторыми структурными звеньями бгц леса, расширить знания о значении бгц в жизни человека

Литература как художественное отражение жизни iconЛитература Русский фольклор
Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница