Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты»




Скачать 445.27 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты»
страница1/4
Дата публикации14.01.2014
Размер445.27 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Николаевская средняя общеобразовательная школа

Татарского района Новосибирской области


«Принято»

на педагогическом совете

№_1_ от _30.08.2013г.

«Утверждено»

___________Директор школы: /Балышкова Н.А/

Приказ №_105 от_30.08.2013г.




Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты»
Составитель: Карева В.В., учитель русского языка и литературы 1 кв. категории

2013 г.


Пояснительная записка

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку единого государственного экзамена, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 10-11 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень коммуникативной компетентности. Выполнение части С требует от учащегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста (в широком значении слова «текст»), вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности. При проверке выполнения заданий части С учителя и методисты выявляют факты, давно беспокоящие всех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка, – низкий уровень владения культурой письменной речи, недостаточное развитие коммуникативной компетенции выпускников школы. Эти негативные факты, касающиеся всех видов речевой деятельности, проявляются и на всех уровнях создаваемого учащимися письменного высказывания: неумение вдумчиво читать, адекватно воспринимать, оценивать и интерпретировать исходный текст, формулировать и аргументировать свою точку зрения, ясно, точно, логично и грамматически правильно выразить свои мысли.

Таким образом, новизна данной программы заключается в направленности ее на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Цель: подготовить старшеклассников к успешному выполнению части С ЕГЭ: сформировать способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.

В задачи данного курса входит обучение:

1. способам понимания текста;

2. способам выражения понимания чужого;

3. способам выражения собственной позиции;

4. созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

А также развитие рефлексивных способностей на основе способов различения  авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.
Задачи:

Познакомить с основными этапами работы над заданием части С и критериями, по которым оценивается сочинение.

Обучить

  • анализу содержания исходного текста;

  • способам выражения понимания чужого текста;

  • умению формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

  • умению аргументировано доказывать собственное мнение;

  • умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

  • созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

  • использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;

  • соблюдать нормы современного русского языка;

  • пользоваться справочной и лингвистической литературой.

Развить рефлексивные способности на основе способов различения авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.
Формы работы:

  • коллективная и групповая мыслекоммуникация при работе над пониманием;

  • индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

Ожидаемые результаты
Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

  • умение анализировать содержание читаемого текста;

  • умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

  • умение аргументировано доказывать собственное мнение;

  • умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

  • умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

  • использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;

  • соблюдать нормы современного русского языка;

  • пользоваться справочной и лингвистической литературой.


Cодержание программы

(34 часа)

 Вводное занятие. Тема 1.  Анализ критериев части С. (1 час)

Темы 2- 26. Содержание и речевое оформление сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Тема 2. Тема текста, основная мысль, актуальность темы текста.

Тема 3. Понятие о проблеме. Типы проблем. Способы формулировки проблемы. (1 час) Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий  тема - проблема - тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы. Со словом проблема: В данном тексте  поднимается проблема (чего?) + сущ. в род. пад.; со словом вопрос: В тексте автор поднимает вопрос..., задумывается над вопросом..., ставит вопрос... и т.д.; с помощью вопросительного предложения и перехода: Именно над этим вопросом размышляет автор в данном тексте. Или Такой вопрос ставит автор в тексте. Или Об этом размышляет автор данного текста.  Использование в качестве формулировки  проблемы цитаты из текста.

Практическая часть: анализ вариантов формулировок  тем и проблем

Тема 4. Способы выявления проблемы: (1 час) по ключевым словам, по микротемам.  Вопрос в тексте как   формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.

Практическая часть: Анализ текстов, выявление проблемы по микротемам, формулировка проблемы конкретного текста в рамках общей проблемы  для сравнения Различение типов вопросов, присутствующих в разных текстах. Вопрос как средство постановки автором проблемы,  вопрос как средство описания ситуации.

^ Тема 5. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблем. Работа с таблицей. (Пособие Сенина Н. А. Нарушевич А. Г. Сочинение на ЕГЭ)
Тема 6. Понятие о комментарии. (1 час). Зависимость комментария от типа и стиля речи  исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование. Особенности комментария художественного текста: сжатый пересказ ситуации, описанной в тексте. (1 час)

^ Тема 7. Способы оформления цитат. (1 час)

Тема 8. Промежуточный контроль (1час). Письменная работа: формулировка проблемы и авторской позиции разными способами. Для промежуточной проверки  умения формулировать проблему и позицию необходим текст, не вызывающий особых затруднений при понимании.
^ Тема 9. Понятие об авторской позиции (1 час). Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса.

^ Тема 10. Авторская позиция в художественном тексте. (1 час). Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) - где - когда - что делает. Практическая часть: определение стиля текстов художественных и публицистических, различение художественных и публицистических текстов.
^ Тема 11-12 Способы формулировки авторской позиции. (2 час). Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д.  Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор  и т.д. Формулировка авторской  и собственной позиции в одном предложении,  введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что ..., трудно не согласиться с автором, что ..., я согласен с автором, что..., как и автор текста, я считаю, что... и т.д.

Использования разных способов передачи чужой речи при формулировке проблемы и позиции Обобщение знаний по теме «Способы передачи чужой речи»: прямая речь, косвенная речь, вводные слова, цитирование. Пунктуация при передаче чужой речи.

Практическая часть: Составление предложений  с использованием клише и глаголов речи, мысли. Отработка умения  формулировать авторскую позицию разными способами  Отработка умения составлять предложения с чужой речью разными способами. 

Тема 12-13 Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Формулируем позицию автора. (2 часа). Составление предложений  с использованием клише и глаголов речи, мысли. Отработка умения  формулировать авторскую позицию разными способами  Отработка умения составлять предложения с чужой речью разными способами. 

^ Тема 14. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. (1 час).

Тема 15. Промежуточный контроль (1час). Письменная работа: формулировка проблемы и авторской позиции разными способами. Для промежуточной проверки  умения формулировать проблему и позицию необходим текст, не вызывающий особых затруднений при понимании. Можно его содержание обсудить всем вместе, но без четких формулировок, на уровне о чем текст?).
Тема 16-20. ^ Публицистический стиль. (5 часов) Общая характеристика публицистического стиля Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача- призыв к действию. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравнительными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение). Эпитет и метафора в выражении авторской позиции. Обобщение знаний об эпитете и метафоре. Понятие о метафоре. Грамматическая и семантическая структура метафор. Эпитеты.

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции. Особенности формулировки проблемы: В тексте приводятся две точки зрения на ... и т.д. Возможные варианты  формулировки позиции: Приведенный (ые)  автором пример(ы) доказывают , что ... Приведя пример (чего?), автор доказал, что ...  Пример, приведенный автором, убедительно доказывает (убеждает), что ... и т.д.

Практическая часть. Анализ текста. Авторская позиция как выражение  оценки и призыва к действию. Формулировка авторской позиции с помощью глаголов, выражающих отношение автора к поднимаемой проблеме: негодует, резко осуждает, категоричен в своей оценке  и т.д.  + призывает принять самые строгие меры  и др. (какие? цитата из текста). Соединение в авторской позиции чувств и объяснений причин недопустимости данной ситуации: Употребление конструкции огорчен, озабочен, встревожен и т.д., + так как (потому что, ведь), по его мнению (как он считает, как он отмечает и т.д.) + цитата из текста. Анализ текстов и определение по ним авторского отношения к герою Формулировка проблемы и авторской позиции по публицистическому тексту.
Тема 21-22. Аргументация собственного мнения. Виды аргументов. Структура аргумента. Способы введения аргументов. Типичные ошибки аргументации. (2 часа).

Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.

Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению  и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица  ведь).

Теоретический материал: Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем (Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку): лекция для учащихся// Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.- Тюмень, 2006 . -С. 52-55.
Практическая часть: Рассмотрение образцов. Подбор аргументов к тезису. Поиск тезисов к предложенным аргументам. Анализ выпускных сочинений прошлых лет с точки зрения точности и убедительности подобранных аргументов. Анализ текстов (выявление проблемы и авторской позиции + аргументы).

^ Тема 23. Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. (1 час). Анализ текстов-образцов. Работа с таблицей «Основные средства связи между предложениями в тексте».

Тема 24. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. (1 час). Тренировочная письменная работа – написание вступления и заключения к сочинению

Тема 25. ^ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

(1 час). (Критерий 5). Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.

Практическая часть: выделение абзацев в тексте, составлении плана сочинения

Тема 26 Сочинение по публицистическому тексту. 

Сочинение: проблема- позиция- собственная позиция - аргументы (1 час).

Тема 27-28. ^ Грамматические и речевые нормы русского языка. (2 час). Критерии  9 и 10. Наиболее распространенные в сочинениях части С грамматические ошибки:  ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

^ Тема 29. Логические ошибки. Фактические ошибки. (1 час).

Тема 30. Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку  (обобщение). (1 час).

Тема 28 (1час). Абзац. Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.

^ Тема 31-32 Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. (2 часа).

Тема 33-34. Анализ сочинений по К1-К2. Поработайте экспертами. (2 часа) Практическая  часть: анализ сочинений по К1-К12, упражнения на редактирование текстов с ошибками, нахождение ошибок в сочинениях выпускников прошлых лет.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты» iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...

Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты» iconАнализ текста. Теория и практика», рабочая программа элективного...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Анализ текста. Теория и практика»

Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты» iconСодержание программы элективного курса Учебно-тематический план элективного курса
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса

Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты» iconРабочая программа элективного курса «Готовимся к егэ по русскому языку»
Примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное...

Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты» iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
М. Т. Баранова., Т. А. Дадыженская, Н. М. Шанский. Программа курса по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений...

Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты» iconТема: «Фразеологизмы»
Открытый урок (мастер-класс на материале элективного курса по русскому языку в 11 классе). Лебедева Н. М

Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты» iconРабочая программа Элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка»
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Васильева Елена Владимировна

Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты» iconРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта...

Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты» iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «Тропою тропов»
Целью программы является помочь активизировать художественно-эстетические потребности учащихся, развить их литературный вкус и подготовить...

Программа элективного курса по русскому языку «С сочинением на «Ты» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для 10-11 лем классов Практическая стилистика
«Русский язык как государственный», подготовленной Е. А. Быстровой, Т. С. Кудрявцевой, И. В. Корнута. В связи с ограниченностью во...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница