Программа элективного курса "Филологический анализ художественного текста"




Скачать 87.83 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса "Филологический анализ художественного текста"
Дата публикации15.01.2014
Размер87.83 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Литература > Программа
Программа элективного курса "Филологический анализ художественного текста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметом курса, адресованного учащимся 10-11 классов, является практика филологического анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений). Содержание курса опирается на методические разработки и рекомендации Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарина, Н. А. Николиной и сочетает два подхода к анализу текстов – интертекстуальный и имманентный.

В имманентном анализе по методике М. Л. Гаспарова выделяется несколько уровней: верхний (идейно-образный) – идеи и эмоции, образы и мотивы; средний (композиция и стиль) – поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры), художественное время и пространство; нижний (фоника) – метрика, ритмика, строфика, звукопись (аллитерация и ассонанс). Ведущим в данной методике признается верхний уровень – идеи и образы, воспринимаемые читателем.

Интертекстуальный подход к анализу поэтического произведения позволяет разомкнуть границы стихотворения, связать его с многообразием других литературных текстов, с мифологией, символикой, культурологией, историей, философией.

С учетом избранных методик анализ текста осуществляется по пути концентрического расширения «круга понимания», перехода от внешних, формальных, элементов стихотворного произведения к его содержательно-смысловой и символической стороне.

Ц е л ь к у р с а: научить учащихся выполнять филологический анализ художественного текста.

Основные з а д а ч и к у р с а:

• обогащение содержательного наполнения учебного предмета «Литература»,

• углубление и систематизация знаний по теории литературы,

• совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей,

• обучение учащихся анализу поэтического текста, развитие речевой культуры и филологической памяти,

• расширение культурного кругозора,

• активизация правополушарной стратегии мышления,

• развития литературно-творческих способностей,

• подготовка к экзаменационной работе,

• формирование у учащихся высокой коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями:

– определение жанра произведения;

– определение тропов и стилистических фигур;

– знание их функций в поэтической речи;

– освоение литературоведческой терминологии;

– знание основных стихотворных размеров.

Занятия по программе курса призваны сформировать практические

у м е н и я и н а в ы к и:

– узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;

– выявление их функции в художественном произведении;

– определение особенностей художественной формы;

– самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;

– соотнесение формальных элементов текста с содержанием;

– определение композиционных особенностей текста;

– анализ лексического строя произведения, фоники и мелодики;

– определение ведущих мотивов произведения;

– анализ синтаксических конструкций;

– установление литературных параллелей с другими произведениями;

– понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния лирического героя.

Содержание курса включает опыт целостного анализа, основанного на единстве лингвистического, литературоведческого, культурологического аспектов.

^ Алгоритм филологического анализа текста:

1) определение стилевой принадлежности текста;

2) анализ семантического пространства;

3) выявление ключевых слов;

4) анализ художественного времени и способов его текстового воплощения;

5) анализ художественного пространства и языковых способов его воплощения;

6) анализ эмотивного пространства;

7) выявление и характеристика представленных в тексте композиционно-речевых форм авторской речи (описание, повествование, рассуждение);

8) выявление и характеристика текстообразующих элементов: логико-семантических связей, грамматических;

9) характеристика приемов актуализации смысла (выявление текстовых доминант);

10) своеобразие лексических единиц;

11) особенности синтаксических структур;

12) особенности порядка слов;

13) использование образных средств и стилистических приемов; обобщение результатов лингвистического анализа.

Представленный материал отражает опыт авторской интерпретации художественных текстов разных жанров и стилей.

^ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 30 часов, содержание распределяется в соответствии со следующими разделами:

№ п/п Р а з д е л Кол-во часов

Введение

1 Текст как объект филологического анализа 1

Анализ поэтического текста 16

2 Жанровое разнообразие поэтических произведений 1

3 Основные виды тропов и их функции в стихотворной речи 3

4 Стилистические фигуры и их роль в создании образной выразительности 2

5 Фоника и мелодика поэтического языка 2

6 Словесно-образная организация поэтического текста 2

7 Интерпретация поэтических произведений 6

Анализ литературных эпизодов и художественных

произведений малой формы 13

8 Художественное произведение как система 3

9 Стилевое единство художественного текста 3

10 Пространственно-временная организация художественного текста 3

11 Культурологический аспект анализа литературных произведений 2

12 Текстовые доминанты художественного текста 2

^ Тематическое планирование

Введение

Художественный текст как объект филологического анализа Представление об основных категориях текста: семантической структуре, эмотивном содержании, хронотопе Конспект лекции Воспроизведение содержания лекции по плану 1

Анализ поэтического текста

Жанровое разнообразие поэтических произведений Умение определять жанр поэтического произведения Словарная работа Характеристика жанровых особенностей 1

Основные виды тропов и их роль в поэтической речи Освоение литературоведческих категорий, умение отличать эпитеты от логических определений Работа со словарем Классификация эпитетов 1

Метафоры в поэтическом тексте Представление о разновидностях метафор Работа с текстом: В. Брюсов «Сонет к форме» Составление словаря метафор 1

Метонимия, синекдоха, перифраз Представление о синекдохе как о разновидности метонимии, о перифразе как замене предмета его существенным признаком Работа

с текстом: И. Бунин «Последний шмель» Узнавание тропов в тексте, определение их функций 1

Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности Усвоение содержания литературоведческих понятий Словарная работа Характерис-тика стилистических приемов 1

Градация, умолчание, инверсия, антитеза в поэтическом тексте Узнавание стилистических фигур в произведении Работа

с текстом: Ф. Тютчев «Silentium» Составление речевых формул для анализа 1

Фоника и мелодика стихотворения Усвоение понятия о звукообразе и средствах звуковой выразительности (ассонанс, аллитерация, консонансы) Практикум: А. К. Толстой «Средь шумного бала» Анализ фонетического уровня текста 1

Интонационная канва стихотворения Умение выделять ведущие мотивы интонации Сообщения учащихся; работа

в группах: Ф. Тютчев «Фонтан» Анализ ритмической организации текста 1

Словесно-образная организация поэтического текста Понятие лексемы; узнавание книжной, разговорной, просторечной лексики; архаизмов, славянизмов, историзмов Практикум: В. Маяковский «Скрипка и немножко нервно» Анализ лексического уровня текста 1

Морфологический анализ текста Умение выявлять признаки описательности, повествовательности Наблюдение за частотностью употребления частей речи Задание по тексту:

С. Есенин «Русь» 1

Интерпретация поэтического произведения.

Содержательно-смысловой характер произведения Навыки интерпретации внешних, формальных аспектов в смысловом и символическом значении Работа

с текстом: А. Ахматова «Мне ни к чему…» Анализ образной структуры текста 2

Стихотворения в прозе Изучение особенностей языкового оформления и синтаксических конструкций Работа с текстом:

И. Тургенев «Воробей» Анализ текста

И. С. Тургенева «Собака» 1

Сравнительный анализ поэтических текстов Представление об индивидуальных особенностях поэтического стиля Практикум: С. Есенин «Запели тёсаные дроги»; А. Блок «Россия» Составление словаря авторских эпитетов 3

Анализ эпизодов и художественных произведений малой формы

Художественное произведение как система Представление о содержании как совокупности смыслов; умение формулировать тему Определение темы Смысл названий: «Тихий Дон», «Собачье сердце», «Плаха» 1

Жанровые и композиционные особенности текста Умение распознавать элементы композиции Словарная работа; практикум: М. Горький «Старуха Изергиль» Анализ композиционных особенностей в «Легенде о Ларре» 2

Стилевое единство художественного текста Узнавание тропов и стилистических фигур, определение их функций Работа с текстом: И. Бунин «Качели», «Тишина» Анализ эпизода (Дуэль в «Отцах и детях») 3

Пространственно-времен-ная организация текста Понятие о текстовом времени и типологических разновидностях художественного пространства Практикум:

И. Бунин «Холодная осень», «Антоновские яблоки» Характеристика пространственно-временных отношений (в текстах по выбору) 3

Культурологический аспект анализа художественного текста Понятие о мифологеме, аллюзии, архетипе Расшифровка

музыкальных скульптурных, архитектурных образов Культурологический анализ музыкальных фрагментов в «Дворянском гнезде» 2

Текстовые доминанты художественного произведения Умение формулировать идею произведения Практикум:

В. Набоков «Музыка», «Тяжелый дым» Комплексный анализ текста 2

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Анализ поэтического текста.

1. М. Ю. Лермонтов «Молитва».

2. Н. А. Некрасов «Тройка».

3. И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака».

4. А. К. Толстой «Средь шумного бала».

5. И. А. Бунин «В Альпах» (сонет на льдине).

6. И. А. Бунин «Вечер».

7. И. А. Бунин «Последний шмель».

8. А. А. Блок «Русь».

9. С. А. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…».

10. С. А. Есенин «Заметался пожар голубой…».

11. С. А. Есенин «Пускай ты выпита другим…».

12. С. А. Есенин «Русь».

13. Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Россия» и С. Есенина «Запели тёсаные дроги…».

14. В. Я. Брюсов «Сонет к форме».

15. А. А. Ахматова «Мне ни к чему одические рати…».

16. Б. Пастернак «Любить иных – тяжелый крест…».

17. В. В. Маяковский «Скрипка и немножко нервно».

18. В. В. Маяковский «Лиличка!».

19. В. В. Маяковский «Сергею Есенину».

20. А. Т. Твардовский «Вся суть – в одном-единственном завете».

Анализ произведений малой формы.

1. И. А. Бунин «Антоновские яблоки».

2. И. А. Бунин «Холодная осень».

3. И. А. Бунин «Качели».

4. В. В. Набоков «Тяжелый дым».

Анализ эпизода художественного произведения.

1. А. С. Пушкин. Сон Татьяны (V глава романа «Евгений Онегин»).

2. И. А. Гончаров. Сон Обломова (IX глава романа «Обломов»).

3. Л. Н. Толстой. Совет в Филях (из романа «Война и мир»: т. 3, ч. 3, гл. 4).

4. И. С. Тургенев. Сцена дуэли в романе «Отцы и дети».

5. М. Булгаков. Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (13-я глава романа «Мастер и Маргарита»).

6. М. Булгаков. Допрос во дворце царя Ирода (2-я глава романа «Мастер и Маргарита»).

7. М. Горький. Легенда о Ларре (из рассказа «Старуха Изергиль»).

8. М. Шолохов. Кошевой в доме Мелеховых (из романа «Тихий Дон»: т. 4, ч. 8, гл. 2).

9. М. Шолохов. Возвращение Григория на хутор (из романа «Тихий Дон»: т. 4, ч. 8, гл. 18).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко, Л. Г., Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ текста. – М., 2002.

2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

3. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

4. Доманский, В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002.

5. Жирмунский, В. М. Композиция лирических стихотворений // Теория стиха. – Л., 1975.

6. Жирмунский, В. М. Теория литературы: Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

7. Кихней, Л. Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. – М., 1997.

8. Ковтунова, И. И. Поэтический синтаксис. – М., 1986.

9. Кожевникова, Н. А. О роли тропов в организации стихотворного текста // Язык русской поэзии ХХ в. – М., 1989.

10. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста. – М., 1988.

11. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

12. Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для студ. филолог. фак-тов высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2004.

13. Маслов, В. А. Лингвокультурология. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.

14. Морозов, И. В. Основы культурологи / Игорь Морозов. – Минск.: Тетра Системс, 2001.

15. Николина, Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. педагог. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2003.

16. Новиков, Л. А., Преображенский, С. Ю. Ключевые слова и идейно-этическая структура стиха // Язык русской поэзии ХХ в. – М., 1989.

17. Ревзина, О. Г. Загадки поэтического текста // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. – М., 2002.

18. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. – М., 1995.

19. Тюпа, В. И. Аналитика художественного. – М., 2001.

20. Успенский, Б. А. Поэтика композиции. – М., 1970.

21. Штерн, М. С. В поисках утраченной гармонии: Проза И. А. Бунина 1930–1940-х годов. – Омск, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса \"Филологический анализ художественного текста\" iconАнализ текста. Теория и практика», рабочая программа элективного...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Анализ текста. Теория и практика»

Программа элективного курса \"Филологический анализ художественного текста\" iconРабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как...
Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет такую возможность

Программа элективного курса \"Филологический анализ художественного текста\" iconОбразовательная программа курса «Филологический анализ художественного...
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из...

Программа элективного курса \"Филологический анализ художественного текста\" iconРабочая программа по Элективному курсу «Поэтика» Класс 11 Б
Программа составлена на основе программы элективного курса Е. А. Зининой «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного...

Программа элективного курса \"Филологический анализ художественного текста\" iconСодержание программы элективного курса Учебно-тематический план элективного курса
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса

Программа элективного курса \"Филологический анализ художественного текста\" iconРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта...

Программа элективного курса \"Филологический анализ художественного текста\" iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры

Программа элективного курса \"Филологический анализ художественного текста\" iconПлан работы элективного курса на 2011 2012 уч г
Работа элективного курса планируется по программе элективного курса «Подготовка к егэ». В связи с тем, что на занятия отводится один...

Программа элективного курса \"Филологический анализ художественного текста\" iconПрограмма элективного курса «Мир вокруг нас вместе с английским»
Программа элективного курса «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 5-6 классов. Объём курса 5 класс-34 ч., 6класс-34ч

Программа элективного курса \"Филологический анализ художественного текста\" iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница