Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» города Обнинска
Принято на заседании педагогического совета Протокол №_____ от
«___________»_________2012 г.№__
| Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка»
___________Макарова Ольга Васильевна
Приказ №____ от «___» _____________ 2012г.
| Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ЦРР - детский сад «Ласточка» города Обнинска
на 2012-2013 учебный год
^
для детей дошкольного возраста (3-4 лет).
Составители:
Воспитатели группы №1
Шипунова Лариса Викторовна,
Болотских Лидия Дмитриевна.
Г.Обнинск
2012
Содержание.
Пояснительная записка.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы».
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( итоговые и промежуточные).
Промежуточные результаты (динамика формирования интегративных качеств воспитанников).
Тематическое планирование содержания дошкольного образования по образовательным областям: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы».
Мониторинг усвоения программы.
^
Рабочая учебная программа развития дошкольников в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы» представляет собой внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества образовательного процесса в МБДОУ « ЦРР – детский сад «Ласточка».
Программа разработана в соответствии с:
«Законом об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1, в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ);
«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.);
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
«Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151,регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
Рабочая учебная программа развития дошкольников в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы» является модифицированной и составленной на основе:
Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект) Образовательной системы «Школа 2100» «Детский сад 2100». Под научным руководством ред. О.В. Чиндиловой.-М.: Баласс, 2012.
Перспективного планирования в детском саду. Младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Рабочая учебная программа развития дошкольников в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы» отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Рабочая учебная программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Формы организации работы.
Дети
| Педагогический коллектив
| Родители
| индивидуальная,
фронтальная,
групповая,
тематическая,
развлечения.
| индивидуальные консультации,
открытые показы совместной деятельности взрослых и детей,
памятки и др.
| индивидуальные консультации,
родительские собрания,
папки-передвижки,
развлечения,
проектная деятельность.
| ^
«Здоровье»
Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Программа
| ^
программа
«Детский сад 2100»
Авторы: А.В. Баденова; М.М. Борисова, канд. пед. наук;
Е.В. Бунеева, доктор пед. наук; А.А. Вахрушев, канд. биол. наук;
Н.А. Горлова, доктор пед. наук; А.В. Горячев, канд. пед. наук;
И.А. Дядюнова, канд. пед. наук; Т.Р. Кислова, канд. пед. наук;
С.А. Козлова; М.В. Корепанова, доктор пед. наук; В.В. Кузнецова,
канд. пед. наук; О.А. Куревина , канд. пед. наук; З.И. Курцева,
доктор пед. наук; С.Ю. Максимова, канд. пед. наук; И.В. Маслова;
И.А. Смирнова, канд. пед. наук, О.А. Степанова, канд. пед. наук,
Л.В. Трубайчук, доктор пед. наук; Н.А. Фомина, доктор пед. наук;
С.Е. Шукшина, канд. пед. наук; О.В. Чиндилова, доктор пед. наук
| ^
по проблеме: «Здоровье»
| Программно-методическое пособие «Расту здоровым»
Автор В.Н.Зимонина, «Владос» М.; 2002.
Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-синтез, 2006.
Уроки этикета / С.А. Насонкина. – СПб.: Акцидент, 1996.
Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Олма-Пресс, 2000.
Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой.
Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993.
Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.
Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999.
Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002.
; «
|
^
(задачи, блоки)
| Возраст
| Режимные моменты
| Совместная
деятельность
с педагогом
| Самостоятель
ная
деятельность детей
| Совместная
деятельность
с семьей
| -культура гигиены
*умываться, чистить зубы, расчёсывать волосы, полоскать горло и рот, устранять порядок в одежде
*вытираться только своим полотенцем
*навыки гигиены в туалете
*культура разговора в помещении
-понимать своё состояние
*различать и понимать состояния своё и людей
| мл.гр
| дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример
| Обучающие игры по инициативе воспитателя
(сюжетно-дидакические)
Занятия-
развлечения
| Игры сюжетно- отобразительные
| Беседы, консультации,
родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение.
| -одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения
-выполнение простейших закаливающих процедур
|
| дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример.
|
| Игры сюжетно- отобразительные
| Беседы, консультации,
родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, интернет общение.
| -знание о полезном питании
-элементарные навыки приёма пищи
|
| дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, помощь взрослого.
| Обучающие игры по инициативе воспитателя
(сюжетно-дидакические)
Занятия-развлечения
| Игры сюжетно- отобразительные
| Беседы, консультации,
родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, интернет общение.
|
^
Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
При реализации этих цели и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности: одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением и воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям.
Программа
| Примерная основная общеобразовательная
программа
«Детский сад 2100»
Авторы: А.В. Баденова; М.М. Борисова, канд. пед. наук;
Е.В. Бунеева, доктор пед. наук; А.А. Вахрушев, канд. биол. наук;
Н.А. Горлова, доктор пед. наук; А.В. Горячев, канд. пед. наук;
И.А. Дядюнова, канд. пед. наук; Т.Р. Кислова, канд. пед. наук;
С.А. Козлова; М.В. Корепанова, доктор пед. наук; В.В. Кузнецова,
канд. пед. наук; О.А. Куревина , канд. пед. наук; З.И. Курцева,
доктор пед. наук; С.Ю. Максимова, канд. пед. наук; И.В. Маслова;
И.А. Смирнова, канд. пед. наук, О.А. Степанова, канд. пед. наук,
Л.В. Трубайчук, доктор пед. наук; Н.А. Фомина, доктор пед. наук;
С.Е. Шукшина, канд. пед. наук; О.В. Чиндилова, доктор пед. наук
| Технологии и пособия по проблеме «Безопасность»
| 1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с.
Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.
Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.
| |