Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В




Скачать 452.58 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В
страница1/3
Дата публикации19.01.2014
Размер452.58 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
МКОУ

«Ольховатская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО


Протокол № _____ от « »
__________________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР


«___» _____________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор школы


Приказ № __ от
«___» _________2013г.

Рабочая программа

по литературному чтению в 4 классе

учителя Богдановой И.В.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____ от

«___» _____________ 2013г.

2013 – 2014учебный год.

Литературное чтение.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И, Омороковой «Литературное чтение» утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах :

  • помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.


Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.): воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и. наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процесс е чтения.

4.Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «Литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

.

Содержание программы.

«Литературное чтение. 4 класс» 4 ч в неделю, всего 136 ч.

Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произ­ведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений сло­весного творчества. Отрывки из Библии.

Стихотворные и прозаические произведения отечествен­ных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. При­ключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоми­нания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других стра­нах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и при­ключениях.

^ Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного про­изведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение соб­ственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произ­ведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение нахо­дить средства выразительного чтения произведения: логи­ческие ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произ­ведении — реальных и фантастических.

^ Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение зна­ний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных про­изведений, авторских произведений, разнообразных по жан­рам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастиче­ские превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выраже­ния («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (ска­зочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особен­ности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее вообра­жение читателя. Отношение автора к своим героям.

^ Стихотворное произведение: ритмический рисунок, стро­ка, строфа, рифма и средства выразительности. Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, нали­чие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

^ Ориентировка в литературоведческих понятиях. Лите­ратура, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, послови­ца, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-попу­лярное и научно-художественное произведения.

^ Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобрази­тельно-выразительные средства языка (эпитет, сравне­ние, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как сред­ства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

^ Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесло­вие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточ­ка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Све­дения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

^ Творческая деятельность школьников. Умение напи­сать изложение, небольшое сочинение по текстам литера­турных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведени­ем устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннота­цию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюже­там небольших произведений) в играх — драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

^ Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произноше­ния вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготов­ленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударе­ния, паузы, мелодика речи). (Желательно: темп чтения вслух — не менее 90 слов в минуту, про себя — не менее 110 слов в минуту.) Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

^ Работа с текстом. Установление смысловых связей меж­ду частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахожде­ние в произведении слов и выражений, изображающих поступ­ки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основа­нии собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление автор­ского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

^ Читательские умения (работа с произведением и книгой):

• обобщение представлений о рассказе, сказке, стихо­творении, басне, о произведениях устного народного твор­чества;

• самостоятельный выбор книги на определенную тему;

• чтение детской периодики; • использование справочной литературы, в библиотеке (школьной, городской и т. д.).

^ Межпредметные связи:

• с уроками русского языка: устные и письменные рас­сказы о героях литературных произведений, отзывы о прочи­танной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

• с уроками музыки: иметь представление о предусмо­тренных программой произведениях русской музыки на тек­сты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

• с уроками изобразительного искусства: иметь предста­вление о близости произведений словесного и изобразитель­ного искусства, изученных по программе, об искусстве книж­ной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое пони­мание прочитанного.

Основные разделы

Произведения фольклора

Сказки, легенды, былины, героические песни

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка

Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

^ Басни. Русские баснописцы

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи»; А.Е. Измайлов «Кукушка»; И.И.Дмитриев «Муха»

В.А.Жуковский

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

А.С.Пушкин

«Осень»(отрывки), «И.И.Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И.Пущин «Записки о Пушкине»; В.И.Даль «Из воспоминаний».

М.Ю.Лермонтов

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины…», «Утёс».

П.П.Ершов

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении)

В.М.Гаршин

«Лягушка – путешественница».

Н.Г.Гарин - Михайловский

«Детство Тёмы» (отдельные главы)

^ Произведения зарубежных писателей

М.Твен «Приключения Тома Сойера» ( глава II, в сокращении); Х.-К.Андерсен «Дикие лебеди», «Дети года».
Мифы народов мира

Древнегреческие мифы: «Арион», «Делал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце», Древнеиндийский миф «Творение».

^ Книги Древней Руси

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

Л.Н.Толстой

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

А.А.Блок

«Россия», «Рождество».

К.Д.Бальмонт

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

А.И.Куприн

«Скворцы».

И.И.Бунин

«Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Листопад»(отрывок).

С.Я.Маршак

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Н.А.Заболоцкий

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

^ Произведения о детях войны

В.П.Катаев

«Сын полка».

К.М.Симонов

«Сын артиллериста».

Н.М.Рубцов

«Берёзы», «Тихая моя родина».

С.В.Михалков

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

^ Юмористические произведения

Н.Н.Носов «Федина задача»; И.Л.Гамазкова «Страдания».

Очерки

А.И.Куприн «Сказки Пушкина», И.С.Соколов-Микитов «Родина»; Н.С.Шер «Картины-сказки».

Путешествия. Приключения. Фантастика

Н.П.Вагнер «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П.Найдёнов «Мой друг»

Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

^ В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

-работать со справочной литературой.

УМК «Начальная школа XXI века

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению 4 класс 136 ч

п/п

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по литературному чтению, 4 класс учителя начальных...
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по литературному чтению класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе основной образовательной программы начального общего...

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования...

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В iconПрограмма по технологии пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению
...

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В iconПояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по литературному чтению во 2 классе, составленная...
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной...

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению в...
Авторская программа по литературному чтению " Чтение и начальное литературное образование" Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (2010 г.)

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по литературному чтению 3 класс
Данная Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница