Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального минимума содержания начального образования и соответствует учебному плану МБОУ «ООШ №19».
Цель предмета литературное чтение – помочь ребенку стать читателем
Задачи: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Назначение программы по предмету:
становление основ читательской деятельности.
формирование интеллекта и общей культуры;
развитие личности школьника;
Основные образовательные линии предмета:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыком самостоятельного чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям детей.
Принципы построения:
1 – 2 классы
| тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях, об их авторе.
| 3 – 4 классы
| – основной этап – художественно-эстетический принцип. Используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.
| Жанровый и авторский принцип и предполагают одновременное рассмотрение нескольких произведений одного автора, пишущего в разных жанрах.
Эмоционально-эстетический принцип предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Общепедагогические принципы построения процесса обучения: личностно- ориентированный, системности, преемственности и другие.
Специфика предмета:
Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно- познавательного произведения.
Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Тематика произведений изучаемого курса: произведения устного народного творчества, стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);
с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрам (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета)и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.
В 4 классе наращивается скорость чтения молча и используются приёмы выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей на уроке, организуется индивидуальная работа.
Цель текущих и итоговых работ – проверить знание учащимися произведений из обязательного круга чтения, выявить глубину усвоения изученных произведений, знание литературоведческих понятий, вошедших в программу курса.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа по литературному чтению – 102 часа.
Количество часов в неделю – 3 часа.
Контрольных работ – 6
Учебных проектов – 2
Учебных исследований – 2
^
Название раздела
| Кол-во часов
| Повторение. Произведения фольклора. Героическая песня, легенда, библейское предание.
| 8 часов
| Мифы народов мира
| 5 часов
| Книги Древней Руси
| 2 часа
| Басни. Русские баснописцы
| 5 часов
| Произведения В.А.Жуковского
| 4 часа
| Произведения А.С.Пушкина
| 3 часа
| Произведения М.Ю.Лермонтова
| 5 часов
| Произведения П.П.Ершова
| 3 часа
| Произведения В.М.Гаршина
| 5 часов
| Произведения Н.Г.Гарина-Михайловского
| 3 часа
| Произведения зарубежных писателей
| 6 часов
| Произведения Л.Н.Толстого
| 5 часов
| Произведения А.П.Чехова
| 4 часа
| Стихи А.А.Блока
| 2 часа
| Произведения А.М.Горького
| 2 часа
| Стихи К.Д.Бальмонта
| 3 часа
| Произведения В.В.Вересаева
| 3 часа
| Стихи И.А.Бунина
| 4 часа
| Произведения С.Я.Маршака
| 4 часа
| Произведения А.П.Платонова
| 2 часа
| Стихи Н.А.Заболоцкого
| 2 часа
| Произведения о детях войны. В.П.Катаев
| 3 часа
| Стихи Н.М.Рубцова
| 3 часа
| Юмористические произведения. Н.Н.Носов, А.Л.Барто
| 2 часа
| Очерки . И. Соколов-Микитов, М.Шолохов, Н.Шер, Ю.Яковлев
| 3 часа
| Путешествия. Приключения. Фантастика. Д.Свифт, Н.П.Вагнер
| 8 часов
|
^
-
Программа
| Авторы
| Издательство
| Год издания
| Учебник
| Литературное чтение. 4класс в 2 частях
Литературное чтение. Учебная хрестоматия.
| Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова
Л.А. Ефросинина
| М.: Вентана – Граф М.: «Вентана-Граф»
| 2006г 2006г.
| Рабочая тетрадь
| Литературное чтение. Рабочая тетрадь в 2 частях.
| Л.А. Ефросинина
| М.: Вентана – Граф
| 2013г
| Пособия для учителя и учащихся, входящие в УМК
| Беседы с учителем 4 класс общеобразовательных учреждений
Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания.
Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие/
«Книгочей», словарь-справочник по литературному чтению, 1-4 классы
| Под редакцией Л.Е. Журовой Л.А. Ефросинина
Л. А. Ефросиника Л.А.Ефросинина
| М.: Вентана – Граф М.: Вентана – Граф
М.: Вентана-Граф М. : Вентана-Граф
| 2007г
2011г
2010 г 2011г
|
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа по литературному чтению
Количество часов в год – 102
Количество часов в неделю – 3
| Всего
| Из них - контроль
| Практическая часть
| Практические работы
| Опыты
| Экскурсии
| Проекты учебные
| Учебные исследования
| 102
| 6
| -
| -
| -
| 2
| 2
|
^
Название раздела
| Кол-во
часов
| Повторение. Произведения фольклора. Загадки. Пословицы. Дразнилки.
Скороговорки. Сказки. Героическая песня, былина, легенда, библейское предание.
| 8 час
| Мифы народов мира
| 5часов
| Книги Древней Руси
| 2 часа
| Басни.
Русские баснописцы
| 5 часов
| Произведения
В. А. Жуковского
| 4 часа
| Произведения
А.С. Пушкина
| 3 часов
| Произведения
М. Ю. Лермонтова
| 5 часов
| Произведения
П. П. Ершова
| 3 часа
| Произведения
В. М. Гаршина
| 5 часов
| Произведения русских писателей о детях – Н. Г. Гарина-Михайловского, К. М. Станюковича,
Д. Н. Мамина-Сибиряка
| 3 часа
| Произведения зарубежных писателей
| 6 часов
| Произведения
Л. Н. Толстого
| 5 часов
| Произведения
А. П. Чехова
| 4 часа
| Стихи А. А. Блока
| 2 часа
| Произведения
А. М. Горького
| 2часа
| Стихи К. Д. Бальмонта
| 3 часа
| Произведения
В. В. Вересаева
| 3 часа
| Стихи И. А. Бунина
| 4 часа
| Произведения
С. Я. Маршака
| 4 часа
| Произведения
А. П. Платонова
| 2 часа
| Стихи Н. А. Заболоцкого
| 2 часа
| Произведения о детях войны. В.П. Катаев
| 3 часа
| Стихи Н. М. Рубцова
| 3 часа
| Произведения
С. В. Михалкова
| 3 часа
| Юмористические
Произведения Н.Н.Носов А.Л.Барто
| 2 часа
| Очерки. Соколов-Микитов, М.Шолохов, Ю.Яковлев, Н.Шер.
| 3 часа
| Путешествия, приключения, фантастика. Д.Свифт, Н.П.Вагнер.
| 8 часов
|
|