Скачать 0.6 Mb.
|
Приложение №2 Программа внеурочной деятельности начального общего образования в рамках внедрения ФГОС НОО 1.Актуальность проблемы «Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать: - овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; - формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; - формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования является передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса – репродукция этих знаний. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная, деятельностная парадигма образования, утверждающая в качестве цели развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Таким образом, актуальность данной программы обусловливается: - мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности; - необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей; - спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие ^ Цель Программы внеурочной деятельности – теоретически обосновать модель организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования; ^ Задачи, решаемые в ходе реализации Программы: - изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения; - определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов; -отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями. - проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении; - теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни; - определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности в школе; - разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности. - овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения. - эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал. ^ Объект исследования при реализации данной Программы – система воспитания и социализации младших школьников в школе. Предмет исследования – механизм организации внеурочной деятельности учащихся 1- 4-х классов. ^ Считаем, что эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой является ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства: - принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. - использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.) - согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы; - реализация средового подхода в воспитании и социализации детей. ^ 1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме моделирования внеурочной деятельности; 2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др. 3. Математические: ранжирование, статистическая обработка данных и др. ^ 1.Закон «Об образовании» Российской Федерации. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). 5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования (вариант 3). 6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010 7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010 8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373; 11. Приказ Управление образования Кукморского муниципального района от 25.03.2011г.. № 98/1 «Об организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Кукморского муниципального района» 12.Положение о координационном совете по введению ФГОС НОО в Кукморском муниципальном районе. ^ Каюмов С.М.-директор школы Габбасова Г.М.-ЗДУР Набиева Р.М.-ЗДВР Рахимзянова Р.Г.- учитель начальных классов Мухаметзянова Л.Х.-родительский комитет Мубаракова Г.Р.- руководитель МО начальных классов Галиева З.В.- учитель начальных классов Нуриева М.М.- учитель начальных классов ^
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, занятий от дополнительных образовании, группы продлённого дня. ^ Научно-методическую поддержку при реализации проекта оказывает институт развития образования, Управление образования Кукморского муниципального района, МБОУ «Информационно-методический центр» Кукморского муниципального района. ^ Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание, имеются библиотека, компьютерный кабинет, актовый зал, музей школы, спортивный зал, спортивная площадка, игровая площадка. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 7 компьютеров, проектор, экран. ^ У каждого учителя имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную, учебно-методическую и художественную литературу. ^ Результатом реализации Программы внеурочной деятельности, разработанной в школе, должна стать теоретически обоснованная модель уклада школьной жизни в начальной школе, частью которой является модель организации внеурочной деятельности и отработанный механизм её реализации в 1- 4 классах в процессе их воспитания и социализации. ^
Проектная деятельность будет реализована через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, социальных проектов, исследовательских работ, конкурсов, конференций, выставок. Способствует формированию таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов. |
![]() | Способы организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования: 9 | ![]() | Фгос-ноо, примерной программы начального общего образования и авторской программы Е. В. Бунеевой, Р. Н. Бунеева |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного... | ![]() | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с фгос... |
![]() | Создание рабочей группы по введению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее –... | ![]() | |
![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Маркса | ![]() | Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности... |
![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с фгос начального общего образования (второго поколения), согласно базисному учебному... | ![]() | России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению |