Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие




Скачать 49.27 Kb.
НазваниеУрок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие
Дата публикации22.01.2014
Размер49.27 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
МБОУ «Сухосолотинская ООШ»

Урок литературы

Тема: Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие.

Учитель русского языка и литературы:

Михайлова Екатерина Корнеевна

с. Сухосолотино,2013

Тема: Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие.

Цель: Знакомство учащихся со стихотворением, с исторической обстановкой в России и основными мотивами лирики автора , с художественными приемами антитезы. Закрепление знаний, умений и навыков по анализу художественных произведений.

Развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей.

Воспитание любви к природе, гордости интеллигента - борца.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Сообщение учащихся с добавлением учителя.

Годы жизни М.Ю.Лермонтова - 1814-1841. Формирование его личности приходится на эпоху реакции, наступившую после разгрома восстания декабристов. Он вступает в литературу со стихотворением «На смерть Поэта», это - факел борьбы, взятый из рук Пушкина.

М.Ю.Лермонтов – передовой человек своего времени, в своем творчестве выражает жажду битвы, тоску по свободе. Но если творчеству Пушкина присущи восторженность, жизнелюбие, то для поэзии Лермонтова характерны мотивы разочарованности и даже безысходности.

«Он всецело принадлежал к нашему поколению, - писал о нем Герцен. - Мы все, наше поколение, были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы видим только казни и ссылки. Принужденные к молчанию, сдерживая слезы, мы выучились сосредотачиваться, скрывать свои думы, - и какие думы!»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно, -

Писал поэт в стихотворении «Дума» (1838).

Отражение этих дум поэта мы сейчас увидим в стихотворении «Парус», а потом постараемся понять, какие средства использует автор, чтобы их донести до читателя.

2. Объяснение нового материала

1) «ПАРУС»

Белеет парус одинокий

В тумане море голубом!

Что ищет он в краю далеком?

Что кинул он в краю родном?...

Играют волны –ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы!- он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури;

Над ним луч солнца золотой…

А он , мятежный, просит бери,

Как будто в бурях есть покой!

1832

2) Вопросы учителя.

-О чем стихотворение?

(образ борца, передового человека эпохи в условиях реакции подразумевается под образом паруса на внешне спокойных волнах.)

-В каких строчках выражена идея стихотворения?

(Идея стихотворения выражена в последних строчках:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Лермонтов считал, что передовой человек должен быть в его время последователем декабристов.)

- А какова тема стихотворения?

(Тема стихотворения – пейзаж, образ паруса на фоне моря и неба.)

3) Радует взор «цветовая гамма» стихотворения, создающаяся живописностью эпитетов:

голубой туман, лазурное море, золотой луч, белый парус. Какое настроение появляется

от этого при чтении?

Казалось бы, яркий мир должен рождать чувство радости…

В чем же дело? Спросим детей: что рисуют нам первые две строки? А о чем говорят нам две последние строки каждой строфы?

Для ребят эти наблюдения очень интересны.

У: попробуем выписать в тетрадь отдельно две первые, отдельно две последние строки каждой строфы.

Белеет парус одинокий Что ищет он в стране далекой?

В тумане моря голубом Что ищет он в краю родном?

(и так далее).

Теперь сравним настроение в левом и правом столбике.

Да! В левом столбике – светлое, радостное настроение.

В правом столбике - грустное, мятежное.

Учащиеся подчеркивают слова, с помощью которых эти настроения выражает автор.

У: В каждой строфе две парные строчки противопоставлены двум последним.

4) На доске: АНТИТЕЗА - противопоставление.

Чтение статьи учебника. Запись определения нового художественного приема в тетрадь.

  1. Закрепление нового материала.

У: Мы видим, что художественный прием антитезы является схемой всего произведения в целом. Но одновременно антитеза прослеживается на уровне слова и словосочетания. Найдите такие примеры.

ПРИМЕРЫ детей: ищет - кинул

В стране далекой - в краю родном

Под ним струя - над ним луч солнца.

У: А как называются слова, имеющие противоположное значение?

Антонимы.

У: А могут ли быть антонимами служебные части речи?

Могут. Здесь антонимы – предлоги ПОД и НАД.

У: Мы проследим построение всего произведения на основе худ. приема антитезы и отдельных его самых малых частей.

Мы также проследили взаимосвязь между теорией стиха и морфологией, лексикой -разделами языкознания. А теперь скажите, почему автор выбрал именно антитезу для

художественного выражения своей идеи?

(Лермонтов хотел передать противопоставление насаждаемой властью обстановки и личности передового интеллигента).

4.Повторение изученного.

Какие ранее изученные художественные приемы увидели в этом стихотворении? (олицетворения: играют волны, ветер свищет, он (парус) ищет , кинул , бежит).

Эпитеты: парус одинокий, в тумане голубом, струя светлей лазури, луч золотой, он мятежный.

Метафоры: в тумане моря.

Инверсия: белеет парус одинокий.

Задание: придумайте словосочетания и предложения, используя антитезу и другие изученные художественные приемы. (творческая пятиминутка).

(Ласточка растит птенцов, кукушка бросает (антитеза)

И день и ночь уходят прочь (антитеза)

Солнце закатилось за холмом родимым (эпитет).

Поэтическая пятиминутка:

- чтение стихотворений Лермонтова с элементами анализа.

(чтение стихотворения «Листок» мне нравится тем, что поэт изображает в нем свои чувства. Листочек оторвали от родимой ветки , и он засох и увял от холода и горя.

«Утес»-мое любимое стихотворение Лермонтова .Оно мне нравится красотой описания утеса. Автор использует эпитеты «тучка золотая», «влажный след», « старого утеса», «на груди утеса – великана».

Мне нравится стихотворение «Тучи» тем, как здесь Лермонтов использует прием инверсии, то есть необычного порядка слов: Степью лазурною (сравним: лазурною степью).

ИТОГ УРОКА:

Какова идея стихотворения «Парус» и с помощью каких художественных приемов ее выражает поэт.

Домашнее задание.

Стихотворение «Парус» выучить наизусть, уметь анализировать. Прочитать статью учебника и ответить на вопросы (стр. 47-48).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие iconУрок литературы в 7 классе Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
Попытаться обнаружить многогранность стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», эмоционально включиться в стихотворение, углубленно...

Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие iconТема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты
М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», выявить ее художественное своеобразие, расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом...

Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие iconУрок по теме «М. Ю. Лермонтов (1814 1841). Личность поэта. Стихотворение «Парус»
Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты)....

Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие iconТема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
Дети читают отрывки из колыбельной «Спи, младенец мой прекрасный», «Казачья колыбельная песня»

Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»

Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие iconТема: Тематика и художественное своеобразие произведений О. Хайяма.
...

Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
Восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, уделив особое внимание характеристике 30-40 годов 19...

Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие iconДомашнее задание для учащихся 6«В» класса Классный Горбачёва Е. В
Творчество М. Ю. Лермонтова. Прочитать ст. О поэте. Стихотворение «Парус» прочитать, ответить устно на вопросы, выучить стихотворение...

Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие icon«Мятежный парус Лермонтова» (Литературный полилог, посвященный дню памяти М. Ю. Лермонтова)
Цели и задачи: углубление знаний, расширение кругозора обучающихся о жизни и творчестве классика русской литературы М. Ю. Лермонтова;...

Урок литературы Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Его идея и художественное своеобразие iconУрок литературы 5 класс м. Ю. Лермонтов «бородино»
Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница