к № и тема раздела
(общее количество часов по разделу)
| № урока
| Дата
| Тема урока
| Тип/Вид урока (использование ИКТ)
| Практические и самостоятельные работы
| Способы организации деятельности учащихся
| ^
контроля
| Элементы обязательного минимума образования
| Домашнее
задание
|
Герой художественного произведения
| 1/1
|
| Герой художественного произведения.
| Урок обобщения и систематизации знаний Урок-беседа
|
| Фронтальный
Беседа по прочитанным летом книгам
Викторина
| Устный опрос
| Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток – герой художественных произведений. Отрочество знаменитых писателей на страницах автобиографических произведений: «золотое детство» и «пустыня отрочества» (Л. Толстой).
| ответить на вопросы учебника с.4, кроссворд
|
^
|
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Герои мифов, былин и
сказок
| 2/1
|
| Былина как жанр. «На заставе богатырской».
| Урок обобщения и систематизации знаний
Урок-практикум Презентация
Видеоматериал
| Работа с текстом учебника и иллюстрациями
| Фронтальный Беседа по статье «Былины –богатырский эпос русского народа»
| Выборочный опрос
Взаимопроверка
| Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри. Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета. «На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои былины — атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алеша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «бахвальщиком». Связь героя с родной землей и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Художественное совершенство былины. Былина и ее прозаический пересказ.
| Выразительное чтение былины, вопросы на с.13
|
3/2
|
| Герои былины «На заставе богатырской»
| Урок обобщения и систематизации знаний
Урок-семинар Презентация
Видеоматериал
| Выразительное чтение, анализ текста, описание картин
| Фронтальный и парный Беседа по вопросам
Работа по вариантам
| Фронтальный опрос (устная монологическая речь)
КИМ (тест №1)
| прочитать статью учебника (с.13-14), повторить термины
|
4/3
|
| История создания пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка»
| Урок изучения нового материала
Урок-лекция с элементами беседы
Презентация
Фрагменты оперы «Снегурочка» (аудио запмсь)
| Выразительное чтение
| Беседа по вопросам
| Фронтальный опрос
(комментированное чтение)
| А. Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» — «весенняя сказка», по определению автора. Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Могучий мир природы и юная героиня – Снегурочка. Пьеса в других искусствах (В.М.Васнецов, Н.А.Римский -Корсаков и др.)
| Прочитать пьесу, ответить на вопросы к прологу (с.24-22) и к 1 действию (с.30-31)
|
5/4
|
| Герои пьесы - сказки А.Н.Островского «Снегурочка»
| Урок изучения нового материала
Урок-исследование Видеоматериал
Презентация
| Обсуждение вопросов, составление таблицы «Характеристика героев пьесы»
| Фронтальный, индивидуальный Беседа на восприятие прочитанного, по вопросам
| Фронтальный устный опрос (комментированное чтение),
индивидуальный письменный
| выразительное чтение по ролям, вопросы (с.37, 41-42),
иллюстрации к пьесе (по желанию)
|
6/5
|
| Сочинение «История Берендеева царства»
| Урок развития речи Урок-практикум
Аудио запись (песня Леля из оперы)
| Устное сочинение
| Коллективная работа
| фронтальный опрос
Тест «Узнай героя»
Письменный опрос ( КИМ-тест № 2)
| Прочитать статью с.42-43, вопросы 1-4 (с.43)
Инд.зад.- задание 1 и 2 (с.44)
Наизусть отрывок;
|
7/6
|
| Мир вещей далекого прошлого.
| Урок обобщения знаний
Урок-практикум Презентация
| Словарная работа, работа с репродукциями
| Фронтальный, индивидуальный Беседа по вопросам
| Инд. задания
Устный опрос
| Детали быта, обихода, описанные в произведениях о далеком прошлом. Интерьер.
| Прочитать статью учебника (с.46-47), ответить на вопрос «Какие вещи отражают приметы XIX века?»
|
ЛИТЕРАТУРА XIX века
|
^
|
В.А. Жуковский
| 8/1
|
| В.А.Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок»
| Урок изучения нового материала
Урок-лекция с элементами беседы Презентация
| Комментированное чтение, работа с репродукциями учебника
| Фронтальный, парный Беседа по вопросам с. 56-57
| Устный опрос (составление плана баллады)
| Жуковский-лирик. Тематика и герои его произведений. Трагические события баллады «Лесной царь». Жуковский — мастер перевода («Лесной царь» — перевод баллады Гёте). Стихотворные загадки поэта. Роль метафоры в загадках.
| Прочитать статью учебника «Баллада» (с.50), выразительное чтение баллады «Кубок», пересказ сюжета .
|
9/2
|
| Жуковский-лирик. Трагические события баллады «Лесной царь»
| Урок изучения нового материала
Урок-беседа
Презентация
| Выразительное чтение, работа с таблицей «Сопоставительный анализ»
| Фронтальный, индивидуальный Беседа по вопросам
| Выборочный опрос Письменный опрос (тестирование)
| Прочитать балладу «Лесной царь», сделать иллюстрации
|
10/3
|
| Баллада «Роланд-оруженосец». Идеальный образ героя.
| Урок внеклассного чтения Развитие речи
| Выразительное чтение, составление сюжетного плана, работа со словарем
| Фронтальный и индивидуальный
Беседа по вопросам, викторина
| Устный опрос (чтение по ролям)
Письменный опрос (КИМ-тест № 3)
| Прочитать статью на с.59-60 и фрагмент повести «Детские годы Багрова –внука» С.Т. Аксакова
|
^
| 11/1
|
| Повесть С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова – внука»
| Урок изучения нового материала
Урок-беседа
Презентация
| Выразительное чтение, работа с текстом статьи
| Фронтальный Беседа по вопросам
| Устный опрос (комментированное чтение фрагмента»
| С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова – внука». Багров – внук в гимназии. Герой произведения как читатель.
| Прочитать очерк «Буран», ответить на вопросы (с. 72)
|
12/2
|
| С.Т. Аксаков. Очерк «Буран»
| Урок изучения нового материала
Урок-исследование
| Составление плана очерка, комментированное чтение, анализ текста, работа с иллюстрацией
| Фронтальный, парный Беседа по вопросам
| Устный опрос Инд. письменный опрос (КИМ – тест № 4)
| «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе XIX в.художественные особенности картины бурана. Человек и стихия.
| Выполнить задания 1 и 2 (с.72), прочитать статью (с.72-74),
Ответить на вопросы (с.74)
Выучить наизусть отрывок из очерка.
|
| 13
|
| Пейзаж. Мир природы вокруг нас.
| Урок совершенствования знаний и навыков
Урок развития речи
| Выразительное чтение стихотворений, сопоставительный анализ текстов
| Фронтальный, групповой Беседа по вопросам
| Выборочный опрос Инд. письменный опрос (тестирование)
| Пейзаж. Мир природы вокруг нас.
| Повторить особенности жанра басни, сделать иллюстрации к басне, выразительное чтение по ролям «Два мальчика»
|
^
| 14/1
|
| Басни И.А.Крылова. «Два мальчика»
| Урок изучения нового материала
Урок-лекция с элементами беседы
| Выразительное чтение, описание иллюстрации
| Фронтальный Беседа по вопросам
| Устный опрос (чтение по ролям)
| Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик и Змея», «Вороненок», «Два мальчика»). Федюша и Сеня как герои басни «Два мальчика», представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма Федюши. Отсутствие чувства благодарности у этого героя. Басня «Волк и Ягненок».
Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана. Суровые уроки басен Крылова и их мораль.
| Выразит. чтение басни «Волк и ягненок», выполнить задания (с.77)
|
15/2
|
| Басни И.А. Крылова.
| Урок внеклассного чтения Урок-беседа
Видео - материал
| Выразительное чтение, анализ текста, описание иллюстрации.
Сопоставительный анализ басен разных авторов на одну тему
| Фронтальный, индивидуальный
Беседа по вопросам
Работа по вариантам Игра «Знатоки басен»
| Устный опрос (чтение по ролям)
Письменный опрос (КИМ –тест № 5)
| Выразительное чтение наизусть басни (на выбор)
Выписать крылатые выражения
|
^
| 16/1
|
| В.Ф. Одоевский. Жанр дневника.
| Урок изучения нового материала
Урок-лекция с элементами беседы
| Комментированное чтение
| Фронтальный Беседа
| Устный опрос
| Различные жанры прозы, объединенные в сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования.
Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.
| Прочитать, ответить на вопросы (с.93-94)
|
17/2
|
| В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Представление о героини.
| Урок обобщения Презентация
| Выразительное чтение, анализ текста
| Фронтальный, индивидуальный Работа по вариантам
| Письменный опрос (КИМ –тест № 7)
Устный опрос
| Ответить на вопросы с. 94 (третий уровень)
|
| 18
|
| Творческая работа по созданию дневника.
| Урок развития речи
| Устное сочинение о героине
Устное описание одного дня жизни
| Коллективный
| выборочный опрос чтение отрывков
| Прочитать статью (с.94-95), дневник
|