Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа




Скачать 249.44 Kb.
НазваниеФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа
Дата публикации27.01.2014
Размер249.44 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Башкирский государственный университет»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ АСПИРАНТА (ОД.А.06.01)
ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта

модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)

по специальности научных работников

10.01.01




Русская литература

Шифр




наименование научной специальности


Оглавление



  1. ^ Общие положения

    1. Настоящая Рабочая программа обязательной дисциплины Поэтика древней русской литературы (XVII века) - модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.

  2. Цели изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины Поэтика древней русской литературы (XVII века) является углубление знаний по ряду теоретических проблем, связанных: с изучением древнерусской литературы XVII века – периода, переходного к новой литературе, вопросами интертекстуальности, символизма, морально-философского содержания.

Задачи дисциплины заключаются в изучении:

  1. Поэтики художественного времени и пространства, литературных средств;

  2. Поэтики литературы как системы целого;

  3. Прогрессивных линий в истории русской литературы;

  4. Литературоведческого наследия академика Д.С.Лихачева;

  5. Традиций древней русской литературы в литературе XVIII-XX веков;

  6. Проблем литературного процесса: самобытности и национальной специфики, «фольклоризации» литературы;

  7. Принципов изображения человека и его судьбы, усиления авторского начала;

  8. Изменения жанровой системы и структуры литературы;

  9. Библейской «вечности».

  1. Результаты освоения дисциплины

Аспирант или соискатель должен:

- знать: важнейшие вопросы современного литературоведения, проблемы герменевтики древнерусской литературы.

- уметь: научно обосновывать различные явления литературного процесса,

интерпретировать произведения с учетом контекста, подтекста, претекста, интертекста, метатекста.

- демонстрировать: способность и заинтересованность использования теоретико-литературных знаний в исследованиях художественных текстов и явлений.

– самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с литературоведческими проблемами.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Поэтика древней русской литературы XVII века

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
^ 4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов

Вид учебной работы

Кол-во зачетных единиц*/уч.часов

Аудиторные занятия

1 з.е. / 36 уч. ч.

Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

36 ч.

Семинар




Практические занятия




Другие виды учебной работы (авторский курс, учитывающий результаты исследований научных школ Университета, в т.ч. региональных)




Внеаудиторные занятия:




Самостоятельная работа аспиранта

1 з.е. / 36 уч. ч.

ИТОГО

2 з.е. / 72 уч. ч.

Вид итогового контроля

Составляющая экзамена кандидатского минимума


*) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут.

^ 5. Содержание дисциплины

  1. Содержание лекционных занятий

    № п/п

    Содержание

    Кол-во уч.часов

    1

    Новизна литературы «переходного века». Начало процесса «обмирщения» и демократизации русской литературы. Открытие литературой «частного человека».

    2

    2

    Проблема жанровой трансформации в древнерусском искусстве.

    2

    3

    Закат Slavia Orthodoxa.Тексты западного происхождения. Секуляризация повести. «Смеховая культура» Древней Руси. «Смех» в литературе Древней Руси как мировоззрение. Ирония и гротеск в литературе «переходной эпохи». Пародия как литературный прием в повестях XVII века. Сатира XVII века

    4

    4

    Особенности сюжетосложения и организации конфликта оригинальных повестей ХVII века. Новые принципы изображения персонажа, «разветвление» образной системы, новизна средств выражения авторской позиции и др. «Фольклоризация» литературы.

    2

    5

    Развитие сюжетного повествования в легендарно-исторических повестях, роль фольклорного начала (повести о начале Москвы, «Повесть о женитьбе Ивана Грозного», «Повесть о Тверском Отроче монастыре»).

    2

    6

    Трансформация старых повествовательных жанров, связанных с христианской легендой, в повесть о человеческой судьбе («Повесть об Улиании Осорьиной»/ «Повесть о Юлиании Лазаревской», «Повесть о Марфе и Марии», «Повесть о Савве Грудцыне»).

    2

    7

    Фацеции и переводная плутовская новелла. Русская «Повесть о Фроле Скобееве». Новые черты повествования XVII в.

    2

    8

    Поздние русские жития. Изменения традиционных жанровых форм в житийных повестях XVII века, усиление повествовательных элементов. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Индивидуальный авторский стиль Аввакума; «сказовая» манера повествования (В. В. Виноградов) и принципы драматизации текста в его сочинениях.

    «Житие» Аввакума и русская сюжетная повесть XVII века о судьбе человека.

    4

    5

    Поэтика художественного времени. Судьба древнерусского художественного времени в литературе новой

    2

    6

    Поэтика художественного пространства (словесного произведения, сказки, в древнерусской литературе)

    2

    7

    Прогрессивные линии в истории русской литературы.

    2

    8

    Барокко в русской литературе XVII века. Зарождение литературы барокко.

    2

    9

    Возникновение стихотворства в литературе XVII века. Рождение театра. Симеон Полоцкий, его жизнь и сочинения. Элементы барокко в творчестве Симеона Полоцкого и его последователей (Сильвестр Медведев, Карион Истомин).

    4

    10

    Скрытая сокровищница русского фольклора. Былины. Исторические песни. Духовные стихи. Сказка. «Повесть о купце».

    4

    Всего:

    36

  2. ^ Практические занятия

№ п/п

Содержание

Кол-во уч.часов













Всего

-




  1. ^ Самостоятельная работа аспиранта

№ п/п

Виды самостоятельной работы

Кол-во уч.часов

1

Изучение и конспектирование главы «Смех как мировоззрение» в монографии Д.С.Лихачева «Историческая поэтика русской литературы». – СПб, 1997. С.342-403.

4

2

Изучение и конспектирование главы «Возрастание личностного начала в литературе XVII века» в монографии Д.С.Лихачева «Историческая поэтика русской литературы». – СПб, 1997. С.404-431.

4

3

Изучение и конспектирование главы «Барокко в русской литературе XVII века» в монографии Д.С.Лихачева «Историческая поэтика русской литературы». – СПб, 1997. С.431-468.

4

4

Самостоятельное изучение темы «Закат Slavia Orthodoxa».

2

5

Повторение материалов лекций

6

6

Самостоятельное изучение темы «Интертекстуальность»

4

7

Изучение, работа с источниками по теме «Повесть о Юлиании Лазаревской»

2

8

Анализ бытовых повестей («Повести о Горе-Злочастии» и «Повести о Савве Грудцыне») в аспекте интертекстуальности. Связь с новой литературой на мотивном и повествовательном уровнях.

4

9

Изучение, работа с источниками по теме «Повесть о Фроле Скобееве»

4

10

Анализ «Повести о купце»

2

Всего:

36


^ 6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума

Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет. Порядок проведения кандидатских экзаменов включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности. Билеты кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны охватывать разделы Специальной дисциплины отрасли науки и научной специальности (ОД.А.) и Дисциплины научной специальности по выбору аспиранта (ОДН.А.).
Перечень вопросов к экзаменам кандидатского минимума:

  1. Жанровые модификации повести в литературе XVII века. Бытовые повести XVII века.

  2. Жанровые модификации повести в литературе XVII века. Сатирические повести XVII века.

  3. Фацеции и переводная плутовская новелла. «Повесть о Фроле Скобееве».

  4. Протопоп Аввакум и его «Житие». Индивидуальный авторский стиль Аввакума.

  5. Поэзия XVII века. Сочинения Симеон Полоцкий. Элементы барокко в творчестве Симеона Полоцкого.

^ 7. Образовательные технологии

В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:

  1. Сопровождение лекций показом визуального материала: отрывков из художественных текстов, презентаций, таблиц.

  2. Проведение практических занятий с использованием тематических фильмов, презентаций, подготовленных аспирантами, демонстративного материала.

^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей научную и учебную литературу по теории литературы, древнерусской литературе: монографии, научные журналы и сборники материалов конференций, сборники научных статей.
^ 8.1 Основная литература:


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство, год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину

1

2

3

4

5

1

Поэтика древнерусской литературы

Лихачев Д.С., М., 1997.

2

2

2

Новые аспекты изучения культуры Древней Руси

Лотман Ю., Успенский Б. М., 2001.

1




3

О древнерусском литературном творчестве: опыт типологии с XI по середину XVIII вв. От Илариона до Ломоносова.

Демин А.С. М., 2003.

1




4

Художественные миры древнерусской литературы.

Демин А.С. М., 1993.

1




5

Смех в Древней Руси.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Л., 1984.

2




6

Русская литература второй половины XYII-начала XYIII вв.

Демин А.С. М., 1977.

1




7

Великий путь: Становление русской литературы X-XYII вв.

Лихачев Д.С. М., 1987.

3




8

Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение.

Лихачев Д.С. СПб., 2001.

2




9

Избранные работы: В 3-х томах.

Лихачев Д.С. Л.,Т.3. М., 1987.

1




10

История древнерусской литературы.

Пиккио Рикардо. М.: «Круг», 2002

2




11

Притча о блудном сыне в русской литературе

Радь Э.А. Самара-Стерлитамак: СГПА, 2006.

5







Древнерусская литература. XI—XVII вв.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

Ольшевская Л. А., Трофимова Н.В., Каравашкин А.В., Травников С.Н. М.: Владос, 2003

2




12

Разыскания по русской литературе XVII – XVIII вв.: Забытые и малоизученные произведения.

Малэк Элиза., СПб: Дмитрий Буланин, 2008

1




13

Труды отдела Древнерусской литературы / Под ред. О.В.Творогова. Т.57

СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.

1




















^ 8.2 Дополнительная литература


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину

1

2

3

4

5

1

История древней русской литературы: Учебно-метод. материалы для организации самостоятельной работы студентов филол. специальностей заочной формы обучения.

Авт.-сост. О.И.Матвеева. Стерлитамак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2008.

5




2

Труды отдела древнерусской литературы /Под ред. О.В.Творогова. Т.56

СПб.: Дмитрий Буланин, 2004

1




3

Труды отдела древнерусской литературы /Под ред. Л.В.Соколова. Т.55

СПб.: Дмитрий Буланин, 2004

1




4

Труды отдела древнерусской литературы /Под ред. О.В.Творогова. Т.54

СПб.: Дмитрий Буланин, 2003

1




5

Труды отдела древнерусской литературы /Под ред. О.В.Творогова. Т 53

СПб.: Дмитрий Буланин, 2003

1




6

Труды отдела древнерусской литературы /Под ред. Д.С.Лихачева. Т.52

СПб.: Дмитрий Буланин, 2001

1




7

Образ Горя-Злочастия (К вопросу о мировоззрении автора «Повести о Горе-Злочастии»)//Герменевтика древнерусской литературы. Сб.7.Ч.2.

Алехина Л.И. М., 1994.С.313-322.







8

Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XYII-XYIII вв.//Русская литература на рубеже двух эпох (XYII-XYIII).

Бакланова Н.А. М., 1971.С.160-170.







9

Сказочная традиция в русской повести XYII века//Литература Древней Руси.

Званцева Е.П. М., 1986.С.86-94.







10

Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе//История русского романа. Т. 1.

Лихачев Д.С. М.;Л., 1962.С.26-39.







11

Истоки русской художественно прозы//Русская бытовая повесть XY-XYII вв.

Ужанков А.Н. М., 1991.С.5-18







12

Композиционный строй «Повести о Савве Грудцыне»//Литература Древней Руси.

Шмараков Р.Л. М., 1996.С.130-141.







13

Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения)

Демкова Н.С. Л., 1974.







14

Лекции и статьи по истории древней русской литературы.

Еремин И.П. Л., 1978.

2




15

История древней русской литературы. 8-е изд.

Гудзий Н.К. М., 2002.

2




16

Евангелие и древнерусская литература

Давыдова Н.В. М.,1992.

2




17

Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретация, источники.

Демкова Н.С. СПб,. 1997.

1




18

Сказочные традиции в русской повести XVII века//Литература Древней Руси.

Званцева Е.П. М., 1986.С.96-94.

1




19

Русское старообрядчество: Духовное движение семнадцатого века.

Зеньковский С.А. Репринт. Изд. М.,1995.

1




20

Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе.

Л., 1970.

2




21

Русская культура в канун Петровских реформ.

Панченко А.М. Л., 1984.

2




22

Русская стихотворная культура XVII века.

Панченко А.М. Л., 1973.

2




23

Лекции и статьи по истории древнерусской литературы.

Еремин И.П. Л., 1987.

3




24

Новое о древнерусской литературе. Сквозь века.

Лихачев Д.С. М., 1986.

1




25

Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили.

Лихачев Д.С. Л.,1973.

2




26

Человек в литературе Древней Руси

Лихачев Д.С. М., 1970.

1




27

Сюжеты и символы Московского царства.

Плюханова М.Б. СПб., 1995

1




28

Древнерусские притчи и их место в жанровой системе 16-17 веков.

Прокофьев Н.И. М., 1988.

1




29

Борьба идей в русской литературе 17 в.

Робинсон А.Н. М., 1974.

1




30

Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья: Очерки литературно-исторической типологии.

Робинсон А.Н. М., 1980.

1




31

Люди и нравы древней Руси.

Романов Б.А. М., 1966.

1




32

Русская демократическая сатира 17 века. 2-е изд.

М.,1977.

1




33

Словарь книжников и книжности Древней Руси: 17 век.

СПб., 1992. Ч.3.

1




34

Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / Сост., общ. Ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина.

М., 1993.

1




35

Шмароков Р.Л. Композиционный строй «Повести о Савве Грудцыне» // Литература Древней Руси.

М.,1996.С.130-141.

1




36

О языке художественной прозы.

Виноградов В.В. М.,1980.С.7-41.

1





8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину

1

2

3

4

5

1

Древнерусская литература

http://www.drevne.ru/







2

Древнерусская литература. Электронный ресурс.

Литература и искусство. М., 2004.







3

Изборник. Повести Древней Руси

http://stavatv.narod.ru/

dopolnit/book0107.htm








^ 9. Материально-техническое обеспечение

Кафедра/научное подразделение располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.


N п/п

Название дисциплины

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов




Поэтика Древней русской литературы

Учебно-методический центр филологического факультета (каб. 315); Лаборатория русской филологии (каб. 313); Мультимедиаинтернетлаборатория (каб. 320); Кабинет информатики (каб.317)

Филологический факультет СГПА им. Зайнаб Биишевой




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
Модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ооп ппо)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа iconПоложение о порядке обработки персональных данных работников федерального...
Настоящее Положение разработано в целях защиты персональных данных Работников федерального государственного бюджетного образовательного...

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа iconФеномен маргинальности в литературе авангарда первой трети ХХ в.
Работа выполнена на кафедре русской литературы ХХ и ХХI вв. Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа iconРабочая программа учебной дисциплины
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа iconК. Д. Бальмонт и в. Я. Брюсов: состязание в поэтической практике
Работа выполнена на кафедре истории русской классической литературы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа iconРабочая программа обязательной дисциплины (ОД. А. 07. 1) Русская литература хуш века
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа iconСамотик образ инонациональной речевой среды: концептуализация в пространстве...
Работа выполнена на кафедре общего языкознания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа iconПоэзия евгения кропивницкого: примитивизм и классическая традиция
Работа выполнена на кафедре русской литературы и теории литературы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа iconОтчет о результатах самообследования новозыбковский филиал Федерального...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» рабочая программа iconПринято
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница