Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование»




Скачать 127.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование»
Дата публикации30.01.2014
Размер127.68 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО  ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

2 КЛАСС

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана  на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» для  1-4 классов (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

Ррабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования

.

Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Задачи уроков литературного чтения:

  • формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

  • приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и ознакомление с отдельными литературными понятиями;

  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Рабочая программа рассчитана

всего:

  • на 136 часов в учебный год (4 часа в неделю)

в том числе:

  • на проведение проверочных работ – 6 часов;

  • на проведение уроков проверки техники чтения – 2 часа;

  • на проведение уроков внеклассного чтения – 8 часов.

Для реализации программного содержания используется учебник по литературному чтению для 2-го класса «Маленькая дверь в большой мир» в 2-х частях (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), составленный в  соответствии с авторской программой «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). В основе учебника лежит традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Интерес к самому процессу чтения достигается с помощью «сквозных» персонажей, тем самым реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает.

Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задает Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает веселые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие в сказки.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения.

Главное, отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя.  В конце каждого учебника по литературному чтению приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебник, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Тематика чтения.

  2. Техника чтения.

  3. Формирование приемов понимания прочитанного.

  4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эстетическое переживание прочитанного.

  5. Практическое знакомство с литературоведческого характера.

  6. Развитие устной и письменной речи.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

  1. Тематика чтения.

«Там, на неведомых дорожках...». (21 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

Сказочные человечки. (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж. Р. Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Сказочные богатыри. (13 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

«Сказка мудростью богата...». (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

«Сказка – ложь, да в ней намек...». (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

«Самое обыкновенное чудо». (24 ч). Сказки А. де Сент'Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

^ 2. Техника чтения.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст  про себя без учета скорости.

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

^ 3. Формирование приемов понимания прочитанного.

  1. Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью.

  2. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

  3. Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

  4. Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

  5. Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.

  6. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

  7. Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

  8. Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

  9. Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

^ 4.Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.  

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т. д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

^ 5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества.

«Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, мумии-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

^ 6. Развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению ниже приводится сводная таблица требований по предмету.

^ Таблица требований

к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

^ Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»







• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;

• овладение приемами и навыками различных видов устной и письменной речи;

• определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение.

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе.

2-й класс







• осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;

• понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста;

• умение делить текст на части, озаглавливать части;

• умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

• подробный и выборочный пересказ текста;

• составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану

• размышления о характере и поступках героя;

• высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор)

• умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

• умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

• умение относить сказочных героев к одной из групп положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

• соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений

^ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
    «Маленькая дверь в большой мир»: учебник для  2 класса в 2 частях.

  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
    «Маленькая дверь в большой мир»: тетрадь по чтению к учебнику для 2 класса.

  3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

«Уроки литературного чтения»: методические рекомендации для учителя.

Дополнительная литература:

  1. И. А. Антипова, А. Ф. Белоусов.
    «Очерки о детских писателях»: справочник для учителей начальных классов.

  2. Бажов П. «Уральские сказки»

  3. Балтвикс Я. «Где почует дрёма?» (стихи).

  4. Берестов В. «Как найти дорожку».

  5. Владимиров Ю. «Чудаки» (стихи) .

  6. Бородинская М. «Последний день учения», «Детям на потеху» (русские народные песни, загадки, пословицы).

  7. Демьянов И. «Ребятишкина книжка».

  8. Ершов П. «Конек-горбунок».

  9. Заходер Б. «Стихи и сказки».

  10. Квитко Л. «Стихи для детей», «Киргизские народные сказки», «Корейские сказки».

  11. Курляндский  А. «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и самых больших ребят».

  12. Линдген А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

  13. Маршак С. «Сказки, песни, загадки».

  14. Матвеева Н. «Стихи», «Между зимой и летом» (стихи, считалки, загадки, скороговорки).

  15. Милн А. «Винни-Пух».

  16. Мориц Ю. «Стихи».

  17. Одоевский В. «Сказки».

  18. Прокофьев А. «Шутки-прибаутки».

  19. Пушкин А. «Сказки».

  20. Родари Д. «Сказки по телефону», «Русские былины», «Русские народные сказки».

  21. Сапгир Г. «Чуридило» (стихи), «Сказки народов мира» (сборник), «Татарские народные сказки».

  22. Толкин Дж.Р.Р. «Хоббит».

  23. Толстой А. «Приключения Буратино», «Тридцать три Егорки» (русские народные скороговорки).

  24. Хмельницкий В. «Соловей и бабочка» (сказки).

  25. Цыферов Г. «Как лягушонок искал папу» (сказки).

  26. Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной».

  27. Экзюпери А. «Маленький принц».

  28. Янссон Т. «Шляпа волшебника и другие сказки», «Японские народные сказки».

Годовой план

Четверть

Количество часов в четверти

^ Содержание теоретической части

программы

Количество часов по программе

Содержание практической части программы

I

32

Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…»

Раздел 2. Сказочные человечки.

20

12

Проверочная работа по 1 разделу.

II

29

Раздел 2. Сказочные человечки (продолжение)

Раздел 3. Сказочные богатыри.

15

14

Проверочная работа по 2 разделу.

Проверочная работа по 3 разделу.

Проверка техники чтения.

 III

38

Раздел 4. «Сказка мудростью богата…»

Раздел 5. «Сказка – ложь, да в ней намек…»

19

19

Проверочная работа по 4 разделу.

Проверочная работа по 5 разделу.

IV

35

Раздел 6. Самое обыкновенное чудо.

Резервные уроки. 17

23

14

Проверочная работа по 6 разделу.

Проверка техники чтения.




134




136




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы...
Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, «Литературное чтение». Программа...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» iconРабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» iconРабочая программа По предмету «Литературное чтение» для 2 класса На 2012 2013 учебный год
Рабочая программа разработана на основе по литературному чтению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана...
О. В. Кубасова, год издания – 2002 утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки рф, в соответствии с требованиями...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» iconРабочая программа по предмету литературное чтение (умк «Школа России») 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе требований фгос ноо, авторской программы Л. Ф. Климановой,...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» iconРабочая программа по предмету литературное чтение (умк «Школа 2100») 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа-2100", а именно:...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса ( уровень общеобразовательный)
Рабочая программа курса «Литературное чтение» 4 класс разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой. М.: Вентана-Граф,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница