Заочная олимпиада по литературе




Скачать 68.55 Kb.
НазваниеЗаочная олимпиада по литературе
Дата публикации30.01.2014
Размер68.55 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Заочная олимпиада

по литературе

10-11 класс

2010 – 2011 уч. г.
Задание 1. Знание текста и литературных фактов.
а) По приведенным ниже характеристикам определите, о каком писателе или поэте идет речь, кто является автором каждого высказывания:

- «Творчество … - целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого»;

- «У … было одному ему присущее, небывалое отношение к человеку и его судьбе - вот где нужно искать его пафос, вот с чем связана единственность его творческого типа. …»;

- «… вознесся в высокие небесные выси нашей российской поэзии, нашей культуры. Он обогатил, бесконечно обогатил наше поэтическое мышление. Я буду очень субъективен. Я скажу, что знаю два космических явления в поэзии: это Велимир Хлебников и …, потому что он, кроме всего прочего, превратил обыкновенные слова, которыми мы пользуется в жизни. В его устах, в его стихах они стали бьющими, разящими. Они стали хитрыми, ударными, сильными, скрежещущими. В них какой-то металлический отзвук. Они звенели, гудели и вселяли надежду. Вселяли целебное чувство любви и сострадания»;

- «… - "резвенький". У него характерное лицо, словно собранное к твердому носу. Близко посаженные, острые карие глаза, глядящие прямо и неуступчиво».

- «Я пишу для себя, а печатаю для денег».

б) Назовите авторов и произведения:

- Снова дорога. И с силой магической

Все это вновь охватило меня:

Грохот, носильщики, свет электрический,

Крики, прощанья, свистки, суетня...
- Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...
- Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.
- Мимо зданий, где мы когда-то

Танцевали, пили вино,

Мимо белых колонн Сената,

Туда, где темно, темно.
- Я несусь,- за мною пасти,

Я смеюсь - в руках аркан...

Чтобы рвал меня на части

Ураган!

в) Назовите автора, произведение и персонаж, которому даются следующие характеристики:

- «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шалов­лива и очень беспечна к тем наставлениям, которые её делает классная дама? Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у неё, при тонкой талии и стройных ножках, уже хо­рошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых ещё ни­когда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже кра­савицей. Как тщательно причесывались некоторые её подруги, как чистоп­лотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии, - изящест­во, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз»;

- «Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица»;
- «… же в это время плакала в комнате за кухней, где за ситцевой занавеской, в колонке, у цинковой ванны, металось пламя сухой наколотой березы. Хриплые кухонные часишки настучали одиннадцать. И представился убитый …. Конечно, на поезд с деньгами напали, конвой перебили, и на снегу кровь и мозг. … сидела в полумгле, смятый венец волос пронизало пламя, по щекам текли слезы. Убит. Убит...»;

- Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами».

г) Расположите в хронологическом порядке произведения Л.Н. Толстого: «Воскресение», «Детство», «Война и мир», «После бала», «Холстомер».

д) Соотнесите фамилии композиторов и названия художественных фильмов по мотивам произведений русской литературы; назовите авторов и произведения, ставшие основой для этих кинофильмов:

И. Корнелюк

«Мой ласковый и нежный зверь»


Е. Дога

«Леди Макбет Мценского уезда»

В. Баснер

«Идиот»

Е. Евсеев

«Дни Турбиных»


^ Задание 2. Теория литературы.
а) Каким литературоведческим терминам соответствуют следующие определения:
1. Одно из главных свойств постмодернистской литературы, проявляющееся в растворении индивидуального, созданного конкретным автором текста в явных и неявных цитатах, реминисценциях, аллюзиях, культурных и литературных перекличках, -

2. Вид творчества, конечный продукт которого (художественное произведение) размещается в компьютерной сети, может неоднократно редактироваться и быть доступным многим потребителям (читателям) одновременно -

3. Стилистическая фигура, построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены -

4. Изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии –
б) Определите систему стихосложения и стихотворный размер указанных ниже стихотворений:

1.   С.А. Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер…»;

2.   А.С. Пушкин «Бесы»;

3.   Ф.И. Тютчев «Бессонница»;

4. А. Блок «О, весна, без конца и без краю…».
в) Соотнесите фамилии известных литературоведов ХХ века с фамилиями писателей, которые стали предметом их исследования:

И. Волгин М.Ю. Лермонтов

Т.Т. Уразаева И.С. Тургенев

А.И. Батюто А.Н. Островский

А.А. Аникст Ф.М. Достоевский

В.Г. Одиноков Н.С. Лесков

Д.С. Лихачев Л.Н. Толстой
^ Задание 3. Идейно-эстетический анализ художественного текста.

Сопоставьте стихотворение С. Есенина «О, муза, друг мой гибкий…» со стихотворением французского поэта-сюрреалиста Л. Арагона «О гитара гитара…». Определите тему и основную мысль (идею) каждого из данных текстов и ответьте на вопрос: в чем сходство и различие их тематического и идейного содержания? Можно ли говорить о внутреннем диалоге этих произведений? Аргументируйте свою точку зрения. Охарактеризуйте выразительные средства, использованные авторами, их роль в тексте.
 ^ С. Есенин
О муза, друг мой гибкий,

Ревнивица моя.

Опять под дождик сыпкий

Мы вышли на поля.
Опять весенним гулом

Приветствует нас дол,

Младенцем завернула

Заря луну в подол.
Теперь бы песню ветра

И нежное баю —

За то, что ты окрепла,

За то, что праздник светлый

Влила ты в грудь мою.
Теперь бы брызнуть в небо

Вишневым соком стих

За отческую щедрость

Наставников твоих.
О мед воспоминаний!

О звон далеких лип!

Звездой нам пел в тумане

Разумниковский лик.
Тогда в веселом шуме

Игривых дум и сил

Апостол нежный Клюев

Нас на руках носил.
Теперь мы стали зрелей

И весом тяжелей...

Но не заглушит трелью

Тот праздник соловей.
И этот дождик шалый

Его не смоет в нас,

Чтоб звон твоей лампады

Под ветром не погас.
1917
^ Луи Арагон
О гитара гитара в чьем горле упрятано сердце мое

Как собаке усталой мне осталось одно лишь вытье

О гитара советуй люблю я но я не любим

Пусть умолкнут поэты перед плачем чуть слышным моим

На гитаре гитаре
О гитара гитара ночь делает лучшей чем ночь

Кроме слез нет нектара отброшу все прочее прочь

О гитара покоя гитара забвенья мечты

Сжал стакан ты рукою в тот час когда спать должен ты

Без гитары гитары
О гитара гитара ты одна лишь находишь пути

К песне грустной к искусству что крест помогает нести

О гитара голгофы без тебя мне не нужно гитар

Жгите все мои строфы и голос гитара я стар

Гитара гитара гитара

Задание 4. Литература и история

Посмотрите художественный фильм по мотивам повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссер 1989 г., Р. Балаян). В рецензии необходимо отметить, отражает ли экранизация идейное содержание произведения, ключевые установки эстетики писателя. Отметьте, удачным ли является в фильме подбор актеров, музыкальное сопровождение, композиция. Свой ответ мотивируйте. Если Вы не согласны с режиссерской трактовкой, объясните почему и предложите собственную версию экранизации этого произведения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе
По приведенным ниже характеристикам Н. В. Гоголя-критика определите, о каком писателе или поэте идет речь

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе
Дайте определение песни. Вставьте пропущенные слова в известные русские песни. Укажите названия песен и фамилии авторов стихотворного...

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада Олимпиадные задания по литературе
Какая смысловая нагрузка в описании зимнего вечера, бурана? В чем заключается основная идея произведения. Выделите художественно-изобразительные...

Заочная олимпиада по литературе iconМбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе
Главная задача этой работы – развить у школьников интерес к учебному предмету «Литература», сформировать желание обращаться к различным...

Заочная олимпиада по литературе iconIx заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Ответы, содержащие текст из Интернета (кроме цитат в кавычках), не засчитываются

Заочная олимпиада по литературе iconViii заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Внимательно прочитайте стихотворение. О ребенке какого возраста идет речь? Обоснуйте свой ответ

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе 5-6 классы ( 2013год)
«Парнасский волокита», «Чистейшей прелести чистейший образец», «Наш пенат», «Кудрявый наш певец», «Чужих небес любовник беспокойный»,...

Заочная олимпиада по литературе iconVi заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
«Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности заимствованы из тогдашних журналов». Вставьте пропущенные...

Заочная олимпиада по литературе iconVii заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Расставьте имена русских писателей и поэтов в хронологическом порядке (сначала называйте тех, кто жил раньше)

Заочная олимпиада по литературе iconIx заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
В 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения великого русского святого преподобного Сергия Радонежского покровителя всех учащихся....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница