В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок




Скачать 120.95 Kb.
НазваниеВ русской песне душа и сила народа: фольклорный урок
Дата публикации06.02.2014
Размер120.95 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок. Сценарий/Г.В. Литвиненко, библиотекарь читального зала/Центральная районная библиотека МУК «Павлоградская межпоселенческая Централизованная библиотечная система». – 2013

___________________________________________________________

Павлоградская Центральная Районная библиотека

Муниципального учреждения культуры «Павлоградская межпоселенческая

Центральная библиотечная система»

Павлоградского муниципального района Омской области

Составитель: Литвиненко Галина Васильевна, библиотекарь читального зала ЦРБ

Дата создания: 06.08.13 г.

«В русской песне душа и сила народа». Фольклорный урок

Назначение: приобщение и возрождение интереса к русскому устному народному

творчеству у юношества
«В русской песне душа и сила народа"

Фольклорный урок

(Игра «Угадай мелодию»)

«Сказка – складка, а песня – быль. Сказка - ложь, а песня – правда». Народные пословицы не только отразили это бережное, окрашенное истиной любовью отношение народа к своей песне, но и назвали причину такого отношения: в ней все было правдой – и чувства, и настроения, и жизненная ситуация, нашедшие отражения в сотворенной самим народом песне.

Николай Александрович Добролюбов писал: «У нас народ сопровождает песнями все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль. Еще у колыбели дети убаюкиваются песнями: подрастая, они сами выучиваются напевать народные песни. Собирается зимой молодежь крестьянская на посиделки, и здесь раздаются песни: приходит весна, выходят поселяне встречать ее, составляют хороводы, завивают венки и при этом непременно поют песни. Едет крестьянин пахать землю, облегчает труд свой песней, собираются крестьяне жать, косить в знойную рабочую пору, и здесь песня звучит между ними, освежая их среди тяжелых трудов. Провожают лето, празднуют уборку хлеба, опять с песнями. Песня сопровождает поселянина во всех его общественных трудах, она же следует за ним и в семейную жизнь его. Собирается ли молодец жениться, его сватанье, девичник, свадьба – все это непременно оглашается песнями. Тяжелая разлука с семейством, мать провожают сына, жена мужа – с рыданиями, причитаниями, пением. Умирает ли человек, над ним раздаются похоронные, печальные песни…».

Красота, или, как говорят в северных деревня, узорица, открывается уже в старинных колыбельных песнях. Они наполнены материнской любовью. Сыну и дочери сулят неисчислимые грядущие удачи и благополучие: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». Другие песни ближе к жизни: «Спи, посыпай, боронить поспевай». У сына, когда он войдет в возраст, поется в старинной песне, будут и шапка, и зипун, и кушак, научится он и сено косить, и дрова рубить, узнает все житейские заботы, и – удивительное дело! – в песнях о них говориться как о радости: какое счастье человеку без труда! Но это в будущем, а пока – самое скромное пожелание: «Приди, киса, ночевать. Приди Васеньку качать». За работу коту сулят пирог и кувшин молока. Зовут Сон «усыпить», а Дрему «удремить» младенца. В колыбельных песнях выпеваются печали и трудности: сестра поет брату, что отец ушел за рыбой, мать моет пеленки, дед рубит дрова, а брат далеко – в солдатах, вернется не скоро, немолодой – с бородой… (слушать, смотреть клип-песня «Зыбаю-позыбаю» Колыбельная)

Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие. Римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнялюбцами». Историки музыки утверждают. Что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились факторами мировой музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и не обрядовые. Первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-обрядовые. Исследователи приходят к выводу, что на основе календарных песен сформировались хороводные и хороводно-игровые, а в цикле – семейно-обрядовых наибольшее развитие получили свадебные и похоронные. Если время появления исторических, рекрутских, солдатских, казачьих, бурлацких, артельных трудовых песен устанавливается сравнительно нетрудно, то в отношении самых богатых и по репертуару, и по художественному совершенству не обрядовых лирических песен – любовных и семейных – до сих пор остается много неясного. Существует точка зрения, что лирика возникла раньше эпоса. (Лирическая песня – клип «Вьюн над водой»)

Лирические песни – это песни о мыслях, чувствах, переживаниях человека. Они пелись практически всегда и везде, хотя ограничения в их исполнении и существовали. Некоторые лирические пасни благодаря традиции в ряде местностей пелись только в дороге (их называли – дорожными), или во время сенокоса (сенокосные). Были лирические песни, которые исполнялись преимущественно мужчинами (мужские песни) или женщинами (женские).

«… От природы, от быта русская песня, и от любви. Ведь любовь – песня… Русская любовь поет и на заре, и в темные пасмурные ночи». Ф. И. Шаляпин.

Медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования. Народная лирика возникла в недрах обряда, поэтому она не могла не испытывать влияния заклинательных и величальных песен, причитаний. Поэтому «беседы» героев с птицами, животными и травами были естественными, а такие устойчивые символы, как переход через речку обозначал вступление в новую жизнь, в брак; горящая свеча или мост – любовное стремление; расплетённые девичьи косы – символ замужества, заполняют многие лирические песни и создают глубокий лирический подтекст. Типичными являются образы сокола, т.е. добра молодца и лебедушки - красной девицы.

По эмоциональному настроению песни можно выделить: трагические, оптимистические, сатирические, юмористические. Так, любовь между «добрым молодцем» и «красной девицей» обычно изображается в светлых, возвышенных тонах. Однако во многих песнях рассказывается о трагической любви, об изменах и утратах; но есть и песни, в которых любовное чувство показано с юмором.

Так, в одной из песен поется:

^ Сколько на печи печины – столько на сердце кручины,

Сколько на гряде моркови – столько на сердце любови,

Сколько на море трески – столько на сердце тоски.

Наиболее древние песни – обрядовые, где присутствуют заклинания, т.е. слово играет роль оберега, прямое обращение к неведомым и грозным силам природы, они звучали как молитва.

Отсюда идут хороводные песни, затем они просто становятся увеселительными песнями. С течением времени они все более широко включали в себя жизнь и быт народа, трудовые навыки. В основном богата жизнь песенная у сельской молодежи. Которая ближе к природе, к сельскому труду. Здесь же и плясовые песни – веселые, задорные. ( Плясовая песня «Коробейники», «Калинка-малинка»)

Семейные песни – пелись в семье, носят характер будничного дня, они более спокойные, лирические. Пелись за прялкой, вышиванием. И конечно пелось больше о любви (между людьми), о любви к природе. Очень мало песен о счастливой любви и счастливых семьях, здесь действует закон художественного творчества, т. е. таким образом песня учила людей гуманности и говорила о том, что в судьбе людей все таки больше черных пятен, чем светлых.

Трагичны по содержанию многие любовные песни. Измены, разлука, невозможность любить того, кого любишь, - вот основные коллизии любовных песен. Отношение к любви характеризует лирического героя песен как человека высоких нравственных принципов, верного и искреннего в любви.

Клятвой звучит, например, монолог влюбленной девушки:

^ Я в те поры мила друга забуду,

Когда подломятся мои ноги,

Когда опустятся мои белые руки,

Засыплются глаза мои песками, закроются белые груди досками!

Песни осуждают неверность в любви, нелестно отзываются о родителях, запрещающих детям любить того, кто «по сердцу мил». Нередко в таких случаях песни прибегают к юмористическому изображению.

Девушка жалуется на родителей за то, что отдают ее без любви за богатого. Она упрекает отца:

^ Не с богатством жить, батюшка, - с человеком,

Не с высокими хоромами – с советом,

Не с частыми переходами – с любовью!

Основным занятием крестьян было хлебопашество. Часть дней в неделю они работали на себя, а часть – на помещика. Так называемые «государственные крестьяне» должны были платить оброк. И поэтому кроме хлебопашества они вынуждены были заниматься различными промыслами: работали ямщиками, извозчиками. Ходили бурлачить, на разработку торфа, рубку леса и т.д. Обо всем этом сложено немало песен.

Одним из самых древних промыслов на Руси было бурлачество. Бурлаки выполняли самую тяжелую работу на больших реках: они артель но тянули на канатах вверх по реке тяжело груженные суда. Как правило, в бурлаки крестьяне уходили на весну и лето, осенью же обычно возвращались домой. Но случалось и так, что крестьянин оставался на бурлацкой работе на целый год, а то и более. ( Песня-клип «Дубинушка»).

Строительство железных дорог в России началось с середины 19 века. До этого, в эпоху феодализма, к которой относятся рассматриваемые традиционные лирические песни, функционировал лишь водный и гужевой транспорт. Извозчики, которых на юге страны называли чумаками. Перевозили всевозможные товары, а ямщики – почту и пассажиров.

Чумаки и ямщики часто и надолго покидали родное село. Ямщицкий и чумацкий промыслы были связаны с большими трудностями, чреваты опасностями. Нередко извозчики и ямщики тяжело заболевали в пути, иногда умирали. Все это нашло отражение в песнях, как правило очень грустных. Самая распространенная ямщицкая песня была «Степь Моздокская», в которой рассказывается о смерти молодого ямщика далеко от дома, в чужой стороне. Умирая, он просит своих товарищей отвести его коней на родную сторонку и передать последнее «прощай» родным: «батюшке да низкий поклон», «родной матушке да челобитьице», «малым детушкам благославеньице», а «молодой жене полну волюшку, всю свободушку».

Большое место в народной лирике занимают песни на тему солдатчины. Первые солдатские песни относятся к 18 в. Их возникновение вызвано конкретными историческими условиями. В 1699 г. Петром I был издан указ, которым устанавливалась бессрочная солдатская служба. Этот указ был в силе почти сто лет. В 1793 г. Был определен двадцатипятилетний срок службы, а в 1834 г. – двадцатилетний.

Бессрочная солдатская служба навсегда отрывала человека от семьи, от родных мест. Мало что изменила двадцати и двадцатипятилетняя служба: крестьянин уходил в солдаты здоровым молодым человеком, а возвращался стариком. Калекой или совсем не возвращался. Именно поэтому родные провожали рекрута в солдаты с плачем и причитаниями, которые напоминали похоронные причитания.

Служба в армии была изнурительной монотонной. Солдаты в песнях жалуются на то, что покоя им нет ни днем, ни ночью:

Что ни день, ни ночь

Нам, солдатушкам, угомону нет:

^ Темна ноченька приходит –

Нам, солдатушкам, в карауле быть,

Бел денечек наступает –

Нам, солдатушкам, в строю стоять.

Особенно показательной в рассматриваемом плане является одна из самых популярных солдатских песен «В чистом поле стояло дерево», в которой есть такой диалог птицы с солдатами:

- Солдатушки, ребятушки, а где ваши домы?

-Наши домы – круты горы, широки раздолья,

^ То наши подворья.

- Солдатушки, ребятушки, а где ваши жены?

-Наши жены – ружья заряжены, штыки присажены.

- Солдатушки, ребятушки, а где ваши дети?

-Наши дети – ложки полужены, в сумы положены,

В поход припасены.

- Солдатушки, ребятушки, а где ваши тетки?

- Наши тетки – шапки теплы на буйной головке.

- Солдатушки, ребятушки, а где ваши кони?

- Наши кони резвы ноги, завсегда в походе,

^ В казенной работе.

(Песня-клип «Солдатушки-ребятушки»)

Русские народные песни характеризуют и внешность персонажей, и окружающую их обстановку (как бытовую, так и природу), и раздумья, переживания. Например: портрет героини, как правило, однотипные: у нее лицо – белое, румяное. Очи – ясные, соколинные, брови – черные, соболиные. Типичен изображающийся в песнях быт - муж, жена, дети, свекор, свекровь; изба с ее приметами – сенями, лавками, окнами; занятия – сенокос, жатва, ткачество, прядение и т. д. Все это сходно и традиционно во всех песнях.

Мы уже говорили, что человек рождается с песней и умирает. Это похоронные причитания, плачи. Выражение любви к умершему и страх перед грядущим составляют основное содержание всех похоронных причитаний. В плачах с огромной поэтической силой рисуется трагическое положение семьи, оставшейся без кормильца. Каким бы ни был в жизни человек, его после смерти называли в причитаниях только ласковыми словами. Например: «красное солнышко», «любимая семеюшка», «кормилец-семеюшка». (Песня-клип «Плачь»).

Исторические песни – ровесницы былин, а возможно и древнее. Песни отличались от былин тем, что отзывались на конкретные факты родной истории.

События, запечатленные в дошедших до нас исторических песнях, охватывают несколько эпох – начиная от древней поры, предшествовавший татаро-монгольскому нашествию на Русь и вплоть до второй половины 19 века. В песнях поётся о том, как царь Иван IV завоевал Казань, как женился на черкешенке Марии Темрюковне, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасать Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих стругах, как в Полтавском бою солдаты Петра одержали решительную победу над врагом, как Пугачев пригрозил графу Панину, как генералиссимус Александр Суворов велел армии переплыть море, как фельдмаршал Михаил Кутузов вступился за честь России. Минувшая история проходит в песнях такой, какой ее пережил народ, как он ее понял. Эти песни пронизывает патриотизм, любовь к родной истории, восхищение подвигами защитников Русской земли и борцов за социальную справедливость, а народная трактовка подвигов защитников отечества, народных заступников и др. деятелей прошлого столетия в исторических песнях не только дополняют, но порой корректируют сведения, извлекаемые из официальных документов того времени. Некоторые циклы песен откликаются на важнейшие события и исторические явления, оставляя глубокий след в народном сознании.

Самые древние исторические песни не сохранились. Они существовали задолго до образования Древнерусского государства. Историческими песнями принято называть только песни, содержание которых можно соотнести с фактами и лицами, известными нам по письменным историческим памятникам. Самая первая песня – «Слава Русской земле» дошла до нас в составе знаменитого «Слова о погибели Русской земли», созданного в ХIII столетии.

^ О светло светлая

И украсно украшена

Земля русская!

И многими красотами

Удивлена еси…

Она сложена до разорения Руси татаро-монголами, но уже после утверждения христианства.

К историческим песням относятся и многие казачьи песни. Казачество возникло на Руси в 14 веке – это вольные люди, которые несли военную службу в царской армиии защищали границы от набегов. Казаки являлись движущей силой в освободительном крестьянском движении. (Песня-клип «Из-за острова»)

Немного о краеведении.

1955 год – год основания Омского русского народного хора. Его создателем, родоначальником, первым художественным руководителем является Елена Владимировна Калугина (1909-1962). Именно с нее началось возрождение сибирской русской народной песни. Она занималась собирательством, собирала материалы по истории сибирского края, начиная со времен поселения здесь ссыльных декабристов и поляков. Находит старинную революционную песню «Вперед, друзья!». Эта песня полна светлых надежд и неукротимой призывной силы, она долгие годы являлась визитной карточкой хора. Стала народной и песня омского поэта Владимира Балачана «Хлеб всему голова», которую исполняет и сам хор, и такие мэтры эстрады как Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина.

Во второй половине ХVIII – начале ХIХ вв. русская народная песня стала предметом подражания. Этим увлечением много сил отдали Сумароков, Державин, Жуковский, Дельвиг, Козлов, Вяземский, Глинка и др. Эту традицию продолжили Некрасов, Суриков, Огарев, на этой почве вырос и наш русский романс.

Стали подлинно народными такие шедевры «Ревела буря, дождь шумел» Рылеева, «Вот мчится тройка удала» Глинки, «Среди долины ровня» Мерзлякова, «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» Цыганова, «Вечерний звон» Козлова, «Славное море – священный Байкал» Давыдова, «Степь да степь кругом», «Что стоишь качаясь» Сурикова и т. д.

Это конечно же песни на стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, С.С. Прокофьева, М.В. Исаковского и др.

Стали хитами и народными песнями из кинофильмов «Весна на заречной улице», «Девчата», «Веселые ребята» и др. Песни в исполнении Надежды Кадышевой, Надежды Бабкиной. Самой высокой наградой для автора – является то, когда его песня становится народной. Очень отрадно, что русскую народную песню исполняют и молодые исполнители – Пелагея, Варвара, Марина Девятова, Прохор Шаляпин и др. (Песни «Тонкая рябина», «Течет ручей» - караоке).

Фольклор хранит память о таких далеких событиях, до которых историку трудно добраться.

Каждый исчезающий язык, забываемая песня или миф уменьшают наши возможности понимания прошлого, особенно далекого, о котором ничего не скажут письменные источники: к нему можно прийти только тропою песен. Сохранить, записать, спасти от забвения память людей о своей истории.

Литература:

1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г.

Русское народное поэтическое творчество./ В.П. Аникин, Ю.Г. Круглов.- Л.: Просвещение, 1983.- 416 с.

2. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок./ Сост., вступит. Ст. и примеч. В.П. Аникина.- М.: Дет. лит., 1986.- 462 с., ил.

3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г.

Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 1983.- 448с.

4. От прибаутки до былины: (Русский фольклор)/ Сост. и примеч. В. Аникина.- М.: Худож. лит., 1991.- 398 с.

5. Энциклопедия Омской области: в 2 т. Т.1. А-М / под общ. Ред. В.Н. Русакова. – Омск: Омское книжное изд-во, 2010. – 592 с.: ил., цв. вклейки.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок iconТема урока Виды деятельности учащихся и учителя
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни) Отражение жизни народа в народной песне

В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок iconФольклорный праздник.(1-4класс)
...

В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок iconТема: Урок-фантазия по русской народной песне «Заинька»
Воспитывать любовь к животным, любовь к народной музыке и к природе, желание петь и узнавать новое

В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок iconКонспект урока по литературе в 7 классе «Грозная»
«Грозная» эпоха в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова" (смысл обращения М. Ю. Лермонтова к русской истории в "Песне про...

В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок iconСтихи, загадки и пословицы о масленице
Пословицы и поговорки это душа народа, они отображают его жизнь, образ мыслей и особенности характера. Насколько русской душе милы...

В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок iconБинарный урок ивт + изо "Родословная матрешки"
Привить любовь к прекрасному, к русской народной песне. Любить Родину, уважать и прославлять как национальные, так и русские традиции,...

В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок iconКонспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа»
Урок разработан учителем музыки мбоу сош села Индерка первой квалификационной категории мбоу сош села Индерка

В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок icon2. Ответьте на вопросы Для чего А. В. Кольцов пишет стихотворение...
Песни делятся на эпические и лирические. Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, чувства,...

В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок iconЗадача данной работы: показать, как меняется содержание концепта «душа»
Ш. Бабича, а также китайских поэтов и философов Лао Цзы и Ждань Цзи. В работе осмысливаются изменения в содержании концепта «душа»...

В русской песне душа и сила народа: фольклорный урок iconУрок по литературе в 7 классе «О русская женщина…» (по творчеству...
Создать обобщенный образ русской женщины, воплотившей в себе все лучшие черты русского народа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница