Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей




Скачать 50.06 Kb.
НазваниеПоэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей
Дата публикации08.02.2014
Размер50.06 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
 В стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, Лермонтов выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры. Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, — “это последнее эхо декабрьского восстания”.

Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской литературе. Его лирика носит революционный характер, в ней выражен протест против самодержавия и рабства в лице крепостного права, в ней звучит презрение к современности, жажда борьбы, отчаяние от сознания одиночества. Стихи Лермонтова носят исповедальный характер.
Тема поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, — это человек с твердой и страстной волей.
    В стихотворении “Поэт” (“Когда Рафаэль вдохновенный”, 1828), поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, “перед картиною упал”. Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение:

    Таков поэт: чуть мысль блеснет,
    Как он пером своим прольет
    Всю душу...
    И вдруг хладеет жар ланит,
    Его сердечные волненья
    Все тише, и призрак бежит!

    Лермонтов рисует образ поэта, который под властью вдохновенья “чарует свет” своими стихами, но, когда вдохновенье покидает его, он забывает этот “огонь небесный” и только хранит в себе “первые впечатления” о нем.
    В стихотворении “Молитва” (“Не обвиняй меня, всесильный”), написанном в 1829 году, Лермонтов называет творчество “всесжигающим костром”, а “жажду песнопений” — “страшной”. Это существенно отличает его от поэтов прошлых лет, в особенности от Пушкина, для которого поэзия - дар, приходящий легко и естественно. Лермонтов - человек уже другой эпохи, он видит разъединение людей, а не их общность. Он видит, что люди изменились, что общество уже не то, и это нашло отражение в душах людей, в их жизненных потребностях. Лермонтов также замечал, что в сей век “позорно малодушных” людей поэт утратил свое истинное назначение, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Об этом он четко сказал в своем стихотворении “Поэт” Кинжал (“Отделкой золотой блистает мой кинжал”) 1838 года. Автор использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием. Боевой кинжал был снят отважным казаком с убитого господина, затем стал предметом купли-продажи. В конце концов - это игрушка с золотой отделкой:

    Теперь родных ножён, избитых на войне,
    Лишен героя спутник бедный,
    Игрушкой золотой он блещет на стене -
    Увы, бесславный и безвредный!

    Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Автор пользуется положением бездействия кинжала для сравнения его с поэтом:

    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье
    Лермонтов обвиняет поэтов-современников, променявших высокое назначение поэта на обеспеченное, сытое существование. Он осознавал то печальное положение, в котором находились поэт и поэзия, и старался бороться за жизнь настоящего, подлинного искусства, а не заменять его пустой болтовнёй ради денег.
    Художественное своеобразие стихотворения заключается в том, что поэт сравнивается с кинжалом - грозным оружием. В стихотворении много риторических вопросов, метафор (“покрытый ржавчиной презренья”), эпитетов (“осмеянный пророк”).
    Для самого Лермонтова творчество — это спасительное освобождение от страданий, приход к вере, к гармонии. Он осознавал, что поэзия призвана объединять людей, сила заключенного в слове чувства — зов человечества к высшей духовности.
    Из стихотворения “Есть речи - значенье...”

Есть речи - значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.
Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.
Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рожденное слово;
Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Услышав, его я

Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

(1840) можно понять, почему в Лермонтове побеждала вера в поэзию при всей мучительности творческого процесса. “Из пламя и света рожденное слово” вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, порыв броситься к нему навстречу:

    Как полны их звуки
    Безумством желанья!
    В них слезы разлуки,
    В них трепет свиданья.

    Это творчество, вера в “слово”, помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом.
Лермонтов чувствовал себя одиноким в своих убеждениях.


    Последним стихотворением Лермонтова является “Пророк”, написанное в 1841 году. Темой стихотворения является высокая миссия поэтического призвания, и непонимание этого толпой Возвышенная идея общественного служения поэта ярко выражена Лермонтовым в образе пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ жизни во имя служения этой высокой идее. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается толпой. Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до преследования, глумления и унижения его:

    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви.

И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.

    Картине грубости, мелочности мещански настроенной толпы Лермонтов противопоставляет величественный образ природы, необыкновенной силы и красоты:

    И вот в пустыне я живу...
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.

    В этом противопоставлении восторженного внимания звезд к пророческой речи поэта бездушному, жестокому отношению людей чувствуется глубокий протест Лермонтова против этого бездушия. В. Г. Белинский писал по поводу “Пророка”: “Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
    Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе.
Кинжал
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза - жемчужина страданья.

И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду, тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Поэт
Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал,-
Своим искусством восхищенный
Он пред картиною упал!
Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И утомленный и немой,
Он забывал огонь небесный.

Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет и в тишине
Поет, забывшись в райском сне,
Вас, вас! души его кумиры!
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Все тише, и призрак бежит!
Но долго, долго он хранит
Первоначальны впечатленья.
Молитва
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей iconН екрасов Николай Алексеевич
Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной,...

Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей iconПоэзия искусство массовое или элитарное?
Одна из ключевых концепций понимания поэзии в русской традиции: слово — от пророков. Поэзия как миссия и предназначение, поэт не...

Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей iconПоэт… Какова же его роль в жизни общества?
Разочарование в поэзии, навеянное годами ссылки, проходит, и поэт сознает, что поэзия нужна людям. Герой стихотворения «Пророк» перерождается...

Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей iconДружбы одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес...
Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность...

Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей iconВ. М. мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось....
Рифма В. М. — необычайная, она как бы «внутренняя», чередование слогов не явное, не очевидное — это белый стих. А как выразительна...

Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей iconПоэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях...
Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема...

Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей iconПоэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова. Образ Музы
Примерный перечень вопросов к экзамену для самостоятельной проверки и корректировки знаний студента

Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей iconНастоящий поэт и прозаик должен писать «Хорошо!»
«Шуршунчик», на который были приглашены Томские писатели. Детские работы оценивали и проводили литературные мастерские Елена Клименко,...

Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей iconПрограмма по взаимодействию образовательного учреждения и семьи в...
«Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это...

Поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта, это человек с твердой и страстной волей iconВеликая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов Цель урока
Дать представление о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница