«Хлебу честь воздаем»




Скачать 95.86 Kb.
Название«Хлебу честь воздаем»
Дата публикации09.02.2014
Размер95.86 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок разработан учителем начальных классов МОУ Гридинская основная общеобразовательная школа Гусевой Г. Ю.по программе «Перспективная начальная школа».
Тема урока «Хлебу честь воздаем».
Цели урока:

  1. Продолжить работу над формированием навыка чтения.

  2. Обогащение словарного запаса учащихся, толкование незнакомых слов.

  3. Развитие монологической речи.

  4. Воспитание уважительного отношения к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.


Оборудование:

1.Учебник О.В.Джежелей «Азбука» 1класс.

2.Набор иллюстраций, изображающих труд хлебороба (пахота, сев, молотьба).

3. Сказка «Как курочка хлеб испекла».

4.Стихотворение С. Михалкова «Булка».

5. Стихотворение «Хлеб».
Ход урока:

  1. Организация урока. Готовность к уроку учащихся.

  2. Проверка домашнего задания.

Учебник стр. 143.

- О ком говорится в тексте? (о женщине, о хозяйке)

- Рассмотрите иллюстрацию. Кого видите? Что видите?

- Найдите и зачитайте предложения, соответствующие иллюстрации.

- Кого хозяйка называет своими помощниками? (пальцы, руки)

- Покажите свои пальчики. Они уже умеют что-то делать?

3. Тема урока.

- Тему урока вы узнаете, отгадав загадку.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, белый и пушистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

- Чему будет посвящён наш урок? (хлебу)

-Прочитать название темы в учебнике. Стр.144. На доске:

«Хлебу честь воздаём».

- Объяснить, как понимаете: честь воздаем? ( будем славить, хвалить хлеб, говорить о хлебе с уважением )

2). Каждый день мы видим хлеб на столе. Как он приходит к нам на стол, узнаем из стихотворения на стр. 144.

Самостоятельное чтение.

Чтение вслух хорошо читающим учеником.

Чтение учениками вслух по строчкам.

- Что надо делать, чтобы хлеб на стол пришёл? Прочитать слова из стихотворения: пахать, засевать, молотить, кормить. (Соответствующие иллюстрации прикрепить на доске).

3). Прочитать с доски.

Человек привык трудиться –

Люди пашут, сеют, жнут.

В каждом зёрнышке пшеницы,

В каждой крошке хлеба – труд.

- Какое здесь самое важное слово? (труд)

- А как же человек должен трудиться? Ответить на этот вопрос нам поможет другое стихотворение. Стр.144.

Самостоятельное чтение.

Чтение вслух.

- Как понимаете: что… , то… . (^ Много посеешь – много уберёшь – много будет на столе).

4). Словарная работа перед выполнением следующего задания.

- Объяснить слова: котёл, стряпуха, тешет (топором). Подобрать близкие по значению: кастрюля, повар, рубить.

Работа над пословицами стр. 144.

Вывод:

- Кто же главный в любом труде? (Человек)

- Но не все трудолюбивы, есть и ленивые.

Учитель читает сказку «Как курочка хлеб испекла».

- Почему же было стыдно Мышке и Тетереву? (Не помогали Курочке).

5). Работа над стихотворением «Хлеб».

(Хорошо читающие ученики читают целиком, остальные - частично).

Хлеб.

Сколько людям надо

Приложить труда,

Чтобы булка хлеба

На столе была…

Золотые зёрнышки

Нужно посадить,

Трактора стальные

В поле снарядить.

Берегите, люди,

Наш душистый хлеб,

Знайте ему цену

С самых ранних лет.

- К чему призывает автор? (Беречь хлеб).

6). Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Булка».

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

- Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

С. В. Михалков.

- Как вы относитесь к поступку ребят? Правильно ли они себя вели?

- Что же сделал старичок? Почему?

- Как надо относиться к хлебу? Почему? (Много вложено труда).

7). Загадочный ребус.

Подошёл к ребятам Витя, показал листок:

- Взгляните! Кто сумеет угадать,

Что я начал рисовать?

Ответы учеников. (каравай)

Вы догадливыми были

И про хлеб вы не забыли (Только жаль про хлеб забыли)

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай.

Иллюстрация: готовый хлеб – булки, батоны, калачи, бублики и т. д.

8). Назвать 10 продуктов из муки.

4. Итог урока. ( Читали про хлеб. Будем относиться к хлебу бережно).

Приложение
Как Курочка хлеб испекла.

(Сказка).

Жили – были Курочка, Мышка и Тетерев.

Однажды Курочка нашла на дороге пшеничное зёрнышко. Видно, кто-то вёз пшеницу на мельницу , и одно зёрнышко упало на дорогу.

- Я зёрнышко нашла! Пшеничное зёрнышко! – закричала Курочка. Принесла она зёрнышко домой и говорит Мышке и Тетереву:

- Вот пшеничное зёрнышко. Надо его смолоть. Кто понесёт зерно на мельницу?

- Не я!, - сказала Мышка.

- И не я!, - сказал Тетерев.

Что поделаешь? Взяла Курочка зёрнышко и понесла его на мельницу молоть.

А Мышка и Тетерев побежали вслед за Курочкой.

Смолола Курочка зерно на мельнице и спрашивает:

- Кто муку домой понесёт? Ты, Мышка? Или ты, Тетерев?

- Не я! – сказала Мышка.

- И не я! – сказал Тетерев.

Взяла Курочка муку и понесла домой.

А Тетерев с Мышкой побежали за ней следом.

Принесла Курочка муку домой и говорит:

- Кто тесто замесит?

- Не я ! – сказала Мышка.

- И не я! – сказал Тетерев.

Замесила Курочка тесто. И печку истопила. И сама тесто в печку поставила.

Хлеб вышел пышный да румяный. Положила Курочка хлеб на стол и спросила:

-А кто хлеб есть будет?

Мышка с Тетеревом скорее прыг на лавку.

- Я! – сказала Мышка.

- И я! – сказал Тетерев.

Шёл мимо Петушок и зашёл к Курочке в гости.

-О, какой хлеб румяный да пышный! – сказал Петушок. – Кто его испёк?

- Я, - сказала Курочка.

- А кто зёрнышко на мельнице смолол?

- Я, - сказала Курочка.

- А кто зёрнышко на дороге нашел?

-Я, - сказала Курочка.

- А кто Мышку с Тетеревом за стол пригласил? – спросил Петушок и посмотрел на Мышку и Тетерева.

Стыдно им стало. Убежала Мышка в свою норку, а Тетерев в лес улетел.


Городец
Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!
Название промысла пошло от имени города – Городец, маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.

Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца – доски для прялок, для прядения нити из волокон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом росписью. Городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой.

В росписи использовали 3 основных краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки жёлтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Сюжетами росписи для Городецких мастеров служила сама жизнь, праздники, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий. Характерный растительный орнамент – это Городецкие купавки. Здесь же и чудо – кони, и сказочные птицы.

Городецкие мастера изготавливают детскую мебель, игрушки, разделочные доски, вешалки и декоративные изделия: расписные панно.

^ Золотая хохлома.
Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной красоты.
* * *

Хохломская роспись –

Алых ягод роспись.

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи – перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всё чудесней наша Хохлома.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.
В окрестностях города Нижний Новгород находится село с весёлым названием Хохлома. Здесь делали деревянную посуду. Вырезанную вещь сначала покрывали слоем глины, затем пропитывали несколько раз льняным маслом и несколько раз олифой. Потом изделие как бы припудривалось металлическим порошком (оловянный, позже - алюминиевый). После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи.

Основными элементами хохломской росписи являются: «травка», «под листок» и «кудрина». «Травка» включает изображение различных трав. Сначала наносятся крупные элементы, затем узкие завитки, мелкие мазки и цветки. Роспись «под листок» включает стилизованные листья смородины, клюквы, черники, калины и плодов этих и других растений. Рисунки «кудрина» получили название благодаря золотистым кудреватым завиткам, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, плодов и цветов.

Мастера используют красную, чёрную, жёлтую, коричневую и зелёную краски.

По назначению делят на: мебель, посуду, украшение интерьера, сувениры.

Матрешка
Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрят весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок – глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может – шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская матрёшка.
* * *

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Кажется, что матрёшка к нам пришла из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом же деле, ей всего немногим больше ста лет. Известно, что прообразом послужили, ярко раскрашенные пасхальные яйца. Они были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Наиболее известны семёновские, загорские и полхов-майдановские матрёшки. Все они отличаются элементами росписи.


^ Цветы Гжели
* * *

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!
Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

В селе Гжель Московской области более 400 лет назад зародился промысел. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали из неё лепить разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу. Для узора мастера используют гирлянды из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками, гирлянды с крупным цветком, с гжельской розой, встречаются геометрические орнаменты в виде сетки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Хлебу честь воздаем» iconЗадачи: Воспитывать уважение к хлебу, умение бережно относиться к...
Цель: воспитание бережного отношения к хлебу, умения ценить и уважать труд другого человека

«Хлебу честь воздаем» iconЗадачи: Воспитывать уважение к хлебу, умение бережно относиться к...
Цель: воспитание бережного отношения к хлебу, умения ценить и уважать труд другого человека

«Хлебу честь воздаем» iconСценарий праздника «За честь лицея» Фон муз
Сегодня здесь, в нашем зале – лучшие из лучших, которые выступали «За честь лицея»

«Хлебу честь воздаем» iconСлава хлебу на столе!

«Хлебу честь воздаем» iconКлассный час "Хлеб всему голова"
Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его

«Хлебу честь воздаем» iconСценарий общешкольного мероприятия «Картошка хлебу присошка»
Кгбс(К)оу «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат I вида»

«Хлебу честь воздаем» iconУрок на тему: «Честь и достоинство»
В. Пикуля начинается так: «Я сейчас благостно спокоен, желая рассказать о своём происхождении, а мнение о моей морали пусть сложится...

«Хлебу честь воздаем» iconВнеклассное мероприятие: «Прекрасных профессий на свете не счесть,...
Оформление: На доске: Тема «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь»

«Хлебу честь воздаем» iconКонспект «Велика истинная цена хлеба» Воспитательный час
Цель: формирование у учащихся нравственной позиции к хлебу и людям, выращивающим хлеб

«Хлебу честь воздаем» iconДжон бивер награда за честь
В книге «Награда за честь» автор бестселлеров Джон Бивер раскрывает силу и истину зачастую недооцененного принципа — духовного закона...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница