Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир»




НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир»
страница1/6
Дата публикации09.02.2014
Размер0.63 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6




«Согласовано»: «Согласовано»: «Согласовано»:

Руководитель МО Заместитель руководителя по УВР Руководитель МБОУ

Перцева В.Е МБОУ «Русско-Акташская СОШ» «Русско-Акташская СОШ»

Протокол №___ от _________ О.Е.Александрова ________Т.А. Вечкитова

«____»_______20___г. «____»_______20___г. Приказ №_____ от

«_____»________20__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по социальному направлению

«Мой мир» для 2-Б класса

Агаповой Натальи Геннадьевны, учителя начальных классов

^ МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___1__________

«__31____»_____08___201_2г.


2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)

Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.

Наши воспитанники воспитываются в условиях деформированного процесса социализации: в условиях интернатного учреждения, где семья заменена учреждением; в условиях «социального сиротства»; в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения воспитанника в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками сиротского образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир».

В основу программы «Мой мир» положены следующие принципы:

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;

- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (8 лет), занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по каждому модулю, содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, чтением, развитием речи) логопедическими занятиями. Длительность занятий 40 минут .
^ Цель программы

Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи

  1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности

и нравственных нормах поведения.

  1. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного

поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

  1. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.

  2. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника

обществом.

  1. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

  2. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.


Предполагаемые результаты реализации программы:


  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;




  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.



  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

самообслуживания, самоорганизации и организации совместной

деятельности с другими детьми


^ Тематическое планирование и содержание деятельности


Тема занятия

Кол-во часов


^ Содержание темы

Виды упражнений

Сроки

План

Факи


1

^ Вежливость - основа воспитанности

1

Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?

Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?

Проигрывание способов приветствия и прощания.

03.09


2-3

^ Мои умные помощники


2

Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.

Разыгрывание речевой ситуации.

10.09


17.09


4

^ Умеет ли разговаривать природа?


1

. Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.

Инсценирование стихотворений.

24.09


5-6

^ Умеет ли разговаривать природа?


2


. Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.

Игра-пантомима.

01.10

08.10


7-8

^ Всё начинается со слова «Здравствуйте»


2

Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры

Словесные игры.

15.10

22.10


9

^ Всё начинается со слова «Здравствуйте»


1


Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры

Словесные игры.

29.10


10

^ Это слово говорят, если вас благодарят


1

Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.

Разыгрывание ролевой ситуации.

12.11


11.

^ Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе?)


1


Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.

Разыгрывание ролевой ситуации.

19.11


12-13.

^ . Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)


2


Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.

Художественное слово

26.11

03.12


14

^ Когда без извинения не обойтись?


1

Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.

Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».

Словесная игра,

10.12


15

^ Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

1

Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

17.12


16

^ Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

1

Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово

24.12


17

^ У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону

1

Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».

словесная игра «Испорченный телефон».

31.12


18

^ . У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону

1


Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».

 Словесная игра «Испорченный телефон».

09.01


19-20.

^ В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

2

Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.

Игра«Опиши предмет»

14.01

21.01


21

^ К нам гости пришли!


1

Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.

Ролевые игры.

28.01


22-23


^ К нам гости пришли!


2

Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.

Ролевые игры.

04.02

11.02


24-25

^ Правда и ложь


2

Обсуждение понятий «правда» и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц.

Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».

18.02

25.02


26

^ Добро и зло

1

Что такое добро? Решение проблемных ситуаций.

Упражнение-тренинг«Надуй воздушный шарик злостью».

Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему?

Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».

Упражнение-тренинг

Игра – сказка.

04.03


27

^ Добро и зло

1

 Что такое добро? Решение проблемных ситуаций.

Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью».

Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему?

Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».

Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».

11.03


28-29

^ Волшебники добра


2

Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям», «Если добрый ты». Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Сила – не право». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Инсценировка рассказа и анализ В.Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…».

Практическое задание: «Письмо маме…».

18.03

25.03


30-31


^ О лени и лентяях


2

Путешествие в страну Лентяйдия. Инсценирование и анализ сказки « Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Чтение стихотворение и коллективное обсуждение С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Чтение памятки как выполнять домашнее задание.

. Выставка рисунков по теме.

01.04

08.04


32

«Терпенье и труд все перетрут»


1

Чтение стихотворения В.Брюсова « Единое счастье - работа…». Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

Чтение и анализ текстов из литературных произведений: Л.Н.Толстой «Хотела галка пить…», притча о строительстве Шартрского собора во Франции, И. Токмакова «Букваринск».

Художественное слово

15.04


33


^ Какими в жизни следует быть?


1

Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.


Игра «Оцени поступок»

Чтение и анализ художественных произведений.

22.04


34


^ Я и мое настроение

1


Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый»

Рисование « Я- веселый, я- хмурый»

29.04


35

^ Я могу управлять своим настроением

1

Я могу чувствовать разное настроение. Тренинг

Рисование «Мое настроение»

Тренинг

Рисование «Мое настроение»

06.05


36-


^ Эмоции и мое поведение


1

Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила)

Пантомима «Мы животные»

13.05


37

^ Узнай настроение человека

1

Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает?

Тренинги и тесты.

20.05


38

^ Путешествие в страну чувств


1

Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств»

Тренинги.

27.05

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» iconПрограмма внеурочной деятельности «мой мир»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа начала реализовываться в мкоу белоозёрской оош №9 в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» iconПрограмма «Мой мир»
Цель программы «Мой мир» – формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» iconРабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Сказки лучшие друзья»
Сказка всегда имела большое значение в развитии ребенка. В начальной школе она является источником творчества детей и удовлетворяет...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг»
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному...
Приложения 23

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» iconПрограмма Курса внеурочной деятельности Направление: Название : «Мир техники»
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница