Скачать 71.86 Kb.
|
Голубева Ольга Альбертовна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ №3 с углубленным изучением немецкого языка, город Кострома. Урок литературы в 7 классе по творчеству И. С. Тургенева «Одна и та же жизнь…» (по стихотворению в прозе «Собака»). По программе Курдюмовой Т.Ф. на знакомство со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева отводится 2 часа:
Основной задачей уроков является знакомство с Тургеневым как мастером малых форм, создателем нового жанра в литературе – стихотворений в прозе. Анализ стихотворения в прозе «Собака», предложенный учащимся, проводится по методике профессора филологических наук Каганович С.Л., автора методического пособия для учителей-словесников «Обучение анализу поэтического текста». К уроку предлагается презентация. «Одна и та же жизнь…» И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака». ^
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала. Оборудование: презентация учителя, музыкальное оформление. Ход урока:
1 слайд. И.С.Тургенев знаком нам как писатель эпический, создавший сборник рассказов «Записки охотника», трогательный рассказ «Муму». Однако И.С.Тургенев писал и стихи, и романы, и даже стал родоначальником в русской литературе нового жанра – стихотворения в прозе. ^ Да, так же как в лирических стихотворениях, автор эмоционально и ярко делится своими мыслями, чувствами, переживаниями, но так же, как в прозе, отсутствует ритмическая организация стиха. рифмы. 83 стихотворения в прозе находятся в тургеневском сборнике. они различны по тематике, настрою. но в каждом из них звучит искренний голос автора, прожившего на свете немало лет.
2 слайд.
Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства, мысли вызывает? Наверное, хочется поразмышлять вместе с автором. Давайте это сделаем.
3 слайд. Найдите ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию. ^ Какие цветовые ассоциации с этими образами у вас возникают? На слайде – желтый и синий. 4 слайд. Составьте лексические цепочки, связанные с первым ключевым образом, а также сопутствующие образы, расширяющие значение основных. Назовите средства выразительности, использованные автором. 5 слайд. Какие ассоциации у вас возникают? Постройте все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.
6,7 слайды. Такую же работу проведем со вторым ключевым образом.
^ Философ Артур Шопенгауэр считал: «Кто хочет писать для всех времен, тот должен быть краток, сжат и ограничен существенным: он должен до скупости задумываться над каждой фразой и над каждым словом...» Эти слова в полной мере можно отнести к работе над словом И.С.Тургенева. Картины, которые возникли в нашем воображении, помогают нарисовать средства выразительности, использованные автором. ^
В тексте есть приемы звукописи: жизнь жмется (ж-з, дрожит), впечатление беззащитности жизни усиливается. Свистящие с- з передают вой вьюги, ее пронизывающий холод. ^ . 5. Истолкование произведения. 9 слайд. Как графически вы могли бы отразить идею стихотворения? Познакомьтесь с одним из вариантов ее графического воплощения. 10 слайд. О чем же размышляет автор, как вы считаете? О природе, о ее детях, о ее законах, о связи всего живого на земле, о равноценности жизни на земле, о жизни и смерти, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле,о созидании и разрушении… Какие мысли рождаются при знакомстве со слайдом? Что в нашей сегодняшней жизни соответствует этим образам? 11 слайд. Разрушают жизнь войны, нищета, болезни, преступность, зло, зависть, ненависть, вражда. 12 слайд. Созидает жизнь любовь, радость, счастье, сердечная теплота и огонек в душах людей, их умение жить в мире с самим собой, другими людьми, окружающей нас природой: животными и растениями, воздухом, водой, землей. По мнению И.С.Тургенева, мы тождественны, равны, едины, в нас одна и та же жизнь. Согласны ли вы с ним? Что происходит в нашей жизни? Поделитесь своими мнениями. ^ Создайте свое размышление на тему нашего урока. Используйте в нем те языковые средства выразительности, с которыми мы встретились в стихотворении в прозе Тургенева. ^ Выучите стихотворение в прозе наизусть. Создайте свое произведение в прозе. Познакомьтесь с другими стихотворениями в прозе И.С.Тургенева: «Голуби», «Воробей», «Куропатки», подготовьте их выразительное чтение или чтение наизусть. ^ «О чем это стихотворение в прозе? Оно о свете и тьме, о борьбе добра и зла. Собака и человек равны перед природой. В их душах горит один и тот же огонек. Они борются за жизнь. Смерть попытается погасить искру в душе. Она, как безумная буря, налетит, махнет холодным крылом, и настанет время страха, бегства. Воцарится мрак, холод и темнота. Смерть принесет на своих крыльях разрушение». Сухов П. «Главные герои - собака и человек. Между ними существует какая-то связь. Они не человек, не животное, они – дети природы. Они смотрят друг другу в глаза и понимают все без слов. За окном воет безумная буря, вызывающая дрожь и крик. Но у собаки и человека в душе горит огонек, который согревает их души. Между ними нет разницы, они тождественны. Кажется, что налетит смерть, махнет своим широким, холодным крылом. Но две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. Каждый просит друг у друга защиты и надеется, что тот ему поможет всегда. Они живут в мире непредсказуемых ситуаций…Это живой пример родства людей и животных». Ефремова Н. «Многие люди считают себя царями природы. Но в стихотворении в прозе И.С.Тургенева говорится о равноценности всего живого в мире. Собака и человек смотрят друг другу в глаза и объединяются перед опасностью». Адельфинский А. «Растения, солнце, свет, собака и человек – это все одно целое. Противоположный мир – это тьма, ссоры, войны. Нас заполонила эта страшная неистовая буря. Но если мы будем держаться всегда вместе, непогода и черное небо расстают». ИгнатенкоЛ. « В мире, в котором мы живем, много растений, животных. Возникает вопрос: «А в родстве ли мы со всем этим?» Я думаю, что да. Природа создала человека, и она же - все остальное. Если человек будет истреблять все на своем пути, то некоторые животные навсегда исчезнут с лица Земли. А из-за их вымирания начнут исчезать и другие виды животных. А за ними – человек. Таким образом, человек сам себя убивает. Природа создала всех равными. Человек совсем не царь природы». Голубев С. «Тургенев говорит о том, что человек и собака равны… Жаль, что в нашем мире люди не привыкли нести ответственность за животных. Они могут их выбросить на улицу, не подумав о последствиях. А животные беззащитны, и их надо охранять». Киселева М. «Тургенев писал, что в каждом животном, в каждом человеке одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Я думаю, что все существа на планете связаны. одной ниточкой… Вербовая О. «Я не понимаю охотников! Зачем они уничтожают птиц, зверей?.. Если бы я была президентом всей Земли, я запретила бы убивать животных, убрала заводы, которые загрязняют воздух, вырастила бы лесов побольше и сделала всех людей вегетарианцами (кстати, недавно по телевизору показывали, как ради икры уничтожались тонны рыбы). Этого нельзя допустить!» Кузнецова Н. «Стихотворение затронуло мою душу. Мне понравилось размышлять». Сидорова В. |
![]() | Цель урока : Проверить знания учащихся по биографии и творчеству И. С. Тургенева | ![]() | Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой... |
![]() | ... | ![]() | Ребята, сегодня мы продолжаем работать по творчеству И. С. Тургенева (на слайде портрет И. С. Тургенева) |
![]() | Репродукция картины В. Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф. Шуберта “Аве Мария” | ![]() | Эти вопросы рассматривать в отдельности? |
![]() | Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,... | ![]() | |
![]() | Поэзия Тургенева необычайно музыкальна. Одним из таких произведений является стихотворение «В дороге», положенное на музыку. Мы попытаемся... | ![]() | Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»... |