Учебно- тематическое планирование
по русской литературе
Классы 10
Количество часов 105
Всего 105 часов; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков 10: тестов 2, сочинений 8.
Планирование составлено на основе Русская литература, под редакцией К.М.Нартова, 2005г.
Программа
Учебник Литература М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова, издательство «Магариф» Казань, 2005, в 2 частях
Название, автор, год издательство, год издания
Дополнительная литература _Н.В.Егорова, ^
Название, автор, год издательство, год издания
^
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по литературе для 10 класса
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Русская литература», 10 кл. Учебн. в 2 ч, авторы-составители М.Г.Ахметзянов, Т.В.Воронцова, Т.А.Карпеева, и здательство «Магариф», Казань, 2005, а также дополнительных пособий: для учителя – Беляева Н.В. и др. Литература 10 кл.: Методические советы / Под редакцией В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2002, для учащихся – Коровин В.И., Журавлев В.П. и др. Русская литература 19 века 10кл.: Практикум – М.: Просвещение, 2006.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; поиска, определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний на профильном уровне старшей школы при изучении литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте.
овладение способами деятельностей по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного текста к тому или иному литературному жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определении их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
освоение компетенций информационно-коммуникативной, познавательной и рефлексивной.
№ урока
| Дата по плану
| Дата фактически
| Тема урока. Основное содержание
| Материал по учебнику
| Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся
| Домашнее задание
| ^
| 1
|
|
| Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.
|
| Лекция. Тестирование
| Сообщения учащихся
| 2
|
|
| Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
|
| Выявление уровня литературного развития учащихся
| Выучить лекцию
| ^
| 3
|
|
| Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.
|
| Лекция
| Выучить лекцию
| 4
|
|
| Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Демон», Трагизм мировосприятия и его преодоление.
|
| Беседа, анализ стихотворений «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану»
| Одно из стихотворений наизусть
| 5
|
|
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»
|
| Практикум
| Анализ стихотворения
| 6
|
|
| Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…».
|
| Практикум
| Одно из стихотворений наизусть
| 7
|
|
| Философская лирика А.С. Пушкина.
|
| Лекция
| Выучить лекцию
| 8
|
|
| Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».
|
| Практикум
| Домашнее сочинение по лирике Пушкина
| 9
|
|
| Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»
|
| Лекция. Беседа.
| Выучить лекцию
| 10
|
|
| Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
|
| Беседа
|
| 11
|
|
| Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России
|
| Беседа
|
| 12-13Р
|
|
| Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина
|
| Письменная работа
|
| ^
| 14
|
|
| Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта.
|
| Лекция. Беседа.
| Выучить лекцию
| 15
|
|
| Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова . «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)
|
| Беседа. Практикум
| Выучить стихотворение
| 16
|
|
| Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.
|
| Практикум
|
| 17Р
|
|
| Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание»
|
| Письменная работа
|
| 18
|
|
| Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.
|
| Беседа. Практикум
| Выучить стихотворение
| 19
|
|
| Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»
|
| Беседа. Практикум
| Анализ стихотворения
| 20
|
|
| Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.
|
| Уроки внеклассного чтения
| Выучить стихотворение
| 21
|
|
| Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова
|
|
| Домашнее сочинение
| 22-23Р
|
|
| Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова
|
| Уроки контроля
| сообщения
| ^
| 24
|
|
| Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
|
| Лекция. Беседа.
| Выучить лекцию
| 25
|
|
| Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород».
|
| Лекция. Беседа.
| Выучить лекцию
| 26
|
|
| «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»
|
| Семинар
|
| 27
|
|
| Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода
|
| Практикум
| Анализ эпизода
| 28
|
|
| Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»
|
| Беседа. Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя
|
| 29
|
|
| Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
|
| Урок внеклассного чтения
|
| 30-31Р
|
|
| Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя
|
| Письменная работа
|
| ^
| 32
|
|
| Обзор русской литературы второй половины XIX века.
|
| Лекция
| Выучить лекцию
| 33
|
|
| Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв».
|
| Лекция. Беседа.
| Выучить лекцию
| 34
|
|
| Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова.
|
| Беседа
| Конспекты критических статей
| 35
|
|
| «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе
|
| Беседа
| сообщения
| 36
|
|
| «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике
|
| Семинар
|
| ^
| 37
|
|
| Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
|
| Лекция. Беседа.
| Выучить лекцию
| 38
|
|
| Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.
|
| Беседа. Практикум.
| Ответы на проблемные вопросы
| 39
|
|
| Своеобразие конфликта. Смысл названия
|
| Беседа. Практикум.
| Конспект статьи Добролюбова
| 40
|
|
| Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»
|
| Беседа
| Конспект статьи Писарева
| 41
|
|
| Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы
|
| Практикум
| сообщения
| 42
|
|
| Споры критиков вокруг драмы «Гроза».
|
| Семинар. Тестирование по творчеству Гончарова и Островского
| Домашнее сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»
| |