Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»




Скачать 218.34 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Дата публикации14.02.2014
Размер218.34 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по литературному краеведению

«В мире Н.Рубцова»

форма проведения и название


________________________в 5 классе______________________

класс (ступень) или возраст обучающихся


_Шадрина Ю.А., учитель русского языка и литература, высшая категория

Ф.И.О., должность, категория

2013- 2014 учебный год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАВПИСКА

Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования «Литература Вологодского края»
^ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

– дать разностороннее, систематизированное представление о творчестве Н.М.Рубцова;

– вписать творчество Н.М.Рубцова в контекст литературы Вологодского края;

– установить ценностные ориентиры в изучаемом материале;

– расширить культурный кругозор учащихся;

– включить поэзию Н.Рубцова в активный духовный запас школьников;

– способствовать созданию целостного, культурно значимого образа поэта в сознании учащихся;

– воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении поэзии Н.Рубцова;

– формировать устойчивую личностную потребность в дальнейшем освоении культурного пространства родного края;

– инициировать деятельность по литературному краеведению на территории Вологодской области;

– способствовать повышению эффективности литературного образования.

Достижению этих целей способствует решение следующих задач:

  1. Дать сведения о биографии поэта

  2. Показать художественное своеобразие и особенности тематики стихов Н.Рубцова

  3. Формирование в детях стремления и умения выразить своё отношение к личности и поэзии Н.М.Рубцова



^ 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Курс ориентирован на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности нашего региона. Включение этого элективного курса в учебный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества Н.Рубцова.

Непременным условием успешной работы является постановка изучения жизни и поэзии Н.Рубцова как литературы Вологодского края с опорой на филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную.

В рабочую программу включены факты биографии поэта и произведения, отобранные с учетом принципов художественной состоятельности, воспитательной эффективности, а также особенностей восприятия учащихся 5 класса.

Изучение поэзии Н.Рубцова позволяет сформировать такие умения, необходимые обучающимся, как анализ и интерпретация художественного произведения, соотношение художественной литературы с общественной жизнью и культурой, раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержания литературных произведений.

Для этого используются основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений;

  • Выразительное чтение;

  • Заучивание наизусть и создание литературных текстов;

  • Участие в дискуссии;

  • Выражение своего отношения к поэзии через проектную работу

  • Работа с фондами школьного музея Н.М.Рубцова


^ 3.МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с учебным планом Учреждения данный курс вводится в 5 классе в количестве 17 часов в 1 полугодии.

^ 4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

В результате изучения жизни и творчества Н.М.Рубцова края ученик должен:

знать:

- основные факты биографии поэта;

- тематику стихотворений;

– наиболее важные художественные особенности его произведений;

- 3 стихотворения наизусть.

уметь:

- выразительно читать стихи Н.Рубцова;

- осознанно читать тексты стихотворений поэта;

- строить устное монологическое высказывание о фактах жизни и стихотворении поэта;

-создавать текст сочинения, выступления о фактах жизни и произведениях Н.Рубцова;

- задавать вопросы и давать на них точные ответы;

-использовать для изучения жизни и творчестве поэта материалы, имеющиеся в фондах школьного музея Н.Рубцова и дома- музея с. Никольского, стендов рекреации школы

- выразить своё отношение к творчеству поэта путём творческой работы разных форм: рисунков, презентаций, книжек-самоделок и т.д.

^ Быть готовыми применять к включенному в учебную программу материалу умения и навыки, названные в разделах «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений» и «Требования к уровню подготовки выпускников» (подразделы «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни») федерального стандарта основного общего образования по литературе.
^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Авторская позиция

Вологодский край

Жанр

Литература

Литературное краеведение

Малая родина

Патриотизм

Пейзаж

Персонаж

Проблематика

Тема

Тихая лирика

Художественные средства
^ 5.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

1 час.

Что я знаю о Н.Рубцове.

Выяснение знаний обучающихся о поэте. Повторение полученных сведений о поэте в начальных классах. Мотивация к изучению жизни и творчества Н.Рубцова через знакомство с материалами школьного музея

1 час

Биография Н.М.Рубцова.

Обзор биографии поэта с помощью экскурсии по стендам рекреации. Родословная, детство, юность, служба в армии, литературная деятельность Н.Рубцова. С.Никольское в жизни поэта.

1 час.

Интересные эпизоды из жизни Н.М.Рубцова

Наиболее яркие и понятные для уровня 5 класса эпизоды жизни поэта: детство, жизнь в Никольском

1 час

Воспоминания о поэте

Воспоминания людей, знавших Н.Рубцова: А.Мартюкова, детдомовцев, учителей, С.Багрова. Формирование представления о личности поэта.

1 час

Наша фильмотека

Знакомство и жизнью Н.Рубцова с помощью документальных фильмов о поэте разных режиссёров: В Кудрявцева, Д.Чернецова

1 час

Посещение музея Н.М.Рубцова

Биография Н.Рубцова.

1 час.

Рубцовская Никола

Места с. Никольского, связанные с фактами биографии поэта: улицы, дома.

1 час

Открытие поэзии Н.М.Рубцова

Первые строчки стихов Н.Рубцова как отражение темы стихотворения. Стихи «Доволен я буквально всем», «Первый снег», «Море», «Стоит изба» и др.

1 час

Стихи Н.Рубцова для детей

Особенности восприятия Н.Рубцовым мира детей.

Стихи «Маленькие Лили», «Мальчик Вова», «После посещения зоопарка», «Мальчик Лёва», «По дрова», «Первый снег» и т.д.

1 час

Стихи о море

Изображение Н.Рубцовым моря. Связь биографии и стихов данной тематики. Стихи «Море», «Весна на море», «Портовая ночь», «Я весь в мазуте», «В кочегарке»», «Эх ты, море моё штормовое», «Шторм», «Возвращение из рейса»

1 час.

Стихи о животных

Особенности изображения Н.Рубцовым животных и птиц. Стихи «Ласточка», «Коза», «Медведь», «Ворона», «Воробей», «Про зайца», «Жеребёнок»

1 час

Стихи о природе

Изображение природы Н.Рубцовым. Художественные особенности стихов данной тематики.

«Во время грозы», «Природа», «Сапоги мои скрип да скрип», «После грозы», «У сгнившей лесной избушки», «Доволен я буквально всем!», «Журавли», «В глуши» и т.д.

1 час.

Стихи Н.Рубцова о деревне

Изображение поэтом природы, жизни и людей деревни. Жизненные ценности деревенского уклада. Стихи «Деревенские ночи», «Добрый Филя», «Утро в деревне», «Тихая моя родина», «Родная деревня», «В избе», «По вечерам» и т.д.

1 час

Н.Рубцов и музыка

Отражение поэзии Н.Рубцова в музыкальных произведениях разных авторов: А.Шилова, М.Громова, Ю.Беляева и т.д. Музыкальность поэзии Н.Рубцова

2 часа

Готовимся к защите проекта «Мой Рубцов»

Подготовка и выполнение проекта. Пять «П» проекта: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

1 час

Представление, защита, обсуждение проектов «Мой Рубцов»
^ 6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(ПРИЛОЖЕНИЕ)
7.МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


  1. Фонды школьного музея Н.Рубцова, школьной и сельской библиотек, дома-музея Н.Рубцова

  2. Презентации по жизни и творчеству Н.Рубцова

  3. Аудио-и видеозаписи музыкальных произведений и фильмов о Н.Рубцове

  4. Сборники стихов поэта

  5. Книги воспоминаний о Н.Рубцове


ПРИЛОЖЕНИЕ

^ 6.Тематическое планирование элективного курса

«В мире Н.Рубцова»



Наименование раздела, темы занятия

Кол.

часов

Сроки

Содержание

Результаты освоения


Методы

Понятия

д\з

1

Что я знаю о Н.Рубцове


1




Выяснение знаний обучающихся о поэте. Повторение полученных сведений о поэте в начальных классах. Мотивация к изучению жизни и творчества Н.Рубцова через знакомство с материалами школьного музея

знать:

- факты биографии поэта

уметь:

- строить устное монологическое высказывание

-использовать для изучения жизни и творчестве поэта материалы, имеющиеся в фондах школьного музея Н.Рубцова

Беседа, монологическое высказывание о поэте и его стихах, экскурсия в школьный музей Н.Рубцова

Вологодский край

Литература

Литературное краеведение

Малая родина





2

Биография Н.М.Рубцова


1




Обзор биографии поэта с помощью экскурсии по стендам рекреации. Родословная, детство, юность, служба в армии, литературная деятельность Н.Рубцова. С.Никольское в жизни поэта.

знать:

- факты биографии поэта

уметь:

строить устное монологическое высказывание о фактах жизни поэта

- задавать вопросы и давать на них точные ответы;

Экскурсия,

выступления обучающихся


Вологодский край

Литература

Литературное краеведение

Малая родина

Тихая лирика


Подобрать понравившийся эпизод из жизни Н.Рубцова по предложенным источникам.

Пояснить, чем он запомнился

3

Интересные эпизоды из жизни Н.М.Рубцова


1




Наиболее яркие и понятные для уровня 5 класса эпизоды жизни поэта: детство, жизнь в Никольском

знать:

- факты биографии поэта

уметь:

строить устное монологическое высказывание о фактах жизни поэта

-создавать текст выступления о фактах жизни и произведениях Н.Рубцова

- задавать вопросы и давать на них точные ответы;

Беседа, выступления обучающихся, вопросы к выступающему


Вологодский край

Малая родина


Найти воспоминания о поэте людей, знавших поэта.

4

Воспоминания о поэте


1




Воспоминания людей, знавших Н.Рубцова: А.Мартюкова, детдомовцев, учителей, С.Багрова. Формирование представления о личности поэта.

знать:

- факты биографии поэта

уметь:

строить устное монологическое высказывание о фактах жизни поэта

-создавать текст выступления о фактах жизни и произведениях Н.Рубцова

- задавать вопросы и давать на них точные ответы;

Беседа, выступления обучающихся


Вологодский край

Малая родина


Минисочинение «Каким я представляю Н.Рубцова»

5

Наша фильмотека


1




Знакомство и жизнью Н.Рубцова с помощью документальных фильмов о поэте разных режиссёров: В Кудрявцева, Д.Чернецова

знать:

- факты биографии поэта

уметь:

строить устное монологическое высказывание о фактах жизни поэта

-создавать текст выступления о фактах жизни и произведениях Н.Рубцова

Просмотр фильмов и их фрагментов, беседа, выступления обучающихся

Вологодский край

Литература

Литературное краеведение

Малая родина

Патриотизм

Тихая лирика

Раскадровка моего фильма о Н.Рубцове

6

Посещение музея Н.М.Рубцова


1




Биография Н.Рубцова.


знать:

- факты биографии

уметь:

- задавать вопросы

Экскурсия, беседа

Вологодский край

Литература

Литературное краеведение

Малая родина

Устное выступление

«Экспонат музея Н.Рубцова, произведший на меня самое яркое впечатление»

7

Рубцовская Никола

1




Экскурсия по местам с. Никольского, связанным с именем поэта

знать:

- факты биографии

уметь:

- задавать вопросы

Экскурсия, беседа

Малая родина

Тихая лирика

Сочинение «С. Никольское-родина Н.Рубцова»

8

Открытие поэзии Н.М.Рубцова

1




Первые строчки стихов Н.Рубцова как отражение темы стихотворения. Стихи «Доволен я буквально всем», «Первый снег», «Море», «Стоит изба» и др.


знать:

-тематику стихотворений;

– наиболее важные художественные особенности его произведений

уметь:

- выразительно читать стихи Н.Рубцова;

- осознанно читать тексты стихотворений поэта;

- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;

- задавать вопросы и давать на них точные ответы;

-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова

Самостоятельная работа, беседа, групповая работа

Авторская позиция

Жанр

Пейзаж

Тема

Художественные средства


Сочинение по первой строчке стихотворения на выбор

Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова для детей

Наизусть на выбор понравившееся стихотворение

9

Стихи Н.Рубцова для детей

1




Особенности восприятия Н.Рубцовым мира детей.

Стихи «Маленькие Лили», «Мальчик Вова», «После посещения зоопарка», «Мальчик Лёва», «По дрова», «Первый снег» и т.д.

и т.д.

знать:

-тематику стихотворений;

– наиболее важные художественные особенности его произведений

уметь:

- выразительно читать стихи Н.Рубцова;

- осознанно читать тексты стихотворений поэта;

- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;

- задавать вопросы и давать на них точные ответы;

-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова

Самостоятельная работа, беседа, групповая работа

Авторская позиция

Жанр

Тема

Художественные средства

Персонаж


Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова о море

10

Стихи о море

1




Изображение Н.Рубцовым моря. Связь биографии и стихов данной тематики. Стихи «Море», «Весна на море», «Портовая ночь», «Я весь в мазуте», «В кочегарке»», «Эх ты, море моё штормовое», «Шторм», «Возвращение из рейса»


знать:

-тематику стихотворений;

– наиболее важные художественные особенности его произведений

уметь:

- выразительно читать стихи Н.Рубцова;

- осознанно читать тексты стихотворений поэта;

- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;

- задавать вопросы и давать на них точные ответы;

-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова

Самостоятельная работа, беседа, групповая работа

Авторская позиция

Жанр

Пейзаж

Тема

Художественные средства

Патриотизм


Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова о животных

11

Стихи о животных

1




Особенности изображения Н.Рубцовым животных и птиц. Стихи «Ласточка», «Коза», «Медведь», «Ворона», «Воробей», «Про зайца», «Жеребёнок»

знать:

-тематику стихотворений;

– наиболее важные художественные особенности его произведений

уметь:

- выразительно читать стихи Н.Рубцова;

- осознанно читать тексты стихотворений поэта;

- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;

- задавать вопросы и давать на них точные ответы;

-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова

Самостоятельная работа, беседа, групповая работа

Авторская позиция

Жанр

Пейзаж

Тема

Художественные средства

Персонаж


Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова о природе

Наизусть на выбор стихотворение данной тематики

12

Стихи о природе

1




Изображение природы Н.Рубцовым. Художественные особенности стихов данной тематики.

«Во время грозы», «Природа», «Сапоги мои скрип да скрип», «После грозы», «У сгнившей лесной избушки», «Доволен я буквально всем!», «Журавли», «В глуши»

знать:

-тематику стихотворений;

– наиболее важные художественные особенности его произведений

уметь:

- выразительно читать стихи Н.Рубцова;

- осознанно читать тексты стихотворений поэта;

- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;

- задавать вопросы и давать на них точные ответы;

-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова

Самостоятельная работа, беседа, групповая работа

Авторская позиция

Жанр

Пейзаж

Тема

Художественные средства


Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова о деревне

Наизусть на выбор стихотворение данной тематики

13

Стихи о деревне

1




Изображение поэтом природы, жизни и людей деревни. Жизненные ценности деревенского уклада «Деревенские ночи», «Добрый Филя», «Утро в деревне», «Тихая моя родина», «Родная деревня», «В избе», «По вечерам» и т.д.


знать:

-тематику стихотворений;

– наиболее важные художественные особенности его произведений

уметь:

- выразительно читать стихи Н.Рубцова;

- осознанно читать тексты стихотворений поэта;

- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;

- задавать вопросы и давать на них точные ответы;

-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова

Самостоятельная работа, беседа, групповая работа

Авторская позиция

Жанр

Пейзаж

Тема

Художественные средства

Персонаж

Малая родина

Патриотизм





14

Н.Рубцов и музыка

1




Отражение поэзии Н.Рубцова в музыкальных произведениях разных авторов: А.Шилова, М.Громова, Ю.Беляева и т.д. Музыкальность поэзии Н.Рубцова

знать:

- тематику стихотворений;

– наиболее важные художественные особенности его произведений;.

уметь:

- осознанно читать тексты стихотворений поэта;

- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;

задавать вопросы и давать на них точные ответы;

-создавать текст выступления о произведениях Н.Рубцова

Беседа, выступления обучающихся, слушание аудиозаписей

Авторская позиция

Жанр

Литература

Малая родина

Патриотизм

Проблематика

Художественные средства


Определение формы проекта

15,16

Готовимся к защите проекта «Мой Рубцов»

1




Готовимся к защите проекта «Мой Рубцов»

Подготовка и выполнение проекта. Пять «П» проекта: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

знать:

- основные факты биографии поэта;

- тематику стихотворений;

– наиболее важные художественные особенности его произведений;

уметь:

- выразительно читать стихи Н.Рубцова;

- осознанно читать тексты стихотворений поэта;

- строить устное монологическое высказывание о фактах жизни и стихотворении поэта;

задавать вопросы и давать на них точные ответы;

-создавать текст сочинения, выступления о фактах жизни и произведениях Н.Рубцова;

-использовать для изучения жизни и творчестве поэта материалы, имеющиеся в фондах школьного музея Н.Рубцова и дома- музея с. Никольского

- выразить своё отношение к творчеству поэта путём творческой работы разных форм: рисунков, презентаций, книжек-самоделок и т.д.

Беседа, самостоятельная работа лекция, выступления обучающихся



Авторская позиция

Вологодский край

Жанр

Литература

Литературное краеведение

Малая родина

Патриотизм

Пейзаж

Персонаж

Проблематика

Тема

Тихая лирика

Художественные средства


Разработка проекта

17

Представление и защита проекта «Мой Рубцов»

1




Представление, защита, обсуждение проектов «Мой Рубцов»


знать:

- основные факты биографии поэта;

- тематику стихотворений;

– наиболее важные художественные особенности его произведений

уметь:

- выразительно читать стихи Н.Рубцова;

- строить устное монологическое высказывание о фактах жизни и стихотворении поэта;

задавать вопросы и давать на них точные ответы;

- выразить своё отношение к творчеству поэта путём творческой работы разных форм: рисунков, презентаций, книжек-самоделок и т.д.

Беседа, выступления обучающихся


Авторская позиция

Вологодский край

Жанр

Литература

Литературное краеведение

Малая родина

Патриотизм

Пейзаж

Персонаж

Проблематика

Тема

Тихая лирика

Художественные средства






Тематическое планирование

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова» iconРабочая программа по литературному краеведению 5 класс
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош...

Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова» iconРабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса составлена на основе программы по литературному краеведению основного...

Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова» iconСодержание программы элективного курса Учебно-тематический план элективного курса
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова» iconОрганизация внеурочной деятельности младших школьников по литературному...
Ьности по литературному краеведению в начальной школе. Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что внеурочная...

Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...

Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова» iconРабочая программа элективного курса «Написание эссе»
Программа элективного курса «Написание эссе» для 10кл составлена на основе программы учителя русского языка и литературы гбоу сош1380...

Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры

Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова» iconПлан работы элективного курса на 2011 2012 уч г
Работа элективного курса планируется по программе элективного курса «Подготовка к егэ». В связи с тем, что на занятия отводится один...

Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова» iconПрограмма элективного курса «Мир вокруг нас вместе с английским»
Программа элективного курса «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 5-6 классов. Объём курса 5 класс-34 ч., 6класс-34ч

Рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова» iconПрограммы элективного курса «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе»
Зауралья о Родине, о времени, о себе» составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница