 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по литературному краеведению
«В мире Н.Рубцова»
форма проведения и название
________________________в 5 классе______________________
класс (ступень) или возраст обучающихся
_Шадрина Ю.А., учитель русского языка и литература, высшая категория
Ф.И.О., должность, категория
2013- 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАВПИСКА
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования «Литература Вологодского края» ^
– дать разностороннее, систематизированное представление о творчестве Н.М.Рубцова;
– вписать творчество Н.М.Рубцова в контекст литературы Вологодского края;
– установить ценностные ориентиры в изучаемом материале;
– расширить культурный кругозор учащихся;
– включить поэзию Н.Рубцова в активный духовный запас школьников;
– способствовать созданию целостного, культурно значимого образа поэта в сознании учащихся;
– воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении поэзии Н.Рубцова;
– формировать устойчивую личностную потребность в дальнейшем освоении культурного пространства родного края;
– инициировать деятельность по литературному краеведению на территории Вологодской области;
– способствовать повышению эффективности литературного образования.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач:
Дать сведения о биографии поэта
Показать художественное своеобразие и особенности тематики стихов Н.Рубцова
Формирование в детях стремления и умения выразить своё отношение к личности и поэзии Н.М.Рубцова
^
Курс ориентирован на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности нашего региона. Включение этого элективного курса в учебный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества Н.Рубцова.
Непременным условием успешной работы является постановка изучения жизни и поэзии Н.Рубцова как литературы Вологодского края с опорой на филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную.
В рабочую программу включены факты биографии поэта и произведения, отобранные с учетом принципов художественной состоятельности, воспитательной эффективности, а также особенностей восприятия учащихся 5 класса.
Изучение поэзии Н.Рубцова позволяет сформировать такие умения, необходимые обучающимся, как анализ и интерпретация художественного произведения, соотношение художественной литературы с общественной жизнью и культурой, раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержания литературных произведений.
Для этого используются основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений;
Выразительное чтение;
Заучивание наизусть и создание литературных текстов;
Участие в дискуссии;
Выражение своего отношения к поэзии через проектную работу
Работа с фондами школьного музея Н.М.Рубцова
^
В соответствии с учебным планом Учреждения данный курс вводится в 5 классе в количестве 17 часов в 1 полугодии.
^
В результате изучения жизни и творчества Н.М.Рубцова края ученик должен:
знать:
- основные факты биографии поэта;
- тематику стихотворений;
– наиболее важные художественные особенности его произведений;
- 3 стихотворения наизусть.
уметь:
- выразительно читать стихи Н.Рубцова;
- осознанно читать тексты стихотворений поэта;
- строить устное монологическое высказывание о фактах жизни и стихотворении поэта;
-создавать текст сочинения, выступления о фактах жизни и произведениях Н.Рубцова;
- задавать вопросы и давать на них точные ответы;
-использовать для изучения жизни и творчестве поэта материалы, имеющиеся в фондах школьного музея Н.Рубцова и дома- музея с. Никольского, стендов рекреации школы
- выразить своё отношение к творчеству поэта путём творческой работы разных форм: рисунков, презентаций, книжек-самоделок и т.д.
^ применять к включенному в учебную программу материалу умения и навыки, названные в разделах «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений» и «Требования к уровню подготовки выпускников» (подразделы «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни») федерального стандарта основного общего образования по литературе. ^
Авторская позиция
Вологодский край
Жанр
Литература
Литературное краеведение
Малая родина
Патриотизм
Пейзаж
Персонаж
Проблематика
Тема
Тихая лирика
Художественные средства ^
1 час.
Что я знаю о Н.Рубцове.
Выяснение знаний обучающихся о поэте. Повторение полученных сведений о поэте в начальных классах. Мотивация к изучению жизни и творчества Н.Рубцова через знакомство с материалами школьного музея
1 час
Биография Н.М.Рубцова.
Обзор биографии поэта с помощью экскурсии по стендам рекреации. Родословная, детство, юность, служба в армии, литературная деятельность Н.Рубцова. С.Никольское в жизни поэта.
1 час.
Интересные эпизоды из жизни Н.М.Рубцова
Наиболее яркие и понятные для уровня 5 класса эпизоды жизни поэта: детство, жизнь в Никольском
1 час
Воспоминания о поэте
Воспоминания людей, знавших Н.Рубцова: А.Мартюкова, детдомовцев, учителей, С.Багрова. Формирование представления о личности поэта.
1 час
Наша фильмотека
Знакомство и жизнью Н.Рубцова с помощью документальных фильмов о поэте разных режиссёров: В Кудрявцева, Д.Чернецова
1 час
Посещение музея Н.М.Рубцова
Биография Н.Рубцова.
1 час.
Рубцовская Никола
Места с. Никольского, связанные с фактами биографии поэта: улицы, дома.
1 час
Открытие поэзии Н.М.Рубцова
Первые строчки стихов Н.Рубцова как отражение темы стихотворения. Стихи «Доволен я буквально всем», «Первый снег», «Море», «Стоит изба» и др.
1 час
Стихи Н.Рубцова для детей
Особенности восприятия Н.Рубцовым мира детей.
Стихи «Маленькие Лили», «Мальчик Вова», «После посещения зоопарка», «Мальчик Лёва», «По дрова», «Первый снег» и т.д.
1 час
Стихи о море
Изображение Н.Рубцовым моря. Связь биографии и стихов данной тематики. Стихи «Море», «Весна на море», «Портовая ночь», «Я весь в мазуте», «В кочегарке»», «Эх ты, море моё штормовое», «Шторм», «Возвращение из рейса»
1 час.
Стихи о животных
Особенности изображения Н.Рубцовым животных и птиц. Стихи «Ласточка», «Коза», «Медведь», «Ворона», «Воробей», «Про зайца», «Жеребёнок»
1 час
Стихи о природе
Изображение природы Н.Рубцовым. Художественные особенности стихов данной тематики.
«Во время грозы», «Природа», «Сапоги мои скрип да скрип», «После грозы», «У сгнившей лесной избушки», «Доволен я буквально всем!», «Журавли», «В глуши» и т.д.
1 час.
Стихи Н.Рубцова о деревне
Изображение поэтом природы, жизни и людей деревни. Жизненные ценности деревенского уклада. Стихи «Деревенские ночи», «Добрый Филя», «Утро в деревне», «Тихая моя родина», «Родная деревня», «В избе», «По вечерам» и т.д.
1 час
Н.Рубцов и музыка
Отражение поэзии Н.Рубцова в музыкальных произведениях разных авторов: А.Шилова, М.Громова, Ю.Беляева и т.д. Музыкальность поэзии Н.Рубцова
2 часа
Готовимся к защите проекта «Мой Рубцов»
Подготовка и выполнение проекта. Пять «П» проекта: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
1 час
Представление, защита, обсуждение проектов «Мой Рубцов» ^ 7.МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Фонды школьного музея Н.Рубцова, школьной и сельской библиотек, дома-музея Н.Рубцова
Презентации по жизни и творчеству Н.Рубцова
Аудио-и видеозаписи музыкальных произведений и фильмов о Н.Рубцове
Сборники стихов поэта
Книги воспоминаний о Н.Рубцове
ПРИЛОЖЕНИЕ
^
«В мире Н.Рубцова»
№
| Наименование раздела, темы занятия
| Кол.
часов
| Сроки
| Содержание
| Результаты освоения
| Методы
| Понятия
| д\з
| 1
| Что я знаю о Н.Рубцове
| 1
|
| Выяснение знаний обучающихся о поэте. Повторение полученных сведений о поэте в начальных классах. Мотивация к изучению жизни и творчества Н.Рубцова через знакомство с материалами школьного музея
| знать:
- факты биографии поэта
уметь:
- строить устное монологическое высказывание
-использовать для изучения жизни и творчестве поэта материалы, имеющиеся в фондах школьного музея Н.Рубцова
| Беседа, монологическое высказывание о поэте и его стихах, экскурсия в школьный музей Н.Рубцова
| Вологодский край
Литература
Литературное краеведение
Малая родина
|
| 2
| Биография Н.М.Рубцова
| 1
|
| Обзор биографии поэта с помощью экскурсии по стендам рекреации. Родословная, детство, юность, служба в армии, литературная деятельность Н.Рубцова. С.Никольское в жизни поэта.
| знать:
- факты биографии поэта
уметь:
строить устное монологическое высказывание о фактах жизни поэта
- задавать вопросы и давать на них точные ответы;
| Экскурсия,
выступления обучающихся
| Вологодский край
Литература
Литературное краеведение
Малая родина
Тихая лирика
| Подобрать понравившийся эпизод из жизни Н.Рубцова по предложенным источникам.
Пояснить, чем он запомнился
| 3
| Интересные эпизоды из жизни Н.М.Рубцова
| 1
|
| Наиболее яркие и понятные для уровня 5 класса эпизоды жизни поэта: детство, жизнь в Никольском
| знать:
- факты биографии поэта
уметь:
строить устное монологическое высказывание о фактах жизни поэта
-создавать текст выступления о фактах жизни и произведениях Н.Рубцова
- задавать вопросы и давать на них точные ответы;
| Беседа, выступления обучающихся, вопросы к выступающему
| Вологодский край
Малая родина
| Найти воспоминания о поэте людей, знавших поэта.
| 4
| Воспоминания о поэте
| 1
|
| Воспоминания людей, знавших Н.Рубцова: А.Мартюкова, детдомовцев, учителей, С.Багрова. Формирование представления о личности поэта.
| знать:
- факты биографии поэта
уметь:
строить устное монологическое высказывание о фактах жизни поэта
-создавать текст выступления о фактах жизни и произведениях Н.Рубцова
- задавать вопросы и давать на них точные ответы;
| Беседа, выступления обучающихся
| Вологодский край
Малая родина
| Минисочинение «Каким я представляю Н.Рубцова»
| 5
| Наша фильмотека
| 1
|
| Знакомство и жизнью Н.Рубцова с помощью документальных фильмов о поэте разных режиссёров: В Кудрявцева, Д.Чернецова
| знать:
- факты биографии поэта
уметь:
строить устное монологическое высказывание о фактах жизни поэта
-создавать текст выступления о фактах жизни и произведениях Н.Рубцова
| Просмотр фильмов и их фрагментов, беседа, выступления обучающихся
| Вологодский край
Литература
Литературное краеведение
Малая родина
Патриотизм
Тихая лирика
| Раскадровка моего фильма о Н.Рубцове
| 6
| Посещение музея Н.М.Рубцова
| 1
|
| Биография Н.Рубцова.
| знать:
- факты биографии
уметь:
- задавать вопросы
| Экскурсия, беседа
| Вологодский край
Литература
Литературное краеведение
Малая родина
| Устное выступление
«Экспонат музея Н.Рубцова, произведший на меня самое яркое впечатление»
| 7
| Рубцовская Никола
| 1
|
| Экскурсия по местам с. Никольского, связанным с именем поэта
| знать:
- факты биографии
уметь:
- задавать вопросы
| Экскурсия, беседа
| Малая родина
Тихая лирика
| Сочинение «С. Никольское-родина Н.Рубцова»
| 8
| Открытие поэзии Н.М.Рубцова
| 1
|
| Первые строчки стихов Н.Рубцова как отражение темы стихотворения. Стихи «Доволен я буквально всем», «Первый снег», «Море», «Стоит изба» и др.
| знать:
-тематику стихотворений;
– наиболее важные художественные особенности его произведений
уметь:
- выразительно читать стихи Н.Рубцова;
- осознанно читать тексты стихотворений поэта;
- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;
- задавать вопросы и давать на них точные ответы;
-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова
| Самостоятельная работа, беседа, групповая работа
| Авторская позиция
Жанр
Пейзаж
Тема
Художественные средства
| Сочинение по первой строчке стихотворения на выбор
Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова для детей
Наизусть на выбор понравившееся стихотворение
| 9
| Стихи Н.Рубцова для детей
| 1
|
| Особенности восприятия Н.Рубцовым мира детей.
Стихи «Маленькие Лили», «Мальчик Вова», «После посещения зоопарка», «Мальчик Лёва», «По дрова», «Первый снег» и т.д.
и т.д.
| знать:
-тематику стихотворений;
– наиболее важные художественные особенности его произведений
уметь:
- выразительно читать стихи Н.Рубцова;
- осознанно читать тексты стихотворений поэта;
- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;
- задавать вопросы и давать на них точные ответы;
-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова
| Самостоятельная работа, беседа, групповая работа
| Авторская позиция
Жанр
Тема
Художественные средства
Персонаж
| Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова о море
| 10
| Стихи о море
| 1
|
| Изображение Н.Рубцовым моря. Связь биографии и стихов данной тематики. Стихи «Море», «Весна на море», «Портовая ночь», «Я весь в мазуте», «В кочегарке»», «Эх ты, море моё штормовое», «Шторм», «Возвращение из рейса»
| знать:
-тематику стихотворений;
– наиболее важные художественные особенности его произведений
уметь:
- выразительно читать стихи Н.Рубцова;
- осознанно читать тексты стихотворений поэта;
- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;
- задавать вопросы и давать на них точные ответы;
-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова
| Самостоятельная работа, беседа, групповая работа
| Авторская позиция
Жанр
Пейзаж
Тема
Художественные средства
Патриотизм
| Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова о животных
| 11
| Стихи о животных
| 1
|
| Особенности изображения Н.Рубцовым животных и птиц. Стихи «Ласточка», «Коза», «Медведь», «Ворона», «Воробей», «Про зайца», «Жеребёнок»
| знать:
-тематику стихотворений;
– наиболее важные художественные особенности его произведений
уметь:
- выразительно читать стихи Н.Рубцова;
- осознанно читать тексты стихотворений поэта;
- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;
- задавать вопросы и давать на них точные ответы;
-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова
| Самостоятельная работа, беседа, групповая работа
| Авторская позиция
Жанр
Пейзаж
Тема
Художественные средства
Персонаж
| Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова о природе
Наизусть на выбор стихотворение данной тематики
| 12
| Стихи о природе
| 1
|
| Изображение природы Н.Рубцовым. Художественные особенности стихов данной тематики.
«Во время грозы», «Природа», «Сапоги мои скрип да скрип», «После грозы», «У сгнившей лесной избушки», «Доволен я буквально всем!», «Журавли», «В глуши»
| знать:
-тематику стихотворений;
– наиболее важные художественные особенности его произведений
уметь:
- выразительно читать стихи Н.Рубцова;
- осознанно читать тексты стихотворений поэта;
- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;
- задавать вопросы и давать на них точные ответы;
-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова
| Самостоятельная работа, беседа, групповая работа
| Авторская позиция
Жанр
Пейзаж
Тема
Художественные средства
| Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова о деревне
Наизусть на выбор стихотворение данной тематики
| 13
| Стихи о деревне
| 1
|
| Изображение поэтом природы, жизни и людей деревни. Жизненные ценности деревенского уклада «Деревенские ночи», «Добрый Филя», «Утро в деревне», «Тихая моя родина», «Родная деревня», «В избе», «По вечерам» и т.д.
| знать:
-тематику стихотворений;
– наиболее важные художественные особенности его произведений
уметь:
- выразительно читать стихи Н.Рубцова;
- осознанно читать тексты стихотворений поэта;
- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;
- задавать вопросы и давать на них точные ответы;
-создавать текст сочинения, выступления о произведениях Н.Рубцова
| Самостоятельная работа, беседа, групповая работа
| Авторская позиция
Жанр
Пейзаж
Тема
Художественные средства
Персонаж
Малая родина
Патриотизм
|
| 14
| Н.Рубцов и музыка
| 1
|
| Отражение поэзии Н.Рубцова в музыкальных произведениях разных авторов: А.Шилова, М.Громова, Ю.Беляева и т.д. Музыкальность поэзии Н.Рубцова
| знать:
- тематику стихотворений;
– наиболее важные художественные особенности его произведений;.
уметь:
- осознанно читать тексты стихотворений поэта;
- строить устное монологическое высказывание о стихотворении поэта;
задавать вопросы и давать на них точные ответы;
-создавать текст выступления о произведениях Н.Рубцова
| Беседа, выступления обучающихся, слушание аудиозаписей
| Авторская позиция
Жанр
Литература
Малая родина
Патриотизм
Проблематика
Художественные средства
| Определение формы проекта
| 15,16
| Готовимся к защите проекта «Мой Рубцов»
| 1
|
| Готовимся к защите проекта «Мой Рубцов»
Подготовка и выполнение проекта. Пять «П» проекта: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
| знать:
- основные факты биографии поэта;
- тематику стихотворений;
– наиболее важные художественные особенности его произведений;
уметь:
- выразительно читать стихи Н.Рубцова;
- осознанно читать тексты стихотворений поэта;
- строить устное монологическое высказывание о фактах жизни и стихотворении поэта;
задавать вопросы и давать на них точные ответы;
-создавать текст сочинения, выступления о фактах жизни и произведениях Н.Рубцова;
-использовать для изучения жизни и творчестве поэта материалы, имеющиеся в фондах школьного музея Н.Рубцова и дома- музея с. Никольского
- выразить своё отношение к творчеству поэта путём творческой работы разных форм: рисунков, презентаций, книжек-самоделок и т.д.
| Беседа, самостоятельная работа лекция, выступления обучающихся
|
Авторская позиция
Вологодский край
Жанр
Литература
Литературное краеведение
Малая родина
Патриотизм
Пейзаж
Персонаж
Проблематика
Тема
Тихая лирика
Художественные средства
| Разработка проекта
| 17
| Представление и защита проекта «Мой Рубцов»
| 1
|
| Представление, защита, обсуждение проектов «Мой Рубцов»
| знать:
- основные факты биографии поэта;
- тематику стихотворений;
– наиболее важные художественные особенности его произведений
уметь:
- выразительно читать стихи Н.Рубцова;
- строить устное монологическое высказывание о фактах жизни и стихотворении поэта;
задавать вопросы и давать на них точные ответы;
- выразить своё отношение к творчеству поэта путём творческой работы разных форм: рисунков, презентаций, книжек-самоделок и т.д.
| Беседа, выступления обучающихся
|
Авторская позиция
Вологодский край
Жанр
Литература
Литературное краеведение
Малая родина
Патриотизм
Пейзаж
Персонаж
Проблематика
Тема
Тихая лирика
Художественные средства
|
|
Тематическое планирование |